Почему - полдень?..
Среди удивительных и никем не разгаданных записей Дневника А.С. Пушкина, нас сейчас более всех занимает вот эта.
"6 марта. Слава богу! Масленица кончилась, а с нею и балы.
Описание последнего дня масленицы даст понятие и о прочих. Избранные званы были во дворец на бал утренний, к половине первого. Другие на вечерний, к половине девятого. Я приехал в 9. Танцевали мазурку, коей оканчивался утренний бал. Дамы съезжались, а те, которые были с утра во дворце, переменяли свой наряд. Было пропасть недовольных: те, которые званы были на вечер, завидовали утренним счастливцам. Приглашения были разосланы кое-как и по списку балов князя Кочубея; таким образом, ни Кочубей, ни его семейство, ни его приближенные не были приглашены, потому что их имена в списке не стояли. Все это кончилось тем, что жена моя выкинула. Вот до чего доплясались.
Царь дал мне взаймы 20 000 на напечатание «Пугачева». Спасибо.
13 июля 1826 года в полдень государь находился в Царском Селе. Он стоял над прудом, что за Кагульским памятником, и бросал платок в воду, заставляя собаку свою выносить его на берег. В эту минуту слуга прибежал сказать ему что-то на ухо. Царь бросил и собаку и платок и побежал во дворец. Собака, выплыв на берег и не нашед его, оставила платок и побежала за ним. Фр... подняла платок в память исторического дня".
Запись сделана 6 марта. Мы думаем, что если не все, то многие даты Дневника Пушкина поставлены не произвольно, а для указания на то или иное историческое событие. Историческое событие, случившееся 6 марта и бывшее при жизни Пушкина - это, например, похороны царя Александра Первого в Петербурге. Похоронная процессия прибыла в столицу 06 марта 1826 года.
Почему 6 марта Пушкин вспоминает 13 июля (день казни декабристов)? Может быть, потому что выступление декабристов было непосредственно связано со смертью Александра Первого, а может быть и по другой какой ещё причине.
Слова "избранные званы были" являются ироническим перифразом евангельского "много званых, да мало избранных". Судя по тому, что Пушкин приехал к 9 часам, он к "избранным" не относился. "Избранные" же позваны были к половине первого, - то есть, - можно сказать - к полудню.
И кончились балы тем, что Наталья Николаевна выкинула, - то есть, - потеряла ребёнка.
Интересно, а Наталья Николаевна была в числе "званых и избранных"?.. Вероятно, - она отплясала в тот день на двух балах, - потому и выкидыш случился...
Но самое странное в этой записи - это слова о поведении Государя в день казни декабристов, - 13 июля, - которые совсем не соответствуют действительности.
На самом деле царя разбудили рано утром, - сразу, как курьеры доскакали из Петербурга до Царского Села после свершившейся казни. (Царица Александра Фёдоровна писала в своём Дневнике, что их разбудили около 7 утра). В полдень, - скорее всего, - Николай уже был в Петербурге.
В записи Пушкина не соответствуют ни время, ни место. Почему - пруд за Кагульским обелиском?.. Пруд этот находится довольно далеко от дворца, через луг. Царь, бегущий ко дворцу такое расстояние, уже не царь, а бегун какой-то; это должно выглядеть комично, - тем более, что потом ещё и собака за ним побежала...
Понятно, что основой для пушкинской записи послужил рассказ А.О. Смирновой-Россет. Но рассказ этот - о другом дне.
"В тот день, — вспоминала Смирнова-Россет, — когда произнесён был суд над обвинёнными, приехал князь Лопухин и прочёл государю весь лист осуждённых. Государь в тот день купал в канавке своего терьера <Гусара > и бросал ему платок. Камердинер пришёл ему сказать, что приехал князь Лопухин. Он сказал, что направится в свой кабинет, а за ним Гусар. Я взяла платок и сдуру отдала его камердинеру».
Этот день - 5 июля, - когда был вынесен приговор декабристам. У Смирновой государь купал собаку, бросая ей платок. (Купание собаки - всё же дело, - а не какое-то пустое развлечение, - как оно выглядит в записи Пушкина). И купал царь собаку в канавке, а не в пруду. В какой канавке, - неизвестно, - может быть, - которая вдоль Екатерининского сада? Во всяком случае, она была, вероятно, гораздо ближе к царскому дворцу (Екатерининскому), чем пруд за Кагульским обелиском.
Что это за столь дорогое Пушкину место - за Кагульским обелиском, - мы никак не можем п р о с е ч ь. Видимо, у нас недостаточно информации. Но по крайней мере два раза поэт его упоминает, - в этой дневниковой записи и в "Капитанской дочке". Именно на лугу за Кагульским памятником Маша Миронова рассказала не узнанной императрице о том, почему Гринёв не смог оправдаться. И здесь - собачка, царица, Кагульский обелиск - и оправдание Гринёва, а в Дневнике - собака - царь - казнь... Что-то в этом есть, чего мы не можем пока уловить.
И почему время сдвинуто на полдень?
Самое странное, что и Царь-девица приплывает в первый раз именно в п о л д е н ь и именно, - по нашему подсчёту, - 13 и ю л я. Почему она приплыла в полдень, она же - Дева-Заря!
На следующий день она приплыла правильно - "На другой день, поутру...". А в тот первый раз - что это было?..
Был в славянской мифологии такой персонаж - Дева-Полудница. Она могла усыплять своим пением, - что и делает наша Царь-Девица. (Так что, она у нас ещё и Полудница, получается...).
У нас есть одна версия, почему Пушкин сдвинул время казни декабристов на полдень.
Самый известный в русской истории п о л д е н ь - это полдень 15 мая 1591 года, в который погиб царевич Дмитрий. Гибель царевича предопределила появление Самозванца, в котором как бы воскрес убитый Димитрий. Помните: "А царевичу теперь поют вечную память. Вечную память живому! Вот ужо им будет, безбожникам".
Самое интересное, что в дневниковой записи Пушкина есть всё: и погибший ребёнок (выкидыш), и полдень (и полдень утреннего бала, и полдень казни), и Самозванец (Пугачёв).
В ней есть и пляска ("вот до чего доплясались"). В "Коньке-Горбунке" у Кита "между глаз мальчишки пляшут". А в "Борисе Годунове" - "И мальчики кровавые в глазах".
Мальчики кровавые, - они зарезанные мальчики.
А мальчики, которые пляшут - между глаз, - думаем, - дёргаются в верёвочных петлях. Крови нет, и так з а б а в н о, - как марионетки на важах, - дёргаются эти закутанные в смертные саваны "куколки"... Англичане, - со своим знаменитым юмором, - так и назвали это - ""to dance upon nothing", - "сплясать на пустоте".
Декабристы были молоды, и по сознанию своему незрелы. Мальчишками их, - по преданию, - первым назвал Александр Сергеевич Грибоедов.
А за ним повторил Евгений Евтушенко:
Они еще мальчишки были,
из чубуков дымы клубили,
в мазурках вихрились легко.
Так жить бы им - сквозь поцелуи,
сквозь переплет бренчащей сбруи,
и струи снега, и «Клико»! /"Декабристы".
Это было поколение, мальчиками (почти ровесниками Пушкина) встретившее Войну 12-го года. Они не успели доучиться. Но всё же они поняли и с т и н у: так дальше жить нельзя, надо что-то делать. И - делали, - в меру своего мальчишеского, романтического разумения.
Есть выражение: "устами младенцев глаголет истина". Дети в храме хвалили Христа (в Евангелии от Матфея). Дети выбирают сердцем, - а сердце не ошибается.
Декабристы не имели никаких прав на царский престол, - в отличии от сына Ивана Грозного (впрочем, историки до сих пор спорят и об его правах; но мы возьмём здесь сторону Карамзина и Пушкина). Но у декабристов был сердечный порыв, порыв любви к России, - благодатный порыв. На стороне царя был закон. (На чьей же стороне в таком случае Христос и Дева Мария?)..
И вот, - даже ещё не в день казни, а в день вынесения приговора, - 5 июля, - который и описывала в своих воспоминаниях Александра Осиповна Смирнова, - сидели в царской кухне повара и служители двора... (А повара, - кстати, - в русском сознании навсегда связаны с палачами, - из-за повара Торчина, жестоко убившего по приказу Святополка Окаянного юного князя Глеба, трогательно умолявшего: "Пощадите юность мою!"). Сидели они и читали "Еруслана". Конечно, это не сказка о Еруслане Лазаревиче, - как пишут все комментаторы, а - поэма Пушкина "Руслан и Людмила", частично основанная на этой старинной сказке. С "Руслана и Людмилы" началась слава Пушкина, и будущие декабристы читали прежде всего эту романтическую поэму про "дела давно минувших дней, преданья старины глубокой", - а потом уже пушкинскую "Вольность" и прочие революционные вещи.
Но один из дворских слуг начинает рассказывать про какие-то новые чудесные сказки, и в конце концов его уговаривают рассказать сказку про Царь-Девицу, - которая и Богородица, и Дева-Звезда, и Исида-Истина...
По-настоящему сказка начинается с этого вечера, когда сидели в царской кухне повара и служители двора. Начинается сказка о Царь-Девице, привлечённой теми, кто возлюбил истину более себя самого.
Она приплыла в день, и даже - по Пушкину, - в момент их казни. Но, полная ещё их романтическими настроениями, она усыпила Ивана (Пушкина) ложными надеждами. Ведь Пушкин действительно поддался романтическому сравнению императора Николай Первого с Петром Первым; сравнению декабристов со стрельцами. В упор не увидел истины, - как будто полуденное солнце ослепило его!
А на другой день Иван уже схватил эту Девицу за косу, - подчинил её себе.
И в конце концов - 21 июля - в день венчания на царство Самозванца Отрепьева, - Иван соединяется с Царь-Девицей и становится вместе с ней "володетелем всего", - подобно первым Рюрикам. По закону Иван не имеет права на престол, - поэтому он - самозванец; но по имеющейся у него Любви и, - кроме того, - Гению-коньку, - он достоин царства: "Твоего ради талана Признаём царя Ивана!".
Кстати, битва при Кагуле происходила так же 21 июля (1770).
Но и Фр..., подобравшая платок - вовсе не "фрейлина", - как пишут комментаторы, имея в виду А.О.Россет (Смирнову). Александра Осиповна 05 июля (а так же и 13 июля) 1826 фрейлиной ещё не была.* Она, - как пишет, - действительно подобрала платок, но - машинально, - и тут же передала его камердинеру. А "в память исторического дня" платок могла взять только сама Богородица; она же - Параскева-Пятница, она же - германская Фрейя. (Для её ловли в образе Царь-Девицы и понадобилось две ширинки, - а ширинка - это тоже платок).
Но поскольку Фр... подобрала платок царя, - то, - что же это получается? Вообще, в русской традиции на похоронах было принято раздавать платки в память о покойном, - и это принято до сих пор.
Тогда получается, что покойники-то - вовсе и не декабристы, а - царь... Царь умер для Пушкина, - если судить по этой дневниковой записи. И недаром на ней поставлена дата похорон царя, - предыдущего, - Александра, - но намекает, - по-видимому, - на похороны Николая... И новый гроб стоит на острове Буяне (острове буянов), в котором лежит девица - девица Надежда, - та самая, которая "В надежде славы и добра...". Нет больше надежды, - ни на добро, ни на славу.
Нет особой надежды и на жизнь, и Пушкин уже представляет себе, как его хоронят в камер-юнкерском мундире - в мундире мальчиков-молокососов. Мальчиков, которых убивают... И пушкинский рисунок в пятне изображает мальчика-Пушкина, которого обезличили (о -без -образ-или). Но пятно относится на самом деле не к нему, пятном запятнал себя сам царь своим неправым Указом (и это пятно соответствует пятну Годунова). Царь, действующий строго по Закону, лишён Благодати.
То есть, царь живёт по Ветхому Завету. Новый завет, - завет Христа, - Евангелие, - и есть Благодать. И Царство Небесное есть царство детей. Таких, какими были декабристы, таких, каким был и поэт Пушкин, - с любящим сердцем, в котором живёт Истина.
Кстати, - отчего Пушкин так переживает за Кочубеев, не приглашённых на бал? (Вскоре он будет говорить о ничтожности князя Кочубея, - когда он скоропостижно скончается). Может быть, он вспоминал своего Кочубея, - из "Полтавы". А может быть, Пушкина интересовала здесь сама фамилия "Кочубей", которая означает: "младший князь", "сын князя", "наследник".
Младшего князя не пригласили на царский бал... Кто этот "младший князь"? Кочубей? Что Пушкину этот Кочубей?! Это он сам - за этим Кочубеем, - "младший князь".
В сказке всё встанет на свои места. Князем станет его похорошевший Иван, и Царь-Девица возьмёт его в мужья, а народ признает царём.
* * *
У Пушкина понятие "полдень" употребляется довольно много и в различных значениях: как время суток, как полдень жизни, как место (южные страны).
В "Коньке-Горбунке" так же есть полдень, - то есть, - полночь как бы превращается в полдень, - благодаря свету налетевших жар-птиц:
Вот полночною порой
Свет разлился над горой,
Будто полдни наступают:
Жары-птицы налетают.
Сравните со строчками из "Полтавы", где так же есть и полдень, и жар:
Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.
И в эту полночь, светом жар-птиц превращённую в полдень,
Иван
кряхтя, подлез
Под дубовое корыто
И лежит там как убитый.
Вот и ещё один полдень и ещё один убитый. Но здесь это всё к а к б ы: как бы полдень, как бы убитый.
Ивану надо притвориться мёртвым, чтобы схватить Жар-птицу, - существо иного мира...
Но, конечно, все убиенные в полдень мальчики, князья, с ы н о в ь я восходят к одному Сыну, который, - по свидетельству евангелистов - был распят в полдень (по церковным часам - в шестом часу).
А все цари-детоубийцы восходят к образу Ирода.
За Ирода же молиться - Богородица не велит, - то есть, - ироды умирают совсем, навсегда.
Продолжение:
http://www.proza.ru/2017/06/30/1198
* "За год до окончания Екатерининского института умирают мать и бабушка А . О . Россет и ее, осиротевшую, Николай Павлович с октября 1826 г. определяет в фрейлины царицы Александры Федоровны. / М.Ганичева, «Самые знаменитые красавицы России», "Вече", Москва, 2001.
Свидетельство о публикации №217071900996