Домашняя библиотека

Давно я хотел навести порядок в своей библиотеке, и, наконец, сегодня это сделал. Провозился весь день почти. Читать я любил с детства, но ещё больше, пожалуй,  любил пополнять свою библиотеку. Зачем? Ума не приложу теперь. Дочь наша, к счастью, читает много, но предпочитает фэнтези, и в электронном виде. Скачивает из интернета на свою электронную читалку.

Сыновья  и внуки читают мало, а живут далеко, так что им мои книги ни к чему. А я, проходя мимо книжного шкафа, с грустью думаю, что покупая книги, жить собирался, наверное, лет двести. А ведь если разобраться, за свою жизнь книг я прочёл не так и много.

В золотом детстве время было занято школой, приготовлением уроков, спортивными секциями, дворовыми играми и развлечениями, на чтение времени оставалось мало. Читал я тогда детские книги, тот же набор, что и каждый школьник - Носов, Гайдар, Кассиль, Герман, Алексин, Каверин, Катаев, Рыбаков,  Джек Лондон, Александр Дюма, Марк Твен, Жюль Верн, Майн Рид, Фенимор Купер. Переиздали как раз тогда Ильфа и Петрова, и они сразу стали нашими любимыми авторами.

Отец подписал меня на "Библиотеку приключений", и я ждал каждого тома с нетерпением, сам ходил в магазин выкупать книги. В первом томе был "Робинзон Крузо", во втором "Гулливер", дальше было интереснее. Луи Буссенар - "Похитители бриллиантов" - любимейший мой роман в те годы, девятый том. Десятый тоже был увлекательный - "Копи царя Соломона" и "Прекрасная Маргарет"Генри Хаггарда. Да все, абсолютно все тома были по своему интересны. К сожалению, не осталось у меня ни одного. Зачитали.
 
В училище читать удавалось меньше: лекции, семинары, строевая подготовка, наряды, хозработы, спортивные  тренировки - когда? А ведь были ещё и друзья, и КВН-18(кислое вино натуральное, восемнадцать копеек стакан), и девочки, и танцы. Но читал я и тогда. Среди любимых авторов студенчества назову Василия Аксёнова, Юрия Казакова, Бориса Балтера, Анатолия Гладилина, Виктора Конецкого, Анатолия Кузнецова, Андрея Битова, Ивана Ефремова, Евтушенко, Р.Рождественского, Вознесенского, Окуджаву, Искандера, Ремарка, Хемингуэя, Хейли.

Если вы заметили, в столь длинном списке я не упомянул ни одного классика. Так уж случилось, что читал я их только по программе средней школы. А так, чтобы самому почитать - только Лев Толстой, проза Лермонтова, Куприн. Грибоедов ещё мне нравился. Ни Бунина, ни Чехова, ни Лескова, я, практически, не читал. Вообще, рассказов не признавал. Любил только длинные произведения, жалко было расставаться с полюбившимися героями. И дочка в меня пошла, тоже рассказов не любит.

Появились собственные деньги, пришла пора журналов. Выписывал я постоянно "Юность", много-много лет подряд. Иногда, если удастся - "Иностранку". Иногда - "Аврору", помню, это был год, когда в ней публиковался "Пикник на обочине" Стругацких. Да я ведь моряком был, не забывайте, а в море  любая книга за счастье, любая газета, особенно сейчас, под иностранным флагом.

Хороших, то есть обычных, нормальных книг на русском языке купить на Украине в магазине было нереально в советское время. Так что мы в Одессе читали не то, что хотели, а то, что на плохонькой газетной бумаге печатало кишинёвское издательство.
 
Торговали молдаване у нас на рынках обычно с машин. Ажиотаж был страшный. Продавали только по одной книге каждого наименования. И, признаться, молдаване издавали бестселлеры. Моруа, Экзюпери, Дюма-отец, Чапек, Честертон, Сименон, всех не упомнить. На руках такая книга стоила в два-три раза дороже. И лучшим подарком в самом деле была книга. Читающая страна. За "Мастера и Маргариту" перекупщики просили сто рублей - неслыханно.

Продавали книги в пунктах приёма макулатуры - тем, кто приволок два
мешка таковой, привозили книги из братской Болгарии, где они были в свободной продаже. Брали друг у друга на пару дней почитать, теперь этого нет.

Потом пришла перестройка, время, когда на страницы журналов хлынула "запрещённая" литература за прошедшие полвека. Пастернак, Домбровский, Шаламов, Солженицин,Бек, Гроссман, Жигулин! Читать стало интереснее, чем жить. Читали мы тогда взахлёб, и выписывал я "Новый мир" Твардовского, "Огонёк" Коротича, "Знамя" Бакланова и "Роман-газету".

Последние годы работы в море я пристрастился к чтению электронных библиотек на читалке. Замечательное изобретение, гениальное! Не путать е-воок, то-есть электронную книгу с планшетом. Совершенно разные вещи. Глаза не устают от неё совершенно, хоть целый день читай, размер шрифта легко регулируется. Лёгкая, в руке не чувствуется, а внутри - тысячи книг. Только читай. И в море я, действительно, прочёл много. Времени хватало. А вот на берегу даже электронка у меня скучает без работы. А уж натуральные, настоящие, бумажные книги, большие, тяжёлые я и вовсе забыл, когда читал по настоящему - от корки до корки.

Обленился. Интернет полностью заменил мне книги. И я решил положить этому конец.
План был в начале простой: пересмотреть книги, стоящие во вторых рядах шкафа и переставить те, которые я хочу прочесть, в первый ряд, чтобы затем, потихоньку выполнить задуманное. Очень скоро я осознал, что всю мою библиотеку можно разделить на две части: книги, которые я, вообще, раньше не читал, и книги, которые я хочу перечитать, хотя бы перелистать. То есть, читать надо всё подряд.

Систематизация библиотеки у меня раньше была такая: отдельно - классики, подписные издания, их у меня мало, в основном, приложения к журналу "Сельская молодёжь", подписчикам которой предоставлялась возможность подписки на некоторых авторов. Отдельно - современная литература, отдельно - зарубежная, были полки книг о здоровье, эзотерическая литература, кулинарная, словари, история, религия, детская литература, учебники, книги на английском. Постепенно всё это перепуталось, добавлялись новинки, прочтённые книги не ставились на место, и в результате в шкафу чёрт ногу сломит, ничего не найти.

Всё это не годилось. При любом раскладе книги упрямо стремились во второй ряд, с глаз долой. Толку от такой реорганизации не было никакого. Найти нужную в данный момент книгу было очень трудно. И вдруг меня осенило: ну, конечно! Нужно выставить все книги, независимо от тематики, в алфавитном порядке. Всё гениальное просто, и придаёт сил. В темпе вальса я сложил книги на полу стопками, протёр все полки и быстро уставил их любимыми авторами - от Аксёнова до Экзюпери и антологии журнала "Юность".

Исключения были сделаны мной только для многочисленных сборников детективов, которые я разместил на букву "Д", брошюрок о болячках и их лечении - на букву "З" - здоровье и "одессике" - книгам о любимом городе. Учебную литературу и английские книги я разместил в отдельном шкафу. Получилось замечательно, как в библиотеке. И оказалось, кстати, что книг нестандартного формата у меня не так и много. Для крупноформатных книг пришлось всё же полку выделить, а современные, "разовые", карманного формата, книжки, легли сверху, примыкая к своим бОльшим братьям.

И сейчас, перед лицом моих старых товарищей - любимых книг, я торжественно обещаю, что буду читать именно их, отдавая им предпочтение перед интернетом. И пусть простят меня мои друзья по нашему замечательному сайту, я всё же сдержу своё слово, а для этого мне придётся и чужие произведения читать, и свои писать меньше и реже. Зато я не просто книги читать буду, как раньше, а учиться у них буду. И, может быть, чему-нибудь научусь.


Рецензии
Добрый вечер, Михаил!

Интересный подход к систематизации, знакомый еще по советским библиотекам. А в те времена я пользовалась ими непременно и так же везла книги отовсюду...

Порядок - это правильно. "Порядок учит время сберегать" (Гете).

Постепенно можно навести порядок во всем в своей жизни. Что я очень надеюсь сделать в ближайшем будущем... :)))

Спасибо за рассказ!

Елена Бетнер   11.12.2019 21:17     Заявить о нарушении
Порядок в жизни важнее, конечно. Зато беспорядок бывает таким привлекательным!

Михаил Бортников   11.12.2019 21:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.