Запредельное кино - искусство
Советский художественный кинофильм «Семь стариков и одна девушка», кинорежиссёр Е. Е. Карелов, за пределами разумного понимания происходящего в советской действительности. Да и понятно. Это не просто художественный фильм, а – кинокомедия. А такому жанру, как кинокомедия, комическое, смешное и по штату полагается быть запредельным искусством. Другими словами, быть разведчиком, то есть «ездить в незнаемое». Добывать непознанное, неопознанное, неузнанное… Ведь новое, как говорится, хорошо забытое старое. Старомодное.
И действительно, почти с первых кадров кинокартины начинает твориться полный беспредел в одной из спортивных организаций. И начинается он с приходом молодого специалиста Елены Величко, которой начальство данной спортивной организации поручило, точнее, насильно заставило вести группу здоровья, в которой вначале было шесть стариков. А уволить её нельзя, потому как опять-таки молодой специалист. И он должен начинать свою практическую деятельность под руководством старого и опытного наставника. В течение трёх лет наставник должен вести молодого специалиста. Почему именно три года? Это как раз тот срок, в течение которого администрация в Советском Союзе не имела юридического права уволить молодого неопытного специалиста.
Естественно, как молодой специалист Елена Величко знает об этом преимуществе, которое рождает безнаказанность, и творит всё, что ему вздумается. Начинает откровенно и нагло издеваться над «стариками».Ведёт себя крайне вызывающе.Нагло.По-волюнтаристски. По-хамски.По древнему и проверенному жизненной практикой принципу:нахальство-второе счастье.Чего,например, стоит только одна её ядовитая и язвительная фраза после физических перегрузок: «Как себя чувствуете?» Так и слышится подтекст: « Вы ещё в состоянии, в силах дальше противостоять мне?Сопротивляться?». «Старики» через силу улыбаются и всячески внешне дают понять молодому тренеру-педагогу, что нисколько не устали и ни в коем случае не намерены отказываться от такого странного новоиспечённого тренера.
Налицо - явный исторический конфликт "отцов и детей",хотя один из главных героев фильма утверждает обратное.
Правда, педагогом Елену Величко можно назвать с большой натяжкой, если вообще то, что она делает со «стариками», можно назвать спортивной, физической педагогикой. В истинном смысле данного слова, а не в перевёрнутом виде с ног на голову, когда белое меняется местами с чёрным, добро со злом, а знак «плюс» на знак «минус». Точнее будет назвать её действия - антипедагогикой.И она не тренирует,а третирует "стариков". И если в политике используется такое понятие, как радикальный ислам, то это можно по аналогии назвать радикальной педагогикой.
Противостояние «стариков» и девушки один из настоящих стариков, которого, как всегда, замечательно играет Н.Парфёнов, облекает в очень ёмкую и символическую литературную формулу:конфликт «отцов и детей». На что тут же старший по должности и службе строго указывает, как бы поправляет своего заблудшего подчинённого: « Нет никакого конфликта!».А раз начальство говорит, то так оно и есть и должно быть.И никак иначе. И уже не имеет никакого человеческого смысла тот факт:есть или нет данное явление реально в природе и общество. Начальство знает, что говорит. И даже как бы понимает то, что оно говорит. И сомневаться в словах начальства никому не позволено, особенно подчинённым по государственно-царской службе. А царь-батюшка – помазанник божий на земле. То, что говорит царь, всё равно что говорит бог со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Так, например, то же советское начальство громогласно ещё совсем недавно утверждало, что в СССР построен не просто социализм, а развитой социализм. Кто сомневается в данном постулате, тот еретик, антисоветчик, диссидент. Словом, вольнодумец и ему место только на западе. А откуда советскому обывателю отличить переходный период от развитого социализма. Да и небезопасно было при «развитом социализме» говорить о том, что теория резко расходится с практикой.
И где сегодня этот самый «развитой социализм»? Да и как можно было сочетать «развитой социализм» с «Архипелагом ГУЛАГом»? Культом личности товарища Сталина? А не есть ли всё это «два шага назад»?
Как показывает мировая история, мировая практика, начальство всегда охотно выдаёт желаемое за действительное. И требует, чтобы в этот постулат верили и принимали за аксиому. И ничего, что из мухи раздували слона. Преувеличивали. Приукрашивали.
В связи с этим вспоминается яркий эпизод из другого советского художественного фильма «Разные судьбы». Опытный кадровик-проныра поучал своего друга, начальника цеха завода, как надо преувеличивать,подтасовывать факты, чтобы победить своего соперника, конкурента в нечестной,неспортивной борьбе. И не беда, что это и есть тот самый обыкновенный компромат, который сегодня так обильно сыплется на бедную голову того же президента США господина Трампа.
То, что в фильме «Семь стариков и одна девушка» налицо социально-исторический конфликт двух поколений, ни у кого, наверное, не вызывает никаких сомнений. И одна сторона данного противостояния в лице молодого специалиста –тренера Е.Величко даже не пытается искать поводов для преемственности поколений, а намерена идти до победного конца в желании удовлетворить свои единоличные требования. Её должны освободить от группы здоровья, которое навязало начальство, или уволить по собственному желанию. Третьего не дано!
Кстати, Елене Величко в удовлетворении её требований незаконными способами очень активно и действенно помогает один из «стариков»,внедрившийся по зову сердца в "группу здоровья",чтобы разложить и развалить группу изнутри.По совместительству он является тайным вздыхателем Е.Величко. Это некто студент Тюпин. Представитель СБС. Не путайте с ФСБ.
Старики так же не намерены сдавать свои боевые позиции в отчаянном противостоянии. Как заявил их неофициальный лидер: «Мы, конечно, будем стоять насмерть, но надо что-то предпринимать».
Руководитель спортивного клуба, в котором работает Е. Величко, и заваривший кашу, тоже проявляет свой бойцовский характер. Правда,вместе со «стариками» он всё-таки пытается выйти на какой-то компромисс в затянувшемся серьёзном конфликте. И такой компромисс вдруг нашёлся сам собой. Его подсказала сама жизнь. И компромисс этот называется... «стокгольмский синдром».Несколько слов о нём из Википедии.
Стокгольмский синдром (англ. Stockholm Syndrome) — термин, популярный в психологии, описывающий защитно-бессознательную травматическую связь, взаимную или одностороннюю симпатию], возникающую между жертвой и агрессором в процессе захвата, похищения и/или применения (или угрозы применения) насилия. Под воздействием сильного шока заложники начинают сочувствовать своим захватчикам, оправдывать их действия, и в конечном счёте отождествлять себя с ними, перенимая их идеи и считая свою жертву необходимой для достижения «общей» цели. Бытовой стокгольмский синдром, возникающий в доминантных семейно-бытовых отношениях, является второй наиболее известной разновидностью стокгольмского синдрома.
Вследствие видимой парадоксальности психологического феномена, термин «стокгольмский синдром» стал широко популярен и приобрёл много синонимов: известны такие наименования, как «синдром идентификации заложника» (англ. Hostage Identification Syndrome), «синдром здравого смысла» (англ. Common Sense Syndrome), «стокгольмский фактор» (англ. Stockholm Factor), «синдром выживания заложника» (англ. Hostage Survival Syndrome)] и др. Авторство термина «стокгольмский синдром» приписывают криминалисту Нильсу Бейероту, который ввёл его во время анализа ситуации, возникшей в Стокгольме во время захвата заложников в августе 1973 года.
Механизм психологической защиты, лежащий в основе стокгольмского синдрома, был впервые описан Анной Фрейд в 1936 году, когда и получил название «идентификация с агрессором».
Исследователи полагают, что стокгольмский синдром является не психологическим парадоксом, не расстройством (или синдромом), а скорее нормальной реакцией человека на сильно травмирующее психику событие. Так, стокгольмский синдром не включён ни в одну международную систему классификации психиатрических заболеваний.
Как и полагается в сказке,а киносказка "Семь стариков и одна девушка" - не исключение, несмотря на все страшилки и ужасы обстоятельств, всё заканчивается счастливым концом. Один из стариков,"у кого на уме были одни только женщины", женится, кажется, на француженке, но точно на иностранке. Все «старики» подружились между собой и дружно влюбились в Елену Величко. Особенно некто студент Тюпин.И даже готовы стать для неё не только донорами,но,если потребуется,и жизнь за неё отдать.
Тут и сказочке конец, кто до конца всё-таки дочитал,тот молодец.
Добрый молодец.
P.S.Да,чуть не забыл сказать о самом главном!Отчество Елене Величко-Петровна.Так что "ай лав ю,Петрович"!
Свидетельство о публикации №217072000931