Три её жизни

В этот маленький финский городок я приехала по приглашению давней подружки, которая вышла замуж за финна. В первый же день, во время нашей вылазки в парк у озера, ей позвонили с работы, и Ленка улетела, обещав вернуться через час, не больше. Мне же было приказано гулять и любоваться красотой, не отходя, впрочем, далеко от кафешки, где застиг её звонок начальницы, пренебрегшей отпуском сотрудницы.

Я медленно доедала  мороженое и глазела по сторонам, прикидывая, куда  направить  стопы на  час, а то и больше.

Моё внимание привлекла красивая пожилая дама  в шляпке. Она сидела на скамейке в тени  дерева, выпрямив спинку, и читала книжку, которую держала перед собой на вытянутой руке. Подумалось, что такую осанку, наверное, и называют царственной. Я продолжала рассматривать заинтересовавшую меня особу.  Женщина  не была полной, но не выглядела и худой. На ней был светлый льняной сарафан. Аккуратная, но кокетливая шляпка хорошо смотрелась на тёмных,наверное, крашеных, волосах. На ногах - белые босоножки. Образ завершали очки а ля Эвелина Хромченко. Возраст дамы на глаз определить было трудно, но точно, за пятьдесят. Но то, что она  хорошо выглядела для своих лет - очевидно.

Мне  вдруг захотелось  узнать, что  за книгу читает эта  пожилая финка. Я расплатилась и пошла по красивой  дорожке мимо скамьи.

С обложки на меня, подмигивая сквозь  пенсне, смотрел… Антон Палыч!  А слово «Рассказы», написанное по-русски, не оставляло  сомнений в том, что передо мной – соотечественница.

Я, видимо, несколько секунд стояла перед нею, как столб,потому что  дама обратилась ко мне: «Вы, я вижу, русская? Садитесь. Давайте знакомиться!» Она закрыла книжку, сняла очки, положила их в изящный очечник и подарила мне такую искреннюю,  располагающую к общению улыбку, что мой рот сам растянулся до ушей в ответ.

- Да. Я из Питера. Приехала к подруге, а её срочно вызвали на работу,- словно оправдываясь, начала я, -  меня Кристина зовут. А вас?
- Мария.
- А…по отчеству? – спросила я и почувствовала, что краснею- вопросом подчеркнула разницу в возрасте.

- Просто Мария. Здесь, в этой моей жизни, по отчеству не принято называть.
- В этой? А... была ещё та?– видимо, в моём голосе она  уловила нотку удивления, и, кивнув, сразу ответила:
- Была. Даже две. Сейчас у меня третья жизнь.

Моя собеседница снова улыбнулась, но на этот раз как-то грустно. «Улыбкой Джоконды», -возликовало во мне мне моё высшее гуманитарное.

- Нет, не думайте, я не сумасшедшая. Это я так… метафорически. Хотите, расскажу? Пока ваша подруга справляется с делами,я расскажу про...жизнь. Иногда это полезно. Тем более в моём возрасте. И не всегда близким расскажешь то, что доверишь случайному знакомому. Слышали ведь о синдроме случайного попутчика?

Я кивнула. И поняла, что уже хочу стать этим самым случайным попутчиком, перед которым приоткроется занавес наверняка интересного спектакля одного актёра.

-А…сколько вам лет?- спросила я, и опять  подумала, что поступаю невежливо.
-Не смущайтесь, девочка. Нормальный вопрос. Мне …достаточно много лет.

Но  когда-то мне было восемнадцать. И звали меня тогда Марусей.

Жизнь первая. Маруся.


-  Представьте. Конец 60-х. Прошлый век. Мы живём в Казахстане. Целиноградская область, колхоз. Нас шестеро: отец и мама, которые со мной, маленькой, приехали поднимать целину, и трое моих сестрёнок. Они родились уже здесь.

Я заканчиваю школу, а  мой мальчик, Виль,  уходит в армию. Всю последнюю ночь мы с ним проводим в стогу сена, считая звёзды и клянясь друг другу в вечной любви.
 
А потом… Он служит, а я живу в его семье как невестка.Но моя родная семья меняет место жительства.  На семейном совете решено вернуться на родину мамы.Но... они не  согласны, чтобы я  с будущим ребенком оставалась жить у родителей Виля. У меня же нет законного звания жены.  «Нужны будете -  отслужит и заберет,  чтобы все,  как у людей!» - сказала моя мама, как отрезала.

И мы уехали в Россию. 
Но жизнь внесла свои коррективы. За  два года, пока Виль - отец моего старшего сына -  служил, его семья уехала на ПМЖ в Германию.

Он не приехал за мной. Он так и не увидел своего сына, хотя отчество у Толи  сначала было Вильгельмович, пока мой муж, Леонид, его не усыновил.
Я ему давно всё простила. Теперь уже того мальчика в живых нет,  он умер в один год с моим мужем.
Но это было уже во второй жизни.


Жизнь вторая. Маша.

- Мой муж звал меня Машей. Наивная девочка Маруся осталась в прошлом.
В мамин родной городок я приехала молодой мамой, с черноглазым сыном на руках. И там судьба свела меня с будущим супругом.В первый же день  его возвращения из армии…

Мария помолчала, поправила шляпку и провела пальцами по лбу.

 - Знаете, Кристина… Вот сейчас дошло до меня. Одного - проводила, а другого - встретила... Он рано утром шел к сестре, а я спешила на утреннюю смену  на трикотажную фабрику. Была ранняя осень. Рябины уже начинали краснеть, такие были красивые. И я была  в ярком оранжевом берете.

Потом  он меня по этому берету вспомнил. И  я призналась, что тогда тоже  обратила внимание на солдатика на пустынной  улице.

С большой теплотой вспоминаю свою свекровь. С годами только поняла,  насколько непросто ей было принять в невестки приезжую, да ещё с ребенком.

43 года  жизни с Леонидом  пронеслись - прошумели как весенние воды, быстро-быстро.  И как оказалось, счастливо.  Было и хорошее, и плохое,  но меня оберегала его любовь.  Я это ясно поняла  тогда, когда лишилась её.

Трое сынов у нас. Толя- старший. И ещё двоих  я ему родила, Николая и Антона. Причём Тошу поздновато, мне уже 39 было, когда забеременела. А родила в сорок.

Это к Тоше, младшенькому, я переехала после смерти мужа. Знаете, ушел только один человек, но кардинально поменялась жизнь всей семьи. Не смогла я остаться в пустом без него доме.

Последней каплей стала Муха. У нас жила той-терьерша,знаете, такая, на тоненьких ножках? Умные глазки-бусинки,понимала всё! Наша с Лёней  любимица...

Я поняла, что будет дальше, и решила помочь замолчавшей собеседнице:
-Она... ушла на радугу? Ну...умерла?

-Да. В последний день года. Того же, когда не стало Леонида.

- Вы ещё не устали меня слушать?

- Нет, что Вы, нет… Продолжайте, пожалуйста, я вас прошу!

Поймала себя на мысли, что не хочу сейчас Ленкиного возвращения. Ну пусть она не приходит  раньше, чем упадёт занавес этого  захватывающего моноспектакля!
Мой посыл во Вселенную был принят.Мария продолжила рассказ о теперешней её жизни.


Жизнь третья. Мария.

Здесь, в Финляндии, меня зовут Марией.

Я продала дом и уехала к сыну. Он  живёт в этом городке давно, больше шести лет. Сначала приехал по приглашению работодателя, потом открыл свой маленький бизнес, женился. У меня – я вам ещё не сказала- уже две внучки тут. И ещё четверо внуков - в России.

И в этом городе я вышла замуж во второй раз.

- Ваш второй муж… Он -  русский?
- Да. Русский, - она опять улыбнулась, в карих, совсем молодых глазах  мелькнула хитринка.
- Правда, у  него польские корни и очень красивая фамилия, как у известного певца Ободзинского, может быть, слышали о таком? А ещё у него  дочка в Израиле.
- А как вы его нашли в чужой стране?
- С  Владимиром мы пересеклись на сайте знакомств, когда я уже год проплакала одна в снятой сыном квартире.  Все претенденты на мою руку на том сайте - русскоговорящие из Финляндии.  Выбрала его потому, что он - первый из всех, с кем переписывалась, заговорил о полноценной семье, а не о приходящих отношениях. Адрес мой спросил и обрадовался,  что это  совсем рядом. Оказалось, мы живём не только в одном  городе, а даже  в соседних домах.  Вы можете себе такое представить? Я – нет. Но через некоторое время он пригласил меня на пельмени собственного изготовления. При встрече читал стихи, я их потом записала и запомнила.

И она прочла:

Судьба однажды так сказала:
Я вас нашла, я вас связала.
Других даров моих не ждите,
Что свято,  сами берегите!

Вот так!  Хотя, думаю, стихи не его. Однако,  в молодости тоже пописывал.

- Поразительно! А почему вы согласились выйти за него замуж? Полюбили?

- Знаете, Кристина… Леонид унес с собой лучшую часть моей жизни, и нет дня, чтобы я его не вспоминала.  Первый муж - это  женская координата, правда и справедливость, а далее - уже дублирование.  Постоянно сверяю  бытовые навыки  двух супругов, и, увы, нынешний - проигрывает. Зато всю кулинарию знает и пироги печет не хуже меня.  Ради меня сейчас даже ввязался в цветоводство, чем раньше никогда не занимался, за что ему огромное спасибо. 
Ведь я… Я до  сей поры  скучаю по работе, коллективу, образу жизни в России. Особенно зимой. Зимой  тут только вязание и интернет. Всю прошлую зиму мы прожили у его дочери в Израиле. Грели там косточки. У Владимира там  внуки, как капельки, похожие на деда.
Здесь общих друзей пока не завели,  а  от  прежних  после брака он отошел.
Когда я представила старшим детям его как супруга, Толя сказал, что думал о таком варианте для меня и считает его благом. Николай с ним согласен.  И даже Тоша смирился с моим выбором.  Сказал: «Ты приехала сюда жить, а не доживать». Но они оба лидеры, и отношения  между моими мужчинами просто вежливые.  Сын дважды в день звонит и  спрашивает, всё ли у меня в порядке. Тут про дочек сказал: « Вырастут, замуж выйдут, и вдруг что не заладится - сразу заберу к себе со всеми детьми!»,- чуть передразнивая, передала тон  младшенького,от этого став ещё моложе.

-  Так и со мной, видимо, хочет поступить. Но мы с Владимиром нужны друг другу, и это -  основа теперешнего брака.  Я все равно искала бы семейных отношений. Не смогла бы жить нянькой при детях и внуках.

Мария замолчала. Я ждала и боялась шелохнуться. Поразительная история, рассказанная просто и трогательно, заворожила меня и заставила забыть, что я в парке на скамейке коротаю время до прихода Ленки.

- Знаете, вскоре после нашего знакомства у него был  инфаркт, и  двое суток в коме... Когда меня пустили  к нему в реанимацию, и он смог говорить, сказал: «Первое, что я сделаю, когда выйду отсюда -  женюсь на тебе!» И не обманул! Вот уже было два года, как мы муж и жена.

- Мария… А сколько лет вам было, когда вы вышли замуж за Владимира? – не удержалась от вопроса я, до сей поры наивно полагавшая, что принцы на белых конях вряд ли могут прискакать  к дамам постбальзаковского возраста.

- Сколько лет?

Чёртики в глазах Марии так и засветились озорством:

- Дык… два года назад  нам обоим по 65 было. Старые, скажете? Нет? Мудрые!
И знаете, хотите совет, Кристиночка?
Не верьте тому, что говорит мужчина. Просто смотрите, что он делает.

Я подумала, что не хотела бы потерять новую знакомую из виду и попросила какие-то контакты. Особенно хотела я взглянуть на её избранника,мне он почему-то представлялся этаким гусаром типа Дениса Давыдова. Она записала мою фамилию и пообещала «прийти в друзья» на «Одноклассники».

За этим делом и застала нас запыхавшаяся Ленка. Я быстро спросила у новой знакомой, могу ли описать её жизнь  на своей страничке в сети, и услышала в ответ:

-  Да. Спасибо,  что дадите  возможность увековечить мою историю.

Прощаясь, мы обнялись как подруги. Я пожелала Марии, чтобы в  третьей жизни  - с Владимиром -  она жила  долго и счастливо. Мария уверенно кивнула, пообещав, что так и будет.

И попросила меня об одном одолжении.
Поклониться русским рябинкам.
 


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.