Тихая охота и кое-что ещё

ТИХАЯ  ОХОТА  И  КОЕ-ЧТО  ЕЩЁ

Александр Широбоков


         «Село, значит, наше -  Сельско,  дворов, почитай,…» -  так написал бы, наверно,  Есенин, родись он в своё время в наших краях. Дворов раньше у нас, действительно, было много. Даже школа была в соседнем селе. А теперь –  в нашей валдайской деревне Сельско всего с десяток домов. По воде от стоянки машины до нас на лодке 2 километра. А если пешком по одному или другому берегу озера, то  идти километра четыре. Впрочем, об этом я уже однажды писал*.
   
       Расстояние между заборами  соседских участков у нас не меньше 50 метров, а то и больше. От каждого дома под горку к озеру спускается прокошенная среди высокой  травы  тропинка, ведущая от дома к своей баньке и лодке, стоящей у берега, около бани. Так что летом, если не хочешь видеть соседей – ты их и не увидишь. Зимой, когда я приезжаю на подлёдную рыбалку,  в деревне нет вообще никого. Короче, безлюдье. Но не беззверье. Я уж не говорю про тетеревиный ток, что  в километре от дома, про вальдшнепиную тягу в трёхстах метрах от забора или в километре, если не лень прогуляться – там вальдшнепы  летают активнее. Нет, птицы не в счёт! Речь не о них. Вот, прошлым летом на плохо огороженные участки соседей повадился медведь. Ему, видишь-ли, по вкусу пришлись садовые яблоки, в отличие от горьких лесных. Правда, этот медведь был не крупный. Встречались на тракторной дороге отпечатки медвежьих лап длиной и в 30 сантиметров. А  тропинки в деревне от домов к озеру, особенно ближе к осени, пересекают кабаньи тропы. Из густой травы – через тропинку и снова в густую траву и кусты. Но, как ни странно, наличие крупного зверья не пугает наше деревенское население, исправно посещающее окрестные леса при сборе ягод и грибов. Никого не испугали даже обглоданные кости лося при входе в лес несколько лет назад. Волков у нас тоже много. Но это зимой…  Ну, никак не перейти мне к грибной теме!

     Так вот. Возвращался я однажды вечером  с утиной охоты. Это было на одном из двух небольших озёр с заболоченными берегами, что около нас**. Пока совсем не стемнело, я решил присмотреть новое место для завтрашней вечёрки. Продравшись сквозь плотный кустарник, я попал под свод больших  елей. Рядом оказалась небольшая полянка с невысокой травой.  Дальше – камыш и зыбучий берег. А на берегу - поваленная в кусты и обгрызенная проклятыми бобрами осинка. Отличное место для засидки на уток! И тут я сделал первый шаг по направлению к погибшему дереву. Под ногой что-то смачно хрустнуло… Нагнувшись, в уже сильных сумерках я разглядел раздавленный гриб. Это был подберёзовик - чёрноголовик с толстой, как у подосиновика, ножкой и крепкой аккуратной шляпкой.  А вокруг!... На полянке и под ёлками в каком-то завораживающем беспорядке росли эти черноголовики. Все, как один, крепкие, сантиметров по восемь - десять каждый. И это в трёхстах метрах от дома! Пришлось снять рубашку, сделать из неё мешок, и наполнил я этот мешок доверху! С тех пор в лес, что  за полтора километра от дома, за грибами я хожу очень редко, разве что только за рыжиками, которых нет в моих секретных угодьях.  Этими рыжиками мы с женой в урожайные годы набивали за два часа сбора двухведерную корзину. Но тащить её с грибами домой по горушкам вверх- вниз!.. Зато, я нашёл место, где можно зарыть клад! На одном пригорке, если отойти немного от тропы, есть небольшой пятачок, откуда одновременно видны все три наших озера: большое – Иглинское и два маленьких. Три шага в сторону - и одно из озёр пропадает из виду. Чем не место для клада! Вот только зарыть мне там нечего. Разве только свою докторскую диссертацию в красивом переплёте на двухстах пятидесяти страницах…

      По ранней осени на моей «плантации» сначала растут подберёзовики и подосиновики. Совсем маленькие подосиновики - крепыши я не собираю. Зачем! Схожу завтра, пусть подрастут,  хотя бы сантиметров до восьми. Триста метров до них – не крюк. Потом начинают появляться боровики. Маленькие, крепенькие! Мой рекорд – 29 штук за одно посещение заветной полянки. За 15 минут набрал! К середине осени, когда на красные и белые уже смотреть не хочется, в моих угодьях появляются солоняки: волнушки, чёрные грузди и серушки. Правда, серушки изобильно растут и на нашем участке под орешником. Помимо орехов, ещё и ведро солёных грибов по осени. И так год за годом…

         Несколько лет назад в начале июня, позвонил мне из Питера друг детства. После вопросов о весенней охоте и рыбалке друг спросил меня – не собираю ли я первые грибы – колосовики.

   - Конечно, нет. Ведь идти полтора километра в дальний лес по пояс в густой траве удовольствие ниже среднего, - ответил я.

     Дело в том, что траву на полях  косит епархия, которой принадлежат эти земли. Косит для своих коров и овец в начале июля. А монашки продают молоко, творог, сметану. Молоко, кстати, с жирностью не ниже 10%, нам продают  по 60 руб. за литр.  И ходить в конце июля по полям комфортно. Но в начале июня!.. И тут я вспомнил про своё заветное место. Пройти по тракторной дорожке метров 150, а потом по густой траве ещё 150 – не так уж и страшно! И, как сейчас помню, 10 июня я отправился на свою плантацию. То тут, то там торчали вожделенные оранжевые шляпки. Не было ни одного переросшего гриба. Это были первые подосиновики – колосовики!

     На следующий год из- за засухи  колосовики пошли только через месяц – с 10 июля. Потом был год с очень дождливым и холодным летом. И опять -  колосовики появились только в первой  половине июля. И тут наступил 2017 год. Для кого-то – это юбилей Великой Октябрьской  Социалистической Революции. А  для кого-то -  столетие со дня октябрьского  переворота. Не знаю, чем этот год закончится…   Но все узнали про домик для уточки у премьера, про митинги, про «доброжелательный» ОМОН и «справедливые» суды над «смутьянами». И потом и   это дождливое и холодное  лето…

     Как всегда, я пришёл на свою плантацию 10 июня в перерыве между дождями.  На полях травы по пояс ещё не было. Не было и грибов. Ничего не росло! Настойчиво приходил я к своим угодьям до  начала июля. И, вот, первый подосиновик!

            -  Теперь пойдут! – обрадовался я, через два дня взяв с собой большой полиэтиленовый пакет. 

     Когда я продирался через кустарник, раздалось подозрительное похрюкивание. Потом шумное дыхание, как у уставшей лошади. Тут мне подсказывать не надо – кабаны. А у меня всего – то перочинный ножик для грибов!

     - Эй, вы там! Пошли отсюда, мать – перемать!

    Метрах в двадцати пяти от меня нехотя поднялся один кабан, весом килограмм за сто -  двухлеток, - подумал я, а потом в кустах что-то ещё, удаляясь, зашелестело. Посматривая на берёзки и осинки, на которые, если что, можно вскарабкиваться, я пошёл к своим грибам. Нашёл пять штук крепеньких подосиновиков.

      - Пошёл гриб!  - возликовал я, - Теперь уж  через два дня точно!.. 
     Через два дня с корзиной я подходил к своему месту. Теперь хрюканье раздалось с поля, справа от меня. Из высокой травы торчала кабанья голова и вполоборота смотрела на меня. После моих криков с упоминаниями всех кабаньих родственников, на поле выбежали ещё два кабана.  Потом троица не торопясь скрылась на поле в зарослях. А я нашёл всего три подосиновика…

         - Серёга, - обратился я к знакомому трактористу по телефону, - Если я, обороняясь, грохну кабана, ты как? Тут я слегка лукавил, говоря о самообороне.

       - Буду мухой, сразу. Точнее, минут через сорок. Погрузим и к дому довезу. У тебя и разделаем.

Он живёт от меня в 15 километрах. Пока трактор заведёт, доедет…

      - Ты только потроха выпусти, если я задержусь!
 
        Выждав три дня,  чтобы мои грибы подросли, я  с ружьём вышел из дома. За калиткой вставил два патрона с пулями Полева. Ещё три патрона засунул в карман.

       Для тех читателей, чьё общение с животными ограничено зоопарком или  домашней кошечкой с  собачкой, сообщаю, что самым страшным зверем в наших российских лесах является разъярённый кабан – секач, то есть вожак стаи. Примеров тому – масса. Тот же Серёга – тракторист, которому я звонил, как-то пошёл осенью за грибами. За ним увязалась его охотничья собака. В лесу, взяв чей-то след, собака с лаем умчалась.

     - Вот теперь будет час болтаться по лесу, - с огорчением подумал Серёга.

Но не тут-то было. Минут через пять лай перешёл в визг, и впереди собственного визга к Серёге буквально летела его собака, за которой гнался огромный кабан... Собака искала у Серёги спасения. Ситуация напоминала сюжет из известного фильма про браконьеров и пса Барбоса с динамитом на палке. Серёга, бросив корзинку, вскарабкался на ближайшую берёзу, благо было за что уцепиться. Разъярённый зверь промчался в метре от берёзы. Собака от кабана всё-таки убежала.
 
       Другой случай произошёл с моим хорошим знакомым Валентином, мастером спорта по стендовой стрельбе.  Дело было на кабаньей охоте, где нужен был трофейный зверь. Валентин был на открытом месте, когда загонщики выгнали из леса стадо кабанов. Выбрав самого крупного, Валентин нажал на курок. Кабан после выстрела вздыбился и бросился на охотника. После второго выстрела ничего не изменилось. Кабан был уже в пятнадцати метрах и намерения его не предвещали ничего хорошего. Время на перезарядку ружья уже не было… И тут Валентин, просив ружьё, побежал, прощаясь с жизнью, к ближайшему дереву. На бегу он от сильного  толчка сзади упал. С ужасом оглянулся. А в ногах у него  лежал огромный мёртвый  кабан.  Когда того разделывали, одну пулю нашли в сердце, другую около… И ведь как бежал!

    Тут, чтобы закончить тему про опасных зверей, добавлю, что опасны и лоси осенью, когда у них начинается гон. В деревне на Карельском перешейке, куда мы раньше ездили на охоту и за грибами, из леса с грибов не вернулся знакомый местный мужик. Появился он ранним утром весь синий от холода. Только выпив стакан водки, он сообщил, что всю ночь просидел на дереве, спасаясь от огромного лося. Тот «пас» мужика, не отходя от дерева, всю ночь.

      …А я, сняв ружьё с плеча, медленно подходил по истоптанному и изрытому кабанами полю к своему заповедному месту, вслушиваясь и вглядываясь в густую траву. Ни звуков, ни шевелений в траве не было. Кабаны отсутствовали. Грибов же я нашёл всего три штуки. Через три дня, следуя известной присказке: - «Нельзя в деревне без нагана», я снова с ружьём отправился по грибы. Ни кабанов, ни грибов!

        Вот так мы в нашей деревне  и подходим  к столетнему юбилею октябрьского переворота – ни мяса, ни грибов! И сплошные дожди. Не к добру всё это!


*Рассказ «Деревенское счастье».
**Рассказ «Забавная охота».
         


Рецензии
Приветствую, Александр.
НачАла читать..красота..в духе классики написано.
С приятным авторским акцентом...
Мелькала мысль.. жируют там доктора наук..
Ан, нет не то лето нынче.. Но читалось с интересом.
Всё о природе, охоте...приятный во всех отношениях взгляд.
А эти политические вставки уж настолько заезженные...,
занюханные, всю "малину" губят ))).
Однако, благодарствую.
С добром,

Дина Иванова 2   18.07.2017 12:32     Заявить о нарушении
Спасибо, Дина, за, как всегда, содержательный отзыв. Ну что делать - достали они своей политикой (как внешней, так и внутренней) наши несменяемые власти. Тошнит!
А к Вам -
С уважением

Александр Широбоков 3   18.07.2017 15:39   Заявить о нарушении