Рассказ о том, как в сов. школе проходили историю

               

(Размышления  дилетанта об исторической науке)
 
Стойкая неприязнь  к предмету “История” у меня появилась в старших классах средней школы. Сейчас к этой дисциплине я подхожу  более взвешенно, но тогда.... Что поделаешь- юношеский максимализм! И по сей день я  испытываю скептическое отношение к тому, о чем  пишут и говорят историки.
 
..Пятидесятые годы 20-го столетия. Начало послесталинской эпохи в СССР.   Дело происходит в старшем классе одной из Ленинградских средних женских школ. (В те годы было введено  раздельное обучение для мальчиков и девочек.)  В класс  врывается крайне взволнованная учительница истории Вера Осиповна Шульман. Лицо- - в красных пятнах. 
“Дети, -говорит  она дрожащим голосом,-  откройте учебник по истории СССР на странице ... и зачеркните имя...”.   В.О. назвала  известного партийного деятеля, не помню точно, кого именно. 
Мы поспешно зачеркиваем по ее просьбе то, что когда-то усердно  зазубривали.  Стало обидно- зря старались.  В голосе исторички- нотки смущения: выходит, что она, авторитетная и уважаемая учительница, невольно  “вешала лапшу на уши “ своим ученицам.

С тех пор мое абсолютное доверие к печатному слову и к тому, что рассказывает учитель истории, начисто испарилось.
  Волнение  нашей преподавательницы было понятно:  В. О. Шульман являлась секретарем партийной организации школы и головой отвечала за умонастроения  своих учеников.  Как и все коммунисты,  она “колебалась в соответствии с колебаниями линии партии “ и, притом, была особенно уязвима для критики в связи с “нехорошим”  5-м пунктом в личной анкете.
 
Когда скончался  “дорогой и любимый, вождь всех времен и народов” И.В. Сталин,  страна  погрузилась в траур.                В эти скорбные дни Вера Осиповна посвятила  свои уроки   незабвенной памяти нашего великого вождя. В частности, поведала трогательную историю, как ее маленькая дочь повесила дома над своей кроватью портретик “лучшего друга всех детей страны Советов” и долго плакала.                Мы, девочки, тоже искренне оплакивали Сталина.  Вера Осиповна понимала наше состояние и  даже простила невыученные уроки.

Совершенно по-другому вела себя математичка Вера Николаевна Ермолаева.    Проработавшая в школе много лет, В.Н. Ермолаева проявила себя, как выдающийся педагог: ее ученицы, как правило, отлично сдавали математику при поступлении  в ВУЗЫ.   
Это была поистине уникальная личность!  Всегда подтянутая, в сторогом элегантном костюме, с неизменной красивой укладкой на седых волосах- так выглядела наша математичка. Ходили слухи о ее  дворянском происхождении и о том, что она училась до революции  в  Институте для благородных девиц, который располагался в царские времена в здании Смольного Дворца в Санкт- Петербурге.  Вера Николаевна сохранила некоторые старорежимные привычки: обращалась к ученицам на “Вы” и  называла нас, комсомолок, “барышнями”.
В тот скорбный день В.Н. Ермолаева явилась на урок в необычно приподнятом настроении, глаза молодо сверкали. Ученицам , которые не подготовили домашнее задание из-за всеобщего горя, не было никакого снисхождения. Она нещадно ставила двойки и говорила, что, наоборот, мы не имеем права раскисать.Ее бодрый тон создавал впечатление,что в стране произошло очень значительное, но отнюдь не печальное событие.     Такова была неоднозначная реакция двух  педагогов на смерть вождя.

В школе  нам всячески  прививали  патриотизм.
Помнится, на уроках литературы нас просили заканчивать школьное сочинение на патриотическую тему стандартной фразой: “Он (герой рассказа) горячо любил Родину и ненавидел врагов.”  Ключевые понятия здесь были “Любовь к Родине” и “Ненависть к врагам”.
Проблема состояла в том, что , на протяжении многих лет советской власти, враги (за исключением немецких фашистов) “назначались” самой властью.       
 Из учебника истории СССР следовало, что “врагами народа"  последовательно объявлялись кулачество, священннослужители, ( религия- это “опиум для народа” по определению В.И. Ленина), известные деятели Октябрьской революции 1917г., такие как Троцкий, Бухарин, Зиновьев, Каменев (список можно бесконечно продолжать) , также врагами были названо все высшее армейское командование Красной Армии времен Гражданской войны (Тухачевский, Блюхер и пр.).
Потом настала очередь ученых- генетиков (Вавилов и др.), а сама наука генетика заклеймена как “продажная девка империализма". Пострадали также те ученые, которые пытались изложить всего лишь правду об истории ленинградской партийной организации (“Ленинградское дело” ). Незадолго до смерти Сталина врагами были объявлены  “врачи-отравители”, в число которых попали , в основном, еврейские врачи. Это была антисемитская кампания, основанная на сфабрикованных  обвинениях.  Сразу после смерти вождя травлю прекратили, врачей реабилитировали, но основная масса “патриотически” настроенных граждан  дружно продолжала ненавидеть указанных  ранее “врагов народа”.
Мною приведен далеко не весь перечень “врагов” в сталинские времена.

Патриотизм в послевоенную эпоху воспитывали на примере героических поступков наших соотечественников.
Я абсолютно уверена, что подлинных героев в период ВОВ было предостаточно: народ защищал  Родину, не щадя своих жизней.
Однако и тут имели место какие-то непонятные подтасовки.
В школьные годы мы восхищались подвигом 28-ми героев под командованием генерала И.В.Панфилова, сражавшихся под Москвой, подвигами рядового Александра Матросова и летчика Гастелло в годы ВОВ (2-й мировой войны).
Впоследствии оказалось, что с вышеназванными героями все было не совсем так, как нам рассказывали, вернее, совсем не так. (Вскрыты  ранее засекреченные документы).                Таким образом, власть корректировала и  утверждала,  по своему усмотрению, не только списки врагов:  партийная цензура  бдительно следила, чтобы герои были “правильные”.
Основная масса советских граждан  в те годы была   особенно законопослушной, целиком поддерживала изменчивый курс коммунистической партии СССР и безоговорочно верила всему, что  печаталось в газетах и вещалось по радио.( Телевизоры только-только входили в обиход.) .   

Сталин умер  -  всенародная скорбь, Сталина  вынесли  из Мавзолея  после разоблачения культа личности (недостоин находиться рядом с мумией В.,И. Ленина)-всеобщий “одобрямс”.                И так было на протяжении многих лет. 

В послесталинской  России стремительно все менялось:  власть, режимы, трактовки событий и прочее. 
Частота этих изменений порождала  хаос в головах доверчивых советских граждан : единодушная традиционная ненависть к врагам и полная поддержка линии партии сменилась некоторой апатией  и недоверием к самой власти.

После того, что произошло с нашими, как казалось , незыблемыми представлениями, я полностью согласилась с выводами известного русского публициста середины 19 века Д.И. Писарева, который вообще не считал историю наукой,а всего лишь собранием фактов, трактовка которых менялась в зависимости от существующего  режима.

В современной России  продолжают поддерживать старые традиции- выискивают врагов.  Правда, теперь лиц, критикующих политику государства, называют   по-другому:  “иностранные агенты”, “нац.предатели”, “пятая колонна”. 
Может показаться парадоксом, но в том списке оказались “сливки” современной интеллигенции, уважаемые и любимые народом личности.
Каждый из них  и все вместе сделали полезный вклад в   формирование гражданского самосознания  в России  и в отечественное искусство - это журналисты, телеведущие, политологи, правозащитники, актеры, певцы и т.д. Попасть в такой список (см.  в интернете), на мой взгляд, очень престижно.

Ныне я не так болезненно, как в юности, воспринимаю фальсификацию исторических событий и документов . Оказалось, что такое явление- вещь банальная, широко распространенная еще со времен древности в истории разных стран.    (В интернете можно найти  массу примеров)

Какую роль в этой вакханалии вранья играли и продолжают играть историки, журналисты и прочая братия из тех, которые, по идее, должны нести в массы “разумное, доброе, вечное” , за что “спасибо им скажет сердечное русский народ”?
Заранее хочу уточнить.

   Речь не идет, не дай бог, о честных ученых , которые кропотливо изучают историческое прошлое, анализируют и сопоставляют события с благородной целью установления закономерностей в развитии общества.
Речь также не идет о тех историках, которые, из-за отсутствия той или иной информации (например, по причине ее недоступности), искренне заблуждались в своих выводах.
Тем более, я совершенно не вправе осуждать тех историков, которые работали в  СССР  в сталинскую эпоху.  За любое отклонение от “линии партии” они рисковали не только своей жизнью, но и жизнью и свободой своих близких.
Я говорю о современных  историках, которые сознательно трактуют события и факты так, как это выгодно власти на данный момент.  Во имя чего? Ведь,  по-большому счету, они своей жизнью и свободой не рискуют. Сейчас в России, надо признать, власть не так кровожадна, как прошлые времена.
Самое большое наказание, которое понесут “неправильные” историки, это то, что их занесут в списки нац. предателей или иностранных агентов! 
Велика беда!    Стоит ли из-за этого торговать своей совестью!?
Получается, что современные фальсификаторы истории усердствуют просто из-за  больших дивидендов, получаемых  от властей, и этим они ничем не отличаются от....Догадайтесь, читатель, от кого?   Правильно,  от лиц древнейшей профессии.
Только боюсь, что я таким сравнением обидела честных “жриц любви”- ведь они “делают бизнес”, никого не обманывая: просто выполняют свою работу.
При этом обе стороны прекрасно понимают, что здесь о любви и речи нет.
А наши историки –фальсификаторы  выдают ложь за правду,  т.е. сознательно  вводят в заблуждение доверчивых сограждан. Примеров тому множество. Читатель сам может убедиться: проявить любознательность и поискать факты в интернете.

Ныне российская Дума предложила создать для школьников единый учебник истории России, “свободный от двойных толкований  и выверенный стилистически” ,  как выразился президент В.В. Путин.  За дело взялась армия знатоков-  -специалистов.         Напрягает слово “единый”. 
Уже сейчас компетентные ученые утверждают, что не может быть, в принципе, черно-белой картинки и единого взгляда на исторические события!  История всегда субъективна.  Это многократно доказано самой жизнью! Но властям  выгодно, чтобы подрастающее поколение воспитывалось в  одном направлении, а в обществе царило единодушие, единомыслие, чтобы все одинаково думали, но лучше, чтобы  вообще  не думали!   Последний вариант наиболее предпочтителен- легче управлять зомбированной, пассивной массой.

Говорят, что исторический опыт ничему не учит.Вероятно, недалек тот день,  когда из нового единого учебника истории, “свободного от двойных стандартов”, будут срочно вычеркиваться страницы текста либо этот учебник будет изъят целиком .               
Привет от советских школьников 50-х годов прошлого века!.Их учебники истории тоже были  “свободны от двойных стандартов “ и очень даже тщательно выверены цензурой. Иначе и быть не могло в тоталитарном государстве!
Но, давайте с оптимизмом смотреть в будущее! Волна протестных митингов в современной России при широком участии молодежи позволяет надеяться на формирование там свободного гражданского общества.   Именно это общество  будет способствовать процветанию всех народов России, сохранению ее лучших традиций и уникальной культуры!      
И никакие “выверенные” учебники Российской истории не помешают этому процессу!

2017г.


Рецензии