Э. Т. А. Гофман. Песочный человек

Песочный человек
(Отрывок)

Э.Т.А.Гофман (перевод с немецкого)

В течение дня, если не считать обеда, я и моя сестра мало видели нашего отца. Он очень любил свою работу, и она занимала почти всё его время. Зато после ужина, который подавался по традиции в семь часов, мы все вместе с мамой отправлялись в кабинет отца. Там мы рассаживались за круглым столом. Отец раскуривал трубку и пил пиво из большого стакана. Он рассказывал нам разные замечательные истории и, бывало, приходил в такой азарт, что забывал про свою трубку. Она затухала, и мне приходилось подавать ему горящую бумажку, чтобы он снова мог закурить. Эти моменты несли для меня какую-то особую прелесть. Но бывало, он давал нам книги с картинками, а сам сидел в кресле тихо и неподвижно. Он выпускал огромные клубы дыма, так что мы все будто бы плыли в тумане. В такие вечера мама была особенно печальной. И стоило только часам пробить девять, как она говорила:
- Всё, дети! В постель! В постель! Песочный человек идёт! Он уже рядом, я его чувствую!
И действительно, каждый раз после этих слов я слышал медленные тяжёлые шаги. Это ступал вверх по лестнице Песочный человек.
Однажды мне показалось, что глухие шаги и гул, отдающийся после них, были настолько жуткими, что я спросил у мамы:
- Ах, матушка! Кто такой этот злой Песочный человек, который всегда прогоняет нас от папы? На кого он похож?
- Нет никакого Песочного человека, мой милый мальчик, - ответила мама. – Когда я говорю, что пришёл Пескач, это значит, что ты хочешь спать, и глаза твои закрываются сами собой, будто кто-то в них бросил песка. Только и всего.
В мамино объяснение я не поверил. И в моём детском мозгу появилась чёткая мысль: мама нарочно говорит, что нет Пескача, чтобы мы не боялись. Но ведь я каждый раз слышал его приближенье по лестнице. Любопытство съедало меня, так хотел я узнать что-нибудь про Песочного человека, про его отношение к детям. Я спросил у старушки, что была нянькой моей младшей сестры:
- Что это за Пескач? Песочный человек?
- Ах, Танель, - сказала она, - не уж-то ты его не знаешь? Это злой человек. Он приходит к детям, когда они не хотят спать. Он им в глазки бросает песок, так что кровь приливает к головке, а потом их кидает в мешок и несёт их на месяц, к себе, словно корм своим маленьким деткам. Те сидят там, в гнезде, ждут, чтоб клювом совиным кривым расклевать капризулям глаза.
Ужасное воображение рисовало мне образ свирепого Пескача. И когда вечером он, гудя ступенями, поднимался по лестнице, я трясся от страха и ужаса. Даже мама ничего не могла от меня добиться, кроме заикания и слёз со всхлипыванием: «Песочный человек! Пескач!» Я убегал от него в спальню, и всю ночь меня мучил жуткий призрак Песочного человека.
Теперь я уже достаточно стар, чтобы представлять себе Пескача и его детишек в их гнезде, на месяце так, как мне описывала старая нянька, очевидно, что это не правда. Однако со мной остался этот страшный призрак Песочного человека. И тот ужас ужасов, который охватывал меня, когда я слышал, что он не только поднимался вверх по лестнице, но и резко распахивал дверь в кабинет отца и туда входил.

2015

Иллюстрация: интернет.


Рецензии
Надо же так пугать детей,что они потом всю жизнь помнят.Хорошо,что меня в детстве ничем таким не пугали.А вот когда говорили,что придёт Святой Николай и принесёт подарки,тогда долго ждала и старалась не уснуть,пока мама не сказала,что если я не буду спать,то он не придёт ко мне.А на утро возле меня уже стояли большые игрушки Деда Мороза и Снегурочки.
С уважением ,Маша.

Маша Селебрити   24.04.2018 23:13     Заявить о нарушении
Хотел бы перевести всего "Песочника". Очень, очень люблю Гофмана. Перечитал всё его, что было можно. "Житейские воззрения кота Мурра" раза два. И ещё другие вещи неоднократно. Это - полёт мысли, это фантазия в своей чистоте.

Егор Черепанов   01.06.2018 19:25   Заявить о нарушении