Из книги Юрия Петракова Записки политтехнолога7

Из книги Юрия Петракова «Записки политтехнолога» 7

Ванька-встанька
У меня в доме в мебельной  горке, среди посуды, предназначенной для праздничной сервировки стола, стоят две матрешки с портретом Геннадия Зюганова в нарядной русской косоворотке. Если же вглядеться в содержимое горки более детально, то на больших стаканах для минеральной воды и соков можно увидеть наряду с портретами Георгия Жукова и Юрия Гагарина, все тот же портрет кандидата на должность Президента Российской Федерации Геннадия Зюганова. На этот раз держащего в руках политическую карту России. Интересна история создания этих сувениров.
Как-то раз в наш избирательный штаб, располагавшийся на 11 этаже московской гостиницы «Россия», зашли два паренька. Они пришли поинтересоваться об отношении партии к верующим, а заодно и разузнать есть ли у нас выходы на армейский взвод, находящийся под опекой православной церкви. Я как мог, объяснил им, что наша партия не считает веру в Христа, чем-то предосудительным. Рассказал и о том, как меня когда-то «тайком от родителей» водили в церковь, где я и был посвящен обряду крещения. И после этого моими крестными стали сослуживцы моего деда, ответственного работника НКВД.
Тогда, пообещав ребятам узнать насчет взвода, я был уверен в том, что наши связи с Армией и ветеранскими движениями России по линии складывающегося в единую общественную организацию Народно-патриотического Союза России, позволят помочь им, кстати, окончившим художественно-промышленное училище, послужить с пользой для Отечества.
В результате все получилось так, как и было задумано. Через какое-то время один из них пришел ко мне со своей матушкой. Отпив чаю и переговорив о жизни и вере, она пригласила меня к себе в мастерскую на улице Моховой. В довершение разговора юноша смущаясь показал мне деревянную заготовку для матрешки и предложил ее использовать в нашей сувенирной продукции. Тут же, вспомнили о стихотворении Евгения Евтушенко про Ваньку – Встаньку и хана Батыя. Немного подумав, я попросил завершить работу над матрешкой, чтобы предложить не только ее, но и легенду с ней связанную, на одобрение штаба. Суть этой легенды сводилась к несгибаемости русского народа перед иноземными захватчиками. Ни конские копыта, ни ханские копья и сабли не смогли заставить Ваньку пасть ниц перед Батые
Несколько позже я с руководителем нашей группы  Александром Уваровым пришли в гости на Моховую, где в обычной трехкомнатной квартире находилась мастерская самобытной православной искусницы. Фамилию я к сожалению запамятовал. Первыми привлекали внимание хоругви с ликами Христа и Богородицы, выполненные на высоком художественном уровне. В ходе встречи мы получили законченный образец неваляшки, который  при ближайшем показе на Президиуме ЦК, очень понравился Зюганову.
С тех пор все наши массовые мероприятия наряду с выносом исторических красных знамен, сопровождались выносом хоругвей, а Ванька-Встанька занял свое достойное место на сувенирной продукции нашего кандидата.  Теперь, по прошествии двадцати с лишним лет, они стали исторической редкостью.
Бриллианты для КПРФ.
Проработав более четверти века на поприще политических технологий, я твердо убежден, что самым трудным делом в работе любой партии или движения является не взятие власти и не выполнение своих программных обещаний, а создание и утверждение эмблемы.
Многие из вас хорошо знакомы с сегодняшней эмблемой КПРФ. Но мало кто знает, что первоначальный вариант, выполненный молодым художником оформителем Геннадием Григорьевым, отличается от принятой Минюстом. Но все это отличие заключается в том, что на действующей эмблеме контур книги, олицетворяющий союз рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции, выполнен в изометрии. А на первоначальном варианте – в  аксонометрии. Эта правка была принята по предложению секретаря ЦК КПРФ Виктора Пешкова, который, как я считаю, был одним из главных зачинателей превращения КПРФ из категории партии занятой теоретической болтовней в современную высокотехнологическую, действующую партию.
Позже на мою долю выпала реализация поручения Исполкома НПСР по подготовке и принятию макета эмблемы этого широкого патриотического движения, возникшего после президентских выборов 1996 года.
Слухи об этом решении в короткий срок дошли до большинства наших активистов. И в мой адрес стали поступать рисунки различных вариантов будущей эмблемы.
Буквально за неделю у меня скопилась толстенная папка этих рисунков. Были среди них проекты на любой цвет и вкус. Бредовые и глубокие по смыслу. Повторяющие частично элементы уже существующих эмблем и труднообъяснимые большинству, а то и совершено непонятные никому, кроме авторов.
Так ровным счетом это продолжалось без малого месяц. Выбрать эмблему не удавалось даже самому авторитетному составу ЦК. И тогда мы с Александром  Уваровым решили действовать волюнтаристским методом. Помог реализовать эту проблему Иван Макушок, будущий пресс-секретарь Павла Бородина, исполнительного секретаря Союза России и Беларуси.
За день до презентации НПСР, состоявшейся в театре содружества актеров Таганки, которым руководил наш депутат Николай Губенко, в театр привезли большущий задник с изображением эмблемы. Понять смысл, сконцентрированный в ней однозначно, было невозможно. Но, получив в довесок по небольшому, качественно выполненному многоцветному значку с ее изображением никто из участников вечера даже не заикнулся о том, что эта эмблема не годится. Но прожила эта эмблема совсем недолго.
В начале Парламентской  выборной кампании 1999 года мне было поручено отвечать за выпуск агитационно-пропагандистской продукции. К счастью Зюганов оказался политиком, способным моментально формулировать программные документы. Сказывался опыт подготовки знаменитого «Слова к народу». В русле этого документа им вместе с политическим обозревателей газеты «Советская Россия» Александром Фроловым было подготовлено в качестве программного воззвание «За Победу!» Как всегда в таких случаях при его утверждении многие выступали с другими предложениями. Придумывали иные, далеко не лучшие заглавия. Намекали на вероятность его использования как рифмы к слову БЕДА.
Но беда была в другом. Время шло, а наша продукция еще не появлялась. Мне было грустно вдвойне. Дело в том, что я придумал супер классную эмблему. А именно использование в качестве концентрированного стержня эмблемы Орден ПОБЕДЫ. К тому же, вспомнив то, как выглядел первый советский серебряный рубль, обрамил орден по кругу надписью «КПРФ» - «За Победу патриотов!» Таким образом, появлялась не только эмблема, но  главный слоган нашей кампании. Набросав макет эмблемы вчерне от руки, я попросил сотрудников нашего отдела Владимира Новоселова и Вадима Миллера выполнить ее графически на компьютере, что они и сделали с успехом. Но дальше надо было преодолевать козни критиков внутри партии. Непроизвольно помог ее принятию Геннадий Зюганов. В ближайший понедельник с самого утра он пригласил к себе в кабинет Валентина Купцова, Виктора Пешкова, Сергея Потапова и меня и устроил нам форменный разнос. Главный удар пришелся по мне. Я не стал отмалчиваться, и заявил, что дело в эмблеме, которую никак не удается утвердить в ЦИКе. На это Зюганов рассердился еще больше.  И тут помогли Потапов с Пешковым.
- Да, да, Геннадий Андреевич! Дело в том, что у нас использовано изображение ордена ПОБЕДЫ, что крайне запрещено избирательным законодательством России.
- Но мы уже доказали свою правоту, убедив ЦИК, что это не орден ПОБЕДЫ, поскольку на нем присутствуют на пять бриллиантов меньше.
- А, делайте что хотите! – махнул рукою Зюганов и добавил,
- До пятницы материалов не будет. Партбилеты на стол!»
Так появилась новая эмблема, которая, на мой взгляд, была лучшей из всех используемых партией во время избирательных кампаний.
ЛИШНИЕ ЛЮДИ
Одновременно с принятием эмблемы у меня с Миллером родился замысел главного плаката КПРФ. На фоне праздничного шествия сторонников КПРФ был изображен Орден ПОБЕДЫ, обрамленный главным слоганом. Каждый из пяти лучей ордена упирался в  фотоснимки, ставшие  известными на весь мир. Парад ноября 1941 года. Ракета «Восток». Улыбка Гагарина. Знамя Победы над Рейхстагом. Днепрогэс.
Все получалось, как было задумано. Но вот беда, в первой шеренге демонстрантов не хватало знакомых лиц. А это повышало опасность запрета на распространение этого плаката по причине отсутствия согласия на использование изображения. Тогда мы наложили одни и те же фигуры шагающих друг на друга со  сдвиго. В результате на плакате появились одни и те же персонажи, но никто кроме нас этого не заметил.
Добавлю, что в память о той кампании, по результатам которой наша партия заняла первое место, я храню экземпляры агитпродукции КПРФ, с указанием  моей фамилии в качестве ответственного за выпуск. А также единственную в мире пластиковую печать с эмблемой и слоганом, которую передал мне Володя Новоселов, заказавший ее в одном из рекламных агентств.

ЗНАТЬ БЫ КАКАЯ СВОЛОЧЬ
По ходу работы над имиджем партии, мне пришлось заниматься и выпуском видео и аудио продукции. Но если аудио записи нам давались легко и просто, то над созданием видео роликов пришлось попыхтеть достаточно долго. А началось все с того черного дня 3 октября 1993 года, когда ельцинские мордовороты из только что сформированного «Витязя» расстреляли безоружных манифестантов у телецентра Останкино. В результате пролилось много крови, погибло немало хороших людей, желающих просто-наросто достойно жить и трудиться. Погибли и те, кому по роду деятельности необходимо было освещать эти трагические события. В числе погибших телеоператоров, с риском для жизни снимающих кровавую бойню в Останкине, был и немецкий тележурналист Рори Пек, профессиональная телекамера которого оказалась в руках у наших сторонников. Впервые об этом я узнал в апреле 1995 года от Виктора Пешкова, который, узнав, что у меня дома есть пишущий видеомагнитофон, поручил мне встретиться с кинорежиссером Вячеславом Тихоновым и его ассистенткой Леной и просмотреть в какой степени готовности находится работа над фильмом «Русская тайна».
- Понимаешь, они просят шесть тысяч долларов на завершение фильма. Но я считаю, что сейчас не время тратить эти деньги на Парламентские выборы таким образом. Впереди выборы Президентские. Вот к ним и подготовим.
В результате, получилось все так, как предсказывал Пешков, если не считать того, что Тихонов оказался не тем знаменитым актером, а молодым начинающим режиссером. Хотя уже с немалой плешью и пышными черными усами.
Завершение фильма отложили на Президентскую кампанию. Потом последовал кинофестиваль «Золотой Витязь», на котором этот фильм получил первый приз. Должен сказать, что режиссерская работа Тихонова мне не понравилась. Фильм по-прежнему держал зрителя за счет кадров оставленных погибшим в Останкине немецким тележурналистом.
Тогда же известный артист Николай Бурляев привел к нам в штаб автора и исполнителя своих песен, профессионального актера Николая Мельникова, который сделал для нас первые агитационные ролики на основе своих песен «Поле Куликово» и «Поставьте памятник деревне». Однако качество техники, которую партия арендовала  в одной из коммерческих структур, базирующейся на Малой Грузинской улице на одном из закрытых предприятий «Радиопрома». Расходы на их изготовление взял на себя Константин Фролов, хозяин фирмы «Константин», увлекавшийся коллекционированием стульев.
Позже, понимая, что мне, так или иначе, придется заниматься выпуском видеопродукции, предназначенной для показа на телевидении в рамках действующего законодательства «О выборах в Российской Федерации», я искал человека талантливого, настырного, умеющего, буквально, на коленках делать качественную продукцию. И вот однажды такой человек появился. Он пришел с улицы, что называется самотеком. Среднего роста, щуплый. В хорошем смысле слова нахрапистый и инициативный. К моему удивлению он оказался отставным подполковником и кинорежиссером любителем, уже успевший отличиться в телепрограмме «Сам себе режиссер». При себе он имел ролик мультяшку, парадирующую диктора ТV Николая Сванидзе в качестве змея искусителя, выползавшего из телевизионного ящика. Я упросил секретаря ЦК по идеологии Александра Кравца оформить Миллера в качестве помощника депутата.
Большую помощь в этом деле оказал нам «красный директор», бывший министр по делам строительства в Российской Федерации Виктор Михайлович Видьманов. Он помог организовать группу телевизионщиков, в которую вошли Вадим Миллер, Владимир Новоселов и Евгений Рубанов, бывший актер легендарной группы «Асисяй» Славы Полунина. Сегодня мне трудно выделить из них кого-то особенного. Каждый пришелся к месту. К тому же работа, которой мы с таким увлечением занимались, была жутко интересной. В результате появились ролики под названиями «Почему они нас бояться?», «Наперсточники», «Армреслинг», «Собачка», «Нам есть чем гордиться…» и другие.
Помню, с каким удивлением и восторгом смотрели их  приемщики канала ВГТРК. А в газете «Московский комсомолец» появилась заметка, суть которой заключалась в следующем – Знать бы только какая сволочь сделала эти ролики для коммунистов!
Одной из этих сволочей был ваш покорный слуга.
Позже мы с Вадимом сделали немало роликов и фильмов, один из которых под названием "КПРФ - партия народа", демонстрировался на государственных телерадиоканалах во всех уголках России. История его создания заслуживает отдельного внимания.
Сегодня из тех, кто делал когда-то первые видео ролики КПРФ, в партии остался только Вадим Владимирович Миллер, который возглавляет Интернет канал КПРФ «Красная линия». Новоселов и Рубанов стали высокопрофессиональными рекламщиками. 


Рецензии