От души к душе Поэтическая магия

                Иллюстрация Светланы Петровской
      
    КНИГА О ПОЭТИЧЕСКОМ МАСТЕРСТВЕ

                ВСТУПЛЕНИЕ

                Когда раскрывают мой томик
                На столике в тишине,
                Я душу кладу на ладони
                Пришедшему в гости ко мне.
                С.Щипачёв
 
      «Подумай об этом» - так назвал своё стихотворение бельгийский поэт Констан Бюрньо (1892-1975). Я прочла его в сборнике «Начало света» (Москва: «Правда», 1990)  и …  задумалась. Странно: за долгую жизнь через моё сердце прошло множество разных стихов, но это действительно заставило взглянуть на поэзию по-другому.  Впрочем, прочитайте и вы эти строки:
Подумай об этом безумии,
таком очевидном,
таком  безобидном
безумии человека,
который в уединении
пишет стихотворение.

Подумай, в какое он ставит себя положение!
Он мог бы в карты сыграть,
или выпить,
или пойти танцевать,
или в кино
отправиться… Но
в каком-то самозабвении
он пишет стихотворение.

Подумай также о долготерпении
бедняги, который
не знает, как скоро
современники признают его дарование,
и тем не менее
пишет стихотворение.

Подумай о мании,
такой очевидной,
такой безобидной человека, которого даже
не одобряет жена
и который в случае её одобрения
пришёл бы в смущение.

Подумай о том,
кто в поэзию верит,
кто с нею в дружбе
и кого неприятности,
по всей вероятности,
по этой причине
ожидают по службе.

Подумай о том,
кто терпит лишения
и кто тем не менее
(это в наши-то дни!)
пишет стихотворение.     (Перевод М.Кудинова)
      
      А подумала я вот о чём: действительно, почему, оставшись наедине с листом бумаги, кто-то вдруг  начинает  заполнять его строчками, чтобы   рассказать о  своих чувствах. Перечитывает написанное, исправляет (или не исправляет), недовольно хмурится (или радостно улыбается), нервно комкает лист (или бережно прячет его)… У каждого по-своему. Общее лишь одно: непреодолимое  желание выразить себя не привычной прозой, а с помощью Поэзии.

      ПРОЗА  И  ПОЭЗИЯ… Это  виды искусства слова.

 Но зададим себе вопрос: в чём главное их отличие?

      Большинство людей скажут: «Проза – это обычная речь, а поэзия – стихи, там есть рифма, куплеты». Наверное, они в чём-то правы, но хочу добавить: есть в поэзии не разгаданная до сих пор тайна. Даже «тайна тайн» - как сказала Анна Ахматова:

А сам закат в волнах эфира
Такой, что мне не разобрать,
Конец ли дня, конец ли мира,
Иль тайна тайн во мне опять.
       («Земля хотя и не родная, но памятная навсегда…»)

   Об этой тайне она задумывалась не раз. Вот её мнение о  Борисе Слуцком: «Поэзия его лишена тайны». А вот - о стихах Арсения Тарковского в рецензии на сборник «Перед снегом»(1963): «…стихи поражают рядом редчайших качеств. Из них самое поразительное то, что слова, которые мы как будто произносим каждую минуту, делаются неузнаваемыми, облечёнными в тайну и рождают неожиданный отзвук в сердце». Согласитесь ли вы с ней?
     Прежде чем  ответить, перечитайте стихи этих авторов.

     Конечно, и среди поэтических строк есть поверхностные, но настоящая поэзия всегда касается тонких сердечных струн. В одной из современных песен я услышала слова: «Есть дорога от души к душе...».

     Разве не в этом глубинная суть поэзии – быть такой дорогой, стать тропинкой, ведущей в таинственную страну, где рождаются по-особому чуткие сердца? Только они способны увидеть и по-детски искренне удивиться каким-нибудь мелочам, мимо которых равнодушно пройдёт погружённый в житейскую прозу обычный человек.

     Потрясающие стихи талантливой Ирины Верехтиной вы можете прочитать и на этом сайте:

И сорвётся душа, как с орбиты звезда,
И пылая огнём, полетит в никуда,
Рассыпая слова, торопясь – написать,
Прокричать, прошептать, раздарить, рассказать –
Ускользающей болью небрежных строк,
Убегающей в поле тропинкой слов,
Летним ливнем и запахом трав
И листвой облетающих глав… 
                /"Люди пишут стихи" http://proza.ru/2017/11/15/1613 /
 

    Подумайте ещё вот о чём. Почти все дошедшие до нас  древнейшие произведения  (молитвы, заклинания, песни) создавались в ритмической, то есть поэтической форме.  Поэзией древние греки называли вообще всё  искусство человеческой речи - священный дар богов, отделивший людей от животного мира. Древние китайцы и римляне тоже считали Поэзию  величайшим видом из искусств. Вот такое уважение!

    Когда же  утвердилась художественная проза, термин «поэзия» закрепился лишь за стихотворными произведениями, получив дополнительное значение высокого и прекрасного - и не только в литературе. Мы можем встретить такие выражения, как «поэтическое восприятие жизни» (в отличие от «прозы жизни»),  «поэтический склад характера», «поэзия  труда», вовсе не в связи с  поэтическим творчеством.  Но они объединены другим – отношением к миру и людям.

    Не зря и очень верно великий француз Оноре де Бальзак подчеркнул: «В прозе мы остаёмся на твёрдой земле, а в поэзии должны подниматься на неизмеримые высоты». Конечно, он имел в виду высоты человеческого духа и чувств.

   На сайте есть замечательные поэты, понимающие душой значение Поэзии.

            Невзучьев Александр

Поэты пишут не стихи,
Не гладят нежным словом уши.
Они самим себе враги,
Для нас выкладывая душу.
И не пытайтесь их понять,
Зачем вскрывают себе вены
И падают,чтобы взлетать,
Увековечивая время.
Не обвиняйте их в грехах:
Они все с Господом общаются.
Рождённые на небесах -
На небо снова возвращаются.
Поэты пишут не стихи,
Они нас учат правде верить.
Для них противна роль слуги -
Им легче роль шута примерить.

    Синоним  поэзии -  лирика, название одного из трёх родов художественной литературы. Эпос, лирика, драма –  понятия, знакомые  из школьного курса литературы. Увы, только знакомые, потому что времени на их  более глубокое изучение школьные программы не предусматривают. Да, может, и не всем это надо, скажете вы. Но как тут не вспомнить слова Валерия Брюсова, одного из замечательных поэтов  Серебряного века.  В статье «Об искусстве» он заметил:

     «Чтобы истинно наслаждаться искусством, надо учиться и вдумываться… Необходимо быть знакомым с внешними приёмами художественного творчества».
 
       «Приёмы художественного творчества»… Если вы не закончили специальный вуз, то предчувствую: для вас это сложно. Отсюда у некоторых  – отрицание поэзии, или поэтическая глухота, или сотни «рифмованных стишат», имя которым – графомания. Но неумеренное тщеславие и, что не менее важно, наличие средств дают возможность графоманам и при отсутствии таланта всё-таки  «прислониться»  к миру поэзии.

     Книга никоим образом не претендует на  учебник поэзии, тем более что и в самом литературоведении до сих пор ещё нет чётких критериев некоторых понятий.
   
    Имейте в виду ещё вот что:  если вы уже пишете стихи, нет никаких гарантий, что, прочитав эту книгу, вы сразу станете  высококлассным поэтом -  творческий процесс создания стихов гораздо сложнее, чем простая сумма  знаний. Общеизвестна истина об  «искре божьей». Именно о ней - стихи француза Раймона Кено (перевод М.Кудинова):

Возьмите слово за основу
И на огонь поставьте слово,
Возьмите мудрости щепоть,
Наивности большой ломоть,
Немного звёзд, немного перца,
Кусок трепещущего сердца
И на конфорке мастерства
Прокипятите раз, и два,
И много-много раз всё  это.

Теперь пишите! Но сперва
Родитесь всё-таки поэтом.

    Вот тут вы можете заметить: а зачем тогда весь сыр-бор  и все  теории?
    Нет, нет, друзья, не торопитесь делать выводы. Представьте: вы приехали в незнакомый город. Можно просто бродить по улицам – вы, конечно, многое увидите. Но если у вас есть  путеводитель, то, согласитесь,  путешествие  станет гораздо интереснее.

     Возможно, таким путеводителем по  прекрасному миру Поэзии станут для вас страницы этой книги. К тому же – поэтами, да, рождаются, но поэтическому мастерству – учатся.   
      
 Продолжение  на: http://www.proza.ru/2017/07/19/1637


Рецензии
Здравия вам желаю, Элла Евгеньевна! С немалым любопытаением прочёл я ваше эссе о поэзии, в котором вы не только стихотворения разных авторов привели, но и их оценку поэзии как рода искусства. Сам какой-никакой, а поэтишка и знаю, о чём вы речь ведёте, отнюдь не понаслышке. Конечно можно сказать, что поэзия есть сумасшествие, это в чём-то так, особенно когда читаешь стихи абстрактные, как их назвал Высоцкий, имея в виду свой "Парус". Но... сумасшествие, то есть сошествие нас с горизонтальной "площадки" ума, двояко. Оно может быть и вниз, в яму безумия, но может оказаться и вверх, на более высокую "площадь" разума. Тут от человека, от поэта зависит...
Кстати, у меня есть исследование по ритмичности прозы, в котором я привожу примеры присутствия ритма именно в прозаических текстах. Так что ритм присущ и прозе, просто в малой концентрации, а в поэзии эта концентрация очень велика, доходя порой до идеального сотояния.
Наверное в этой идеальной ритмичности и находится разгадка притягательности поэзии. Ведь гармония, мера есть совершенное действие, а оно невероятно притягательно для людей, будь то спорт, искусство, архитектура или умение общаться.
С почтением

Владимир Радимиров   11.11.2022 11:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир!
Я старалась рассказывать доступно, потому что книга предназначалась для школьников, в основном!
А ритмичная проза всё-таки ближе к поэзии.
Понравилось ваше мнение о ритмичности. Я пожалуй возьму эту цитату в книгу.
надеюсь, что вы не будете против.
С улыбкой,

Элла Лякишева   11.11.2022 17:59   Заявить о нарушении
Я включила вашу цитату о гармонии, которую создаёт ритм, в третью главу.
Спасибо.

Элла Лякишева   11.11.2022 18:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 45 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.