Моцарт и Сальери
- Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрёкся я и предался
Одной музыке. Труден первый шаг
И скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию.
А Моцарт? Моцарт свободный художник, он даже не осознает того, то он творит. Бессонница, пришли в голову две мысли и он написал очередной шедевр. Всё, ради чего трудился десятилетиями и добился Сальери, Моцарту дается легко, он вообще не трудится! Итак, две противоположности художник и ремесленник, взятые в своих предельных проявлениях и сопоставленные друг против друга. Основное направление мысли, рассматривающее разрешение данного столкновения всё своё внимание сосредотачивает на словах Моцарта.
Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство —
Две вещи несовместные. Не правда ль?
Тема гения и злодейства перехватывает полностью всё внимание исследователей данного произведения и становится всеобъемлющей. Общий вывод из произведения выглядит примерно так - Гений не может быть злодеем, Пушкин сам был Моцартом в искусстве, он знал легкую и изящную радость творчества и потому Пушкин олицетворяет в этом произведении Моцарта. А Сальери убив Моцарта, убил в себе гения. Искандер пишет: - к Сальери приходит возмездие, на которое Моцарт был неспособен. К Сальери приходит самое страшное для художника возмездие - он обречен на вечную тоску от вечного бесплодия. Ведь он, Сальери, когда-то был талантлив.
Но так ли это всё на самом деле?
Что представление о том, что Пушкин является двойником Моцарта решает в споре художника и ремесленника? Практически ничего. Останавливает мысль о недопустимости злодейства Сальери? Нет. Он совершает своё злодеяние. Останется ли после этого он гением? Мы не знаем. Но мы знаем совершенно точно, что после этой чаши с ядом Моцарт уходит не просто в небытие, он уходит в небесное царство в ореоле величайшего гения. Точно так же как сам Пушкин.
О котором вышла посмертная статья - "Солнце русской поэзии закатилось". Ведь тот же близкий друг поэта Крылов писал позднее, то если бы хоть миллионная доля того, что написали хорошего о Пушкине после его смерти, появилось в печати при его жизни, то Пушкин прожил бы длинную прекрасную жизнь. Но нет. При жизни поэта травили и мучили. И таких примеров великое множество. Гонимых при жизни гениев. Лермонтов, Ван Гог и т.д. практически все гении либо были убиты, либо буквально умерли в нищете. Судите сами. Получается гений и злодейство не только абсолютно совместны, но еще и практически неразлучны, как свет и тьма.
Но данная констатация, дает нам только понимание акта рождения гения, но не разрешение спора художника и ремесленника. Хотя, может ли, быть сей спор разрешен вообще? Кто знает? Великий немецкий поэт, как то высказался, что путь к совершенству сторожат два чудовища - художник, который не является ремесленником, и ремесленник, который не является художником. И с этим высказыванием трудно не согласиться. Но зададимся вопросом. На чьей стороне в этом споре сам Пушкин. Моцарта или Сальери?
Рискну предположить, что Пушкин в этом споре стоит за Сальери. Не Моцарт Пушкин, но принципиальный Сальери. Почему у меня возникло такое ощущение?
Пушкин пережил много неприятных ситуаций в своей короткой жизни. Попадался и ему на жизненном пути, некий гуляка праздный, гениальный импровизатор, Адам Мицкевич. Вот уж полный Моцарт, гений от природы, но при этом не труженик. А Пушкин же не просто работник, он великий труженик, говоривший о том, что под хорошее настроение прекрасные стихи любой дурак написать сможет. А вот писать каждый день, выполняя эту работу профессионально - это требует особого навыка и умения. Именно с Пушкина началась профессиональная писательская стезя как явление. Он создал профессию писатель в стране. До него такой профессии не было вообще. Литератор стал зарабатывать деньги в стране именно потому, что Пушкин своим трудом, своей жизнью сумел создать данную профессию. После Пушкина остались тонны черновиков. Каждое творение было результатом гигантской работы.
Кроме своего личного творчества Пушкин еще и занимался с молодежью. Пушкин ушел из жизни достаточно молодым, но он оставил нам наследников своего гения. Гоголь многое получил от Пушкина, Лермонтов, хоть и не был знаком лично с Пушкиным, но он дышал Пушкинской лирой, он был ею вскормлен, как поэт. И еще множество других поэтов и писателей привел Пушкин своими трудами за собой в великий мир искусства, как наследников и победителей, положив начало великой русской литературе 19-20 века. Пушкин создатель русского литературного языка. И это всё за какие-то жалкие тридцать восемь лет!
Понятно, что не мог Пушкин смотреть спокойно на талантливого прохиндея Мицкевича, превращающего создаваемую им профессию в шутовской балаган. И произведением Пушкин снял со своей души сомнение и соблазн придушить Мицкевича, ибо сие не дело для гения!
Свидетельство о публикации №217071801122
Александр Багмет 22.12.2017 18:33 Заявить о нарушении
Пюрвя Мендяев 22.12.2017 20:58 Заявить о нарушении
Александр Багмет 22.12.2017 23:12 Заявить о нарушении
Пюрвя Мендяев 23.12.2017 00:00 Заявить о нарушении
Хранитель Хаоса 03.01.2018 19:53 Заявить о нарушении
Михаил Струнников 10.07.2018 09:28 Заявить о нарушении
Хранитель Хаоса 10.07.2018 11:22 Заявить о нарушении
Михаил Струнников 10.07.2018 11:28 Заявить о нарушении
когда богатые перестанут жрать из магазинов для бедных,
но они не перестанут,
Тотальная Жадность красной буржуазии(не путать с белой),
всем Известна,
вы посмотрите на дурацкую компанию мегафон,как они торгуют воздухом,
в фейсбуке и то до этого не додумались.
Хранитель Хаоса 10.07.2018 11:37 Заявить о нарушении