Очередная провокация

18 июля глава самопровозглашенной ДНР - А. Захарченко - обратился к миру с серьезным заявлением. Он объявил о создании нового государства - Малороссии. И предложил другой самопровозглашенной республике - ЛНР - объединяться.

С суровостью, присущей полевому командиру и главарю бандформирования, А. Захарченко призвал все остальные регионы "бывшей Украины" созвать Конституционное собрание и официально оформить учреждение нового государства, которое должно стать "правопреемником Украины"...

В тот же день Кремль подтвердил "приверженность Минским соглашениям". И еще свежи воспоминания о заявлении В.В. Путина о его личном отношении к Украине, "Как суверенному государству": "Никогда не подвергал сомнению то обстоятельство, что Украина является современным, полноценным, суверенным европейским государством".

И в тот же день в политическом анти-украинском ток-шоу на 1-м канале ведущий с гордостью отвечал одному из гостей: "Вы говорили, что наших там воюют(то есть в Донбассе)? Да, они там есть! Десятки, сотни и тысячи наших героев и патриотов, которые сражаются за свободу и "Русский мир". А вас там нет!"

Надо отметить, что на федеральных российских каналах эфир забит подобными общественно-политическими программами - час до "Новостей" и час после, потом можно переключать на ОРТ: и прослушать еще "60 минут" потоки ненависти об Украине, а вечером - переключиться на ТВЦ - на аналитическую программу, где каждый имеет право голоса...

И так в ежедневном режиме, 5 дней в неделю, пока в пятницу ведущая актриса (а по совместительству - главный политический и военный эксперт страны!) не объявит великодушно: "Уважаемые наши телезрители, отдохните от нас до понедельника".

Но не тут-то было! И некуда податься бедному телезрителю, как не пройтись по тем же каналам, словно по кругам Ада, начиная от "Вестей за неделю", до "Вечера с С.Соловьевым" и не наслушаться решительных и безапелляционных оценочных суждений от вдохновенных телеведущих с НТВ, ТВЦ и ТК "Звезда"...

Суть последних программ сводится к главной проблеме - что такое Украина, имеет ли она право на существование рядом с таким могучим соседом, как Россия, а если мы ей великодушно даруем такое право, то на каких условиях и в каких границах?

Основной упор делается на "восстановление исторической справедливости". А все уважаемые ведущие и приглашенные эксперты утверждают, что Россия была всегда, а Украина чуть-чуть когда-то давным-давно, и то не по настоящему!

Что ж, если следовать их логике (особенно выдающейся артистке, по совместительству, знатоку истории, политики, экономики, социологии, финансовым вопросам,- то есть потрясающей женщине с глобальным мышлением!), тогда ничего этого никогда не было. А именно:

1. Киевский период (1054-1169). Основное содержание данного периода сводится к княжеским междоусобицам и борьбе со Степью.

Волынская земля, кроме Днепра, лежала частью и в бассейне р. Днестр - отсюда ее историческая связь не только с Киевом, но и с Галицкой землей.

Муромо-Рязанская земля  занимала исключительно бассейн р. Оки - отсюда ее выделение из Чернигово-Северской, в состав которой она ранее входила. Выйдя из чуждой ей области Днепра, она выделилась в самостоятельную область.


В течение киевского периода в русских людях постепенно жило и крепло сознание, что они составляют одну большую семью. Различные факторы воспитали в них это сознание:

1) Единство языка,
2) Единство быта, семейных и общественных отношений,
3) Единство веры,
4) Влияние православной церкви,
5) Общий источник образования - Византия,
6) Однородность во всей Киевской Руси княжеского управления и суда.

Все княжества группировались вокруг одного старшего, Киевского, как дети вокруг своего отца. И даже княжеские междоусобицы с их постоянными перемещениями с одного княжения на другое, вовлекая население одной области в дела другой, поддерживали ту же идею единства.

Помимо того, усобицы касались исключительно князей, вносили раздор в одну княжескую среду и подрывали в ней идею рода. Само же население оставалось чуждо мотивам, которые их вызывали: ему было безразлично, старший или младший в роде, дядя или племянник властвует в его земле, лишь бы как князь он защищал их и укреплял свою вотчину.

В то же время, эти усобицы, ставя население в постоянное соприкосновение, давали ему многократные случаи лично на деле убедиться в единстве своей веры, языка, быта и норм жизни, и в сознании этого единства противопоставить себя другим народам и племенам.

Удел указывает на отделение, обособление, а его-то как раз не было в этом периоде, и младшие княжества духовно не порывали со старшим, были не единицами самостоятельными, а частями единого целого.

И не случайно, в начале 12 века игумен Даниил зажигает в Иерусалиме на Гробе Господнем "лампаду с елеем от всей Киевской Руси, и за всех князей наших, и за всех христиан".

Набеги половцев болезненно отразились на южнорусских областях. Всего более страдали  пограничные земли: Черниговская, Переяславская, Киевская.

За 1055-1228 гг известно 37 половецких набегов, не считая второстепенных вторжений. В 1160 г из одного только Смоленского княжества - даже не пограничного! - уведено было 10.000 пленников!

Стала падать и торговля с Византией: половцы преградили дорогу в Грецию, проезд по Днепру стал неизмеримо опаснее, и затраты на предприятия купцов теперь плохо окупались.

Отток населения с юга вследствие такого положения стал неизбежен. Эмиграция шла двумя путями: на Запад - в верховье Западного Буга и Днестра, в Галицию, в сторону Польши; и на северо-восток - всего более в Суздальскую область, на Оку, в Верхнюю Волгу.

Киевской области пришлось еще тяжелее. Киев обладал особой притягательностью: старший среди остальных городов, самый богатый, он был олицетворением единства княжеского рода и всей Русской земли.

Он одновременно олицетворял и единство церковное. Обладание Киевом создавало князьям почетное положение, льстило их амбициям, возвышая гордость и самолюбие. Именно поэтому удержать за собой Киев было особенно трудно.

За 23 года (1146-1169)  в нем перебывало 8 князей: четверо по два раза теряли город и по два раза возвращались в него обратно, так что всех смен на престоле было за это время - 12.

Из множества претендентов лишь одному удалось усидеть на княжеском столе 6 лет (Ростислав Смоленский: 1162-1169), зато остальные держались на нем по нескольку месяцев или даже недель!

Рано или поздно такой порядок должен был неизбежно обесценить Киев. Обладание им покупалось дорогой ценой - вечными неладами и неуверенностью в завтрашнем дне. Звание великого князя Киевского превратилось в пустой титул.

Общему яблоку раздора - Киеву - не хватало именно того, что являлось главным условием сильного государства - политической устойчивости.

Это понял Андрей Боголюбский, который в 1169 году завоевал Киев, оставил себе титул великого князя Киевского, но не остался жить, а вернулся в родовое Суздальское княжество.

Тогда Киев перестал быть столицей Земли Русской. Экономически подорванный еще раньше, он перестал существовать теперь и политически. От этого удара ему так и не удалось оправиться...


2. Суздальско-Волынский период (1169-1242)

Основное содержание этого периода:
1) Попытки создать общий политический центр и сплотить отдельные области в одно целое. Они велись в двух направлениях: на северо-востоке, в Суздальской земле (Андрей Боголюбский и Всеволод III Большое Гнездо (ум. 1212 г), на юго-западе, в Галиче и на Волыни (Роман Мстиславич (ум. 1205 г) и сын его Даниил Галицкий (ум. 1264 г).

Новгород, как и раньше, активного участия в политической жизни не принимал и вошел в сферу влияния суздальских князей.

2. Юг - Черниговская и Киевская области - обессиленный, становится яблоком раздора между Суздалем и Волынью (в 1195 г в Киеве посажен Рюрик Ростиславович, подручный Всеволода III; Роман его прогнал, но и сам удержаться не смог. После Романа в Киеве утвердились было Ольговичи, князья Черниговские, но Всеволод и над ними взял верх. Позже Даниил Галицкий вновь овладел Киевом).

Таким образом, образовались два центра, вокруг которых сошлись остальные русские земли. И теперь наметились два русла, по которым позже потекла русская жизнь: московские князья продолжили дело суздальских князей, а тверские  объединили земли Юго-Западной Руси.

Следующий, Московско-литовский период русской истории (1242-1462 гг) явился логическим продолжением и завершением настоящего суздальско-волынского периода (1169-1242).

В  Суздальском крае общественный и политический порядок сложился иной, чем на Юге. Из этого нового порядка, как из зерна, выросло позже самодержавие московских  государей.

3. Московско-Литовский период (1242-1462)

Собирание русских земель вокруг двух центров, начавшееся еще в предыдущий период, теперь обозначилось еще резче. На северо-востоке - Владимир и Москва, на юго-западе литовская Вильна (заместившая Галич и Волынь).

Новгород остается призом в борьбе Литвы и Москвы. И ждет, когда рано или поздно та или другая притянет его в свою орбиту, лишив политической независимости.

Почти одновременное появление на востоке татар, а на западе немецких орденов, Ливонского (Меченосцев) и Тевтонского. Тягость татарского ига вызвала, в противовес, большую сплоченность областей. Татары послужили мощным толчком к объединению Северо-Восточной Руси вокруг московского центра.

В свою очередь, наступление немецких орденов пробудило литовское племя, призвав к исторической жизни. Под натиском с запада Литва сама двигалась на восток, на юг - в поисках  точки опоры. И нашла ее в соединении с силами Юго-Западной Руси.

Заслуга Александра Невского, в глазах его современников, заключалась в том, что он:

1) отстоял политическую независимость Русской земли, не допустил вторжения в нее иноземцев;

2) отстоял чистоту русской веры: не позволил  "латинской ереси" исказить истинное православие.

Иго татарское волей-неволей заставляло поворачиваться лицом к Востоку, а появление шведов и немцев на р. Неве и Чудском озере вызвало добровольное желание отвернуться от Запада.

Совокупность этих обстоятельств на долгое время оттолкнуло Россию от Западной Европы и поставила ее вне общения с западно-европейской культурной жизнью.

Под Россией в этот период следует понимать, главным образом, Северо-Восточную Русь; но и Русь Юго-Западная, хотя ближе стояла к Европе, тоже воспитывалась в чувстве враждебности и сознания противоположности интересов.

Сближение Даниила Галицкого  с папским престолом  религиозной почве - принятие им католичества - факт единичный. И самой изолированностью своей лишь резче подчеркивает общее положение.

Фундаментальный камень под государственное здание Литвы заложил Миндовг. И сколько же при этом он приложил неутомимой деятельности и политической ловкости!

Он не выбирал средств, не останавливался перед физическим устранением соперника, а где нельзя было действовать силой, пускал в ход подкуп или обман, вплоть до перемены веры предков!

В его лице Литва поднимает знамя объединения - и тут же кидаются на него немецкие ордена, Ливонский и Тевтонский, польские князья мазовецкие, князья пинские, князь Галицкий Даниил - чтобы задушить в зародыше начавшуюся работу! И у себя дома, в самой Литве, Миндовг встретил решительный отпор. Опасаясь его усиления, местные князьки видели угрозу своей независимости! Даже в близкой родне не обошлось без ожесточения!

Ко времени смерти Миндовга (1263 ) к Литве относилась Черная Русь (главный город Новогродок; город Гродно) и Полоцкое княжество.

После Миндовга - Минская земля.

При Гедимине (1316-1341) - Туровское княжество, Пинское княжество, Витебское княжество. Перед смертью Гедимина русские области составляли более 2/3 всей территории Литовского государства.

При Ольгерде (1341-1377), великом князе с 1345 г. - Чернигово+Северская область (города: Чернигов, Новгород-Северск, Брянск), Киевская область. Подолье (земли меж Бугом и Днестром, северная часть их; города: Каменец, Бакота), Волынь.

Ольгерд держал в зависимости смоленских князей. Одно время под его влиянием находился Псков. Его владения простирались от Балтийского моря до Черного моря, и от Западного Буга до Югры, Оки и истоков Сейма.

При Витовте (1392-1430) - Смоленская область (1395). Позже, потеряв, Витовт снова завоевал ее (1404).

У Польши и Литвы был общий враг - Тевтонский орден. Это обусловило союз двух государств и упрочило его. Только совместными усилиями могли Польша и Литва одолеть немецких рыцарей.

Битва при Танненберге доказала это. Хотя она окончательно не уничтожила Тевтонский орден.

В истории отношений славянской и немецкой народности битва 1410 года имела значение поворотного  пункта: опасность, грозившая Польше и Литве, устранена. А за ними - и Русской земле.

Уже немало народов оказались под властью германской культуры, утратили свой быт, исказили язык (бодричи, лютичи, полабские славяне, кашубы, лужичане, литовские пруссы) - и этой участи удалось избежать Польше, Литве и Русским землям...


Переселенческий поток из Киевского Приднепровья, естественно останавливался на границе юго-западной и северо-восточной Руси, где располагался Московский удел. Река Москва своим течением сближала Верхнюю Волгу с средним течением Оки, создавая удобный транзитный путь из Новгорода в Рязанскую область, самую богатую во всем Северо-Восточном крае.

Уже с давних пор новгородцы в изобилии вывозили отсюда в Европу медь и воск. Недаром на перевале с Волги в р. Москву, именно на р. Ламе возник городок Волок Ламский (Волоколамск, ныне город Московской области).

Московское княжество, расположенное между княжествами Нижегородским, Рязанским, Смоленским, Тверским и с севера землями Новгородской общины, ничего не знало о набегах татар или Литвы. Вплоть до 1293 года, когда явился хан Тохтамыш.

Не знала Московская Русь Запада, не знал и Запад о ней. Ему приходилось "открывать Америку" не только за Атлантическим океаном. В Германии до 1486 года имели самое смутное представление  Московской Руси. Знали, что она находится где-то там, за землями Польши и Литвы, управляется своим князем, но были уверены, что этот князь является вассалом польского короля. И нужно было специально приехать в Москву рыцарю Поппелю, чтобы недоразумение рассеялось...


Собирание Русских земель (1263-1462) совершалось медленно, и даже 200 лет спустя, ко времени вступления на престол Ивана III, территория Московского княжества по размерам была довольно скромной: превосходя Тверь и Рязань, Москва все же значительно уступала княжеству Литовскому и Новгородской области. Клин, Вязьма (последняя за пределами княжества), Калуга, Коломна,- все на расстоянии 170 верст от города Москвы, а также Нижний Новгород, в 400 верстах - определяли приблизительно границы тогдашних московских владений.

Однако за 60 лет - при Иване III и Василии III (1462-1533) - территория московская выросла почти в 4 раза.

При Иване III Москва в один прием поглотила обширные земли Новгородской области, что сразу приблизило ее к Финскому заливу, белому морю и Ледовитому океану, охватив в себе и Вятскую землю, Пермский край, прикоснувшись таким образом, до Уральского хребта.

А с покорением Тверского княжества, сумела привлечь на свою сторону мелких князей чернигово-северских (так называемую "страну князей") и она вошла в непосредственное соприкосновение с Литвой.

В княжение Василия III падают последние осколки независимости в Северо-Восточной Руси - Псков и Рязань. с 1523 года на всем протяжении существует только власть великого князя Московского. Успех был дополнен присоединением Северского княжества и первой победой над Литвой - завоеванием Смоленска...


Итак, после столь длительного и, вероятно, утомительного исторического экскурса, хотелось бы спросить у политических деятелей, артистов, пропагандистов, журналистов, гостей студий многочисленных ток-шоу на российских каналах в году 2017 от Рождества Христова - с какого момента они считают себя в праве говорить об Украине, как "бывшем государстве", "недогосударстве"?

Где тот поворотный пункт, который дает им полное основание утверждать, что Москва - это вся Россия, и Москва решает судьбы Украины?

Хотелось бы услышать убедительную речь артистки-пропагандистки, почему мы должны терпеть призывы Жириновского, например, бомбить Киев и уничтожать всех неугодных на пути продвижения "Русского мира"? 

Пусть бы мне объяснил ветеран "чеченской войны", с каких таких высот он радостно поддерживает российских "патриотов", убивающих людей на востоке Украины?

И до каких пор полевой командир А. Захарченко, руководитель непризнанной самопровозглашенной ДНР будет безнаказанно призывать к расчленению независимого, свободного европейского государства - на бесславие и долгий позор россиянам?

Или мы уже готовимся к пятой войне за 18-летний период пребывания В.В. Путина у власти?

Кто объяснит мне это?

Подпись
И.Г. Едрец

 


Рецензии