Советы молодым композиторам 2

Иоганн Себастьян Бах

«Мне пришлось много трудиться. Тот кто будет так же трудолюбив, добьётся такого же успеха».
И.С. Бах.

С юных лет Иоганн Бах отличается редким прилежанием в музыке:  овладевает игрой на органе, клавесине и скрипке; по ночам при тусклом огарке свечи переписывает ноты выдающихся мастеров полифонического письма; внимательно изучает органные произведения Северной и Южной Германии, музыку Италии, Франции, Англии, Нидерландов. Он накапливает внушительный багаж знаний и навыков. Повседневный труд - основа основ жизни и творчества Иоганна Себастьяна Баха, создающего свыше 1000 произведений. При этом надо иметь в виду, что некоторые из них насчитывают десятки частей (в «Страстях по Иоанну» - 68 номеров, в «Страстях по Матфею» - 78).

«Где есть благочестивая музыка, Бог всегда тут же с его любезным присутствием».
И.С. Бах.

Иоганн Себастьян Бах испытывает благоговейный трепет перед Отцом Небесным. Об этом свидетельствуют 180 церковных хоралов, в том числе «Верю во единого Бога», сочинённый на канонический текст Символа Веры.

«Цель и конечный конец всей музыки не должно быть не что другое, кроме как восславление Бога и восстановление души».
И.С. Бах.

Иоганн Себастьян Бах пишет религиозную музыку, к вершинам которой принадлежат «Страсти по Матфею» и «Высокая месса» си минор. В каждом произведении композитор прямо или косвенно славит Творца мира.

«Цель музыки – трогать сердца»
И.С. Бах.

Конечно же, для глубоко верующего Иоганна Себастьяна Баха создание музыки невозможно без любви и веры в Господа Бога. Бах стремится к всевышнему, и хотел бы, чтобы сердца других людей открывались Богу.


Кристоф Виллибальд Глюк

«Простота, правда и естественность – вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства».
К. Глюк.

Именно эти качества свойственны музыке «Орфея и Эвридики» - первой реформаторской оперы Кристофа Виллибальда Глюка. Они закладывают фундамент музыкального классицизма.

«Музыка должна играть по отношению поэтического произведения ту же роль, какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок».
К. Глюк.

Кристоф Глюк преобразует оперу в музыкальную драму. Образцами его нового стиля становятся «Альцеста», «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде». По драматизму и накалу страстей эти оперы уже близки к музыке Моцарта и Бетховена!


Йозеф Гайдн

«Найдите хорошую мелодию – и ваша композиция, какова она ни была, будет прекрасной и непременно понравится. Мелодия – это душа музыки, это жизнь, смысл, сущность композиции».
Й. Гайдн.

Йозеф Гайдн имеет в виду мелодию, которая оживляет и одухотворяет музыку. Она нередко встречается в его популярных сонатах для фортепиано (ре мажор, ми минор) в симфониях (например, в симфонии №45 «Прощальная при свечах»), в 12 «Лондонских» симфониях), в оратории «Времена года». В этих произведениях мелодический дар Гайдна неисчерпаем.

«Вся прелесть музыки – в мелодии».
Й. Гайдн.

Если бы Йозеф Гайдн придерживался этого правила в опере «Орфей», мы имели бы моцартовский шедевр! На деле же опера Гайдна мало чем примечательна.


Андре-Эрнест-Модест Гретри

«Вам интересно знать, восприимчив такой-то индивидуум к музыке? Присмотритесь, прост ли и справедлив ли его ум; свободны ли от вычур его речи, манеры, одежда; любит ли он цветы, детей; господствует ли в нём нежное чувство любви… такой человек страстно любит гармонию и заключённую в ней мелодию».
А. Гретри.

Для Андре Гретри профессия композитора неотделима от его способности творить мелодически прекрасную музыку. Заслуживает внимания тот факт, что Пётр Ильич Чайковский использует мелодию Гретри для характеристики графини в опере «Пиковая дама». И Гретри, и Чайковский создают очаровательную музыку!

 
Антонио Сальери

«Сначала музыка, а потом слова».
А. Сальери.

Антонио Сальери известен, как ученик и последователь Кристофа Глюка, преобразующего оперу в музыкальную драму. Глюк придаёт большое значение слову, Сальери говорит о первенстве музыки. Тем самым он делает жест в сторону Моцарта. Замечательные мелодии «Тарара» и его австрийского варианта «Аксура» ещё раз доказывают, что Сальери не был фанатически преданным Глюку. Сальери прокладывает новые пути, которые ведут к Россини и Верди.
Антонио Сальери – вполне самостоятельное и значительное явление в оперном искусстве.


Рецензии