Рассказ3. Яценко Н. С

                Рассказ о настоящем человеке
                Яценко Николай Сергеевич

                Глава третья.
                Курсантская одиссея Николая.Проявление  характера .       
                Поступок достойный уважения… Бракосочетание откладывается.            
               
        То, что у молодого Николая стал формироваться твердый и независимый характер, значит ничего не сказать. Формирование характера, внутреннего убеждения юноши проходило в трудные для каждого советского человека и общества время. Глубокие, незаживающие десятилетиями раны, нанесенные опустошительной  Войной фашистских захватчиков  против СССР, еще кровоточили и давали о себе знать.

        Даже там, где она не бушевала.  Дыхание ее слышалось и ощущалось на всем огромном пространстве Союза  от Карпатских гор  до Тихого океана. А иначе быть не могло. Молодые люди рано взрослели – нужда заставляла , вся окружающая их обстановка требовала раньше времени покидать родные гнезда родительского дома, искать свои пути в большом мире житейского бытия.

        А  пути в новую, неизведанную жизнь не всегда  баловали  их  вниманием, не отличались легкостью своего прохождения  и безопасностью.

        На дворе стоял 1960 год, год окончания Николаем строительного техникума и начала  строительно-трудовой деятельности на  Дальнем  Востоке. В декабре ему исполняется девятнадцать лет, но из-за ошибки молодой матери и условий оккупации, день рождения записали январем 1942 года. Так что подходил аккурат призывной возраст молодого парня.

         В те времена  перед парнями не стоял вопрос «служить или не служить»." Откосить" от армии  тогда  не думали. Это считалось большим позором для молодого человека, с таким не хотели дружить даже избалованные городские девушки. Весной в мае  предстоял очередной призыв в ряды Советской Армии и ВМФ.

         Призывников вызвали в районный военный комиссариат города Владивостока, где после разъяснительной беседы предложили им на выбор военные училища, куда бы они могли подать свои рапорта тут же в РВК. Выбор на этот раз был невелик – можно поступать либо в пограничные училища, либо в училища сухопутных войск, то есть, общевойсковые.

          Молодой Николай, он же специалист-строитель, выбирает Дальневосточное высшее  военное  командное училище. Он успешно сдает вступительные экзамены и поступает на первый курс. Выше названое училище располагалось тогда в Амурской области  в  городе Благовещенске.

          Согласно традициям того времени, первый курс в советских военных училищах  был годом срочной службы курсантов в специальных учебных полках. Считалось, что будущий офицер должен познать «всю прелесть» солдатской службы, прежде чем он наденет лейтенантские погоны. Эту практику отменят к концу 60-х годов, я поступая в военное училище в 1967 году, этого уже не застал.

        В течении второй половины 1961 года и первой половины 1962 года курсант Яценко постигает солдатскую, суворовскую науку побеждать в классах и в полях учебных стрельбищ  ДВО. Перед уходом из учебного полка в стены родного училища, он с группой своих товарищей выполняет просьбу командира полка – вырыть котлован под стрелковый тир для стрельбы из пистолетов и начального упражнения из АК-47 (а также пристрелки оружия, приведения его к нормальному бою).

        Работа была аккордная, с коротким сном и перерывами на прием пищи, а так – копать, копать и копать «любимой» шанцевой лопатой высотой в один метр и десять сантиметров.

        В итоге Николай подхватил воспаление легких (работа потного тела на сквозняке и ветру). Но почувствовал он это только по дороге домой  в первый курсантский отпуск. Тяжело добрался домой, совсем болезненный. Весь отпуск он практически пролежал в районной больнице, была серьезная опасность летального исхода, но – Бог миловал и кризис пошел на спад. Остатки отпуска пролетели быстро и пришло время возвращаться в училище.

        Второй курс начался как и полагается ему в стационарных его стенах. И все бы ничего, но к концу его окончания захандрил  вдруг наш герой, не захотел далее учиться еще дополнительно два  года. На мой вопрос, Николаю Сергеевичу, почему   подал рапорт на отчисление, он произнес с усмешкой: «видимо поддался дурному влиянию других курсантов, тоже решивших отчислиться из училища. А может «блажь»  голову забила… Слишком долго, мне казалось, надо учиться на офицера, четыре года».

      Что тут началось… Вызовы, подавших рапорта на отчисление,  к руководству военного училища. Беседы, уговоры, запугивания отправить дослуживать положенный срок (тогда три года в сухопутных войсках) туда, куда «Макар телят не гонял». Вот тогда характер молодого парня и проявился в полную силу.

    - Слишком долго учиться на офицера, нельзя ли мне сдать досрочно за третий и четвертый курс военного училища? – заявил он в беседе с начальником училища.

       Тот долго и внимательно смотрел на молодого  нахала, но потом взял лист чистой бумаги, ручку и сказал: «Пишите рапорт на имя Командующего ДВО, генерала армии Крейзера Я.Г., о разрешении сдать Вам экзамены за полный курс училища экстерном». Николай написал и время пошло… но учиться решительно отказался. Второй отпуск он пропустил, так как был отчислен в Батальон обеспечения учебного процесса курсантов, что состоял в штате военного училища.

         Время шло, а от Командующего ДВО ответа все не было. Командование батальона ОУПК особо не жаловало отчисленцев, им поручали самые трудоемкие работы по созданию УМБазы на учебных полях училища. И вот, когда надежды на ответ растаяли и стало ясно, что ему предстоит отбыть в войска для прохождения дальнейшей военной службы, пришел приказ Командующего ДВО о допуске курсанта второго курса  военного училища Яценко Николая Сергеевича к экзаменационным экзаменам за выпускной курс досрочно.

         Победа! Его услышали и дали возможность совершить то, что он задумал и чего никто до него подобного  не совершал. В данном приказе ему предписывалось с курсантами выпускной роты готовиться и сдавать экзамены за полный курс военного училища.

        Три месяца «досрочник» готовился к экзаменам и летом 1963 года успешно сдал их, доказав прежде всего себе и окружающим, что слова у него не расходятся с делами. Еще три месяца ожиданий в стенах училища (а служба то шла) и вот в декабре этого года выходит приказ Командующего ДВО о присвоении курсанту Яценко Н.С. воинского звания «лейтенант».

         В кадровом органе округа его спросили, куда он желал быть направлен – в Сухопутные войска или ВДВ. Молодой лейтенант выбрал ВДВ и его направляют в 98-ю гвардейскую Свирскую Краснознаменную ордена Суворова второй степени воздушно-десантную дивизию.

          Уважаемый читатель, Вам этот факт о чем-то говорит? Мне, да! И он не просто говорит, но и подчеркивает силу внутреннего характера этого человека, его веру в свои силы и способности выдержать то, что казалось бы обречено на неуспех. Ведь многие командиры считали это проявлением гонора строптивого курсанта, его юношеской прихотью и безответственностью.

        Ан, нет, все оказалось довольно серьезней и основательней. Пойти наперекор течению, общепринятому правилу поступления, обучения и окончания военного учебного заведения, это что-то значило. Это же  как надо быть уверенным в своих силах и знаниях, чтобы все эти преграды и устои преодолеть.

        Поистине такой поступок под силу только человеку, обладающего независимой мотивацией, стальной логикой мышления и волевым характером, определяющих его линию поведения. С годами все эти черты и свойства Николая Сергеевича будут закаляться и приобретать то, без чего настоящий человек обойтись не сможет.

        Оставим на время служебные дела молодого лейтенанта и вернемся  к делам его личным, сердечным. Где же его возлюбленная, что делает она? В 1961 году она  поступает в Владивостокский медицинский институт.

        Молодые люди 3 года переписываются и иногда встречаются. Наконец в 1964 году,Николай, делает предложение своей невесте руки и сердца. Она дает  согласие. Решают также  соединить свои жизни  и создать новую семью. Чего тянуть с этим вопросом, коль решение у обоих созрело окончательно и бесповоротно?

       Решили - то они решили, а в действительности все оказалось несколько сложнее и не так прозаично. Романтическим чувствам молодой пары преградила дорогу бюрократическая формулировка. Оформить в ЗАГСе Владивостока, куда приехал молодой жених для предложения у них не получилось.

       Ибо свои супружеские отношения можно было оформить в те времена только через два месяца со дня подачи ими заявления в это государственное учреждение.  А тут и отпуск офицера подоспел. Взяв невесту с собой, поехал Николай на свою родину в село Дробиновка Полтавской области.

       Встретили молодую пару  родня доброжелательно. Невесту осмотрели и приняли за свою, все же выбор Николая ей понравился.

       А он повел невесту в сельсовет, надеясь, что ему там пойдут на встречу в вопросе регистрации их брака. Как ни уговаривал сельских чиновников молодой лейтенант, как ни взывал их к разуму и совести, ничего не помогло.

       Бюрократическая формулировка советской системы оказалась и тут незыблема. Вернулись с отпуска немного расстроенные, но с полным оптимизмом в душе, полагая, что вскоре им удастся положительно решить данный жизненный вопрос.
 
       Но об этом и многом другом мы поговорим в следующей части моего рассказа. Оставим молодую пару на перерыв, чтобы написать новую главу о жизни моего героя.

                Продолжение следует…               
         


Рецензии