О М. Цветаевой

Что мы  чувствуем, когда слышим о поэте Марине Цветаевой?
Мы – это те, кто носил пионерский галстук, кто пережил войну, верил в справедливость (ну, хотя бы, в урезанном виде), «строил Коммунизм», а потом застал крах великой страны. Кто не учился на филфаках, кто получал образование и специальность, необходимые Стране и зарабатывал на жизнь, чаще всего, напряженным трудом.
В лучшем случае мы вспомнили бы известные, благодаря Эльдару Рязанову, строки:

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Да, эти прекрасные строки написаны М. Цветаевой.
Пример творчества большого Поэта.
А что мы знаем вообще о Поэте и Человеке Марине Цветаевой?
При жизни должного признания Цветаева никогда не получала. Социалистическим идеалам не соответствовала.  Не оказалась она своей и для русской зарубежной культуры. Широкое ее возрождение началось лишь в 60-70 годы.
Вот как отзывается о своем первом знакомстве с Мариной Цветаевой известный литературовед и критик,  специализирующийся в основном на русской поэзии, главным образом на творчестве Марины Цветаевой Генрих Горчаков: «по Москве «загуляли» письма Марины Цветаевой к Борису Пастернаку. Дошли они и до меня. И не могли не поразить. Это была какая-то особая, неожиданная проза, обладающая неизъяснимыми чарами, и чарами буквально целебными…»

Что бы я отметил в жизни Марины Цветаевой для того, чтобы  составить представление о  ее судьбе, попробовать понять ее видение жизни.
Родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве.
Родители: отец, Иван Владимирович, — профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед. Мать, Мария Мейн (по происхождению — из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Николая Рубинштейна.
Период творчества М.И. Цветаевой  принадлежит эпохе «Серебряного века».
Писать стихи Марина начала в шестилетнем возрасте, причём не только на русском, но и на французском и немецком языках. Училась в Музыкальном Общедоступном училище. Исключена  из женской гимназии им. В. П. фон Дервиз, за свободомыслие и дерзость. Не прижилась она и в других гимназиях. Окончила частную женскую гимназию М. Т. Брюхоненко.
Летом 1909 г. Цветаева записалась в Париже на летний университетский курс по старофранцузской литературе. Жизнь за границей привлекала ее больше, чем  в родном отечестве.
В 1910 г. Цветаева напечатала в Товариществе типографии А. И. Мамонтова за свой счёт первый сборник стихов — «Вечерний альбом».
Её творчество привлекло внимание знаменитых поэтов — Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва.
Личная жизнь
В мае 1911 г.  в доме Волошина в Коктебеле Цветаева познакомилась с Сергеем Эфроном; 29 января 1912 г. они обвенчались в церкви Рождества Христова в Большом Палашёвском переулке. В сентябре того же года у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).
В октябре 1914 г. у Цветаевой сложились романтические отношения с поэтессой и переводчицей Софией Парнок, которые длились два года.
Годы Гражданской войны легли на Цветаеву тяжёлым бременем. Сергей Эфрон с 1918 г. служил в рядах Добровольческой армии на юге России. Цветаева в это время жила в Москве в Борисоглебском переулке, служила в Информационном отделе Комиссариата по делам национальностей (Наркомнац) и в др. советских учреждениях. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.
В марте 1921 г. началась многолетняя дружба Цветаевой с князем Сергеем Волконским. Эфрон к тому времени уже был в Праге, где стал студентом Карлова университета. В 1922 г Цветаева уехала к Эфрону в Чехию. Началась их совместная жизнь в эмиграции.
В Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца», посвященные Константину Родзевичу. В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже Цветаеву угнетала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.
Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России», включивший в себя стихотворения 1922—1925 годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…».
В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в её творчестве 1930-х годов.  В это время изданы «Мой Пушкин», «Мать и музыка», «Дом у Старого Пимена», «Повесть о Сонечке», воспоминания о Максимилиане Волошине («Живое о живом»), Михаиле Кузмине («Нездешний вечер» ), Андрее Белом («Пленный дух») и др.
С 1930-х годов Цветаева с семьёй жила почти в нищете. Муж болел и не работал.
В 1939 году вслед за мужем и дочерью Цветаева вернулась в СССР. Ее поселили на даче НКВД в подмосковном поселке Болшево (ныне Мемориальный дом-музей М. И. Цветаевой). 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. 16 октября 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян.
Восьмого августа 1941 года Цветаева с сыном была эвакуирована в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила разрешение на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда».
31 августа 1941 г в Елабуге Марина Ивановна покончила жизнь самоубийством. Похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище (в г. Елабуге). Точное расположение её могилы неизвестно.
«Жизнь – это место, где жить нельзя» – вот лейтмотив цветаевской поэзии. Жизнь причиняла боль. Этой боли советское поколение не принимало.

Почему Цветаева была отторгнута советским  поколением?
Впрочем, Цветаева была отторгнута не только в России, но и в эмиграции. Индивидуализм там тоже не обошелся без униформы – оказался разбитым на группки, на школы, на «наших» и «не наших». Цветаева везде попадала в группу «не наших».
Известный переводчик-германист Лев Гинзбург, который учился в ИФЛИ, а затем в МГУ, признавался: «Ни Мандельштама, ни Цветаевой, ни Хлебникова я тогда просто не читал…»
Его сверстники с удовольствием декламировали мужественных «Капитанов» Гумилева и внимали словам своего поэта Павла Когана:

Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтобы от Индии до Англии
Сияла Родина моя.

А вот строка М.Цветаевой: «Всяк на Руси – бездомный».

Марина Цветаева была действительно «не с теми, не с этими, не с третьими, не с сотыми… ни с кем, одна, всю жизнь, без книг, без читателей… без круга, без среды, без всякой защиты, причастности, хуже чем собака…» – так писала она Ю.Иваску в 1933 году.
Она была с Байроном, с Пушкиным, с Гейне, с поэзией, с душой… Она была с Рильке – без Рильке, с Пастернаком – без Пастернака, то есть с ними – поэтами, но не всегда с ними – людьми.
Ни с кем, никто – это ее излюбленные постулаты. Такой же «никто» – Казанова, герой ее романтической пьесы 1919 года «Феникс». «Никто» – лирическая героиня стихотворения 40-го года «Всё повторяю первый стих…»
Что Цветаева у нас после революции была абсолютно неизвестна и абсолютно запрещена – это не совсем верно. В Ленинской библиотеке ее книги были («Версты», «Психея»)  и не в спецхране. Доходили в Россию и ее зарубежные вещи – «Поэма горы», «Поэма конца» и другие.
Марина Цветаева, как личность, была противоречивым человеком с тонкой ранимой психикой. В свое время она оказалась невостребованной, однако ее талант уникален и неповторим. Поэтому сегодня она занимает достойное место в списке российских и зарубежных литературных классиков.

При знакомстве с творчеством Марины Цветаевой, невольно возникает образ ее современника Сергея Есенина, не входившего в круг ее друзей. Да, они во многом были разные.
Но, в чем-то, очень схожие. Конечно, талант. А еще: неповторимость, искренность, тонкость души и ранимость сердца.

Строки:
«До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,
— В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей»

по духу могли принадлежать только очень близким людям. Так почему же Сергей, в отличие от Марины,  на своей Родине был так популярен и востребован. Ответ не сложен: Есенин был поэтом русским в широком смысле этого слова: русским ло образу жизни, по традициям. Его знали разные люди, для многих он был кумиром. Он славил родной край, свою землю, отечество.
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".
 В этом Есенин расходится со Цветаевой. В ее жизни превалировала элитарность. И отношение к отчизне у нее было более чем сложное. Однако, я бы, все же, взялся утверждать, что, по большому счету, она болела за свою родину. Как, у человека глубоко эмоционального, у нее это проявлялось по-разному. Чтобы подчеркнуть это, приведу два ее стихотворения:

1. Тоска по родине

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.

Белое солнце и низкие, низкие тучи,
Вдоль огородов - за белой стеною - погост.
И на песке вереницы соломенных чучел
Под перекладинами в человеческий рост.

И, перевесившись через заборные колья,
Вижу: дороги, деревья, солдаты вразброд.
Старая баба - посыпанный крупною солью
Чёрный ломоть у калитки жуёт и жуёт...


2. Челюскинцам

Челюскинцы: звук —
Как сжатые челюсти!
Мороз на них прет,
Медведь на них щерится.

И впрямь челюстьми —
На славу всемирную —
Из льдин челюстей
Товарищей вырвали!

На льдине (не то
Что — черт его — Нобиле!)
Родили дитё
И псов не угробили —

На льдине!
                Эол
Доносит по кабелю:
«На льдов произвол
Ни пса не оставили!»

И спасши (мечта
Для младшего возраста!),
И псов и дитя
Умчали по воздуху.

«Европа, глядишь?
Так льды у нас колются!»
Щекастый малыш,
Спеленатый — полюсом!

А рядом — сердит
На громы виктории —
Второй уже Шмидт
В российской истории:

Седыми бровьми
Стесненная ласковость...

Сегодня — смеюсь!
Сегодня — да здравствует
Советский Союз!

За вас каждым мускулом
Держусь — и горжусь,
Челюскинцы — русские!

Патриотизм – чувство сложное, наследственное. Зиждется на любви к матери, к своей земле, родному краю. У каждого человека – свои ассоциации.
У Марины Цветаевой я бы это выразил так:
Патриотизм – это боль сердца при обилии бед на родной земле,
и это восторг и радость за дела достойные!

Данные заметки не претендуют на профессиональный анализ творчества М.Цветаевой.

PS ( к вопросу о сложности понятия "патриотизм")
Словари о патриотизме
-В.И. Даль:
Патриотизм – любовь к отчизне
Патриот – ревнитель о благе отечества (подходит ли это определение к крепостному?)
-С.И. Ожегов:
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины
Патриот – Человек, одушевленный патриотизмом
-Большая советская энциклопедия:
Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам (по советской идеологии все граждане страны равны).
-Доктор Самуэл Джонсон:
 «Патриотизм — последнее прибежище негодяя»
В данном высказывании д-р Джонсон разоблачает «ложный патриотизм», как проявление политической демагогии и использование этого понятия в своих личных целях.
 


Рецензии
Да, и боль поэзии Цветаевой и её любовь к родной земле вместе с завораживающей энергией стихов, которые то народной песней звучат, то симфонией, нередко - реквиемом.
Всегда любила её как великого поэта.
Не могла понять одного факта личной жизни (хотя такое время было, что эта трагедия М.Цветаевой - не личная!)- то, что она оставила дочь Ирину. Мне понадобились десятилетия, чтобы это понять... И стало по-другому звучать её слово.
Спасибо, Вам, Валерий, за этот очерк!
С уважением, Мила

Мила Суркова   27.04.2018 15:57     Заявить о нарушении
Спасибо, Мила, за оценку моего скромного труда. Я не считаю себя профи, тем более в поэзии. Но трагедия таланта меня берет за душу.
Валерий

Валерий Каменев   27.04.2018 16:48   Заявить о нарушении
Дочь Ирина мне неизвестна. Была Ариадна (Аля). Но в 41-м ей было 30 лет и своя жизнь. Другое дело - сын. Были с ним проблемы, с которыми она не справлялась. Покажите мне того, кто сумел справиться с подросшими сложными детьми.
Спасибо за проникновенное прочтение.
Валерий

Валерий Каменев   28.04.2018 11:03   Заявить о нарушении
Да, Валерий, об Ирине редко вспоминают. Она родилась в 1917 году, умерла от голода в подмосковном приюте в трёхлетнем возрасте. Вот я и не могла понять (как мать, почему девочку отдали в приют. Марина не могла двоих прокормить в голодное время.
Я много нашла материала, чтобы понять эту ситуацию.
Но это личная жизнь великого поэта. Одна из трагических страниц.
Вы прекрасно написали о её поэзии.
С уважением, Мила

Мила Суркова   28.04.2018 15:48   Заявить о нарушении
(как мать) - скобка потерялась. Извините

Мила Суркова   28.04.2018 15:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.