Саимэ. Очерк 10

 


ОЧЕРК  10

Механизация транспортировки
собранного хлопка

До внедрения бестарной перевозки хлопка-сырца  в качестве тары использовались канары (мешковины), а в качестве транспорта для перевозки-арбы. Весь урожай хлопка с полей доставлялся на хлопкоочистительные заводы на арбах.
Начиная с 1937 года мешки с хлопком доставляли на заготпункты в основном на автомашинах. Этот способ перевозки хлопка был трудоемким, сопровождался большими расходами на дорогостоящую мешочную ткань и засорением хлопка-сырца посторонними примесями (шпагата и обрывков тарной ткани).
Для улавливания шпагатов в очистительное оборудование хлопкозаводов вводились специальные рабочие органы, изыскивались способы съема волокна с пил-джин. Кроме того, многократные перевалки хлопка в процессе набивки его в мешки способствовали внедрению сорных примесей в волокно и усложняли условия последующего выделения их. На набивку и высыпку одной тонны хлопка из мешков работниками затрачивались 4,48 чел.-час.Учитывая эти недостатки, тормозящие развитие производства хлопка в нашей республике, необходимо было найти более эффективный способ перевозки хлопка. Начиная с 1939 года были сделаны первые попытки. Мтищенским (1948 г) и Кутаисским автомобильными заводами (1954-1956 гг.) были разработаны автопоезда. Однако Кутаисские автопоезда имели серьезные недостатки – значительную погрузочную высоту, большой фронт разгрузки, а на Мтищенских – отсутствовали средства приемки хлопка.
Из-за наличия этих недостатков обе разработки не нашли широкого применения. С 1955 г научно-исследовательской работой для разработки средств бестарной перевозки хлопка начали заниматься ученые САИМЭ (Б.К. Никулин) и ЦНИИХПРОМа и «Ташавтомаш»а (П.В.Байдюк, Г.Д.Кушнаренко, А.Т.Галустян, Я.Б.Белага). В результате их совместных работ были созданы впервые тракторные самосвальные прицепы ПТС-3-766.
С 1958 г завод «Ташавтомаш» организовал серийный выпуск модернизированных прицепов марки ПТС-3-766М, а также выпустил малую серию автопоездов марки АП-766Б. В 1959 году в САИМЭ была организована лаборатория механизации погрузочно-разгрузочных и транспортных  работ в сельском хозяйстве, которая работала в тесной связи с ЦНИИХПРОМом и «Ташавтомаш»ем. Выбранные транспортные средства позволили практически осуществить поточный метод уборки и заготовки хлопка, при котором хлопок-сырец на полях загружался в прицепы непосредственно из бункеров хлопкоуборочных машин и без промежуточных перевалок хлопка с полей на заготовительные пункты и с последних на хлопковые заводы позволили применить однотипное подъемно-транспортное оборудование и средства механизации погрузочных работ с бестарным хлопком как на заготовительных пунктах, так и хлопковых заводах.
В последующие годы для перевозки хлопка-сырца, кроме тракторных прицепов
2 ПТС-4-793, применялись автомобили ГАЗ-51, ЗИЛ-150 и др. со специально наращенными сетчатыми бортами, с одним или двумя прицепами.
В 1966-1968 гг. Б.К.Никулиным проведены сравнительные исследования о целесообразности применения тракторных прицепов и автомобилей для перевозки хлопка-сырца в зависимости от расстояния перевозки. Им установлено, что применение тракторного поезда при условии агрегатирования трактора только с двумя прицепами до расстояния перевозки, равного 20 км, более производительно, чем использование автомобиля ЗИЛ-150 с двумя прицепами. Установлена целесообразность использования автопоезда, где отдаленность пунктов сдачи хлопка от места его производства до 50 км.
В 1969-1973 гг. разработаны модернизированные сцепные устройства, предназначенные для установки на тракторные прицепы, позволяющие прицепам двигаться «след в след» за трактором и представляющие возможность тракторному поезду разворачиваться на ограниченной по размеру площади, что особенно важно при движении по узким проселочным дорогам и мостам. Они были выпущены в количестве 2500 шт. и внедрены в хозяйствах Республики. Кроме того, разработан пневмогидравлический привод для тормозов тракторных прицепов, действующих синхронно на тормоза всех прицепов, составляющих тракторный поезд из 3-4 прицепов, и сокращающих его тормозной путь до минимума.
Такое тормозное устройство, в случае отрыва одного и более прицепов от тракторного поезда, позволяет им автоматически затормаживаться. Была выпущена опытная партия этого поезда (Н.Р.Рашидов, Б.К.Никулин, М.Якубов).
Был решен также вопрос увеличения вместимости кузова прицепа 2ПТС-4-793А, соосно с объемом бункера хлопкоуборочной машины. Достигнуто это за счет увеличения объема кузова до 19 м3 и оснащения его устройством для уплотнения хлопка (Л.М.Курценко, А.Хожиев). Проведены исследования по обоснованию технологии и технических средств для уборки и транспортировки хлопка в контейнерах (С.Аликулов, А.Худойбердиев, М.Аширалиев и др.).Проведены исследования по обоснованию типажа транспортных и погрузочно-разгрузочных средств для зоны хлопководства (Н.Рахманов).Исследованиями по выбору кинематической схемы, обоснованию параметров и режимов работы грейферного рабочего органа для погрузки хлопка и других легковесных волокнистых материалов занимались Л.М.Курценко, Н.З.Сотволдиев. С использованием результатов этих исследований Коломыйским заводом сельскохозяйственных машин быль разработан универсальный погрузчик для зоны хлопководства марки
ПГХ-0,5, который выпускался П.О.«Андижангидромаш».
 Проведенными исследованиями доказано, что применение устройства для объемного уплотнения хлопка-сырца в бункере улучшает условия труда механиков-водителей, позволяет увеличить производительность хлопкоуборочных машин (А.Хажиев). Уплотнитель устанавливается под крышкой бункера и описывает его форму. Перемещение уплотнителя происходит сверху вниз параллельно днищу бункера при движении машины.
Уплотнитель позволяет повысить плотность хлопка в бункере в 1,6 раза, производительность машины при этом увеличивается на 8-10 %.
С целью повышения коэффициента использования тракторных поездов в течение года и обоснования возможности использования тракторных поездов на перевозки хлопка с заготовительных пунктов на хлопкоочистительные заводы разработана конструкция сочлененного прицепа (Н.Р.Рашидов, А.Хамра-кулов). Такая конструкция позволяет посредством козырька несложной конструкции принимать хлопок из бункеров хлопкоуборочной машины сразу двумя кузовами, а также увеличивать годовую загрузку прицепов, т.е. эффективность их использования. Разработаны технические средства для сбора и удаления лозы ветвей из междурядий виноградника и сада. Производительность лозоподборщика составляет 1.23 га/час (Б.Есиркепов).
Кроме того, разработан фронтальный погрузчик для погрузки и разгрузки контейнеров в транспортные средства (Н.Бабанов). К этому погрузчику были разработаны различные рабочие органы и устройства: Каретка с двумя зубьями для контейнеров, поддон для затаренных мешков, сеток, ящиков, тюков, ковш для зерна и сыпучих грузов, платформа вилочная для сено-соломистых материалов, и др. (Р.Джураев, О.К.Йулдашев). В течение 1969-1992 гг. лабораторией и в последствии отделом руководил академик Н.Р.Рашидов. В проведение экспериментальных работ активные участие принимали механики У.Халимбе-тов, Т.Буранбаев М.Сайдалиев и др.
Лаборатория одновременно занималась подготовкой путем дражирования опушенных семян с применением нейтрализованного лигнина. С этой целью институтом совместно с экспериментальным заводом и конструкторским бюро института была разработана и изготовлена технологическая линия (А.Хаджиев, Н.Рашидов, В.И.Пак, С.Султанов, В.В.Орлов, Ю.Кадыров, Б.Есиркепов, Р.Эргашев, А.Исакулов).
Опушенные семена, имея естественную защитную подпушку, более устойчивы к неблагоприятным погодным условиям и поэтому основная площадь хлопковых полей засевается опущёнными семенами. При этом расход семян на каждый гектар в 2…3 раза больше чем при научно-обоснованных нормах. Причиной этого является то, что, во-первых, из-за плохой сыпучести, они не поддаются точному севу, во-вторых, сортировальные установки не позволяют получить посевные семена требуемого качества. Кроме того, для прореживания  лишних растений затрачивается дополнительные затраты труда. Организацией внедрения такого способа сева хлопчатника руководит директор института Ё.Б.Холиёров, бесперебойной работой линии по подготовке семян занимаются группа сотрудников (А.Хажиев, А.Росабаев, А.Юлдашев, П.Бекниязов, Р.Турсанов, М.Сайдалиев). В течение 2003-2005 гг. проведенные НИР по исследованию и обоснованию основных технологических и конструктивных параметров и режимов работы технологической линии позволяют снизить нормы расхода семян в 2…3, раза ядохимикатов в 1,5…2 раза.
Установлено, что дражирование опушонных семян хлопчатника различными компонентами и микроэлементами оказывает благоприятное влияние на рост и развитие растений хлопчатника на 7-10 дней и повышение их урожайности от 2,8 ц/га до 5,4 ц/га (А.Хаджиев, А.Росабоев, А.Хожиев, О.Йулдашев, П.Бекниязов).



Рецензии