Полынушка горькая. Часть 1. Традиции

ПОЛЫНУШКА ГОРЬКАЯ


Часть 1. Кто правду хранит, того Бог наградит!


«Как это ни парадоксально, именно современность мнима, а история – реальна».
                Л.Гумилев


Известно ли Вам, читатель, что, произнося фразы: «волк в овечьей шкуре», «колосс на глиняных ногах», «строить дом на песке», «перед свиньями бисер не мечут», а также называя предателя и злодея «иудой» и «иродом», мы цитируем Библию? Благодаря справедливости своих оценок, меткости и ёмкости понятий, многие истины Священного писания давно стали крылатыми словами, пословицами и поговорками, употребляемыми в разговорной речи даже убежденными атеистами. И вот вам примеры – недавние коммунистические лозунги: «из искры возгорится пламя», «кто не работает, тот не ест», «кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет», «что посеешь, то и пожнешь»… Не генетическая ли память православных пращуров нашептывает нам эти слова? Вполне возможно, ведь мы, порой, сами не осознаем, как много унаследовали от своих предков. Так же часто мы говорим: «круговая порука», «огонь родного пепелища», «ползать по-пластунски*», «справный казак», не задумываясь над тем, что прикасаемся к славной истории древней и самобытной части нашего народа…
     Сноска: *Пластун – пеший казак, разведчик.

Что же сделалось с нашей памятью, отчего она так коротка? Почему нам приходится по крохам восстанавливать то, что для наших прадедов было также обычно, как приветствие "здорово ли дневали, казаки?" И неспроста же мне, сугубо городскому жителю, так часто снится, что несусь я галопом по бескрайней степи на горячем донском скакуне?..
Собирая и изучая обычаи и традиции казачества, я сделал для себя ряд удивительных открытий, которыми и хочу поделиться с читателями, видя в этом не только исторический интерес, но и возможную пользу от урока чистых и справедливых человеческих отношений.
 Прошлое и будущее прочно держатся за руки, а их крепкое рукопожатие происходит прямо сейчас и здесь – на наших глазах.  Возрождение казачества невозможно без бережного отношения к его истории. Но пока усилия государства очень напоминают процесс изготовление красивого чучела из собственноручно подстреленной диковинной птицы.
Справедливо говорится, что в грядущее можно заглянуть, лишь осознав и приняв былое. Встарь у наших предков бытовал обычай, когда на особо значимые мероприятия казачьего общества стариками приглашались самые смышлёные отроки, дабы их цепкая память впитала суть и истинный смысл происходящих знаменательных событий: войсковых празднеств и сходов, а со временем всё это без искажений было бы передано последующим поколениям. Так ковалась цепочка казачьей истории…

     Вот поэтому я в полевой форме есаула и спешу на занятия в одну из гимназий. Меня пригласили выступить перед кадетами казачьего класса. Откуда в Калининграде казаки? - Да со всей России-матушки! Ведь все её губернии можно разделить на те, где казаки традиционно проживали оседло, и те, в которых они служили или воевали. Древний Кёнигсберг не исключение. Он помнит лихих бородатых всадников, коих горожане встречали цветами ещё в январе 1758 года. Тогда бравые казаки обосновались в нашем городе на целых четыре года, а жители Восточной Пруссии присягнули на верность российской императрице Елизавете Петровне. В апреле 1945 года после освобождения нашей области от фашистов многие казаки остались тут навсегда. Названия населённых пунктов и их улиц, а также ежегодный областной фестиваль казачьей культуры красноречиво подтверждают мои слова…
Но вернёмся в день сегодняшний. При подготовке к своему занятию, я перечитал книги Бориса Алмазова и других авторов, посвященные обычаям и традициям российского казачества, а также огромное число журнальных и энциклопедических статей на данную тему...
Итак, сама идея казачества не принадлежит русскому народу. Слово "казак" – тюркского происхождения. Оно означает "свободный, независимый человек", а по иным источникам - "легковооруженный всадник". В любом случае, его смысл связан с вольницей и удальством воинственных наездников, промышляющих разбоем и набегами, походами за «зипунами» (военной добычей) и «ясырем» (пленниками).
Первоначально казачество жило исключительно войной, а обучение ратному делу начиналось буквально с рождения. Как только мальчик появлялся на свет, ему давали "на зубок" стрелу (позже пулю), а в ручонку вкладывали лук или ружье.
В 1380 году казаки помогли князю Дмитрию разбить войско Мамая на Куликовом поле. Присягнув в XVI веке русскому царю, они стали смотреть на свою борьбу с врагами Руси, как на государеву службу. А в 1613 году на Земском соборе казаки немало поспособствовали избранию царем Михаила Романова. Благодаря своей храбрости и стойкости в боях, искусным действиям командиров и сохранением строгого воинского порядка, казаки вписали не одну славную страницу в боевую летопись России и стяжали право на благоволение своего Государя и признательность Отечества. По этому поводу Л.Н. Толстой писал: «Вся история России сделана казаками». Казачество не только участвовало во всех войнах, которые вело Московское государство, но и самостоятельно боролось с могущественной Турецкой империей, Польским королевством, Литовским княжеством и Крымским ханом, участвовало в завоевании и освоении окраин России. Благодаря хорошей боевой подготовке и воинским традициям, казачьи части сыграли значительную роль в Семилетней войне, Отечественной войне 1812 года, Кавказской, Крымской и русско-турецких войнах.
Наполеон однажды признался: "Надо отдать справедливость казакам: именно им обязаны русские своими успехами. Это бесспорно лучшие легкие войска, которые только существуют. Дайте мне одних только казаков, и я покорю всю Европу". А скупой на похвалу М.И. Кутузов писал атаману М.И. Платову: "Услуги, оказанные Вами Отечеству не имеют примеров. Вы доказали целой Европе мужество и силу обитателей благословенного Дона".
Кроме военной службы и охраны границ, казаки несли дорожную, почтовую и ремонтную повинности, проводили межевание земель, переписи населения и сбор налогов. Думаю, что не случайно казаки входили и в состав личной охраны русских царей. Опираясь на экономическую зажиточность и привилегированность казачества, как особого военного сословия, правительство широко использовало его для несения полицейской службы и подавления революционного движения в стране. На этом базируется масса предубеждений, которые при ближайшем рассмотрении рассыпаются, как заговоренный клад от «аминя»: казаки во все времена неукоснительно следовали требованиям Присяги, честно служили любой законной власти, а в периоды смут и волнений нередко спасали население от грабежей и погромов.

     …По дороге в гимназию я встретил стайку подростков, которые, опасливо озираясь, курили за углом учебного заведения. К огромному сожалению, у большого числа молодых людей сейчас нет цели в жизни, достойных идеалов и примеров для подражания, зато существует масса идолов и нелепых невыполнимых желаний. По мнению специалистов, патриотизм и гражданственность составляют стержень человеческой личности. Если кропотливо не взращивать эти качества у детишек с раннего возраста, то, как бы потом не пришлось перевоспитывать их в исправительных учреждениях. Поэтому рассказываю дальше…
Внутреннее устройство казачьих общин всегда было весьма демократичным, но при этом базировалось на строгой военной дисциплине, основанной на высоком самосознании. Жизнь и смерть каждого казака находилась в руках атамана. Обычно Круг* говорил избранному атаману: «Куда ты глазом кинешь, туда мы кинем головы свои».
     Сноска:* У казаков Круг служит обозначением любого всенародного собрания. По старинным актам известны круги валовые, войсковые и полковые. Круги решали все общественные дела. Низшим кругом был полковой, впоследствии – станичный или хуторской.
За существенные проступки казачий Круг наказывал виновных позором и штрафом. «Позор» состоял  в том, что преступника публично пороли, сажали в клетку, забивали в колодки. «Штраф» обычно выражался тем, что у виновного «грабили» всё личное имущество в пользу общества. За более серьезные правонарушения нередко приговаривали к смертной казни через «куль и воду»: преступника зашивали в мешок с камнями и бросали в реку. Убийцу могли закопать живьём вместе с убиенным, а предателя и изменника – вывести на границу, разрубить надвое, одну половину оставить на своей земле, а другую перебросить на неприятельскую.
Долгое время войсковым Кругом донских казаков запрещалось хлебопашество, "дабы воинским промыслам помехи не было", а дозволялось лишь скотоводство, охота, рыбная ловля и пчеловодство (бортничество). Это правило строго соблюдалось вплоть до царствования Петра 1, которому все же удалось убедить казаков в том, что вовсе не постыдно соединять мирные занятия с военным ремеслом. С тех пор каждый станичник имел свой пай, то есть не саму землю, а право на определенную распашку. Хорошими и плохими участками все владели по очереди. Таким образом, казак являлся хозяином земли только от пахоты до сбора урожая. Луга косились одновременно для всех в станице. Рубка леса, охота и рыболовство разрешались только в установленные сроки.
Довольно щепетильно казаки относились к своему внешнему обличью и одежде. В 1705 году атаман Савва Кочет доносил Петру 1 от всего Войска: «Мы взысканы твоей милостью паче всех подданных, нас не коснулся твой Указ о платье и бородах. Мы носим платье по древнему обычаю своему, которое кому понравится… Немецкого платья никто у нас не носит, охоты к нему вовсе не имеем».
Казаки говорили на русском языке, но выделялись говоры – донской, уральский, оренбургский и иные. Своеобразной была речь кубанских казаков (потомков запорожцев), изобиловавшая украинизмами. Долгое время признаком хорошего тона у казаков считалось владение татарским языком.
Самобытность нашего народа подтверждается и тем, что на казачьих территориях спокон веку отсутствовало крепостное право, казаки были освобождены от подушной и земельной подати, но зато несли поголовную воинскую повинность, справляя за свой счёт всё военное обмундирование, холодное оружие и лошадь с седлом, только винтовку получая от казны. Полная справа казака стоила порой до 150 рублей, тогда как за три рубля в те времена можно было купить корову.
Однако, понятие «справности» – это не только форменная одежда, конь и оружие, но также особое мировоззрение, бытовой и хозяйственный уклад. Сдвинутая на бок папаха, длинный чуб и усы, шаровары с лампасами, шашка и нагайка, всё это имело особый символический смысл для любого казака.
Существует старинная легенда, объясняющая нам, почему у казаков принято носить роскошные чубы и заламывать шапку или фуражку на ухо. Всё дело в том, что на Дону многие века существовал закон гостеприимства, который, в частности, гласил: «С Дона выдачи нет!» Любого, попросившего защиты и помощи – укрывали, кормили и защищали. Всякий беглец, даже каторжанин, становился здесь вольным человеком. Но, как известно, преступников прежде клеймили, выжигая на лбу слово «Вор», отрезали уши и выбривали полголовы. Для того чтобы скрыть в строю подобных соратников, и возник обычай прикрывать одно ухо шапкой, а второе ухо и часть лица прятать под чуб.
Кроме прочего, мужчины могли носить серьги, которые означали их роль и место в роду. Единственный сын у матери носил серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет других наследников по мужской линии, вдевал серьгу в правое ухо. Две серьги носил единственный ребенок у родителей. Кроме мистического значения, как языческого оберега, серьги играли и утилитарную роль. Благодаря им командир при равнении строя налево и направо видел, кого ему следует беречь в бою.
Многое можно было узнать о казаке по тому, как повязан его башлык: завязанный на груди он означал, что казак уже отслужил срочную службу, перекрещенный на груди – следует по делу, концы заброшены за спину – свободен, отдыхает.
Лампас означал принадлежность к казачьему сословию, а по цвету – к определенному войску. Он был символом освобождения от всех видов государственных платежей, знаком казачьей независимости и национальной обособленности.
Согласно «Положению о воинской повинности» Донского казачьего войска 1875 года казак первые три года находился в приготовительном разряде, из них два года располагался в станице, третий – в лагере. Далее казаки переходили в строевой разряд. Первые четыре года они несли действительную службу в частях 1-й очереди в районах, предписанных военным ведомством; следующие четыре года состояли в частях 2-й очереди и ежегодно собирались в лагеря, а затем в войсках 3-й очереди, где проходили всего один лагерный сбор. После строевого разряда казак переводился в запасной разряд, а после 63 лет считался стариком.
     Всех выдающихся представителей славного российского казачества (конечно, весьма условно) можно разделить на несколько категории:
– великие бунтари. Самые знаменитые из них – Иван Болотников, Степан Разин, Кондрат Булавин и Емельян Пугачев;
– первопроходцы: Ермак Тимофеевич, В.Д. Поярков, В.В. Атласов, С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров, которые внесли огромный вклад в освоение Сибири и Дальнего Востока, Казахстана и Кавказа;
– известные полководцы и военачальники. Герои войны с Наполеоном: генералы М.И. Платов, А.К. Денисов, В.Д. Иловайский, В.А. Сысоев, Г.А. Луковкин. Герои Кавказской войны: генералы Я.П. Бакланов, Н.П. Слепцов, Ф.И. Круковский. Герои первой мировой войны: А.М. Каледин, Л.Г. Корнилов, П.Н. Краснов и многие другие.
Также из казачьей среды вышли десятки замечательных ученых и деятелей искусств: поэтов, писателей и художников. Всех их просто невозможно перечислить!

    …Общаться с детьми мне, конечно же, не впервой. Четверть века я был тренером подросткового спортивного клуба «Илья Муромец». Помнится, когда мой старший сынишка пошёл в первый класс, я организовал для него младшую группу для занятий каратэ. От восточных единоборств я впоследствии перешел на тренировки по рукопашному бою, где старшие школьники учились не только постоять за себя и защитить слабого, но также прыгали с парашютом, осваивали премудрости верховой езды, обращения с холодным и огнестрельным оружием. Я учил ребят преодолевать свой страх, не чувствовать боли и побеждать во что бы то ни стало. Даже, если придётся, пить из луж и есть лягушек. Согласен, что детство должно быть счастливым, но… не обязательно безоблачным и нежно-розовым. Многие мои воспитанники, когда выросли, приводили на занятия уже своих детей. Другие, побывав в "горячих точках", не раз благодарили за привитые им навыки выживать и побеждать в любых ситуациях. Среди моих учеников есть и известные спортсмены: призеры и даже чемпионы различных международных первенств...
Со средним сыном и дочкой мы посещали детскую школу журналистики. Здесь я выступал не в качестве преподавателя, тренера или родителя, а в роли такого же ученика, как и любой из ребят. Правда, моя "успеваемость" оказалась несколько выше, чем у деток в группе. Так вот, очень любопытно было наблюдать, как школяры нервничали, злились и завидовали мне – пятидесятилетнему писателю, но одновременно старались подтянуться до моего уровня. Очень удачное получалось соревнование: мне ведь тоже было стыдно в их компании чего-то не знать...
Последние годы я сотрудничаю со многими детскими писателями г. Калининграда и редакцией замечательного журнала для малышей «Мурр+», а также частенько участвую в творческих встречах с ребятишками. Нравится ли мне такое общение? Конечно! И поэтому я продолжаю…
Незримые нити тянутся от седой старины к современности. Из этих паутинок и соткано наше настоящее… Например, у всех на слуху словосочетание «родное пепелище». Однако мало кому известно, что это такое… Итак, в ночь перед Рождеством казачья семья в укромном уголке двора зажигала сноп соломы. Считалось, что души славных предков слетаются в эти минуты погреться к огню родового костра. Место от такого костра, являлось своеобразным святилищем. Казаки брали щепоть земли с этого кострища и прятали её в ладанку, свято веря в покровительство своих пращуров.
Вся Россия знает, что подразумевается под выражением «спрятать в загашник», но только казакам известно, где он находится. Речь идет о пришитом к кальсонам кошельке на небольшой пуговке, куда прятались нажитые потом и мозолями трудовые деньги. Одеваемые поверх сподников шаровары перетягивались на поясе тонким сыромятным ремешком – гашником. Таким образом, кошелек, прижатый гашником к животу, и назвали «за-гашник».
А вот ещё одна интересная история появления широко известного выражения. В 1707 году произошло восстание казаков под предводительством Кондрата Булавина, причиной которого стало покушение властей на свободы и привилегии вольных людей. Однажды войско Кондрата Булавина внезапным ударом истребило большой царский отряд во главе с воеводой князем Долгоруковым, причем сам князь и большинство офицеров были пойманы казаками и обезглавлены. Тогда-то и появилось выражение "пришел (или хватил) Кондратий", что сейчас употребляется в значении – «внезапная смерть» или «апоплексический удар».
     "История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество", - писал Н.М. Карамзин. В связи с этим хочу рассказать ещё о некоторых казачьих обычаях и традициях. С незапамятных времен, смертельным оскорблением для замужней русской женщины было «опростоволосить» её. Так, при наказании плетьми палач прежде всего срывал с преступницы головной платок. Большим позором было показаться в таком виде не только перед гостями, но даже перед собственным мужем. Для мужчин, сбитая с головы шапка, становилась вызовом на поединок, а на торгах – являлась принародным обвинением в мошенничестве или воровстве. Брошенная же «оземь» означала, что в споре её владелец ставит в заклад свою голову, а точнее – жизнь. На шапку нашивались награды, за её подкладку прятались иконки и другие реликвии, важные донесения и деньги, поэтому потерять шапку мужчина мог только вместе с головой.
Фуражка или папаха играли важную роль в обряде сватовства, которое, обычно, начиналось со «знакомства». Когда будущий жених, его отец и крёстный заходили «чайку попить», то ни о сватовстве, ни о свадьбе не говорилось ни слова. Парень, вроде бы невзначай, клал фуражку на стол донышком вниз. Если девушка переворачивала её донцем вверх, то можно было свататься, а когда головной убор отправлялся на вешалку в прихожую – о сватовстве не могло быть и речи.
 У казаков исстари бытовал и другой интересный обычай: девушка, не сберегшая себя до брака, не должна была таиться, даже если никто не знал о её грехе. После сватовства приходил черед «сговора». И вот, когда полхутора толпилось во дворе, невеста была обязана снять нижнюю юбку и расстелить её на пороге. Если жених, увидев эту часть женского туалета, всё же переступал через порог, считалось, что он грех простил. Отсюда и понятие – «преступить через грех». Войдя в горницу, где его ждала будущая жена, иногда с ребенком на руках, он снимал шинель или другую верхнюю одежду и накрывал ею женщину и малыша – «грех покрыл». После такого жеста, все любители посплетничать прикусывали языки, боясь  расплаты даже за невольное слово осуждения.
В южных губерниях России существовал обычай публичного освидетельствования невинности невесты. После первой брачной ночи с молодой жены снимали рубаху и тщательно исследовали. Затем её со следами дефлорации вывешивали в избе на видном месте, а над крышей поднимали красный флаг. Также существовал обычай «поднимать молодых». Новобрачная в одной рубахе вставала с постели и в таком виде встречала свекровь и родню мужа. Подобная демонстрация, восходящая своими корнями к языческим верованиям, имела цель публично удостоверить невинность невесты.
Скрытый же грех и супружеская неверность карались очень жестоко. За потерю чести провинившуюся девушку наказывали тем, что отрезали косу, пачкали рубаху дегтем и без юбки водили по улицам. Снохи могли с бранью выгнать несчастную со двора, избить до полусмерти и заставить троекратно ползать на коленях вокруг церкви. После такого позора её уже никто не пытался взять замуж.
Бытовали и другие обряды. Так, после первой брачной ночи, по обычаю, тёща подавала молодым блины. Первый блин молодожены должны были съесть вместе, с шутками да прибаутками, стараясь откусить как можно больше. После этого зять валился в ноги родителям невесты, благодаря их за жену. Но бывало и так, что, взяв блин из рук тёщи, зять складывал его треугольником, выкусывал середину и бросал дырявый блин тёще на тарелку. Комментарии были излишними: брак считался несостоявшимся.
Семью планировала церковь. Веками отработанные принципы поста (а постятся православные более двухсот дней в году) предписывали воздержание и в супружеских отношениях. Это позволяло нашим предкам не только вести чрезвычайно размеренный и целомудренный образ жизни, но и быть желанными друг другу до глубокой старости.

    …Ребята в кадетском классе оказались весёлыми и пытливыми. Среди них вижу улыбчивого мальчугана – сынишку нашего казачьего священника, отца Романа. Все слушают меня очень внимательно, с интересом. А я думаю о том, что воспитание и образование ребенка всегда начинается в семье. Это - то священное место, где дети должны учиться самому главному: доброте, любви к близким, уважению к старшим, терпению и трудолюбию. Поэтому не могу смириться с тем, что все проблемы в воспитании и обучении ребятни кое-кто огульно «взваливает» на школу. Но что ещё полезного я могу рассказать этим ученикам?..
Издревле на Руси каждый был обязан знать все степени родства и своих предков поименно. Этому помогали «Поминальники», которые хранились за иконой в каждой семье. Воспитание казака начиналось с семейных рассказов о жизни предков. На этом строился комплекс Чести и Славы, и только на втором месте за ним стояла Жизнь.
Обычно после женитьбы число родственников удваивалось. К кровным родичам добавлялись свойственники: тесть с тёщей или свёкор со свекровью, брат мужа – деверь, брат жены – шурин, сестра мужа – золовка, сестра жены – свояченица, жена брата – невестка, муж сестры – зять. Двое женатых на сестрах были свояками. Кроме того, бытовало словечко «своёк» – это очень дальний родственник, степени родства которого не могли счесть, либо просто земляк. Шабер – двоюродный или троюродный брат жены или мужа – очень дальняя степень родства. Это слово, пришедшее от славянского «сябр» – друг, иногда распространялось и на соседей.
Родство бывало «слоёным»: восходящим, нисходящим и боковым, наконец, законным и побочным. Так братья отца у казаков величались «дядьями», а братья матери – «дядьками». Тётка, которая занималась воспитанием ребенка, получала название «мамка» или «няня», остальные – «тётки». Сводные брат или сестра – дети вдовых или разведённых родителей, вступивших в брак. Сокровные (единокровные) дети – одного отца, но от разных матерей, единоутробные – одной матери, но другого отца, молочные – по отношению к детям кормилицы.
Глава рода (дед, отец или старший брат) был в семье полновластным хозяином: распределял и контролировал работу её членов, к нему же стекались и все доходы. Аналогичное положение занимала мать в случае отсутствия хозяина.
В прежние времена семьи усаживались за стол «чинно». Под образами, в торце стола обычно сидел «сам» – отец семейства. Слева от него старый и немощный отец, за которым сын почтительно ухаживал. Справа от «самого» сажали уважаемых гостей. Далее по обе стороны стола располагались сыновья и зятья. Затем размещались по возрасту дочери, снохи и внуки. Замыкала стол «сама» – жена хозяина. Рядом с нею сидели баушки и старшая «баушка» – мать хозяина дома или его тёща. Из общей посуды пищу принимали молча, свято соблюдая принцип старшинства. Ели в два приема: сначала «юшку», затем, по стуку хозяина о край посуды, разбирали гущу. Мой отец вспоминал, что в семье его деда, нарушивший какое-либо из этих правил, получал, обычно, деревянной ложкой по лбу.
Вином во время праздничных застолиц обносили. Отсюда и разница в звучании слов «поднос» и «разнос». Поднос – изобретение новое, его легко можно поднять одной рукой, а разнос – это огромное блюдо с двумя боковыми ручками, который двое мужчин носят вокруг стола и разливают находящиеся на нем напитки. На казачьих землях от застолицы, где собиралась вся семья, коренным образом отличалась беседа. Это - особый вид празднования, когда собирались, в основном, ровесники – односумы*. 
Сноска:* ОДНОСУМ - однолеток и сослуживец по полку. Понятие О. сохраняется с того времени, когда каждый десяток в казачьей служилой сотне вел своё отдельное хозяйство и возил провиант на вьючной лошади в сумах.
Старообрядцы, коих в казачестве было немало, даже служа в армии, ели каждый из своей посуды, им и раздавали первым. В гости они так же ходили со своими чашками и ложками, а своим гостям подавали пищу в специальной «поганой» посуде. Кстати, это слово вовсе не было оскорбительным: слово «поганый» переводилось, как «иноверец».
Говоря о степенях родства, следует упомянуть и о таком понятии, как «кумовство». Покумиться - означало стать свойственниками через крещение детей. Крёстные отец и мать между собой и по отношению к родителям крещёного становились кумовьями, а это считалось духовным родством. Интересна ещё одна особая обрядность, которая делала близких друзей «братьями в духе» или «названными братьями» - побратимство. Ведь прежде побратим приравнивался, а зачастую почитался ближе родных братьев.
Так родство, свойство и побратимство веками сплачивали наших предков, помогая им преодолевать трудности, презирать опасности и побеждать в сражениях, защищая Отечество.

     * * *
Богатым на трагические события оказался для России и казачества двадцатый век… Однако далеко не обо всём рассказывают нам школьные учебники. В канун Великой (первой мировой) войны в России насчитывалось 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское, а также полки иркутских и красноярских казаков. Все вместе они поставили на фронт 164 конных полка, 78 батарей, 30 пластунских батальонов, 175 отдельных сотен, 78 полусотен и другие части, общим числом свыше 300 тысяч человек. К сожалению, сквозь густую пелену времени теперь трудно разглядеть подлинные лица участников тех событий, однако, в той войне были и славные победы, и настоящие герои.  Без преувеличения – нам есть чем гордиться! Только обидно, что мало кто сегодня об этом помнит. 
Когда в 1917 году в стране произошла череда революций, сопровождавшаяся свержением самодержавия, попранием православных норм морали, развалом народного хозяйства и руководства действующей армией, фронт держался практически на одних казачьих частях: в их подразделениях большой редкостью были случаи дезертирства или убийства своих командиров. Большевистское же руководство считало зажиточных и вольнолюбивых казаков опорой контрреволюции, заплатив им за стойкость, мужество, многовековое преданное и славное служение своему Отечеству страшными репрессиями, искусственным голодом и… забвением их истории. Однако, былое всегда с нами. Оно постоянно живет в том, что мы любим и чем дорожим. К слову, упразднённое, как чуждое социальное явление, казачество было реабилитировано уже в 1936 году, и во время битвы с фашизмом в очередной раз показало образцы величайшего героизма и самоотверженности.

     Всё вышесказанное в полной мере относится и к истории моей собственной семьи. Как выяснилось, во время переворотов семнадцатого года и в период гражданской войны, мои прадеды находились в разных «окопах». Кто-то служил личным коноводом Будённого, а кто-то был офицером Белой армии. Одних расказачивали и ссылали, как «чуждый элемент», других репрессировали и расстреливали по доносам своих же товарищей-комиссаров. Одно было обязательным: все мои предки были русскими, они любили Россию и честно служили Отечеству, до последнего вздоха защищая свою веру и народ, вот только поводыри им достались разные. С них и спрос...
Тонка нить моего рода, и порой даже кажется вовсе пунктирной. О многом приходилось помалкивать во времена великих свершений и строительства развитого социализма. А теперь и спросить-то не у кого... Например, из истории известно, что у прославленного полководца А.В. Суворова  служил подкамердинером сержант Иван Сергеев. Мне всегда нравилось представлять, что он, возможно, мой прапрадед, живший два с половиной века назад. В самые трудные периоды своей жизни, я не раз мысленно спрашивал его совета, и неизменно получал один и тот же ответ: "никогда не унывай, чти память своих предков и приумножай их славу!», что меня неизменно подбадривало...
На этом позвольте закончить вводную часть и далее рассказать вам о семье моей бабушки - казачьем роде Чекмарёвых. Я уверен, что на примере своих дедов и прадедов легче всего понять историю собственной страны.


Рецензии
Валерий, приветствую Вас!!
Давно не заглядывала, простите!
Помню, что уже читала у Вас про казаков - столько удивительных подробностей из истории и обычаев, спасибо!
Мой дедушка по маминой линии из кубанских казаков, поэтому особенно интересно!!
И с Виктором вы так продуктивно работаете!! Знаю, что почти готово новое произведение!
Удачи и вдохновения!!
С теплом,

Ольга Малышкина   28.01.2018 17:04     Заявить о нарушении
Новая книга уже готова! Читайте на странице Виктора.
А я в наших калининградских библиотеках листал Ваши книги. Было очень приятно.

Валерий Сергеев Орловский   03.02.2018 14:59   Заявить о нарушении
А данную книжицу я кардинально переделал и дополнил.
Хочу в этом году подать на (наш) Правительственный Грант.

Валерий Сергеев Орловский   03.02.2018 15:01   Заявить о нарушении
Мой соавтор и друг Виктор Хорошулин умер 16.06.19......................
Закнчиваю нашу последнюю совместную книгу...

Валерий Сергеев Орловский   13.07.2019 14:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.