Про денщика Онегина и мн. др

Про детское творчество, денщика Евгения Онегина, рожи светских дам и многое другое

Все знают, что дети – существа исключительно творческие. Взрослым в этом смысле до них далеко.
Был у меня когда-то ученик, совершенно замечательный человек. Звали его Мулдамурат Балмагамбетов. Он казах. Полное имя у него – язык сломаешь, и мы все его звали Муратиком.
Муратик был мальчик чрезвычайно симпатичный. Росточка небольшого, но крепенький, плотненький. Глазки-щёлочки, рот до ушей: исключительно милый мальчишка.
Как все мальчики, отличался он здоровым самолюбием. Но русский язык знал плохо. Родной у него – казахский. Многие русские слова позаковыристей ему были непонятны. В таких случаях Муратик никогда не спрашивал, что это за слово, что оно означает, потому что ему неприятно было обнаруживать недостаточность  своей эрудиции. Поступал он просто: заменял непонятное слово другим, знакомым и в какой-то мере созвучным.
Как-то Муратик выучил наизусть фрагмент из «Евгения Онегина». Почему-то он выбрал эпизод, когда шалопай Онегин заявляется в театр, «идёт меж кресел по ногам» и всё такое. И потом там сказано: «двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам».
С первой частью Муратик, в общем, справился. Он только почему-то не понял, что это значит «меж кресел»: не догадался, что «меж» – это «между». Поэтому он сказал так:
                Идёт ПО КРЕСЛАМ, по ногам.
Представили, как Онегин идёт прямо по креслам, по ногам сидящих там знатных дворян, генералов, статских советников и их жён?
Но это ладно. А вот дальнейшее для простого кочевого казаха оказалось полной абракадаброй. ДВОЙНОЙ ЛОРНЕТ – это что такое? ЛОЖИ – их с чем едят?
И Муратик поступил, как всегда поступал. Он творчески переиначил Пушкина и сказал так:
                И ПИСТОЛЕТ, скосясь, наводит
                На РОЖИ незнакомых дам.
Когда класс отсмеялся (где-то через полчаса, уже к концу урока), Муратику стали задавать вопросы.
Спросили: почему Онегин пришёл в театр с пистолетом? Он что, неадекватный?
Муратик объяснил, что Онегин дворянин, человек чести. А вдруг его кто-то обидит? Вот он достанет пистолет и застрелит обидчика, и тем самым защитит свою честь.
Хорошо. Но зачем наводить пистолет прямо на… это самое, на лица незнакомых дам?
Муратик объяснил, что они ему не нравились.
Ладно. И что, он их хотел застрелить?
Муратик объяснил, что нет, просто попугать.
Пусть. Но почему же Пушкин, человек всё-таки в какой-то мере интеллигентный, называет лица дам РОЖАМИ? Почему так грубо?
Муратик объяснил, что Пушкину они тоже не нравились. Поэтому он так и написал. Разоблачил светское общество.
Теперь представьте себе полную картину: как Онегин прыгает прямо по креслам с пистолетом и наводит его НА РОЖИ незнакомых дам. Правда, интересно?
Согласитесь, это исключительно творческая личность. Я не об Онегине и даже не о Пушкине – а о Муратике.
Тот же Муратик в сочинении по тому же произведению написал, что многострадальный Онегин был одет «как лондонский денщик». Тем самым он просто потряс нас своей эрудицией. Никто из нас и подумать не мог, что Муратик знает слово «денщик». Но он знал! Правда, не понимал, что оно означает, но это мелочь.
У Пушкина  – «как денди лондонский, одет», но кто такой «денди»? Простому кочевому казаху сие неизвестно. Так Онегин стал ещё и денщиком.
В общем, когда в начале следующего учебного года выяснилось, что Муратика мы лишились навсегда: его родители решили вернуться на родину предков, в Казахстан, и забрали нашего Муратика с собой – все были просто убиты.
Больше всех расстроилась Оля Шервашидзе.
Муратик был в Олю безнадёжно влюблён, о чём знала вся школа. Он был истинным рыцарем, то есть носил за своей прекрасной дамой её ранец и вообще любые тяжёлые вещи, вставал за неё в очередь в школьном буфете – в общем, бескорыстно и ежедневно служил ей, ничего не требуя взамен. Он не лез целоваться и обниматься, не докучал даме сердца пространными и скучными признаниями в любви – в общем, был для неё весьма удобен, и её это устраивало.
Дети говорили, что такие отношения Муратика и Оли продолжались чуть ли не с 3-го класса.
Оля – абхазка, причём, княжеского рода. Она редкая красавица, но в классе не была сколько-нибудь заметна. Оля совершенно не коллективный человек, она застенчивая, гордая, себе на уме. Училась она прекрасно, но никогда не поднимала руку, все оценки получала за письменные работы. Она тихонькая, в классе её не видно и не слышно. Сидела за последней партой.
Олю в классе уважали, даже любили, но она всегда держалась особняком, подруг не имела.
На наши вечера она или не ходила, или танцевала исключительно с верным Муратиком. Что выглядело немного забавно, потому что Оля выше него ростом. Она поверх его головы гордо посматривала на всех прочих кавалеров, которые не прочь были бы её пригласить, – но увы.
Оля очень консервативна. Она не любит ничего менять. Ей нравилось именно то, что за Муратиком она как за каменной стеной.
И вот она очень расстроилась, как это ни смешно. Муратик нас покинул и даже не попрощался, как же так?! Где ты, милый Муратик? Как же нам тебя не хватает!
Целых два дня Оля сидела с довольно-таки унылым видом, чем меня весьма забавляла. На третий день она утешилась, но два дня в возрасте 15-ти лет – большой срок. Вот такой глубокий след оставил Муратик в её сердце!
Чтобы было понятно, какой замечательный человек Оля, скажу, что она была единственной, кто не смеялся, когда Муратик прочёл нам свою интерпретацию эпизода романа «Евгений Онегин». Она только чуть-чуть улыбнулась – и всё. Она понимала, что Муратик обидится, если она будет смеяться – и не смеялась. Хотя удержаться было почти невозможно. Хохотал даже я – она нет!
Оля постоянно помогала Муратику учиться, что при его самолюбии было непросто. Но у неё прекрасное чувство такта. Она ему умела так помочь, что отказаться было невозможно. И не просто давала списать, а всё объясняла не хуже самой лучшей учительницы.
Всё это я к тому, что дети действительно обладают совершенно потрясающей креативностью.
Вот наш незабвенный Муратик. Он мог бы просто спросить  у меня или у той же Оли, сидевшей у него прямо за спиной. Но это было бы неинтересно. А он творчески переосмыслил пушкинский текст, по-новому развернув грани сюжета. Если у Пушкина Онегин всего лишь светский шалопай и нахал, то у Муратика он борец со светским обществом, вроде Чацкого, только ещё почище. К тому же Муратик записал Онегина на службу – денщиком – поняв, что человеку всё-таки нужно какое-то постоянное место в жизни.
Должен сказать, что и мне трактовка Муратика ближе авторской трактовки. Я тоже не люблю светских дам, этих бездельниц. Их размалёванные РОЖИ мне тоже глубоко антипатичны.
Думаю, текст «Евгения Онегина» следовало бы отдать на редактирование нашему Муратику. Тогда пушкинский роман засверкал бы новыми неожиданными яркими красками и привлёк к себе внимание миллионов юных читателей. Они проглатывали бы «Онегина» не потому, что в школе задали, а из любви к искусству.
Вот что мог бы сделать простой школьник, если бы ему дали.
Прощай, Муратик! Мы будем тебя помнить вечно!


Рецензии
My pleasure!...laugh to fall!

Донцов   20.07.2017 18:35     Заявить о нарушении
Сэнх ю вери матч, Валентин! А почему по-английски? По-русски так тоже можно сказать: ползали под столами от смеха.

Вадим Слуцкий   21.07.2017 16:59   Заявить о нарушении
write from my work....boss is not very happy about Russian ABC...:)

Донцов   21.07.2017 17:05   Заявить о нарушении