Казахстан обречён на счастье

   

Дорогие мои… хотел сказать – «читатели», но – нет, не скажу… Просто:  Дорогие мои!..
Прежде чем начнёте читать дальше то, о чём сегодня хотел бы поговорить с вами, расстелите на столе рядом с собою географическую карту Республики Казахстан. Но только такую, где вы отчётливо увидите всех соседей, что с нею граничат…
… Готовы? Расправили все уголки?..
А теперь начнём с точки.
С некоего постулата, который вряд ли кто-то из вас станет опровергать.
Современный мир устроен так, что ни одна страна на планете не может огородить себя Великой Китайской, или «Великой Русской», или, скажем, «Великой Казахской» стеной и жить в полной изоляции от внешнего мира.
Вот и давайте, только не торопясь, пальцем поведём по границам современного Казахстана. И станем размышлять: а кто же стране этой ближе,  и что будет, ежели Казахстан объявит себя «братом на век» какому-либо из пограничных народов.
Давайте о России, самом близком из соседей просто по количеству пограничных километров, поговорим позднее. А сейчас – на восток.
Китай. Огромная, мощная страна, справедливо рвущаяся в современном мире на первое место в экономике. А теперь только на секунду представьте, что Казахстан распахнул перед Китаем свои объятия и «впустил» китайцев к себе. Представили? Выпитое через прокол в скорлупе яйцо представили?
Именно так, скорее всего и будет, если вдруг…  Недра Казахстана, в которых представлена вся периодическая система Менделеева, догадываетесь, куда будут выкачаны? А какое население будет ассимилировать  всех прочих, тоже, надеюсь, понимаете? Думаю, - да, ибо 18 миллионов казахстанских жителей вряд ли смогут противостоять почти полутора миллиардам китайцев.
Вам, мне представляется, случалось видеть, как китайские крестьяне работают на земле. Особенно – на чужой. Они собирают поистине грандиозные урожаи, лука, например, или иных овощей, а потом безжалостно бросают эту землю, отравленную  химическими приправами, чтобы, ничтожно сумняшеся, освоить новую. Россия уже столкнулась с таким именно отношением их к земле  на Дальнем Востоке. А только представьте себе, какой огромный ресурс почти дармовой рабочей силы будет представлять для них местное население, то есть, те, кто ныне живёт в Казахстане…
Ведём же пальцем по карте дальше. А дальше – Киргизия.  Страна небольшая, почти окончательно погрязшая в средневековье. Не зря же основной экономический фон её ныне создают те из граждан, кто зарабатывает деньги за рубежом. В России, например. Подумайте, нужна ли современному Казахстану такая экономическая обуза, которая многие и многие годы будет требовать инвестиций в свою экономику, словно Бермудский треугольник…
Узбекистан? Тюркоязычная страна, которая всегда была сориентирована, органически, на восток? Страна, безусловно, мусульманская, но с казахскими мусульманами имеющая столько же общего, как льды Антарктиды со снегами  Северного Полюса.
Туркмения. Та самая благословенная Туркмения, через которую до сих пор налажен наркотрафик, бесперебойно снабжающий Запад восточными наркотиками. Та самая Туркмения ( при всём уважении к этой стране), которая до сих пор осознаёт себя, скорее, частью Афганистана.
Итак, - круг замкнулся. Осталась только Россия, граничащая с Казахстаном на протяжении шести с половиной тысяч километров.
Ну, нет ближе и роднее соседа у казахов! И не только статистически и по километрам.
Совсем ещё молодая казахская литература – это плоть от плоти литература, родившаяся в результате громадного влияния великой русской литературы. Роман Мухтара Ауэзова «Путь Абая»  просто очевидно написан автором, который за образец для себя взял эпопею великого Толстого. А достойные предшественники и продолжатели этой традиции Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин и Боуржан Момыш Улы  - последователи  не только казахской, но и русской традиции в искусстве слова.
А какое из искусств, кроме литературы, скажите, более всего способствует пробуждению национального самосознания народа.
Посмотрите на свои города, люди Казахстана!
Разве построены они не так же как и русские, по кольце-радиальному принципу, когда в центре Кремль (или юрта хана), и оттуда, из центра,  концентрическими кругами расходятся постройки, которые прорезывают «лучи», соединяющие центр с окраинами. На Западе города строились как русский Петербург: главная улица, которая обрастала вокруг пригородами и предместьями.
У казахов есть выход к побережью тёплого Каспийского моря, и у русских тёплых морей тоже немного.
Казахи, правда, не едят свинину. Так ведь и мы конину не жалуем. Но прощаем же это одни  другим  и столько десятилетий уже живёт рядом и вместе!..


20.07.2017


Рецензии