А смысл?

«Доктор, я буду жить?» – «А смысл?» Этот анекдот из моего детства всегда отдавал какой-то грустью, но был принят мной как некое правило: не ищи смысла в жизни –  его нет –  просто живи. «Просто жить» тоже не всегда получалось, потому что все радости земные, как в другом анекдоте, либо противозаконны, либо аморальны, либо приводят к ожирению…

Для чего живет человек? Считается, что ответа на этот вопрос не знает никто. Но при этом на вопрос КАК нужно жить ответ знает всякий, только спроси: этот считает, что «жить нужно в кайф», тот считает, что жить нужно «ради чего-то», третий живет «на благо общества». То есть для чего мы живем, мы не знаем, а КАК нужно жить знаем точно. Ну или почти точно… Ни или «живем как все, и отстань». То есть получается такой некий процесс без результата…

И, тем не менее, когда человек умирает в нашем обществе принято подводить некую черту: кто чего добился в жизни? Я слышала историю про одного доброго татарина, который всю жизнь вложил в дом и землю, вырастил детей, внуков, повидал правнуков, а когда дом снесли для строительства дороги в центре города, «дедушка ушел вслед за домом», так говорили его близкие.

Еще одна история, невольной свидетельницей которой мне пришлось стать, касается моей подруги, свекор которой пошел на пенсию, и, несмотря на то, что у него родился внук, натуральным образом спился, доведя себя до цирроза печени. Я слушала по телефону рассказы о происходящих событиях, как сводки с фронта: «папе стало хуже», «папе стало лучше, снова ищем врачей»… Но человек, потеряв себя «для общества», не смог найти себя вновь.

А сколько матерей, дети которых покидают родное гнездо, не могут найти себе применение и медленно гаснут, ощущая себя никому не нужными… Хотя почему не нужными? Ведь была же цель «воспитать детей», или «приносить пользу обществу» или «заработать на что-то» и логично, что когда человек пусть даже неосознанно положил все жизненные силы на достижение какой-либо  цели, он может покинуть этот мир... 

И вот вопрос: как бы выбрать себе такой смысл, чтобы жить подольше?

Вещи не оправдывают себя потому что они непрочны и бездушны, в животных не найдешь себе помощника, разве что утешителя, люди оказываются тоже нестабильны: сегодня ты всё для них, а завтра будешь ли им нужен? «Кайф», жажда «новых ощущений», «самосовершенствование» отпадают сами собой при первой же беде или болезни, ну или, в конце концов, от старческой немощи…

Откровение пришло, когда я посетила урок в воскресной школе. Шла неделя Страстей Господних и учительница вспоминала с детьми историю Адама и Евы. И когда она спросила: «В чем смысл жизни, дети?» несколько ребят хором ответили: «Смысл жизни в том, чтобы познать Бога…» В этот момент у меня внутри всё перевернулось: так значит, есть еще вариант, который я даже не рассматривала!?

…Я не знаю в чем смысл конкретно МОЕЙ жизни, но я бы хотела найти в ней такую опору и такой источник, который помог бы мне без горечи и сожалений встретить старость, а может и вообще не умирать...

23.04.17


Рецензии