Свидетель эрозии молодёжного сознания - даниил гра

           СВИДЕТЕЛЬ ЭРОЗИИ   МОЛОДЁЖНОГО   СОЗНАНИЯ
                Даниил Гранин (1919-2017)    

     5 июля 2017 года  ушёл из жизни писатель и  мыслитель, ветеран войны и Герой Социалистического Труда (1989) Даниил Александрович Гранин (Герман), автор нескольких романов, посвященных нравственно-психологическим проблемам научной интеллигенции и знаменитой «Блокадной книги», написанной совместно с А.М. Адамовичем в 1977-81 годы.  Вечная память, вечный покой и  мир  его праху.
      В культурно-временном пространстве иногда  случается так, что  из множества   величественных памятников архитектуры в итоге самым лучшим шедевром признаётся  всего  один  или два.  Например, Кёльнский собор XIII века,   или церковь Саграда  Фамилия конца XIX- начала XX века.   А  в  самом соборе,  среди всего прочего готического    великолепия,  – величественный, гигантский витраж,  одно из редких чудес Средневекового искусства и алхимического производства.  Но зато в другом соборе –  в причудливой фантастической церкви гениального безумца-архитектора Гауди-и-Корнета Антонио  как бы сливаются воедино все эпохи и стили.   Поражают  воображение параболические арки, цветная керамика, как бы  вылепленные архитектурные формы и обобщённо-монументальная скульптура, оживающая на глазах изумлённого прохожего туриста.   То же самое  случилось и с творчеством писателя Даниила Гранина. 
      Хронос, бог Времени, в безумии  пожирающий камни  вместо детей, не щадит и полудрагоценные,  и яшму и опал.   Беспощадное время ещё при жизни автора сделало свой безошибочный отбор.   Из всего того, что Даниил Гранин  за долгую жизнь  сотворил, из всего,  что казалось нам актуальным, злободневным  и чуть ли  нетленным, осталась на века только  одна его  Книга Памяти,  «Блокадная книга», написанная в соавторстве и Алесем Адамовичем. Так из зеркала, предназначенного правдиво и беспристрастно  отражать  грубую реальность,  получается  надёжный ледник-хранилище национальной Памяти.
      И ничего  трагического в этом нет. Когда в эпоху горбачёвской «катастройки» эрозия общественного сознания  основательно затмила разум советского обывателя, а в 90-е годы окончательно  разъела его  совесть и стыд, то  были мгновенно забыты не только   романтические герои художественно-документальных  произведений  Гранина.  Канули в Лету  герои романов о социалистическом переустройстве мира, о стахановцах и передовиках производства, секретарях горкомов и обкомов Героя Соц. Труда   Георгия Маркова(1911-91). Ушли в забвение герои-коммунисты  романов другого Героя Соц. Труда Александра Чаковского(1913-94), одного из  идеологов официозно-конформистской литературной политики конца 50-х – начала 80-х годов, главного редактора «Литературной газеты» (с 1962 по 1988 год) Никто сегодня не помнит его пламенную верноподданническую публицистику, антифашистский  роман  «Нюренбергские призраки» в 2-х книгах, роман в 3-х книгах «Победа» и роман в 5-ти  «Блокада», удостоенный  Ленинской премии в 1978 году. Имена многих «литературных генералов»  и названия их художественно-идеологических  опусов можно найти только в специальной  справочной  литературе. Да и то  по  очень великой нужде и после долгих поисков.  Вместе со своими создателями канули в Лету и  ходульные литературные герои, с их большевистскими  амбициями  и  претензиями на  звание совершенного Человека. 
      Как будто и не было их  вообще,  этих энтузиастов-искателей, ученых-подвижников  и  добровольных, идейных смертников, идущих бездумно  на грозу, в ядерный реактор  и в саму преисподнюю, в жерло раскалённого вулкана.  Увы, настали новые времена, а с ними иные нравы. В новой России  любые деньги (честные, трудовые, преступные и шальные) стали превыше нравственности и чести.  И многие  бескорыстные энтузиасты  пошли дружными толпами в бизнес. Чтобы выжить, романтики палатки и костра  пошли  в челноки, в торговлю  и в лабазники,  в «новые люди».  А особо чувствительные, очень   умные, но очень  бедные учёные «физики и лирики» погрузились в глубокое отчаяние, в затяжную депрессию, пошли  в бомжи,  а иные  радостно  полезли    в петлю.   Сегодня, пожалуй,  уже не найдёшь в живых   в «дружественном» Казахстане     ни одного из  славных  ветеранов  целинной эпопеи, последних романтиков  одной из  авантюрных затей Никиты Хрущёва. И  почти  забыты  сегодня авторы целинных песенок и советские композиторы-патриоты, лауреаты Государственных премий и  премий ЦК ВЛКСМ.
 
      Далеко не случайно, что в  2017 году, в столетний юбилей Февральской и Октябрьской революции, ушли один за другим во тьму и навечно два последних советских оптимиста-романтика – поэт Евгений Евтушенко  и писатель Даниил Гранин. Но ещё остаются в живых их герои.
      Ещё доживают свой век  в щитовых бараках и балках в полной бесприютности некоторые долгожители  комсомольцы-стройотрядовцы, строители Байкало-Амурской магистрали, но  не поют уже они, как прежде,   под гитару бодрую  песенку-агитку: «В небе  солнце светит мудро…». И давно уже не читают они стихи и прозу последних советских романтиков, поэтов-фронтовиков и вольнодумцев-шестидесятников. Вымерли физики и лирики, остались только политологи и социологи.   Давно сожжены в буржуйках сибирских барачных посёлках  полные собрания сочинений видных советских, литературных генералов, пошла на санитарные нужды повесть о кузнеце-новаторе и рационализаторе «Изотопы для Алтунина»…   И ничего с этим не поделаешь – горькая, реальная  правда не терпит  романтического  оптимизма и зажигательной, рифмованной  демагогии.
     И только Книга Памяти Адамовича и Гранина  о нечеловеческих  страданиях  питерцев-ленинградцев неустанно продолжает звучать  для нас, детей войны и ГУЛАГА, вечным  набатом тревожной совести. И чудо бессмертия здесь не в таланте двух авторов, а в особом свойстве нашей Памяти, побеждающей, как и Любовь, саму смерть и  мгновенно  преодолевающую  само пространство-время.

      Автор пятидесяти книг, обласканный властями  советский писатель  Даниил Гранин, прожил жизнь, ощущая себя победителем, вполне успешным состоявшимся человеком.  Он был  моральным авторитетом почти всех российских партий и движений за все 30 лет существования российского, корпоративного государства.  В германском  парламенте  он выступал от имени всех советских солдат-победителей, а с высокой  российской, политической   трибуны  - от всех плохих и хороших  советско-российских  писателей. Даниила Гранина с полным правом  можно назвать  свидетелем эпохи «реального коммунизма»,  властями     дозировано  востребованным, умеренным центристом на все случаи информационных войн в  капиталистической России, генерал-лейтенантом  от идеологии в запасе и заштатным философом по требованию.
      Гранин  ушёл от нас в образе   почтенного, смиренного   старца, якобы знавшего, но  по неизвестным  причинам утаившего от нас  некую  главную тайну Бытия.  Как тот злополучный    колокольных дел мастер из фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» (1971),  который умер, а главного секрета своему  сыну-подмастерью так и не оставил, обрекая тем самым  сироту-подростка  на произвол судьбы.  Даниил Гранин ушёл от нас  в вечность в  почёте и славе, оставив нам  своё недосказанное завещание, а с ним и множество вопросов, отвечать на которые    явно   не спешил.  То ли не  знал ответа,  то ли боялся  неприятных последствий. 
     Увы, недосказанность хороша только в  «утро любви»,  когда «хороши только первые встречи». Так утверждает  высшая «философия любви», согласно которой случайная  трактирная   незнакомка в своей юной  недосказанности  кажется  хмельному поэту  Прекрасной Дамой.
      Недосказанность  в реальной  повседневности –     всего лишь защитный панцирь  столетней черепахи.  Недосказанность  не всегда  бывает  приятной, ибо она иногда порождает двусмысленность, опасные  заблуждения,  досужие вымыслы  и даже  преступные  замыслы. 
      Не атеист и не верующий, прагматик и романтик  (там, где это  надо), «боец, обречённый на победу» и  носитель  «нужной» в нужный момент  правды, он завещал  потомкам жить в любви и согласии, не воевать друг с другом и не воевать со своим народом.  Он считал, что мир держится  только на любви,   ибо  «с любовью можно всё преодолеть, даже гравитацию». Считается, что  Гранин  примирил «физиков» и «лириков» в их споре о приоритетах  и сделал их «равными» в своей  моральной и нравственной ответственности перед обществом, «городом и миром». 
      Давно известно, что большой учёный – неровня  большому политику. Даже диктаторы и тираны считались с их мнением, касающегося  судеб  государства. Такие темы как   «искусство и  идеология»,  как «наука и  власть»  – темы на все времена, но они  только для смелых творческих личностей. Тут всё зависит от психологии писателя, от его «либидо», его жизненной позиции.  Здесь важно в идеологическом плане не отстать от жизни, но и не слишком  опередить  «эпоху перемен», наступившую в результате очередного дворцового переворота.
       Роман Даниила Гранина «Иду на грозу» вышел в 1962 году и   вызвал большой интерес  у советских читателей.  Роман  был особо   одобрен   хрущёвским Политбюро, идеологическим отделом ЦК КПСС. Тогда успех романа «Иду на грозу» объяснялся гражданской смелостью  и высокой одарённостью писателя, который впервые  рассказал советским  людям о ранее строго засекреченном жертвенном подвиге советских учёных.
      Однако, роман был посвящён  не только подвигам инженерно-технической интеллигенции, не только   жертвенному служению  учёных-подвижников советской науке, но и НРАВСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧЁНОГО ПЕРЕД ЛЮДЬМИ И ОБЩЕСТВОМ, ПЕРЕД ПРИРОДОЙ И ВСЕМ ЖИВЫМ МИРОМ.  Эта проблема, скажем, далеко не новая для мировой литературы – она всегда и давно   волновала писателей-гуманистов  эпохи Ренессанса и Просвещения, великого Гёте и великого Льва Толстого.
      Все знали, что   главный строитель коммунизма – это народ, и что только один     он   ответственен за своё будущее.  А партия – всего лишь вдохновитель и организатор  великих побед народа.   Идеи  Ленина и Сталина,  решения партии и советского правительства вдохновляли народ на героический труд, а вдохновлённый народ вдохновенно  созидал, крепил мощь могучей и непобедимой Рабоче-крестьянской Красной армии.
      И партия не виновата в том,  что  в стране не убывает  число «врагов народа», вредителей,  саботажников, социальных паразитов, тунеядцев и лодырей.  Партия не виновата в том, что «человеческий материал»  достался ей   от царизма не того качества и не  в той  нужной  «сознательной, пролетарской» кондиции.
      Успех романа «Иду на грозу» был обусловлен тем, что роман вышел почти сразу же  после  подвига  Гагарина, на исходе «хрущёвской оттепели» в начале  духовно-нравственной эрозии  общественного сознания, когда хрущёвский «коммунизьм» воспринимался нами, советскими школьниками, как фантастика и реальность в одном флаконе.  И хотя «Программа КПСС» называлась тогда советскими идеологами «художественным произведением и  поэтической энциклопедией», а сам коммунизм – как «общество, смыслом которого является творческое преобразование мира», ничего поэтического в коммунистическом проекте от Хрущёва не было. И надо было иметь весьма  изощрённую фантазию и обладать высоким уровнем социальной мимикрии, чтобы вдохновляться политическим лозунгами и длинными речами носителей великой утопической Затеи –Хрущева и Брежнева.
          Были при советском  «реальном коммунизме» частые перебои с продуктами питания, очереди за кукурузно-зерновым хлебом, и были  события  в Новочеркасске, где  голодные  рабочие несли транспаранты «ХРУЩЁВА НА МЯСО!». Именно тогда в умах трудящихся  страны возник вопрос об ответственности правящего режима за судьбу страны и её народа. Первыми об исторической рентабельности  правящей власти  и  правителя страны впервые  заговорили  два писателя Александр Зиновьев и Александр Солженицын в «эпоху застоя».
      До 12 апреля 1961 года идея за четыре пятилетки построить в  стране  коммунизм,  была скорее  желанием  быстрее избавиться  от  памяти не только о покойном генералиссимусе, но и от его  многочисленных  и наукообразных идейных исканий,  «самых верных теорий  и практик в эпоху сталинизма».
       После полёта Гагарина в космос  у Хрущёва, как главного творца чудес на Марсе и  в советском Заполярье, оказалось   два главных конкурента – Иосиф Виссарионович и Юрий Алексеевич, за спиной которых  стояла научно-техническая интеллигенция и  пока неявный, но уже заметный  ЛЕГИОН ТЕХНОКРАТОВ.  У правящей партия Будущего не должно быть места полуграмотному  партийцу-ленинцу  с ботинком в руке.
       В новом «мире советского человека» на фоне движения к  судьбоносному  1980 году  первого космонавта надо было срочно  оттеснить в тень.   Массовое молодёжное  сознание было готово поверить и в какой-то  там коммунизм в весьма отдалённой перспективе, в таком  далёком 1980-м. Сам Гагарин ничего подобного не чувствовал, никакого коммунизма для себя не ждал, как всякий нормальных, здоровый   стал тяготиться своей славой. Но при этом вполне искренне именовал Никиту Сергеевича как живое воплощение партии и правительства «нашим космическим отцом». 
     Послевоенная Смута  «оттепели» и волюнтаризм  всей хрущёвской эпохи  изначально создали все необходимые условия для  эрозии общественного, молодёжного сознания. И далеко не  случайно, что  не  «Ленин, всегда живой», и  даже не  «стальной батыр Сталин», а именно «верный ленинец» товарищ  Хрущёв с его культом романтического невежества  стал для нас родоначальником процесса глобальной  политической и социальной дебилизации  нескольких поколений  советско-российской молодёжи.
      Именно в 60-е СТАЛО МОДНО НЕ ЗНАТЬ. Приобретённое книжное знание  ощущалось банальностью. Невежество стало модным, всё решал эпатаж и  яркий  стиль во внешности и поведении. Но у каждой моды есть свой автор, свои адепты  и  эпигоны. Тогда советские идеологи  во всём винили  «гнилой Запад». С его «наркотической девушкой, загубленной жизнью» (Н.С.Хрущёв. 1 декабря  1962)
     Именно тогда престижным стал  антиинтеллектуализм и вошёл в моду культ романтического инфантилизма и  невежества.  В среде урбанизированной «золотой молодёжи» ценным стало чувственное восприятие мира, разнузданный и безответственный стиль поведения, а с ним и то  омерзительное чувство равнодушия и неблагодарности  к старшим поколениям, от которого  нам долго ещё не излечиться. 
     По существу,   всеобщая эрозия общественного сознания началась  в конце советского романтизма, когда  скоропостижно  скончался  в 1966 «покоритель огня и гравитации», Главный конструктор Сергей Королёв, а в 1968 году  трагически разбился  во время  испытательного полета первый космонавт планеты.  С этих пор, с конца 70-х годов воздух созидания переходит в тлен распада, начинает окончательно утрачиваться чувство меры и такта. В обществе резко обозначились черты молодёжного нигилизма и новый тип лидера, готового на всё и ждущего перемен только для себя и  в свою пользу. Вульгарное подражание стилю «западного образа жизни»  породило  в самой  Москве и в региональных столицах  молодёжную фронду,  табуны  стиляг отечественного разлива с Сартром и Камю в мозгах и  Хэмом (Хэмингуэем) в душе.  А заодно с бунтарским  инакомыслием  проявилась стойкая  рефлексия, мания величия, заниженная самооценка, больные амбиции, наглый апломб   и «предательства таинственную страсть» (Бэлла Ахмадулина. 
       Вместо строителей и  возделывателей всё больше появляется скороспелых политиков,  потребителей и жнецов, кто никогда в жизни  не пахал и не сеял в поте лица своего. Советский народ – общность, нанизанная на шампур общей  идеи-утопии и размытой цели,  в итоге расслоился на отдельные нации и народности, и оказался  нагло обманутым  зажигательным оратором  с лукавыми цифрами на все случаи жизни.
        Политический утилитаризм во внешней и внутренней политике плавно и буднично  перекинулся на гражданскую и частную жизнь. В шизоидной, кастовой    атмосфера политической элиты  к власти стали  приходить шизоидные люди, лишённые интеллекта тщеславные ничтожества. Во главе страны становятся персонажи один хуже другого, при каждой смене являя собой очередной позор и посмешище чужих народов.  Настали  времена, что за таких  вождей и за такую власть и ту «великую идею»,  которую они собой олицетворяют,   уже мало кому хотелось умирать. Никто из юных граждан  не   хотел  в обязательном порядке умирать по приказу комиссара и в духе   песенки-агитки: « И как один умрём за дело это».
    Роль правящей партии и роль  советского вождя чудовищно преувеличивалась партийной пропагандой,  героизировалась порой  до нелепости и пошлости.    Персонификация политики достигла небывалого абсурда, привела к всеобщему молодёжному  нигилизму и «пофигизму» в «эпоху застоя» и  ярко отразилась  в коротком, но метком, ироническом  стишке:
                Если девушка красива и в постели горяча,
                Это личная заслуга Леонида Ильича.
    В этом двустишии наглядно проявилась  десакрализация образа советского вождя – учителя и наставника, организатора и вдохновителя всех побед. Если великий Сталин «на труд и на подвиг всех нас вдохновил», то  товарищ Брежнев в полной мере подготовил  добрую почву для грядущей криминально-сексуальной революции  «лихих и смутных» 90-х. Во время бироновщины автору  этого стишка  вырезали бы язык и сослали в Сибирь на каторжные работы, во время Ежова  расстреляли бы  на Бутовском полигоне, а в эпоху застоя автор пожинал свою долю славы во время  тесных и дружеских застолий и коллективного секса.
     Эрозия общественного сознания  продолжалась полвека, её  негативные последствия продолжают и сегодня   разрушать российское общество изнутри, порождая всё новые и новые отряды скороспелых политиков, ведущих яростные битвы между собой, не в силах отвлечься  ради народного блага от  личных неприязней.
      При этом как при Горбачеве, так и при Ельцине  сохраняется  традиционно  высокий  уровень персонификации политики с  неуклонным  ростом рецидива столь же традиционного российского самоуправства, самодурства, хамства по отношению к согражданам  со стороны  работодателей, новых хозяев жизни, или на уголовном жаргоне – «борзоты».   (В.В.Путин).
       Эрозия  молодёжного сознания продолжалась  и  при «брежневской конституции государства извращённого» (Александр Солженицын)  и при  «катастройке» Горбачёва, «советского патриота, готового предать национальные интересы страны»,   и  во  время чудовищного грабежа и дешёвой распродаже российского добра при правлении дуролома и «запойного  правителя страны   Ельцина». (Александр Зиновьев). В «эпоху застоя», когда великой державой  правил уже другой «верный ленинец», Герой Социалистического Труда и четырежды Герой Советского Союза, лауреат  Ленинской премии по литературе, писатель, товарищ Брежнев, молодёжный нигилизм стал быстро трансформироваться в конформизм и в идеологическую  рефлексию.  Советская молодёжь с её идеологическим ядром – комсомолией  так же, как и весь народ  - расслоилась. Одна часть творческой  молодёжной  элиты продолжала идеализировать «настоящий  социализм» и просила товарищей из ЦК убрать Ленина с денег. (Андрей Вознесенский), другая часть  стала стыдиться за свою страну и за  нелепые выходки её лидеров на мировой арене.      В  конечном итоге,   в результате эрозии молодёжного  сознания, накануне развала СССР,  конформизм тесно переплёлся   с вульгарным  гедонизмом, весьма далёким от античного эпикурейства и тем более этического  эвдемонизма. Билетом в  обитель «вечного кайфа» и западных ценностей оставался партийный билет, красный диплом  ВПШ и ВКШ, и желательно вместе   с дипломом МГИМО.
      В новое время (сегодня) для гедонизма  стал  характерен  утилитаризм, то, основанное И. Бентамом позитивистское  направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием всех  человеческих поступков. Однако, это вовсе не означает, что потеря человечности в нашей стране  началась именно в «нулевые» безыдейные годы, сразу после позорного  поражения России во второй русско-чеченской войне. Утрата человечности началась задолго до сталинизма, ещё при «красном терроре», во время  Гражданской войны и после неё в  войне  против  русского  крестьянства и казачества.
       На рубеже двух столетий  многим  мыслящим гражданам стало ясно, что у неуёмного вождя Хрущёва подросли столь же  безответственные  и инфантильные внуки. За полвека во всех сферах общественной жизни, произошла хрущевизация  политиков, именуемых  сегодня мировыми лидерами и несущими на себе  печать неуклонного вырождения.  На глазах трёх поколений советских людей обозначился острый дефицит ярких личностей в российском обществе – рачительных хозяев страны  и мудрых политиков, тот страшный  дефицит,  о котором говорил  Александр Солженицын ещё   в апреле 1993 года: «Сейчас – ни одного государственно-мыслящего  человека наверху, какое обнищание! Взять хотя Ельцина. Для него слово верное –дуролом:  ломит без головы, русская сила опаски не знает, лишь бы себя проявить». (Наталья Солженицына) (РГ, 12 июня 2017, №151, с.7 –Акценты- Наталья Солженицына «Мы снова у опасной черты»)
Всё, что было тогда связано с властью, многим мыслящим гражданам было  понятно.  Только для одного Гранина  оставался до конца  не понятым  великий мыслитель  и большой  книгочей товарищ  Сталин. Так и остался  не до конца  понятым  этот  «странный человек», уничтоживший лучший  цвет нации, деформировавший окончательно её генофонд  ради нашей  самой светлой в мире  социальной утопии.
      Но писателю Гранину ли этого не знать? И кто сказал, что  народный гнев и ненависть хуже лакейского смирения и социального безволия? Писателю Гранину ли этого  различия  не понимать? Наслаждайтесь жизнью –  завещал он нам, уходя от нас. Ему ли не знать  завет святых отцов: «Не отдавай святыни псам!» Не он ли был живым свидетелем всероссийской  эрозии общественного сознания и широкой пропаганды гедонизма в  криминально-сексуальные 90-е годы, в эпоху контркультуры и опустошающего юные души культурного терроризма? «Наслаждайтесь и берите от жизни всё! Хочешь быть богатым – стань им!  Цветы для смелых, цветы для сильных, для них цветы!» – вот главные лозунги молодых хищников из Ленинского комсомола.   
Неужели писатель Гранин не заметил, что его герои, романтики и бродяги, «физики и лирики» давно покинули эту планету, что с исчезновением СССР исчез коллективизм и индивидуализм.  А им  на смену  пришёл сатанизм с легионами князьков Тьмы  регионального масштаба, поражая нас своим  глубочайшим невежеством и  наглым сознанием абсолютной непогрешимости?
      И Гранину ли не знать, что образованный человек много думает и не всему верит, особенно СМИ. Образованным человеком становится не тот, который много знает, а который впитал в себя культурную традицию и её  успешно транслирует.  Нужно  всё-таки отдавать приоритет  мышлению над знанием. И прежде чем идти на грозу, надо долго думать, что из этого поступка получится.  Глупо  зря  погибнуть и не  сделать так,  чтобы от твоего жертвенного Поступка  всем  всегда было хорошо.
          Сегодня случилась беда на смену образованным приходят необразованные хищники, которые очень жаждут личной  власти, всей её полноты, в переизбытке под любым флагом, на любых развалинах и даже на кладбище.
        Образованные юноши  чаще и глубже думают и размышляют о том.  как лучше обустроить общество, а необразованные стремятся к наслаждениям и эпикурейству в духе  современного изощрённого гедонизма. Увы, молодёжь сегодня  ориентирована больше на получение диплома, не  на получение  систематических знаний  и качество образования. В стране образование не нацелено  социальный успех, не способствует карьере, не почитается и никем не уважается.
      Образованность подменяется наличием диплома (иногда купленного за деньги), а профессионализм –умением  устроиться, приспособиться, умением находить благодетеля-спонсора, умением торговать собой.
      Даниил Гранин  завещал  своим обманутым и потерянным  потомкам  жить без гнева и пристрастия,    прощать,  но помнить, помнить, но прощать.  Прощать и помнить. Неужели это главное, что завещал нам Даниил Гранин? Об этом трудно судить. Легче ответить на вопрос, что он утаил, и о чём не хотел говорить, уходя  от нас  Гранин-человек,  один из  самых главных свидетелей тотальной эрозии общественного сознания. 
     Даниил  Гранин поставил перед нами множество  «трудных вопросов» и трагически неразрешимых проблем, на часть которых он осмелился ответить сам, а на остальные вопросы нам придётся ответить за него. 
      Вполне возможно, что  этому помешают новые    социальные катаклизмы и глобальные катастрофы.  Возможно, что   главная  истина  снова будет добыта  новыми антропофагами и снова (в который раз?)  будет  записана ими  новыми, только им близкими   символами на берцовой кости.
      А может   снова    на развалинах старого мира     найдётся хотя бы один писатель, который,     без оглядки на власть и цензуру, будет сам  решать, кого помнить и кого прощать.  Кого поминать добрым словом, а кого  лихом и заодно  вычеркивать из  Книги Памяти и Бытия. Кого считать героем нации и народным вождём, а кого – серой, несуразной, ущербной, исторически, экономически и морально нерентабельной  личностью.  Кого считать  совершенным Человеком,  а кого – позором  и стыдом  и посмешищем всех народов. Кому-то придётся, изжить в себе советского раба, и   объяснить, наконец, юным поколениям природу   чуда великой Победы и  и великое чудо    возникновения жизни на Земле…

2017-07-09

 


Рецензии