Одиночество

«Все дороги ведут к людям», – писал Сент-Экзюпери. «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» – учила меня мама. «Скажи мне, кто твой друг…» – начинается народная пословица...

Люди являются и нашим отражением, и нашим утешением, и нашей поддержкой – вот почему человек не может жить один. Человек – существо стайное, ну или стадное (здесь как посмотреть). Думаю, именно поэтому отношения с людьми можно выразить словом «привязанность»: мы привязаны к родным, мы ориентируемся на друзей, мы учитываем мнение общественности и формируем общество. Одиночество, как образ жизни, кажется нам мучительным испытанием: ведь нас некому отразить, поддержать, утешить… Другое дело, когда твоя профессия связана с людьми, а дома тебя ждет семья. Тогда очень хочется побыть одному, посвятить время себе, позаниматься милыми пустяками для того чтобы через короткое время опять нырнуть в этот людской водоворот…

«Я так мечтаю побыть одноооой», –  ныла я как-то нашим храмовым тетушкам. Я думала, что меня, сейчас как раз поддержат и утешат, но ответ одной почтенного возраста вдовы, меня поразил: «Не гневи Бога! Радуйся, что у тебя и муж, и дети! Ты просто не представляешь что такое жить без любимого человека…» Я растерялась… Такой фразой не утешишься, конечно, но повод поразмыслить появился …
Одиночество как способ отдохнуть и одиночество как образ жизни… как вынужденный образ жизни…

Я верю в то, что мой муж мне дан Богом. Поэтому в юности своей, допуская крамольные мысли о том, что будет, если «вдруг», мой ответ себе был однозначный: «Умру на месте». Позже, когда родились дети и появилось много забот, я поняла, что никуда я не умру, а буду растить детей и искать им и себе другого человека, который бы мог взять о нас заботу на себя. Кстати, я тоже самое «завещала» и мужу: «Если что мной что-нибудь случится – женись. Одиноких женщин вокруг полно, кого-нибудь да найдешь…» Такое решение мне казалось честным. И думаю, ни его, ни меня в данном случае никто бы не осудил, ведь всем хочется иметь кого-то рядом, не быть одиноким… Для человека это естественно и логично. Но только для неверующего человека... Но кто тебе заведет машину на морозе? Кто даст денег на платье? Кто выслушает твои словоизлияния? Кто подскажет, как поступить? Не Господь же Бог?!

Как бы ни смешно это звучало, Он самый! Он вовремя подсылает тебе соседа с запасными автомобильными свечами, Он позволяет иногда получить неожиданную премию, Он открыт к общению и днем и ночью! Именно по Его милости находятся ответы на самые сокровенные вопросы, и становится виден смысл тех или иных поступков… Общение с людьми –  это всего лишь возможность приблизиться к Главному общению в своей жизни – общению с Богом...

…Спустя какое-то время, мы с тетушками снова болтали о семейных делах, и получилось, что в какой-то момент остались с той самой вдовой наедине. После небольшой паузы она спросила меня:

«Ну вот ты мне скажи, только честно, – её взгляд был пристальный и искренний, – если бы твой любимый человек умер, ты бы что делала?»

«Честно? – я выдохнула, и удивительная для меня самой мысль облеклась в словесную форму, –  Проплакала бы все глаза и жила бы дальше…»

Она понимающе - грустно улыбнулась, и мы пошли каждая по своим делам…

Да, все дороги ведут к людям. Но отправная точка – Господь...

17.05.17


Рецензии