Васильковые сказки

   Я цвету во ржи. Правда, это очень красиво? Синий и жёлтый - лучшего сочетания просто не бывает. Ни Здесь, на земле, ни Там, на небе. Синее-синее бездонное небо и жаркий золотисто-жёлтый шар, дающий тепло всему живому. Кто-то скажет, что я чересчур самонадеян, но, по-моему, переплетение синего и жёлтого Здесь есть отражение красоты Там. Значит, я, василек, причастен к высокому, небесному, духовному. Посмотрите на меня внимательно: я изящный, стройный и высокий; мою красоту оттеняют золотые колосья. Ну, не смейтесь, не смейтесь - это так и есть. Вообще-то я скромен, хотя цену себе знаю (вида, правда, не подаю).
   Я цвету у дороги, которая ведет к сельскому кладбищу. На своих лепестках я записал (ну, не совсем я - на самом деле мне помогли мои друзья, Солнечный луч и Дождевая капля) несколько историй, услышанных от Прекрасной женщины, которая часто приходит в "город мёртвых", чтобы навестить тех, кто ей был и всегда будет дорог. У васильковых историй   нет традиционного для сказок счастливого конца. И все же я назвал их сказками - от слова "сказывать".

 
  Сошедшая с небес


   По дороге идёт женщина. Красивая, молодая, но в чёрной одежде. Сегодня в её руках розы, завтра она придёт с гвоздиками, потом с лилиями, тюльпанами, пионами. Я знаю, она обожает нас, васильков, любуется нами, нежно дотрагивается легкими пальцами до наших "головок". Когда-нибудь она отважится  сделать небесно-васильковый букет (и я не боюсь такой преждевременной смерти!), который станет очередным подарком ее рано ушедшему любимому мужу. Глядя на нас, васильков, она читает строки, которые мне очень нравятся:

 Васильки из моей расцветают души.
До чего же они, васильки, хороши!
Красотой с ними небо делится –
И душе в бессмертие верится…

   Мне кажется, что я люблю эту женщину и знаю о ней все-все.
   ... Жила-была девочка. Такая и не такая, как все. Она много читала, любила смотреть на звезды, мечтала. Эта девочка была чем-то похожа на Ассоль: хотела встретить настоящую любовь. И она её встретила, полюбив всем сердцем - один раз и навсегда. Девочка выбрала не принца, не преуспевающего дельца - она отдала свою жизнь больному человеку, забытому и родственниками, и друзьями.
   Девочка считала себя самой счастливой на свете, пока был жив её любимый муж. Потом она была счастлива, наблюдая, как растет ее сын, помогая своим близким, согревая сердца "чужих". Люди не всегда понимали Прекрасную женщину с "глазами, как у Мадонны". А может, это и правда была неземная красота, сошедшая с высоких небес?..

Как васильки, прекрасное неброско.
И в суете порою разглядеть непросто
За внешнею личиной красоту души.
И ты ее попробуй, опиши - 
Закончатся карандаши и краски,
А все не передашь сердечной ласки!

   
    Звёздный мальчик

   ... Маленькому Вовке родители прочили звездную дорогу. Мальчик и вправду удался. Рос умным, красивым, правильным - первым во всем. В школе он был бессменным отличником, старостой класса, безусловным авторитетом у одноклассников. Так продолжалось до тех пор, пока в дружный и многообещающий класс не был переведен необучаемый "третьегодник".  Вслед за новичком ребята стали курить, бегать на перерывах в ларёк за пивом, сквернословить. Переросток набился в друзья именно к Володе, "обесценивая" его успехи в учебе, высмеивая лидерство отличника и "праведника".
   Вовка стал меняться. Наказания отца - сторонника жёстких мер - только усилили противодействие самодостаточного, гордого подростка. И хотя Володя вплоть до окончания школы оставался почти отличником (благодаря хорошей памяти, внимательности на уроках, ранее накопленному багажу знаний), ложные приоритеты "перекрыли" тягу к глубоким знаниям,  в поведении юноши появилось немало внешнего негатива.
   Поступив после школы в столичный колледж, Володя часто не ночевал дома, обитая у друзей и подружек. Парня можно было понять. Его немалая семья продолжала жить в тесной полуторке - переезжать в новую трехкомнатную квартиру родители не торопились, сдавая помещение в наем. В последнее время юноша ходил с каким-то отрешенным, почти трагическим лицом.
    ... На сельском кладбище есть внушительных размеров памятник из чёрного гранита. На одной его стороне запечатлен улыбающийся отличник, на другой - молодой неформал. У памятника всегда море цветов. Здесь место последнего приюта погибшего от тяжелейшей травмы позвоночника двадцатидвухлетнего молодого человека (Володя поехал навестить армейца-друга,  отдыхая вместе с ним на речном пляже, не проверил дно и, нырнув, ударился головой в мелководье)...
    Прекрасная женщина часто подходит к каменному Володе. Я вижу её слёзы и слышу её тихие слова: "Бедный, бедный мальчик! Спи с миром, дорогой Володенька!" Она кладет цветы на могилу юноши, который был другом её сына. Однажды она принесла ему живые орхидеи, и меланжевые красавцы удивленно рассматривали новый мир своими огромными глазами.


   Не лучше ль быть последним?..


   Это сказка о самолюбивой Валентине, которая всегда и во всем хотела быть первой.
   Валентина родилась в деревенской глубинке. Уехав в столицу учиться, она стала педагогом-биологом. Вышла замуж без любви, выбрав в супруги послушного, неконфликтного Николая. Своих детей Валентина любила мало. Растил их, кормил и нянчил отец. Зато биологиня много работала, ежегодно набирая часов на две с лишним ставки (благодаря мужу-историку, ставшему вскоре директором сельской школы). Знавшая себе цену директриса одевалась лучше всех, покупала в квартиру престижные вещи. Она хотела быть самой-самой. А ещё у неё был культ чистоты. Выходные дни и весь отпуск Валентина посвящала уборке, генералила квартиру часами. Было у неё и другое хобби - бесконечные ремонты. Через год-два в доме все обязательно перекрашивалось, менялись обои, обновлялся интерьер.
   Однако в жизни не бывает все гладко и стабильно. Валентина "упустила" своих детей. Ее дочь начала выпивать, употреблять наркотики (став медсестрой, она имела доступ к лекарственным препаратам). Сын, с детства "запавший" на материальные ценности, попал в тюрьму. Для самолюбивой Валентины это было ударом номер один.
   Второй удар был связан с утратой  накопленных за многие годы работы денежных средств. В период кризиса 90-х обесценились хранимые семьею в банке значительные суммы:  девятнадцать тысяч "пропало" у Валентины, семнадцать - у Николая (супруги откладывали деньги про запас, не позволяя себе ни отдыха, ни интересных поездок).
   От утраты накоплений особенно страдала Валентина. Она часто плакала, стала болеть и, едва дожив до пенсии, умерла от рака мозга. Супруг пережил свою половину всего на два года. На кладбище их памятники разнятся. Валентина "стоит" в розовом мощном граните - памятник Николая скромнее, тоньше и черного цвета. Дети бывают у родителей только перед Радовницей, и любившая стерильную чистоту Валентина, должно быть, страдает от неухоженности быстро зарастающих высокой травой могил. Здесь, на погосте, ей никогда не быть первой...


   Быть Богом нелегко в обличье человечьем...

   Прекрасная женщина приходит не только к своему мужу. Она посещает могилу подруги, неожиданно для всех оставившей этот мир в пятьдесят с небольшим лет.
   Внешне подруги были абсолютно разными, а вот их души имели много общего. Татьяна так же собирала книги, много читала и размышляла, она тоже писала стихи, обе женщины любили музыку. Татьяна была необыкновенно позитивным, сильным человеком, она никогда не отягощала своими бедами, зато попавшего в трудную ситуацию умела утешить, помочь. Она была хлебосольна и щедра. Татьяна была прекрасной матерью, она любила своих таких разных сыновей, развивала, образовывала их, гордилась их успехами.
   Так же, как и Валентина, Татьяна прожила жизнь без любви: за неимением достойных "женихов", она выбрала в мужья человека, которым можно было управлять (так, во всяком случае, ей поначалу казалось). Но, в отличие от Валентины, сделавшей деньги главной ценностью, Татьяна глубоко страдала от отсутствия рядом близкого по духу любимого человека. С годами неприязнь к мужу только усилилась.
   Со стороны казалось, что в её семье все благополучно, но это было не так. Незадолго до смерти Татьяны между ее сыновьями возник неразрешимый конфликт из-за девушки, они перестали общаться, разговаривать друг с другом. Даже жить молодые люди стали "раздельно": старший сын обитал в одной комнате с Татьяной, младший - с отцом.
   Не выдержало материнское сердце такого внутрисемейного раскола и перестало биться. Как плакали, как корили себя сыновья за эгоизм и невнимание к самому близкому человеку, как долго они не могли прийти в себя от невосполнимой утраты! А вот супруг печалился недолго. Не прошло и сорока дней, как он стал ночевать у другой женщины...
   Татьяну до сих пор вспоминают добрым словом соседи, коллеги по работе, все те, кому довелось с ней общаться. Люди читают её стихи, открывая новые грани замечательной личности (в названии сказки о Татьяне, признаюсь, использована строчка из её стихотворения).

   Я, василёк, особенно счастлив в те  дни, когда на дороге вижу двух очень похожих женщин. Они идеально понимают друг друга, им удивительно хорошо вместе (сестра Прекрасной женщины, прожившая сложную, но достойную жизнь, навещает родителей своего мужа). Я люблю слушать их разговоры, в которых нет сплетен, осуждения, зато есть мудрость и всепрощение, понимание истинной красоты жизни. Когда-нибудь я запишу услышанные диалоги, но это будет совсем другая история...

   

   
   


Рецензии