Лестница Иова
Вступление: динамичность образа Иова
Перед тем, как говорить о том, что произошло с Иовом, о его речах, о поведении его друзей, о Боге, Который открылся Иову, хочу порассуждать о самом Иове. Мы часто представляем себе библейских героев статичными, застывшими фигурами. Авраама – однозначно положительным персонажем, Лота – однозначно отрицательным. Многое меняется, когда мы рассматриваем их в динамике, как они чаще всего и представлены в Библии.
Оказывается, внутренний мир Иова тоже не был неизменным на протяжении книги. В первых двух главах Иов предстает перед нами как идеальный герой веры. Обычно, когда мы слышим его имя, в нашем сознании предстает его образ именно образца двух первых глав. Сам Бог дает ему высшую оценку. Иов так реагирует на страдания, что в конце первой главы отмечено: он ни в чем не погрешил, не сказал ничего неразумного о Боге. Так же он встречает и вторую волну испытаний и страданий.
Если бы книга Иова закончилась на последних стихах второй главы, то это была бы тяжелая, но сравнительно красивая или по крайней мере «правильная» концовка. Иов прославил Бога, его друзья поступили так, как и должны поступать друзья. Они сначала плакали вместе со своим страдающим другом, потом молчали с ним. Что им было говорить? Трудно подобрать «правильные» слова в такой ситуации.
Если бы книга Иова закончилась на этом месте, в Библии была бы книга об идеальном страждущем и об идеальных друзьях. Но как далека эта книга была бы от нашей жизни! Мы узнаем себя и в поведении Иова, который, когда начинает говорить в следующей главе, проявляет горечь, непонимание. Мы узнаем себя и в друзьях Иова, которые, когда начинают говорить, говорят не то, что подходит к ситуации Иова.
Когда я первые разы читал книгу Иова, мне всегда было очень неудобно в начале третьей главы. Мне хотелось спрятать эту главу от неверующих людей. Что они подумают, когда прочитают, что вот так разговаривают библейские герои веры? Я и сейчас, читая эти речи Иова, внутренно поеживаюсь. Что случилось? Вот это все и было внутри Иова в тот момент, когда он благословлял Бога? Или появилось, накипело за то время, что он сидел, мучаясь, в окружении молчаливых друзей, вспоминая о погибших детях?
Похоже, что накипело. Иов не мог отогнать вопросы, которые начали осаждать его ум. И оказалось, что в его богословии, в его понимании Бога и жизни не было ответов на эти вопросы. И чем больше он об этом думал, тем больше ему нужны были эти ответы. И все это время молчаливых размышлений его сопровождали страшнейшие страдания. Так или иначе, видно, что между концом второй и началом третьей главы в Иове произошли перемены. И они снова происходят с ним в 42-й главе, когда он раскаивается в прахе и пепле.
1. Иов и псалмопевцы на лестнице богопознания
А. Три Иова: ступени богопознания в истории Иова
В книге Иова мы видим трех Иовов: Иова двух первых глав, Иова основной части книги и Иова последней главы. Я думаю, что это три разных этапа в жизни Иова, три разных его ступеньки в богопознании:
1) Иов, благословляющий Бога после страданий (это благословение – результат его прежнего хождения перед Богом. You will need your best theology in your darkest moments); 2) Иов, мучительно ищущий ответов на свои вопросы и добивающийся встречи с Богом; 3) Иов после встречи с Богом.
Иов третьей главы – это человек, у которого есть вопросы, но нет ответов. Я читал историю про одного японского полководца. Он решил атаковать противника, хотя врагов было в десять раз больше. Он был уверен в победе, но его солдаты сомневались.
По дороге он остановился у храма и сказал своим воинам: «После того, как я навещу святыню, я брошу монетку. Если выпадет орел — мы победим, если решка — проиграем». Этот воин вошел в храм и молча помолился. Выйдя, он бросил монетку. Выпал орел. Его солдаты так рвались в бой, что легко выиграли битву.
«Ну, понятно, почему мы победили. Ведь выпал орел. Никто не может изменить судьбу», — сказал ему один воин после сражения. А полководец показал ему монету, которую он подбрасывал: у нее с обеих сторон был орел.
Так вот, применительно к Иову я сказал бы так: на его монете с обеих сторон не было ни орла, ни решки, но пустота. И сколько он ни вопрошал Бога, сколько он ни выслушивал друзей – ответа на вопрос о своих страданиях он не получал.
Или вот другая иллюстрация. Ставился такой эксперимент: человека помещали в группу, в которой участникам показывали предмет, скажем, зеленого цвета, и спрашивали: какого он цвета? А всю группу заранее подговорили говорить на зеленое синее. И все так и делали.
А один, который не знал, в чем дело, оказывался в сложной ситуации. Он явно видит, что предмет зеленый. Но все говорят, что он синий. Сложно идти одному против всех. И вы знаете, некоторые начинали сомневаться, и вслед за группой тоже называть зеленое синим.
Друзья Иова дружно называют то, что они увидели, скажем, коричневым. Проблема же Иова в том, что он понимает – это не коричневый. А какой именно – не понимает сам и другим объяснить не может. И пытается понять всю книгу.
(У меня была ситуация, когда мои родственники убеждали меня сделать одну вещь. И верующие убеждали меня тоже сделать эту вещь. А я считал эту вещь грехом. И скажу вам, очень трудно продолжать считать черное черным, когда все вокруг называют это черное белым. Или серым).
Иов оказался в такой истории. Его друзья настойчиво предлагали ему свою версию объяснения произошедшего. Друзья Иова думали, что его страдания связаны с его грехом. Они предлагали ему покаяться в этом грехе. Но беда в том, что Иов не знал за собой греха, который мог быть причиной этих страданий.
Когда мы получаем наказание по заслугам – суть страдания понятна. Когда мы страдаем, чтобы получить какую-то выгоду (на работе, на учебе, где-то еще) – страдание еще понятнее и легче переносить. Но когда страдаешь очень тяжело, ничего за собой не зная и ничего не понимая – наверное, это очень сложно. Насколько сложно, знал Иов.
Вопрос: можно ли перейти на третью ступеньку Иова, не побывав на второй?
Б. Пс.30: плач – хвала – плач – хвала. Ступенчатая структура
Структура некоторых псалмов такова: уныние и плач – положительное утверждение и хвала – снова плач – снова хвала. Например, вот структура псалма 30:
• Плач: стихи 3-5. Автор находится в сети (стих 5)
• Хвала: стихи 7-8
• Плач: стихи 10-14
• Хвала: стихи 20–22
Так бывает в нашей жизни: у нас возникают проблемы, мы молимся Богу и получаем ответ, но после этого проблемы приходят снова, мы снова молимся и снова славим Бога… Кроме 30-го псалма, чередование плача и хвалы встречается еще в псалмах 34, 58 и 70. Такую структуру можно увидеть и в книге Иова:
• Иов разодрал верхнюю одежду, остриг голову и пал на землю: 1:20
• Иов благословил Бога: 1:21
• Иов страдает, плачет, задает Богу множество безответных вопросов
• Иов кается и снова хвалит Бога: 42:2-6
Мы слабые люди и иногда нам не перейти к более глубокой хвале без плача. Иногда невозможно получить более глубокие ответы без предшествующего вопрошания и сомнения.
В. Пс.11: плач – хвала – плач… После Божьего ответа может ничего видимо не измениться
В других псалмах встречаются вариации этой структуры. Приведу еще два примера из книги Псалтирь.
В Пс.11 показан переход от плача к хвале и возвращение к плачу. Начинается этот псалом с плача: «Спаси, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими» (ст.1). Возможно, что сам автор и его окружение испытывали на себе нападки со стороны неправедных людей, о чем говорит следующий стих: «Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь…» (ст.5).
В 6-м стихе приведен прямой ответ Господа: «Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят». Мы не знаем, как именно Бог сказал это автору псалма. После таких слов, конечно, звучит хвала: «Слова Господни - слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное. Ты, Господи, сохранишь их, соблюдешь от рода сего вовек» (ст.7-8).
Кажется, можно заканчивать псалом. Ответ от Бога получен, и псалмопевец прославил Господа. Но неожиданно концовка псалма повторяет его начало: «Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились» (ст.9). Конечно, можно объяснить эти слова как некий общий вневременной принцип, но давайте попробуем понять его буквально, как написано. Тогда выходит, что Бог ответил, а ситуация не изменилась.
Это Библия. И это наша жизнь. Мы можем молиться и ждать ответа очень долго. Потом получить от Бога ответ. И иногда после Божьего откровения, когда мы будем радоваться, что уж теперь-то все изменится, перемен не видно…
Г. Пс.87: Божьего ответа может не быть вообще
Пс.87 – это очень тяжелый для вдумчивого чтения псалом, здесь вообще отсутствует движение. Человек страдает, задает Богу вопросы, просит об избавлении, но здесь нет ни ответов, ни избавления, ни хвалы.
В этом псалме описывается «подвешенное» состояние, состояние без малейшего изменения к лучшему, без ответов от Бога, без хвалы и прославления со стороны человека. Прочитаю этот псалом целиком.
В этом псалме время останавливается, движения прекращаются, а внимание направляется на сам плач. Сам псалом настолько мрачный, что даже завершается в новом переводе РБО словом «мрак» («не видно» — в Синодальном переводе).
Вот такая жизнь веры. Иногда человек может молиться некоторое время и вообще не получать ответа.
Не думаю, что в наших песенниках есть гимны, похожие на 11-й псалом или тем более на 87-й. Но в Библии эти псалмы есть. О чем это говорит?
Мы можем иногда проходить через участки жизни, которые называются в Библии «долина смертной тени». Не понимая, что с нами происходит. Не понимая, что делать.
2. Лестница богопознания в наши дни
А. Современная церковь в окружении культуры с культом успеха
Как выглядит лестница Иакова в наши дни? Мы с вами ходим только по нечетным ступеням? Играем только по белым клавишам? Нам всегда все понятно? После каждой проблемы прославляем Бога?... Бог сказал одному человеку: «Я Бог не только гор, но и долин», но послушать некоторые проповеди – так все христиане это горцы, не знающие духовных проблем, переживаний и падений.
В современной культуре ценится успех, а признак успеха – улыбка. Слезы – признак неудачи, и слезы прячут. Сколько мужчин преждевременно умерли из-за фраз «мальчики не плачут» и «настоящие мужчины не плачут»… Они копили боль в себе, не давая ей выхода, а потом клапан лопнул – инфаркты, инсульты…
Иисус плакал. Иов рыдал. Давид стенал.
Несколько лет назад в пожаре, вспыхнувшем в одном из отелей Манилы, погибли более семидесяти человек и более ста пострадали. До этого дня в отелях этой страны не было столь сильных пожаров. Случилось так, что именно в этот день большинство постояльцев отеля были пасторы и их помощники из провинциальных городков. Они приехали в Манилу на христианскую конференцию.
Я читал книгу пастора, один из членов церкви которого погиб в этом пожаре. У этого погибшего брата была семья, трое детей. Узнав о случившемся, этот служитель, автор книги сразу позвонил одному из организаторов конференции — пастору — и расспросил его о подробностях. И вот что он сообщает: «Его ответ обжигал чувства сильнее всякого огня. Он сокрушался, но сокрушался о том, что «они те, кто остался жив, ведут себя прямо как неверующие, плача и горюя, как будто у них нет Бога».
Дальше этот автор пишет: «Христианство превратилось в сухую, черствую религию, или, точнее будет сказать, стало выступать против проявления любых негативных эмоций. Теперь считается, что христианин не должен гневаться и падать духом никогда, даже в самых сложных обстоятельствах, включая смерть любимого человека. «Господь дал, господь взял», — говорим мы. Бог всегда в курсе дел и что бы ни случилось — все содействует ко благу. А потому мы должны славить Господа всегда, в любых обстоятельствах. Хвала — вот единственно верный ответ в радости и в печали, в свете дня и во тьме кромешной».
Разве верующим нельзя плакать? Нельзя спрашивать Бога: «почему?» Правильно ли христианство, которое только бодрое, оптимистичное? В последние годы я слышал несколько рассказов наших братьев и сестер о страданиях. И обратил внимание, что к этим рассказам часто добавляют фразу «но я не роптал на Бога, не обижался на Него, было тяжело, но я был спокоен, я полностью полагался на Бога». Звучит красиво, но всегда ли это правда? И повторю вопрос: можно ли перейти на третью ступень Иова, не ступив на вторую?
В.З. недавно в проповеди говорил: когда умерла его сестра от рака (у нее двое или трое детей), он обиделся на Бога. Это звучало очень необычно для нашего собрания. Он честно сказал. Как честно говорили псалмопевцы. Как честно говорил и, может быть, кричал Иов. Мы, опасаясь за свою репутацию, стыдимся говорить о своей неуверенности, о своем незнании, о своих сомнениях, о своих недовольствах.
Б. Бесплодные попытки перепрыгнуть через ступеньку
Не остаемся ли мы на первой ступеньке Иова либо на ступеньке его друзей, лишая себя тем самым возможности познавать Бога и приближаться к Нему? Проблема в том, что багажа прежних познаний со временем становится недостаточно для правильного поведения в новых ситуациях.
Прежнего богопознания Иова не хватило ему, когда он оказался в ситуации начала третьей главы. Рациональных и духовных советов друзей ему тоже не хватило, они ему не помогали. И мы видим, что Иов пытается добиться встречи с Богом, получить от Него ответы на свои вопросы, но его друзья этого не делают. Они считают себя правыми, им не надо уточнять свои позиции, за всю книгу никто из них ни разу не обратился к Богу.
Один поэт написал об этой группе людей:
Всезнайства ослепляющие блики.
Безумен, кто идёт по острию
И льстит себе, цитируя великих,
Их правду выдавая за свою.
Всезнайство говорит о мелководье,
О скудости несудоходных рек.
Слывущий мудрецом в простонародье,
Что знаешь ты, о гордый человек?
Бог судит не по знанью - по смиренью.
Что наше знанье? - тягостный обман...
Господь взыскует нашего горенья,
А не потуг холодного ума.
Не потому ль так тянется прохожий
На огонёк, светящийся в ночи.
...Огарок, но горящий, мне дороже
Большой непламенеющей свечи.
Недаром Иов сравнивает себя с факелом, приготовленным для спотыкающихся ногами: «Так презрен по мыслям сидящего в покое факел, приготовленный для спотыкающихся ногами» (Иов.12:5).
В школе мой учитель математики говорил: правильно заданный вопрос – половина ответа. Если мы честно говорим Богу (и людям) о своих вопросах, о своей неуверенности, о своем недовольстве – мы на пути к более глубоким ответам и откровениям.
Псалмы актуальны до сих пор, потому что они честные. Их читают и поют и сегодня. Потому что авторы этих песен часто прошли все три или четыре ступени, о которых я говорил: плач – хвала – плач – хвала. Или так: сомнение – уверенность – сомнение – уверенность. Или так: вопрос – ответ – вопрос – ответ. И познания, полученные авторами псалмов на ступенях ответов, помогают нам до сих пор – учат, придают сил, приносят утешение.
3. Вторая ступень: что делать в ситуации неопределенности
А. Что делал Иов, когда не знал, что делать
Что же делать, когда не знаешь, что делать? В книге Иова есть несколько ответов на этот вопрос. Один из них очень меня трогает. «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться» (Иов.13:15). Нет ответа. Более того, все выглядит так, что Тот Бог, Которому ты был верен столько лет, убил твоих детей и убивает тебя. «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться».
При этом Иов дальше говорит: «я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его! И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдет пред лице Его!» Т.е. Иов не был лицемером, он был искренен в том, что он говорил. Вот рецепт Иова о поведении в ситуации неопределенности: надеяться, идти пред лицо Его. Без лицемерия и правильных, но пустых лозунгов, честно.
Иов говорил очень дерзко по нашему сегодняшнему разумению, и так говорить не надо: «я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом» (Иов.13:3). В конце книги эти слова получили такую оценку: «Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? - Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне» (Иов.42:3-4). И Иов раскаялся в этих словах в прахе и пепле.
Но какой урок мы можем взять? Что нам делать, когда мы не знаем, что делать и не понимаем, почему с нами происходит то, что с нами происходит? Ответ Иова: надеяться, ждать, молиться, верить. Искать встречи с Богом, повторять перед Ним свои вопросы. Потом может оказаться, что это были вообще неправильные вопросы, но все равно их надо открывать перед Богом.
Б. Другие библейские персонажи, которые оказались на второй ступени
• Сомнение Саула. Саул был в ситуации неопределенности и повышения градуса среды. Он не молился, но принял сам решение. Не дождался.
• Сомнение Аввакума. «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Авв.1:2-4). Книга начинается с вопрошания пророком Бога, Аввакуму кажется, что Бог его не слышит. А вопросы у Аввакума самые серьезные. Он видит ужасные вещи и хочет получить от Бога объяснение. Заканчивается книга песнью уверенности в Боге и радости о Боге, но такой концовки не было бы без вопрошающего начала.
• Сомнение Иоанна Крестителя. Он в тюрьме. Миссия не удалась? Мессия ли Иисус? Когда Иоанн сомневается, он спрашивает Иисуса, не может сделать это напрямую, но изыскивает для этого возможность. Тем же занят и Иов – пытается достучаться до Бога.
Да, подъем на вторую ступеньку не гарантирует перехода на третью, а с третьей в любой момент можно упасть на первую и ниже. Но другого пути на третью ступень нет. Мы ограниченные существа и без признания своей ограниченности к росту в познании не придем.
В. Сомнение – не добродетель, но его надо признавать, и это поможет из тьмы перейти к свету
Конечно же, не надо делать из сомнений добродетель. Но надо признать, что они у нас бывают, и когда бывают – не заметать их под ковер, но искать ответ.
Кроме того, надо знать, что есть градация реакций на страдания: 1. ожесточение и неверие, 2. ропот и злость на Бога, 3. сомнение, 4. фрустрация и огорчение (не оспаривающие справедливость Бога и Его Слово), 5. покорность и согласие на страдание, 6. радость в искушении (Иак.1:2).
Если у нас проблемы, то мы относимся к Богу одним из этих шести способов. Но мы можем переходить от одного к другому. Иов не остался на второй ступени. Когда ему открылся Бог, Иов раскаялся и смирился перед Богом, а дальше жил в свете нового откровения Божьего, но не со старыми огорчениями и сомнениями.
Я расскажу, как была написана песня «Течет ли жизнь мирно».
Эту прекрасную песню написал прихожанин пресвитерианской церкви в Чикаго Горацио Гейтс Спеффорд, родившийся 20 октября 1828 года. В молодости Спеффорд успешно вел юридическую деятельность в Чикаго. Несмотря на свой финансовый успех, он всегда хранил в себе глубокий интерес к христианству.
Спэффорд очень любил свою семью: жену Анну, четырех дочерей, Энни, Мэгги, Бэсси и Танету, и сына Горацио младшего. В их доме часто собирались для богослужений. Он и его жена были друзьями известного проповедника Дуайта Муди и поддерживали его материально.
Казалось, все складывалось как нельзя лучше: служение, семья, работа... Жизнь текла мирно, подобно реке. Иов образца первых стихов первой главы. Но вскоре на его долю выпали тяжелые испытания. И именно во время трагических событий Горацио Спэффорд написал слова знаменитой песни.
За несколько месяцев до Большого Чикагского пожара 1871 года Спэффорд вложил огромные деньги в недвижимость на берегу озера Мичиган, и все его сбережения смела с лица земли эта стихия. Спэффорд потерпел финансовый крах. Накануне пожара он пережил смерть своего четырехлетнего сына. Мальчик умер от скарлатины. Несмотря на боль утраты ребенка, финансовые трудности, Анна и Горацио Спэффорд помогают бездомным и голодным, заботятся о больных и раненых, утешают их в горе, стараясь облегчить бремя пережитого.
В 1873 году, желая отдыха своей жене и четырем дочерям, а также намереваясь присоединиться к Муди и Сэнки, чтобы помочь им в евангелизации в Великобритании, Спеффорд решил устроить своей семье путешествие в Европу. В ноябре того же года, вследствие непредвиденного развития событий, он вынужден был остаться в Чикаго, а жену и четырех дочерей, как и планировалось, отправил на пароходе Ville du Havre. Сам же он собирался присоединиться к ним несколькими днями позже.
22 ноября в пароход врезалось английское судно Lochearn, и он за 12 минут затонул. Несколько дней спустя выжившие пассажиры ступили на берег Сардиффа, Уэльс. Жена Спэффорда телеграфировала мужу: «Спаслась одна. Что мне делать?» Спэффорд сразу же сел на корабль и отправился к убитой горем жене. Было начало декабря, холодная зимняя ночь. Капитан отвел Спэффорда в сторону и сказал: «Сейчас корабль пересечет то место, где затонул лайнер. Сорок семь градусов широты. Тридцать пять долготы. Три мили глубины...» Это было место, где случилось кораблекрушение, где его жизнь навеки изменилась. Печаль, надежда, страх, утешение – эти эмоции переполняли сердце бедного отца. Он вернулся в каюту и долго не мог уснуть.
«Да будет воля Господня!..» - прошептал Спэффорд. Он взял перо, бумагу, и Сам Господь начал успокаивать его израненное сердце. И полились слова благословенной песни... «Течет ли жизнь мирно, подобно реке...» Вмиг годы благополучия сменяются внезапным горем: «Несусь ли на грозных волнах…» Его семья только что пронеслась на этих грозных волнах. Возле этой бездонной могилы дорогих его сердцу детей, ушедших в вечность так рано, рождались слова утешения. Спэффорд не останавливался на теме житейских скорбей и испытаний: «Ни вражьи нападки, ни тяжесть скорбей Не склонят меня позабыть, что Бог мой меня из пучины страстей В любви восхотел искупить». Этот благословенный муж сосредотачивал внимание на искупительной Жертве Христа: «Что в мире сравнится с усладой такой? Мой грех, весь как есть, целиком К кресту пригвожден, и я Кровью святой Искуплен всесильным Христом». По вере он родственник Иову, который среди жесточайших страданий тоже сказал: «А я знаю: Искупитель мой жив». Он весь – в ожидании славного Второго Пришествия Христа: «Господь! Твоего я пришествия жду; Принять мою душу гряди! Я знаю, тогда лишь вполне я найду Покой у Тебя на груди». И, как триумф, звучит уверенность: «Ты со мной, да, Господь. В Твоих я покоюсь руках».
Этот брат оказался в условиях, немного сходных с условиями Иова. Он вошел в долину смертной тени – и открыл в ней источники. Он поднялся с первой ступени, на которой все понятно, на вторую, на которой не понятно ничего, и перешел на третью, на которой понимал все лучше, чем на первой. И благодаря этому родилась песня, которую мы поем и сегодня, которая дает силы и утешает.
Как хорошо, что он не сказал капитану заученных слов вроде «Все ко благу. Я уповаю на Бога и спокоен» или что-нибудь в этом роде. Как хорошо, что когда ему было больно, он открыл эту боль перед Богом – и принял от Него утешение, которое передал нам через свое стихотворение.
Заключение
Иов менялся на протяжении книги. Как его история может помочь сегодня нам:
• Кто проходит через горе или проблемы – есть возможность встать на ступеньку хвалы и прославления, познав Бога больше, чем вы Его знали до сих пор.
• Не надо обманывать: если вам больно, не надо фальшиво улыбаться, если вам непонятны причины проблем, не повторяйте заученных штампов. Долина смертной тени – она покрыта тенью, а не залита светом. И не надо в тени притворятся, что ты все видишь.
«Не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел» (Ис.8:22). «Окрест Бога страшное великолепие», – сказал Иову Елиуй. Окрест Бога свет. Если вы проходите через ступень тени и мрака, идите в сторону Бога – с вопросами, с болью, с проблемами, с непониманием… И вас ожидает свет, ярче и слаще того, который вы знали до сих пор.
Проповедовал 16.07.2017
Свидетельство о публикации №217071900154