Азбука оккультизма. Введение ч. 1. От тотемизма до

Предыдущая часть   http://www.proza.ru/2017/07/19/321

Так век за веком - скоро ли, Господь? -
Под скальпелем природы и искусства,
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
                «Шестое чувство»   Н. Гумилев   1920 г.

   Любые попытки кем - либо дать краткое толкование смыслов относящимся к категориям тайной философии, непременно возбудит многочисленных оппонентов на отрицательную критику предлагаемых формулировок. Поэтому я  буду руководствоваться  устоявшимися представлениями, которые в своей сути точны поскольку мало что проясняют.  Возьмём философский словарь  издательства политическая литература 1980 г.:  « Оккультизм- термин обозначающий учения, которые признают существование в мире сверхъестественных, недоступных научному исследованию феноменов и сил и разрабатывающих  практические способы взаимодействия с ними..." В контексте данного определения все официальные религиозные конфессии ,  многочисленные  секты, тайные и явные объединения изучающие эзотерическое наследие, в общей массе и составляют ту совокупность учений, которые «...признают существование в мире сверхъестественных феноменов и сил..."  Значит, по законам формальной логики,  все эти уважаемые организации, как бы враждебно они не относились   друг к другу, совместно «доят одну и ту же корову, пасущуюся на поле с названием оккультизм». Простите меня за столь грубую метафору, но по сути это правда. Представленное  чудесное животное отличается от наших сельских  млекопитающих исключительной продуктивностью и терпимостью, так что каждый желающий имеет возможность подёргать эту Бурёнку за вымя. Так было во все времена, и если вы не против такого утверждения, то согласитесь, что эволюция биологического вида Homo Sapiens, кроме  всего прочего есть эволюция мистических  представлений Человечества.
 
    Конечно, мы не будем забывать, что  происхождение этого термина связывают с появлением работы Агриппы  Неттесгеймского  «De Occulta Philosophia»     в  1531  году, но нет  сомнений, что попытки взаимодействия с миром «сверхъестественных феноменов…»  человек  начал предпринимать ещё задолго до нашей эры.
 
   Для того, что бы проиллюстрировать значимость обсуждаемого нами явления в прошлом, настоящем, и будущем,  хочу предложить Вам вместе вспомнить основные реперные точки   исторической трансформации  различных оккультных верований,    и  проследить взаимосвязь между представлениями о невидимой стороне Бытия и развитием производственных сил в обществе.

   Не углубляясь в дебри веков, где доказательная база почти отсутствует,  мы не будем рассматривать тот период истории, когда первобытные люди культивировали мистико - религиозные качества в огне или в орудиях производства. Пусть стартом наших воспоминаний будет то  время,  когда  человек рассматривал   животных, как себе подобных, но наделял их сверхъестественными умениями. Физическая сила, способность летать, плавать и другие возможности, которые демонстрировали наши меньшие братья, служили своеобразными ориентирами, можно сказать,  предметом зависти  для наших предков. Даже сейчас есть  народы, которые «добывают свой хлеб» исключительно охотой. Они убеждены, что человек, при желании,  может вступить в мистическую связь или превратиться в зверя. Что после смерти, душа переселится в медведя или  орла. Что всё сущее на земле это плод стараний Великой Матери Моржихи или Большой Черепахи.  Что Земля держится на трёх слонах или на огромном ките.

    Невозможно  точно определить причины появления такого культа. Был ли это акт божественного прозрения в племенной группе аборигенов или  может кто то, из особо богатых воображением соплеменников, нафантазировал такие религиозные идеи? Отложим поиски ответа на этот вопрос. Давайте задумаемся о последствиях таких воззрений. Представьте, как живёт первобытное племя в диком лесу или непроходимых джунглях. Опасные хищники, ядовитые змеи, бесчисленные множества жалящих и кровососущих насекомых. Единственная задача - выжить. Придав окружающей среде и её обитателям статус божественности, Homo Sapiens верил, что через  подражание представителям животного царства он найдёт ключ, как к физическому, так и мистическому совершенству. Наблюдая за природой, примечая поведенческие реакции разных животных, наш первобытный предок, незаметно для себя, расширял  запас тактических  приёмов  защиты от агрессивных условий местной флоры и фауны. Из века в век, из поколения в поколение, передавались наблюдения возведённые в статус оккультных истин; через шаманов, через старейшин, через вождей. Вооруженный этими знаниями  и орудиями охотничьего ремесла человек уже на равных мог конкурировать в межвидовой борьбе за выживание. Улучшалась демография, осваивались новые охотничьи угодья, наступал золотой век тотемизма .

    Упомянув  о золотом веке, я позволил себе некоторую вольность.  Справедливости ради надо сказать, что моё повествование не является строго научной работой, поэтому  я не привязываю описываемые мною процессы  к определённым историческим датам. Я рисую идеальную схему смены оккультно - религиозных формаций в процессе эволюции человека.  Реальность всегда намного сложнее, чем ее трактовка. Будем считать это лирическим отступлением перед погружением в новую эпоху оккультной философии.

   В какой-то период времени, объединение родовых групп в более крупные сообщества,  рост популяции и  расширение ореола обитания человека, способствовало учащению  кровавых столкновений между различными племенами. В этих условиях верования в божественность животного мира уже переставали работать. Исчезала необходимость бороться за выживание с нашими меньшими братьями, начиналась конкуренция внутри вида, поэтому были нужны новые ориентиры для подражания. Помните истории про индейцев ?
Мохоки уничтожили племя могикан . На примере коренных жителей  Америки описанных Фенимором Купером можно отметить, как при существующем почитании животного мира отраженном в именах героев; Большой Змей, Быстрый Олень, Зоркий Сокол, начинает формироваться новый культ. Это культ предков .

    Изначально, в  мистической парадигме  почитания умерших соплеменников, особым уважением пользовались хорошие воины и вожди, но после того как стало понятно что и знатные ремесленники тоже увеличивают способность племени к выживанию, появилось почитание к кузнецам, виноделам, охотникам и т.д. При  жизни многих из них считали колдунами, а после смерти им придавали статус покровителей  ремёсел. К ним взывали о помощи, их услаждали жертвами и благовониями. Теперь уже не животные, а  лучшие представители собственного вида были объектом для подражания. Новые поколения  перенимали опыт у особо выдающихся воинов, кузнецов, скорняков. Умения умерших кумиров были возведены до высот не реализуемого идеала, что заставляло молодых людей искать пути к  совершенству, поднимая средний уровень мастерства в своем сообществе. Так синтез воинского и ремесленного искусства помогал племени выдержать конкурентную борьбу в среде себе подобных.  Повторюсь. Невозможно  ответить точно, как появилась идея обожествления предков.  Был ли это акт мистического откровения или кто то, из особей богатых воображением,  нафантазировал такие религиозные смыслы?  Нам это неважно. Главное мы можем отметить, что новая  оккультная философия способствовала выживанию в изменившихся условиях существования. Кто не смог вместить в себя новые мистические воззрения,  тот исчезал,  как  исчезло индейское племя могикан.
 
   Надо сказать, что в истории человечества трансформация священных символов  не происходила так линейно и однозначно, как я описываю.  Внутренние конфликты. Борьба за власть. Угрозы агрессивных соседей. Множество факторов оказывали влияние на смену религиозных предпочтений. Одних идолов возводили на алтарь, других  ввергали в прах.   Менялись вожди - менялись кумиры. Такое непостоянство объясняет почему, рассматривая историю человечества, мы не можем найти бесспорных подтверждений  успешности  племён  находящихся на более высокой ступени оккультного знания.  Хотя испанские конкистадоры однозначно  показали американским народностям,  чья вера сильнее,  думаю мало, кто воспринимает этот исторический факт  как победу религиозных  идей.  Противники такого аргумента будут говорить о хорошем вооружении европейцев, об огнестрельном оружии которого не знали индейцы и будут правы.  Но. Позволю себе тезис, который следует воспринимать как теоретическое утверждение. Дело в том, что смена оккультной парадигмы всегда предвосхищает новую ступень эволюционного развития технологий и производственных сил. В этом смысле  верования европейцев были более прогрессивны, чем религиозные устои обитателей американского материка, что и принесло победу представителям Старого Света.


Читать далее   http://www.proza.ru/2017/07/25/541


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.