Что такое реальность?

... Но почему же, всё-таки, Ньютон совершил ошибку в самом основании своих работ?
Ведь он, в восприятии англичан и его последователей не был ни в коей мере менее одаренным, чем Декарт. А в представлении иных его соотечественников дарования Ньютона вообще превосходили дарования и таланты Декарта.
Однако причиной ошибок, допущенных Ньютоном, явилось именно то, что он не прислушался к методическим рекомендациям Декарта.
А правильное решение, в т.ч. и касательно физической природы гравитации, - решение, от поисков которого после неоднократных безуспешных попыток Ньютон в итоге отказался - было совершенно рядом.
В случае вдумчивого следования Ньютона рекомендациям Декарта, он должен был вначале попытаться проработать, изучить, осмыслить тему гравитации ("тяготения") в области её философского "первородства", в самом корневище. Или, говоря более понятным современному читателю языком, для Ньютона было бы более целесообразным попытаться сначала понять, выявить природу и характеристики той среды, в которой происходит, описываемое (изучаемое) им явление. А потом уже из полученного философским осмыслением понимания свойств изученной среды он мог переходить в область физики. Т.е. применить таким образом на практике научный дедуктивный метод, выработанный Декартом и давший господину Декарту в работе высокую эффективность и результативность.
.
А что же является той средой, которую Ньютону необходимо было предварительно исследовать на предмет выявления ключевых свойств этой среды? Исследовать посредством философского осмысления, прежде чем приниматься за описание "закона тяготения", а также за описание и декларирование свойств пространства и времени.
Такой средой является реальность.
.
Ньютон вначале, до серьезного рассмотрения темы тяготения (и тем более, до окончательных выводов по этой теме), должен был разобрать вопрос из более фундаментальной области, вопрос такого плана - А что же это такое реальность?
И от правильного разбора данного вопроса зависело дальнейшее состояние дел в его исследованиях по гравитации, а также уровень адекватности и результативности таких исследований. Так, если бы Ньютоном было достигнуто правильное понимание о реальности и её свойствах, то его эффективность в работе (в данной и смежных областях) могла бы быть кардинально выше. И не только эффективность его работы тогда была бы выше, но и эффективность и адекватность в работе последующих поколений ученых и исследователей. И кроме того, ни у Гюйгенса, ни у Лейбница не было бы к Ньютону известных претензий и высказываний о нелепости его утверждений.
Но если вопрос был бы решен не правильно, то следовало бы больше усилий и внимательности приложить именно к решению этого вопроса, вопроса о реальности и её свойствах. Так как без наличия адекватного ответа по вопросу о реальности невозможно выйти на понимание вопроса о гравитации и на понимание многих других исследуемых наукой явлений природы и областей естествознания.
Вообще без осознания того, что Ньютон неправильно определил и охарактеризовал пространство и время, невозможно достичь понимания природы гравитации. И в этом отношении следует выразить самую заслуженную благодарность создателям специальной теории относительности. К их числу, как мы знаем, относятся – Хендрик Антон Лоренц (1853-1928), Жюль Анри Пуанкаре (1854-1912), Герман Минковский (1864-1909), Альберт Эйнштейн (1879-1955). Благодарность за то, что они, несмотря на господствующий в то время "канон" (о пространстве и времени), сформулированный Ньютоном субъективным порядком, смогли доискаться до сути и известить об этом окружающих самым убедительным образом.
Но, как оказывается, история с пониманием свойств пространства и времени является ещё более поучительной, интересной и загадочной, чем она выглядит даже при таком неординарном событии в истории науки, как создание специальной теории относительности.
Дело в том, что взаимосвязанность пространства и времени, открытая вследствие создания специальной теории относительности, была описана ещё за 100 лет до создания СТО. Такое заслуживающее самого безграничного удивления и уважения проникновение в суть законов природы было осуществлено выдающимся немецким философом Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем (1770-1831).
.
Вот строки из книги Гегеля "Энциклопедия философских наук", в которых он описал те свойства пространства и времени, которые были открыты физиками-теоретиками веком позже, и суть которых обнаруживается в основе, в ключевых выводах специальной теории относительности:
.
"… Но прошедшим и будущим временем как существующим в природе является пространство, ибо оно есть время, подвергшееся  отрицанию, равно как и наоборот - снятое пространство является ближайшим образом точкой и, развитое для себя, является временем..."
( Георг Вильгельм Фридрих Гегель, "Энциклопедия философских наук", Т.2)
.
Хотя и в целом фрагмент книги, включающий в себя данные строки, выглядит не менее интересно и интригующе:
.
"... Конечное настоящее есть <теперь>, фиксированное как сущее; оно отлично от отрицательного, от абстрактных моментов прошедшего и будущего, так как оно есть конкретное единство, есть, следовательно, утвердительное; но само это бытие есть лишь абстрактное бытие, исчезающее в ничто. Впрочем, в природе, в которой время есть <теперь>, дело не доходит до устойчивого различия этих измерений друг от друга; эти измерения необходимо существуют лишь в субъективном представлении, в воспоминании и в страхе или надежде. Но прошедшим и будущим временем как существующим в природе является пространство, ибо оно есть время, подвергшееся  отрицанию, равно как и наоборот - снятое пространство является ближайшим образом точкой и, развитое для себя, является временем..."
( Георг Вильгельм Фридрих Гегель, "Энциклопедия философских наук", Т.2)
.
Предрасполагает к размышлению и исследованиям… Не правда ли?
И вспомним ещё некоторые из фрагментов "Энциклопедии философских наук"  Гегеля, также относящиеся к тематике времени и пространства:
.
"... Но не во времени все возникает и преходит, а само время есть это становление, есть возникновение и прохождение, сущее абстрагирование, всепорождающий и уничтожающий свои порождения Кронос. Верно то, что реальное отлично от времени, но и то, что оно также существенно тождественно с ним. ..."
"... Так как вещи конечны, то они находятся во времени, но вещи исчезают не  потому, что они находятся во времени, а потому, что сами они представляют собой временное, их объективным определением является то, что они таковы. Процесс caмих действительных вещей составляет, следовательно, время, ...
... Но это исключающее в своей растяжимости все другое [<теперь>] разлагается, растекается, распыляется в тот момент, когда я его высказываю. ..."
.
Вдумчивое чтение записей Гегеля о времени и пространстве, а также самостоятельное внимательное осмысление свойств пространства и времени, приводит к выводу, что ещё в начале XIX века Гегель более объемлюще и в более широкой корреляции понимал свойства пространства и времени, а также исконную фундаментальную природу физических явлений, чем это удалось подавляющей части физиков не только в первой половине XX века, но также и к его завершению.
Этот феномен ещё предстоит более детально изучить, понять и описать, как и ту методику мысленного исследования подлинного физического фактического материала, которую применял в своей работе Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Применял спустя примерно полтора века после того, как похожим методом "читал Книгу Природы" Рене Декарт.
И сейчас те люди, кто интересуется физикой согласно избранной профессии или согласно своим исследовательским или познавательным интересам, в состоянии осознать, что современное научное понимание физической природы пространства и времени в сути своей начинает приближаться к тому пониманию, которое было изложено Гегелем за сто лет до создания специальной теории относительности, открывшей феномен пространственно-временного континуума.
Вот, к примеру, для сравнения с приведенными выше текстами Гегеля можно ознакомиться с цитатами из одного современного учебника для студентов инженерно-технических специальностей.
Итак, перед нами - Курс физики. Учебное пособие для вузов. Трофимова Т.И., М.: Издательский центр "Академия", 2004.
- "... Пространство и время не существуют вне материи и независимо от неё..." (стр. 76)
- "... Основной вывод теории относительности сводится к тому, что пространство и время органически взаимосвязаны и образуют единую форму существования материи "пространство-время"..." (стр. 79)
.
А также буквально небольшой фрагмент из книги академика Логунова А.А. "Лекции по теории относительности" (Москва, Наука, 2002 г.):
- "... Согласно Пуанкаре и Минковскому суть специальной теории относительности состоит в следующем: специальная теория относительности - это псевдоевклидова геометрия пространства-времени. Именно в таком пространстве-времени протекают все физические процессы ..."
.
Очень хорошо и доходчиво отмечено по этому поводу и Стивеном Хокингом, известным современным английский физиком-теоретиком. В своей книге "Краткая история времени. От большого взрыва до черных дыр.", получившей самое широкое мировое признание, он написал:
- "... теория относительности вынуждает нас к фундаментальной смене представлений о пространстве и времени. Нам приходится принять, что время не отделено полностью от пространства и не независимо от него, но вместе с ним образует единый объект, который называется пространством-временем."
.
Т.е. на основании приведенного сравнения мы видим, что в начале XXI века отношение физиков к пространству-времени как к реально существующей физической среде, в которой "протекают все физические процессы", совпадает с отношением Гегеля к пространству и времени, и в то же время отличаются от, якобы, научной трактовки пространства и времени, которая была сформулирована Ньютоном.
Но что такое воззрения Гегеля? Это воззрения, полученные в результате применения на практике дедуктивного метода, рекомендованного Рене Декартом. И тут зададимся уточняющим вопросом - а не случаен ли был такой результат? И, вспомнив о том, что ещё до Ньютоновых работ, отвергавших выводы Декарта, Декарту удалось настолько проникнуть в суть свойств окружающей среду, что он пришёл к выводу, что пустоты не существует; что пустота, т.е. пространство, обладает свойством материальности. Вот она, самая наглядная эффективность Декартова метода. Метода, применение которого позволило, фактически, опередить почти на 300 лет развитие науки, не понявшей и не принявшей к использованию Декартова метода из-за того, что она, практически, в значимой доле своей деградировала в XVIII до форм мышления Фрэнсиса Бэкона и Исаака Ньютона. Именно эти два человека, как люди, приложившие свои деятельные усилия к науке, ответственны за тот провал в науке, который длится уже около трёх веков.
.
А теперь зададимся вопросом - а что это такое специальная теория относительности?
.
И в качестве ответа констатируем - это теория, которая к сегодняшнему дню обладает не только образующим её проработанным теоретическим материалом, но и экспериментальными подтверждениями достоверности её теоретических положений.
Соответственно, подводя итоги вышеизложенного сравнения, приходим к выводу, что дедуктивный метод даёт реальные результаты на фундаментальном уровне, намного (в случае сравнения с СТО достижений Декарта и Гегеля - 300 и 100 лет, соответственно) опережающие темпы развития научных исследований, если эти исследования осуществляются без применения дедуктивного метода.
Но рассмотренные примеры, на самом деле, являются во всей этой истории, в истории, так называемого, "ньютоновского провала", фактами и событиями не самого худшего порядка. Продолжим наше поэтапное рассмотрение, дабы узреть во всей полноте не только суть его ошибок, дабы в дальнейшем их исправить и не допускать, но и те последствия, которые имели и имеют и по сей день место в истории и в современности мирового сообщества.
.
Ошибка Ньютона по поводу времени и пространства, допущенная им вследствие того, что он предпочёл для себя в качестве компетентного авторитета первичное субъективное человеческое восприятие, а не последовательное логическое осмысление, рекомендованное Декартом, была колоссальна.
И колоссальна она была не столько сама по себе, сколько по тем отрицательным последствиям в науке и технике, что имели место в дальнейшем, включая и наши дни. Так как Ньютон законсервировал понятия пространства и времени в субъективном, в поверхностном, их восприятии людьми. В то время как фактически, в аспекте их физической природы, они таковыми не являются.
Человеческое восприятие не является объективным и исчерпывающим отражением в нашем сознании происходящих вокруг физических процессов и явлений. Человеческое восприятие это восприятие, сформированное на ограниченном диапазоне физиологического восприятия, причем этот диапазон имеет ограничения не только в частотных спектрах (звука и света), но и в диапазоне времени. Наше человеческое восприятие имеет квантовый, т.е. дискретный, "покадровый" характер. Оно является оптимизированным под объектное восприятие. В отношении него можно даже применить известный сегодня в программировании, в IT-технологиях термин, – "объектно-ориентированное" восприятие. Т.е. в превалирующем порядке мы, прежде всего, видим объекты. Хотя физически эти объекты, видимые нами такими, в подлинной реальности именно такими объектами не являются. Физически, в пространственно-временном континууме (как в протяженном из прошлого в будущее потоке), в котором и протекают по утверждению современной науки реальные физические процессы, видимые нам объекты более подобны потокам, сформированным из множества переплетающихся жгутов различной конфигурации и различных характеристик, состоящих, в свою очередь, из вихревых потоков (о чём, в частности, и утверждал Декарт, высказав его известное - "В мире ничего не существует, кроме эфира и его вихрей"), каковыми являются известные нам элементарные частицы. Но нами эти потоки воспринимаются квантовано, чтобы быть более легко идентифицируемыми нашим восприятием или восприятием других живых организмов (млекопитающих, рептилий, рыб, насекомых). И такому объектному восприятию способствует покадровое восприятие нами действительности. И вот это объектно-ориентированное восприятие, скорее всего, имеет место в виду того, что при данном характере восприятия и осознания окружающей нас действительности нашим мозгом тратится на порядки меньше элементарных логических операций, чем если бы наше восприятие воспринимало непосредственно всю потоковую реальность в её подлинной пространственно-временной физической природе. Т.е. если бы органы наших чувств и наше мышление воспринимало окружающее в его подлинной физической природе, то тогда, вероятно, объём нашего мозга должен был бы превосходить по объёму наш нынешний мозг в несколько раз.
И вот Исаак Ньютон принял отражение действительности, возникающее в нашем "упрощенном" и "оптимизированном" (для оперативности) восприятии, за подлинную физическую реальность.
И в этом-то и заключалась его ошибка. Так как у нашего восприятия несколько иные функции и возможности, нежели у нашего мышления. Наше восприятие сформировано было таким образом, чтобы мы легко, оперативно и с наименьшей нагрузкой на мышление могли осуществлять такие начальные жизненно важные утилитарные и прикладные операции как охоту, собирательство, земледелие, механическую (в т.ч. и ремесленническую) работу с инструментами и орудиями труда, управление транспортными средствами и т.д.
А уже для более глубокого и более адекватного освоения действительности и её свойств предназначено сугубо наше мышление.
.
Колоссальность допущенной Ньютоном ошибки выражается прежде всего в тех неизмеримых масштабах, в которых было оказано торможение как собственно на теоретическую физику, так и на прикладные области физики, а также на целые сектора основополагающих технологий, в ряду которых прежде всего следует назвать транспортные технологии и энергетические технологии.
Более того, следует отметить, что в восприятии ещё очень большого количества людей (в т.ч. и даже работающих в областях, имеющих то или иное отношение к физике), "законсервированное" Ньютоном субъективное восприятие пространства и времени осталось как единственно мыслимое и единственно ими допускаемое. А это также является отрицательным фактором, кардинально сдерживающим и сугубо научно-техническое развитие и цивилизационное развитие в целом. Поэтому система образования должна в ближайшее время заметно акцентировать внимание учащихся и студентов на данном вопросе (в его подлинно научном, а не в ошибочном ньютоновском поверхностном изложении), дабы не продолжалось и далее недопустимого тиражирования губительных иллюзий и заблуждений.
.
Настоящая физика должна начинаться с вопроса "Что такое реальность?".
И это не должно подвергаться никаким сомнениям.
Данный вопрос в дальнейшем должен лежать не только в основании фундаментальной науки, но и в основании естественнонаучного мышления, формируемого школьным образованием; причем, уже с тех начальных классов среднего образования, в которых ещё только начинается разбор первых вступительных вопросов естественнонаучного понимания и осмысления окружающей действительности.
И наличие такого вопроса и ответа на него в базисе естественнонаучного мышления это и есть та иерархия исследовательской деятельности и миропонимания в целом, о которой говорил Декарт, размещая метафизику (современным воплощением которой мы принимаем философию) в основу наук, т.е. прежде всего в основание физики. И такой подход это и есть рекомендованный Декартом (уже почти около 400 лет назад) дедуктивный метод, в ходе которого достижение правильного понимания по одному из фундаментальных философских вопросов влечёт за собой в области физики целую серию кардинальных открытий, нисходящих "веерным" образом ко всё более элементарной детализации открывающихся, словно сами собой, исследуемых областей. И именно вследствие применения Декартом его дедуктивного метода ему удалось добиться таких высочайшей ценности результатов, необъятных по тематическому охвату, по диапазону детализаций, по глубине и по опережению своего времени, что найти в истории науки сколько-либо сравнимой альтернативы его достижениям в обобщающем их рассмотрении является очень сложным.
.
А теперь, в качестве дополнительного подтверждения высокой гносеологической эффективности метода, рекомендованного господином Декартом, осуществим перечисление некоторых результатов, получаемых при мысленном исследовании по теме "Что такое реальность?". Такое исследование осуществляется посредством осмысления имеющейся в открытом доступе различной информации, которая прямым или косвенным образом может способствовать выявлению свойств и фактуры реальности, а также выявлению различных компонентов элементов, объектов и процессов, наличие которых в реальности, как в исследуемой среде, обнаруживается.
.
Вкратце ответ на поставленный вопрос "Что такое реальность?" можно сформулировать следующим образом - Реальность наиболее целесообразным образом следует рассматривать (в четырехмерном пространственно-временном континууме) как тончайшую эластичную пленку, толщина которой сравнима с размерами элементарных частиц.
Более внимательное рассмотрение такой модели в контексте проявляемых физическими объектами и средами свойств даёт нам основание для предположения о том, что будучи в четырехмерном пространстве-времени тончайшей плёнкой, реальность как плёнка состоит, как минимум, из двух слоёв. Которым условным образом пока можно дать наименования - "жидкостный" и "газовый"...
.
Для новой физики, физики XXI века, вопрос "Что такое реальность?" будет одним из основополагающих.
.
А пока достаточно сложно найти какое-либо объяснение того, почему современной наукой до сих пор не был поставлен самой себе надлежащим образом этот вопрос.
Вопроса "Что такое реальность?" в современной науке сегодня не существует в принципе.
В то время как именно с решения этого вопроса открывается выход на многие фундаментальные научные темы. В ряду которых и более адекватная действительному положению дел модель атома, и понимание о физической природе поэтапного заполнения электронами своих орбит, и понимание об источниках энергетического существования элементарных частиц, и тема гравитации, и непосредственно свойства реальности как физического объекта, а также свойства среды, окружающей реальность (включая, в частности, параметры давления во временных областях до и после конкретной реальности). И т.д.
.
В современной физике величиной, явно представляющей некоторые из свойств реальности (пленки-реальности), является постоянная Планка.
.
Пленка-реальность существует не в единичном экземпляре. Плёнок-реальностей огромное количество, и расположены они в четырехмерном пространстве-времени (параллельно друг другу) одна за одной. Этот массив пленок-реальностей, единообразно деформируемых в тех или иных зонах (идентично тому, как соразмерно представлено искривление близлежащих темных и светлых слоев в продольных спилах древесины), движется от прошлого к будущему. Движется непрекращающимся потоком.
Об этих пленках-реальностях можно сказать, что они представляют собой пластичные, местами локально вибрирующие, дрожащие, прогибающиеся или даже завихряющиеся поверхности со своими внутренними течениями (одно из которых и является гравитацией). Поверхность плёнки-реальности в спокойном (не в изогнутом, не в колеблющемся и не в завихряющемся состоянии) перпендикулярна направлению общего движения плёнок-реальностей.
.
К выводу о том, что плёнка-реальность состоит, как минимум, из двух слоев, подводит наличие таких двух известных физических полей, как гравитационное и магнитное. Т.е. о пленках-реальностях можно говорить как о сендвич-пленках.
.
В общих характеристиках, в свойствах и даже в своем внутреннем объектно-событийном содержании следующие одна за одной реальности, в значительной мере похожи друг на друга.
Так, к примеру, если в одной реальности живёт Иван Фёдоров, то и в соседних реальностях также живёт похожей жизнью (только с некоторым смещением во времени в сторону будущего или в сторону прошлого) также Иван Фёдоров.
Перемещение каких-либо объектов из одной реальности в другие (или, скажем, в более ранние, или, скажем, в более поздние), вероятно, возможно. Для этого необходимо понять о том, каковы свойства плёнок-реальностей, и каким образом можно перебрасывать участки одних плёнок-реальностей в другие.
Плёнки-реальности, следующие по общему течению потока перед данной плёнкой-реальностью, содержат в себе события будущего, которое предстоит данной пленке. А пленки-реальности, следующие после некоторой конкретной плёнки-реальности, представляют собой события прошлого данной плёнки-реальности. Но тут обязательно необходимо отметить, что и прошлое, и будущее, находящиеся в последующей и в предыдущей пленках-реальностях, будучи очень похожими на будущее и прошлое данной пленки-реальности, не является её будущим и её прошлым. У неё, у данной пленки-реальности, были в свое время похожие события, и будут с высокой вероятностью похожие события, но у каждой пленки-реальности было и будет конкретно её прошлое и конкретно её будущее. Причем всегда существует вероятность, что течение событий, происходящее в данной пленке-реальности может получить некое отклонение от того, каким образом до этого происходил ход событий в предыдущих пленках-реальностях. И тогда данная плёнка-реальность начнет формировать своим отклоненным течением, перпендикулярным её поверхности, новую ветвь потока реальностей...

/
Описание составлено по материалам публикаций:

1. "Проснись, моя Франция! Нас ждут великие дела..."
http://www.proza.ru/2015/08/10/1310

2. "Мировую катастрофу предотвратит реформа науки"
http://www.proza.ru/2016/09/06/1367

/


Рецензии
Очень интересная интерпретация.
Если учесть, что истотное слово ВРЕМЯ, означает - ведание течения сквозь меня

Солнца Г.И.   26.12.2020 10:43     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.