По высказыванию Руссо

«Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание». (Ж.-Ж. Руссо)
 
Человек удивительнейшее существо. Его головной мозг состоит из большого числа нейронов, связанных между собой синаптическими связями, это паутина, которая способна хранить, обрабатывать и вопроизводить информацию; его психология сложна в понимании.
Знаменитый французский философ 20 века Жан-Жак Руссо поднимает в своем высказывании проблему обширности знаний. Человек большую часть своей жизни живет в неведении, заблуждении. Заблуждение это заключается в его оценке своих знаний. Большаячасть людей, обладая весьма скудными запасами каких-либо знаний считают, что знают о мире многое и даже такое, чего не знают другие представители человечества. Удивительно не так ли? Все это имеет весьма логическое объяснение. Дело в том, что получая поверхностные познания в различных сферах деятельности, он не может оценить свой уровень знаний в масштабах познания. Познание-это есть процесс, в основе которого будет лежать отражение объективной реальности в сознании человека и результатом которого будет являться получение новых знаний о мире. Люди, вникающие все глубже и глубже в сущность того или иного объекта познания, приходят к выводу, что мир можно изучать бесконечно. На такой вывод их наталкивает волна новых вопросов, которая накрывает их, как только они пытаются вникнуть в самую сущность изучаемого ими объекта.
А вы можете похвастаться и сказать, что ваши знания достаточно богаты? Кто то из вас ответит утвердительно, кто то же в серьез задумается, но это в сущности ничего не изменит. Я приглашаю и тех и тех на путешествие по закоулкам человеческого мозга и получаемых знаний. Первая категория людей, ответившая на вопрос утвердительно, после этого путешествия поймет. что их уровень знаний ничуть не выше уровня плинтуса в комнате, вторая категория людей уже до этого и так знавшая этот прискорбный факт, станет твердо уверена в бесконечности познаваемости мира. Вы готовы? Начинаем.
Начнем мы пожалуй с малого и вступим для начала лишь по щиколотку в омут. И так, мы видим с вами какой-нибудь объект, допустим это бабочка, самая что ни на есть обычная бабочка. Если вы присутствовали на уроках биологии и слушали внимательно слова учителя, то хорошо приглядевшись, вы уже можете сказать, что это бабочка махаон. Также вы можете сказать, что она из семейства парусниковых или кавалеров. Она красива и завораживает. Возникает вопрос: что она тут делает? Но он сразу же находит ответ: собирает нектар, так как вокруг растут цветы. Через некоторое время посещает новый вопрос: почему она летает, а человек нет? Но и он вскоре тоже находит свое логическое объяснение. Мы можем сказать, что мы знаем об этой бабочке все, что нужно, наше знание полноценно, истина, связанна с этой бабочкой абсолютна. Что тут казалось бы можно еще узнать?
Именно на такой стадии большинство людей и прекращают познавать тот или иной объект, они смотрят лишь поверхностно, на внешнее проявление. Ну а мы с вами окунаемся глубже в омут. Вот бабочка, она летает, мы ловим и сажаем ее в банку.  Несем в лабораторию и начинаем ставить опыты. Экземпляр номер 1, смерть наступила в этот же день, так как забыли проделать отверстие для поступления кислорода. Исправили все недочеты. Экземпляр номер 2, смерть наступила через 2 дней,  так как не было доступа к продуктам питания. Исправили все недочеты. Экземпляр номер 3, имел все необходимое, что нужно было для поддержания нормальной жизнедеятельности, смерть наступила после 2х недель и несколко дней, пришли к выводу, что это вершина жизни бабочки махона. Тем самым, постепенно познавая бабочку у нас возникали различные вопросы, ответы на которые мы пытались объяснить, в итоге мы приходили к тому или иному выводу, но вскоре оказывалось, что и он не является действительно верным, возникали новые вопросы и приходилось искать новые ответы. Сейчас мы уже понимаем, что не все так просто устроено, что знания, которые мы получали в школе, институте или иным образом, являлись лишь поверхностными. Мы думали, что имеем целостное представление, а оказалось иначе.
Идем дальше. Бабочка-живое существо. Земля-планета. Как образовалась жизнь? Что стало отправной точкой? Неужто основой всего является бог? Или может это проделки инопланетного разума? Может быть существуют параллельные миры и некоторые виды обитателей, появившихся в нашей проекции мира, попали из других миров? Что если это всего лишь иллюзия? А может мира нет? Ничего нет. Есть только бесконечное пространство чего-то и это что-то породило в свою очередь необъяснимое. Только лишь в одном понятии вещи нельзя найти признак ее сущетвования. Наше знание о существовании вещей простирается настолько,наколько простирается восприятие и его результат согласно эмпирическим законам. Если целое дано в эмпирическом созерцании, то регресс в ряду его внутреннних условий идет в бесконечность.

Ну а мы возвращаемся с вами. Возьмем какой-нибудь конкретный вид деятельности, например литературу. Углубившись в нее, узнаем, что еть подразделения натжанры и роды литературы, которые в свою очередь тоже подразделяются. Но копнув еще дальше, можно узнать, что все произведения относятся к опряделенному направлению, от классицизма до модернизма. И таким образом, литература состоит из множество ветвей, познав одну из которых, открывается другая. И тем самым человек понимает, что ее познавать можно до бесконечности.

Проблемма поднятая Ж-Руссо будет актуальна всегда. И сейчас особенно в эпоху информационных технологий, когда посредством Интернета можно получить доступ буквально к любой информации, и нахватавшись этих поверхностных знаний жить в иллюзии "обширного знания". Чем больше мы познаем объект, тем больше мы понимаем, что он в этом познании бесконечен. Открывая одну дверь мы попадаем в комнату, в которой находится еще две двери.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.