Беседы с А. Шопенгауэром о счастье Часть 8 В

«О нашем поведении относительно миропорядка и судьбы»

(продолжение части 8 A)

М. – Что же делать, чтобы наши свойства не привели к несчастью? Как уберечься?

Ш. – Надо бы непрестанно держать в уме действие времени и превратность вещей и потому при всем, что имеет место в данную минуту, тотчас вызывать в воображении противоположное, то есть в счастье живо представлять себе несчастье, в дружбе – вражду, в хорошую погоду – ненастье, в любви – ненависть, в доверии и откровенности – измену и раскаяние, а также и наоборот.

М. – Зачем же отравлять себе такими мрачными представлениями редкие радости жизни?

Ш. – Это служило бы для нас постоянным источником истинной житейской мудрости, так как мы всегда оставались бы осторожными и не так легко попадали бы в обман.

М. – Иногда кажется, что лучше обмануться и пожить какое-то время в коконе счастливых иллюзий, чем своими «предвидениями» испортить счастливые моменты, которыми судьба и так не часто нас балует.
С возрастом приходит опыт и делает нас трезвее. Как писала А. Ахматова:

Вместо мудрости - опытность, пресное
Неутоляющее питье.
А юность была как молитва воскресная...
Мне ли забыть ее?

Ш. – Ни для какого познания опыт не является столь неизбежным условием, как для правильной оценки непостоянства и изменчивости вещей. Поскольку именно всякое положение вещей, пока оно длится, бывает необходимо и потому имеет самое полное право на существование, то каждый год, каждый месяц, каждый день выглядит так, как если бы ему, в конце концов, суждено было сохранить это право на вечные времена.

М. – А на самом деле?

Ш. – Но ни один его не сохраняет, и только одна перемена есть нечто постоянное.

М. – Да, как только привыкаешь к определенному порядку вещей и кругу друзей, как внезапно что-то резко меняется. Обычно, к худшему. Как будто из-под тебя вдруг выбили стул, на котором ты удобно устроился.

Ш. – Умен тот, кого не обманывает кажущаяся устойчивость и кто предвидит еще к тому же направление, в каком сейчас будет совершаться эта перемена.

М. – Не каждому дана такая прозорливость. Но если все-таки удалось это понять, как поступить?

Ш. – Упреждать время надлежит лишь теоретически, предвидя его действие, а не практически, то есть не следует торопить его, требуя раньше времени того, что может принести с собой лишь время.

М. – Вы считаете, что следует проявлять терпение и не «бежать впереди паровоза»?

Ш. – Нет более жестокого, неумолимого ростовщика, чем время, и что оно, когда его вынуждают давать авансы, берет за это тяжкие проценты.

М. – Поясните, пожалуйста, Вашу мысль.

Ш. – Есть болезни, от которых надлежащим и основательным образом излечиваются лишь тем, что предоставляют их естественному течению, после чего они сами собой исчезают, без всяких следов. Но если вы желаете быть здоровыми немедленно и теперь же, во что бы то ни стало теперь, то и здесь время должно будет дать аванс – болезнь будет изгнана, но процентом послужит слабость и хроническое страдание в течение всей жизни.

М. – Наверное, это также касается людей, берущих деньги в кредит?

Ш. – Человеку нужна известная сумма для продолжительного путешествия, и он мог бы отложить ее за один или два года из своих доходов. Но он не желает ждать; она берется поэтому в долг или временно заимствуется из капитала, то есть время должно дать аванс. В таком случае его процентом будет вторгшийся в кассу беспорядок, постоянный и все возрастающий дефицит, от которого никогда уже не избавишься.

М. – Да, недаром наш великий писатель Л. Толстой писал: « Всё приходит вовремя
 для того, кто умеет ждать».

Ш. – Желание ускорить ход размеренно текущего времени – вот наиболее дорого обходящееся предприятие. Остерегайтесь поэтому, чтобы за вами не начислялись у времени какие-либо проценты.

М. – С этой рекомендацией все понятно. Что еще Вы можете посоветовать нам, чтобы сохранять душевный покой и оптимизм?

Ш. – Ни при каком происшествии не подобает предаваться большому ликованию или большому унынию, частью ввиду изменчивости всех вещей, которая каждое мгновение может все повернуть в другую сторону, частью ввиду обманчивости нашего суждения о том, что нам полезно или вредно, – обманчивости, вследствие которой почти каждому приходилось сетовать на то, что оказывалось потом для него самым подлинным благом, или ликовать по поводу того, что стало источником его величайших страданий.

М. – Вы правы, все так неустойчиво, но почему же не порадоваться впрок, даже если потом выяснится ошибка? Расстроиться мы всегда успеем. Как говорили древние: «лови мгновение!». Обычному человеку редко удается на всех поворотах судьбы оставаться бесстрастным.

Ш. – Вообще же тот, кто при всех несчастьях сохраняет спокойствие, показывает этим, что он знает, насколько колоссальны возможные в жизни беды и как огромно их количество, поэтому он смотрит на совершившееся в данную минуту как на очень небольшую часть того, что могло бы произойти.  Это – стоический образ мыслей, сообразно которому всегда нужно помнить, какой печальный и жалкий жребий все вообще человеческое существование и как бесчисленны грозящие ему бедствия.

М. – Я отнюдь не стоик, но все беды, войны, катастрофы и болезни, угрожающие нам на каждом шагу, не дают о них забыть. Зачем постоянно думать об этом?

Ш. – Тогда мы понизим свои притязания, научимся понимать несовершенство всех вещей и состояний и будем всегда смотреть в лицо несчастьям, чтобы избежать их или примириться с ними.

М. – Так можно впасть в глубокую депрессию и опустить руки.

Ш. – Человек не должен из-за этого печалиться, нет, он должен выработать в себе такую осторожность в предвидении и предотвращении несчастий, исходят ли они от людей или от вещей, и так в этом изощриться, чтобы, подобно умной лисе, тихонько уклоняться от всякой большой и маленькой неудачи (которая по большей части бывает лишь скрытой неловкостью).

М. – Как же этого достигнуть?

Ш. – Мы легче переносим несчастный случай, коль скоро заранее предположим его возможность и освоимся с ним, спокойно обдумываем его как простую возможность, со всех сторон рассмотрим пределы несчастья и, таким образом, видим в нем нечто конечное и обозримое, а благодаря этому при его реальном появлении оно подействует на нас только своей истинной тяжестью.
 Если же мы не предполагали о нем, а оно постигло нас без приготовления, то испуганный ум в первое мгновение не может точно измерить величину несчастья: оно для него в эту минуту необозримо, легко представляется поэтому безмерным, во всяком случае – гораздо большим, нежели это есть на самом деле.

М. – Вы правы, от неожиданности легко растеряться и совершенно пасть духом.

Ш. – Но ничто не делает нас более способными к терпеливому перенесению постигающих нас несчастий, как убеждение в истине: «Все, что случается, от самого великого и до самого ничтожного, случается необходимо».

М. – Вы думаете, что такая мысль утешает?

Ш. – Человек умеет быстро примиряться с неизбежной необходимостью, а сознание названной истины позволяет ему на все, даже на обусловленное самыми странными случайностями смотреть как на столь же необходимое, сколь необходимо и то, что получается по самым известным правилам и вполне предвидимо.

М. – Да, один из первых греческих мудрецов на вопрос: «что на свете сильнее всего?» ответил: «необходимость». С ней приходится считаться всем.

Ш. – Кто проникнут этим сознанием, тот прежде всего будет делать что может, а затем с готовностью терпеть что придется.

М. – Остроумный американский писатель А. Бирс так определил это состояние:
«Терпение: ослабленная форма отчаяния, замаскированная под добродетель».
А как применить это на практике?

Ш. – Относительно мелких неприятностей, ежечасно нас терзающих, можно думать, что они назначены как материал для нашего упражнения, чтобы в счастье не парализовалась совершенно способность переносить большие беды.

М. – Да, что-то вроде утренней гимнастики.

Ш. – Против повседневных беспокойств, мелочных столкновений при общении с людьми, незначительных уколов, неподобающего отношения других, сплетен и многого другого надо быть роговым Зигфридом, то есть совершенно их не чувствовать, гораздо меньше принимать их к сердцу и ломать над ними голову. На все подобные вещи не надо обращать никакого внимания, нужно отталкивать их от себя, как камешки, попадающиеся на дороге, и отнюдь не делать их предметом своих глубоких соображений и размышлений.

 М. – Человеку с тонкой нервной организацией и ранимой психикой довольно трудно воспользоваться таким советом, хотя это было бы  разумно.

Ш. – Но наряду с благоразумием очень существенную роль для нашего счастья играет и мужество. Конечно, человек ни того, ни другого не может дать себе, а наследует первое от матери, последнее – от отца, однако сознательное желание и упражнение могут способствовать развитию природных задатков.

М. – Почему Вы полагаете, что для счастья необходимо мужество?

Ш. – Ибо вся жизнь – борьба; у нас оспаривают каждый шаг. Малодушен тот, кто, едва тучи соберутся или хотя бы только покажутся на горизонте, съеживается, близок к унынию и начинает вопить.

М. – Ваш любимый Ф. Вольтер писал «истинное мужество обнаруживается во время бедствия», а Л. Вовенарг утверждал, что «мужество помогает в несчастьях больше, чем разум». Вы с ними согласны?

Ш. – Вся жизнь, не говоря уже об ее благах, не стоит того, чтобы из-за нее наше сердце малодушно трепетало и сжималось.

 М. – Тогда позвольте закончить нашу беседу словами великого Демокрита:
«Мужество делает ничтожными удары судьбы».


Рецензии
Как и в предыдущих беседах, интересно и полезно.Невольно вспоминается И.Губерман. "тот, кто при всех несчастьях сохраняет спокойствие, показывает этим, что он знает насколько колоссальны возможные в жизни беды, и как огромно их количество"

Мой разум честно сердцу служит,
Всегда шепча, что повезло,
Что все могло гораздо хуже,
Еще хреновей быть могло.

"Мы легче переносим несчастный случай,коль скоро предположим его возможность... Если же мы не предполагали о нем..., оно представляется поэтому безмерным".

Заранее думай о том,
Куда ты спешишь, мельтеша.
У крепеого задним умом
И ж... болит и душа. С уважением и улыбкой

Анатолий Белаш   19.07.2019 22:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Анатолий, за столь удачные сопоставления. Губерман, как всегда, хорош.
Порадовали.
Особенно рада, что Вы погрузились в чтение А. Ш. Мне редко кого удавалось "заразить" своим интересом к этому автору.
С пожеланием удачи,

Елена Пацкина   19.07.2019 22:35   Заявить о нарушении