День рождения Рембрандта... ч 2

      Наконец, настало время "Ч" и желанные двери музея открылись для посетителей.   
 Мы долго бродили по залам, отдавая дань великим голландцам, их изысканному мастерству, вкусу, любовались работами своих любимцев Яном Вермеером и его "Девушкой в голубом тюрбане с жемчужной серёжкой", восхищались роскошными натюрмортами Хеды с знаменитым римским бокалом вина и лимоном на серебряном блюде, щедрым угощеньем дарами моря с дивными ракушками, но все указатели вели нас в отдельный зал, где нас ждало чудо...
  То, что мы увидели, превзошло все наши ожидания. Мы зашли в специально обустроенный зал и сели на стульчики. Это был зал специально подготовленный только для одной картины-"Ночной дозор". Эта картина таит в себе более ста тайн по утверждениям экспертов. О некоторых я расскажу.
  В Рейксмюсеум картину ко дню 400- летия Рембрандта представлял культовый английский кинорежиссер Питер Гринуэй. Его концепция строилась на том, что «Рембрандт был не только великим художником, но и человеком театра, предтечей кинематографа». И Питер Гринуэй творил своё кино, свой театр... Идея была просто умопомрачительной! На ваших глазах ставился спектакль, в котором главными действующими лицами были все посетители музея, и мы в том числе, плюс все персонажи картины "Ночной дозор". С картиной происходило нечто невообразимое, и рядом в соседних помещениях тоже. На наших глазах происходили божественные метаморфозы! Овидий позавидовал бы...
Картина ожила! Расцвела, зазвучала и пришла в движение! Свет погас и мы очутились в живой толпе, которая двигалась, дышала и издавала разные звуки, и даже запахи,... как огромное животное. Мы оказались « в чреве» этой картины! Иногда раздавались выстрелы, звяканье оружия, хохоток женщины, собачий лай, шаги тяжёлых сапог чётко отбивали ритм идущих…. Посетители слышали призывные крики, команды мушкетёров и барабанную дробь. Я на лице ощущала дуновение ветра и слышала, как разворачивали знамёна, которые уже колыхались на ветру...
Тут же на десятках экранов мелькали "ожившие" герои "Ночного дозора". Всё напоминало сцену театра или съёмки фильма и мы дружно уже под руководством режиссёра работали над какой - то мизансценой. Из темноты зала блуждающий луч света выхватывал фрагменты холста – лица, оружие, костюмы, а светящийся контур обрисовывал фигуры. Нам предлагалось почувствовать и попробовать чуть ли не « на зуб» каждую деталь, каждый звук, любое дыхание...   Смело! И очень необычно было наблюдать и участвовать в этом. Скажу честно, у меня были мурашки...
   Не всякое произведение выдержит такие смелые метаморфозы, я и раньше была в музеях одной картины, там было нечто похожее, но "Ночной дозор" взял меня за горло и взорвал мозг...  Эта картина - итог, вершина живописи эпохи барокко с её пышностью  и театральностью, с предвкушением новой жизни. Уже прослеживается некое разложение формы со всеми вытекающими отсюда последствиями и увлечениями, эффектами, помпезностью, декором. Она стремится вырваться за пределы холста в новый мир. "Ночной дозор" властно втягивает нас в своё пространство уже подступающей новой жизни, в свой космос, захватывает мощным движением, как полноводная река, делает участниками происходящего, уподобляя зрителям, сопереживающим пьесе или кинофильму.
    Это произведение принято считать переломным в его творчестве. Всё меняется и к переменам больше всех готов сам художник, а остальные- нет! В этой работе видно отчуждение мастера от принятых правил и норм той художественной среды в которой он жил и творил. Он создаёт сугубо индивидуальное произведение, отступив от общепринятого клише, вопреки воле и вкусам заказчика, и не боится сделать этот вызов. Бросив свой вызов сразу всем, он пишет совсем не ту картину, которую от него ждали. Всё было обречено на провал уже изначально, картина не понравилась заказчикам, так как к новому шагу в искусстве они были не готовы и долго тянули с выплатой денег за работу.
В то время Групповой портрет был в Голландии очень популярным, и каждый  из членов какой - либо гильдии, будь то стрелки, врачи, булочники, музыканты суконщики, кондитеры, платил художнику равную сумму, чтобы быть увековеченным наравне с собратьями по цеху во время парада, деловой встречи, урока или дружеской пирушки, вечеринки. Строгие правила написания такого портрета делали его скучноватым, статичным, где всех писали в одинаковых позах и одеждах, все на одном уровне, никто не имел права вылезать вперёд или быть задвинутым во второй ряд. Художник в этой ситуации был бесправным. Редко какому художнику удавалось привнести своё без ущерба,- некое движение, умело разместить в нескучных позах своих заказчиков, чтобы они остались довольны. Это удавалось сделать только гениальному Хеда. Вот почему "Ночной дозор", где на переднем плане изображены только две главные фигуры, и это не по правилам, а остальные изображены весьма проблематично, схематично и за непонятным занятием, за исключением некоторых, имел много неприятностей и нареканий. На картине изображены ворота святого Антония, возле которых стояли на дозоре гвардейцы.
  Чётко видны фигуры возглавляющего шествие капитана Кока в чёрном и с красной перевязью через всю грудь и шагающего рядом с ним лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга в золотистой одежде да ещё нескольких человек. Многие мушкетеры почти не видны за спинами сограждан, зато помимо восемнадцати членов отряда на холсте изображено больше десятка никому не ведомых личностей. Интересно то, что все указывают на разное число этих личностей- кто 16, кто 28, а кто 34... Они расположены так, что их трудно пересчитать. Тут ещё и девочка, мальчик и собака- как бы расширяют пространство картины, а капитан в центре с лейтенантом приглашают зрителя жестом к себе в картину и движутся прямо на зрителя.  Причём, портретное сходство было совсем не обязательно ... и многие не узнали себя на картине, к своему великому разочарованию, и просили других художников прописать их лица. Но этого не произошло. Очевидно Ван Рейн рассуждал, как и многие художники так: - Кто вспомнит как выглядели тот или иной капитан, стрелок, вся братия мушкетёров защитников города через сто лет? - Да, никто! Поэтому неважно, что они не похожи сами на себя. Этого никто не будет знать, все быстро забудут их, время быстротечно. Главное, - это список участников ополчения, висящий на стене. Он останется неизменным навсегда и будет напоминать о них, их доблести, мужестве и подвигах в событиях тех дней. Главное действующее лицо картины- это всё- таки толпа, живая, подвижная как волна, которая рвётся с полотна в жизнь.
  Загадок картины с годами становится всё больше.
 
* Картина "Ночной дозор" музей Амстердам.
продолжение следует.


Рецензии
Мне нравятся картины этого автора, но я и с удовольствием читаю ваши тексты, черпая из них что-то новое для себя.

Ольга Ртищева   30.07.2017 07:53     Заявить о нарушении
Спасибо ,Ольга, за отзыв! Черпайте на здоровье! Ведь знания- сила, как говорил Бэкон. С симпатией-Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   30.07.2017 15:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.