Шаман. Высшая мера эволюции

     РЕЦЕНЗИЯ на публикацию (Шаман. «Высшая мера эволюции»)

     Представленный ниже отзыв ни в коем случае не претендует на серьёзный разбор, это всего лишь самые общие впечатления от публикации «Высшая мера эволюции» (http://www.proza.ru/2017/07/13/1130).
     «Высшая мера»... Звучит интригующе. Но и содержание не разочаровало. Помимо высказанных там интересных мыслей, следует отметить и стиль изложения, дополнительно привлекающий внимание к тексту. Читал и временами поражался совпадению не только ряда основных тезисов, но и приведённых примеров с тем, о чём сам писал в «Аллюзионе...» и других публикациях. Тут и рассуждения о поразившем людей «слабоумии» вследствие развития цивилизации, и упоминание «хомячков», и неожиданно всплывшая «футбольная» тема, и многое другое, что можно долго перечислять. Естественно, далёк от мыслей о каком-либо заимствовании (да хоть бы и так!), просто позабавило. Чтобы не провоцировать обвинений в саморекламе, от ссылок на собственные тексты постараюсь здесь воздерживаться, при наличии интереса могу их сообщить дополнительно в комментариях.
     Однако не буду останавливаться на совпадениях или близости взглядов, вместо этого лучше отмечу, в чём не совсем согласен с автором. Например, касательно поездок в общественном транспорте. При том, что многократно наблюдал описанные картины «стадного» поведения, не сводил бы всё только к проявлению этого инстинкта. Не всегда те или иные действия вызваны столь очевидной причиной (в данном случае говорю о себе), хотя, быть может, это как раз «исключения, подтверждающие правило».
     Не в порядке полемики, лишь как забавный гипотетический пример. Если предположить, что на остановке собрались исключительно воспитанные люди, то не получим ли в пределе другую абсурдную ситуацию? Вместо того, чтобы проходить в салон, они примутся уговаривать и пропускать друг друга, как Чичиков с Маниловым. Водитель, понаблюдав некоторое время за ними, просто закроет двери и уедет, а этим «воспитанным» останется ждать следующего автобуса и заполнять его, уже наплевав на приличия.
     Что по-настоящему печально: все рассуждения при их несомненной полезности пройдут мимо «массового» сознания и никак на него не повлияют. Некогда задумываться, когда надо успеть урвать! (Не отсюда ли и слово «успех»?). Хорошо, если несчастным нескольким процентам «задумавшихся кроликов» повезёт увернуться от пробегающего мимо «стада», чтобы не быть затоптанными. И, между прочим, рискуют не только «задумавшиеся», но и «хищники». Вспомните тигра Шер–Хана из мультфильма про Маугли: «Кто же устоит против целого стада!»
     Другая печаль: вообще непонятно, откуда в природе возникает «задумчивость». При этом она крайне редко передаётся по наследству, что препятствует искусственному выведению особой породы людей (Хомо верус в авторской версии). В полной мере сказанные здесь слова относятся и к людям типа «индиго». С одной стороны, предпринятое в публикации исследование интересно и, безусловно, помогает сформировать более чёткое представление, а с другой: что толку? И самим «индиго», и остальным. «Стадо» не способно осознать, насколько ему жилось бы комфортнее, предоставь оно «индиго» больше возможностей для творчества и реализации своих идей, а «индиго» не обладают необходимым набором качеств для успешной политической борьбы, она им в принципе неинтересна. Тупик?
     Ещё немного на тему «индиго», но с иного ракурса. При обсуждении этой темы возникают сомнения, насколько этично само такое выделение, не говоря о субъективности критериев и оценок. Приведённый список свойств, характерных для «индиго», достаточно внушителен. Другой вопрос, как ни странно он звучит: насколько концепция «индиго» вообще научна? Несмотря на давнее появление этого термина, она признана далеко не везде, и вряд ли стоит всё списывать на косность научного сообщества. Достаточно обратиться к рассматриваемой публикации: об «индиго» заговорили лишь несколько десятилетий назад, а в качестве примеров приводятся в том числе деятели из античных времён.
     Заканчивая эту тему, могу сообщить, что из чистого любопытства попробовал примерить перечисленные критерии принадлежности к «индиго» на себя. Получилось где-то шесть – семь, ещё пара — наполовину, остальные очевидно не про меня. И куда относить? А самое главное, зачем? Анкеты, предлагаемые кандидатам на трудоустройство, этих параметров не подразумевают и дополнительных бонусов (не обязательно материальных) не предусматривают. Тихо гордиться в одиночку, осознавая свою «особенность»? Вообще неинтересно...
     Есть в публикации ещё один, на мой взгляд, сомнительный момент. Касается он слияния человечества в единую расу. В истории уже было нечто подобное, достаточно вспомнить опыт создания «единой общности — советского народа». Как-то не очень сложилось, а с распадом СССР, казалось бы, побеждённый национализм полез изо всех щелей и расцвёл пышным цветом. Причём похожие процессы наблюдаются и в других местах — где не проводился социалистический эксперимент. И если на то пошло, здесь вновь выделяются «несколько процентов». Эти «проценты» не заражены ксенофобией, расовой или национальной неприязнью, религиозной нетерпимостью, но их голос тонет в воплях масс. Можно, конечно, сослаться на опыт стран типа Кубы, но не стоит забывать, что население там веками искусственно формировалось массовым завозом рабов, оторванных от географических, исторических и культурных корней. Нынешняя ситуация с мигрантами, особенно в Европе, да и у нас в стране, выглядит не столь благостно, ассимиляция явно буксует, что проявляется всё заметнее. На это, кстати, обращает внимание и сам автор в заключительной части книги. Как утверждают некоторые учёные, «воспитанием» такие различия не устранить.
     Тут было бы уместно сказать несколько слов о политике вообще. Ни для кого не секрет, что там действуют совсем другие законы и применять общепринятые понятия морали и нравственности по отношению к тем, кто реально влияет на судьбы стран и народов, некорректно. Просто потому, что нередко приходится принимать решения на основе иных принципов, и личные человеческие качества политика никого интересовать не будут, важен лишь итоговый результат. Будучи заложниками ситуации, да с учётом собственных интересов, политики не предрасположены к действиям, направленным на построение общества всеобщей справедливости. Остаётся надеяться лишь на чудо, если в таких условиях пытаться хоть немного ускорить эволюцию в направлении, указанном в рассматриваемой публикации.

     Интересны представленные в книге рассуждения на тему жизни и её происхождения, особенно в свете того, что до сих пор нет единого мнения по этому поводу. Однако не лишне было бы задаться не только вопросом, что такое жизнь, как и откуда она появилась, но и зачем? С какой-то целью или просто вследствие случайного перемешивания атомов? Чем дальше, тем меньше верящих в такую случайность. Подобные вопросы можно задать и в отношении сознания, разума. На тему эволюции, времени, энергии и прочих физико–философских понятий мог бы предложить собственные размышления, но из-за недостатка места придётся воздержаться. Интересующиеся могут без труда обнаружить эти материалы на авторской странице (http://www.proza.ru/avtor/letopisec2). Вполне допускаю их спорность и противоречие высказанному в рассматриваемой публикации, впрочем, и на истину в последней инстанции не претендую. Здесь лишь выскажу пару замечаний.
     Первое касается мутаций. Давно установлено, что мутации, ответственные за биологическую эволюцию, могут возникать не только от природной радиоактивности земных пород, но и от химического воздействия. Есть также версии, согласно которым мутации появляются в результате работы вирусов опасных болезней. Впрочем, если отталкиваться от естественно-научных гипотез происхождения человека, это не так принципиально. Внешняя причина может быть какой угодно, вплоть до удара молнии, и это не просто слова: как-то показывали видеоматериал об обезьяне, которая после такого воздействия приобрела склонность к прямохождению. К сожалению, сородичи не оценили предоставленного шанса продвинуться по эволюционной лестнице, и спустя несколько дней или недель та обезьяна, которой, видимо, надоело быть белой вороной, вернулась к обычному способу перемещения на четырёх конечностях. Есть немало свидетельств и о появлении необычных способностей после удара током у человека, но, увы, такие способности не передаются потомкам.
     Второе — о сознании и его приоритете. Если подходить к проблеме философски, то высказанные автором мысли о первичности сознания укладываются в идеалистические представления о мире, но это только в рамках биполярной философии, где возможны лишь два непримиримых подхода: материалистический и идеалистический. Насколько они на самом деле «непримиримы», в наше время уже не столь очевидно. Но говоря о сознании, хотелось бы рассмотреть проблему не столько с философской, сколько с физической (то есть материальной) стороны, причём очень конкретно.
     Вначале простой пример — в качестве иллюстрации слов автора о первичности сознания и о реальных границах наших возможностей. Наше питание. Проглотив кусок еды, мы утрачиваем какой-либо контроль над её переработкой и использованием, все процессы проходят внутри организма без нашего сознательного участия. Несущественное исключение — избавление от отходов жизнедеятельности, когда мы можем в узких рамках выбрать место и время. Всё остальное за нас кто-то решает: когда и где полить кислотой или чем-то другим, что отдать в качестве сырья живущим в нас бактериям, куда направить высвободившуюся в результате химических реакций энергию... От нашего собственного сознания требуется только обеспечить своевременное поступление новой порции еды.
     Другой момент. Все слышали о таких недугах, как инсульт или болезнь Альцгеймера, специалисты назовут немало и других расстройств мозговой деятельности, которые проявляются именно в изменении сознания личности, чаще всего с возрастом. Человек утрачивает отдельные важные индивидуальные качества, порой приобретая другие, существенно менее ценимые, если не сказать грубее. Происходит своего рода «переформатирование» личности. Наука научилась связывать такие нарушения с определёнными изменениями в структуре мозга, хотя и по сей день там очень много необъяснимого. Вопрос: если сознание первично, может ли оно иметь интерес в деградации мозговой деятельности? С какой целью оно запускает этот процесс? Или всё-таки первична материя? Тут бы в дополнение к сознанию поговорить и о памяти, но лучше оставить эти темы специалистам.
     Теперь на другую, хотя и не столь далёкую тему. Приведу слегка видоизменённую цитату, надеюсь, автор не будет в претензии. «Чтобы лучше понимать, лучше видеть, лучше осознавать, лучше выживать, [необходимо принимать] лучшие, чем раньше, более правильные решения». При всей очевидности — как сделать тот самый правильный выбор? Кто подскажет? И кто научит? А главное: где гарантия, что в длительной перспективе выбор окажется правильным, а не фатальным? Можно ориентироваться на имеющиеся знания, прогнозы, интуицию (это, правда, пока больше из области мистики и эзотерики), но предсказывать результат — рискованное дело.
     Хотелось бы немного добавить к рассуждениям автора на тему эволюции, прогресса и регресса. В нынешних условиях всякого рода «эко–поселения», в значительной мере свободные от благ цивилизации, могут существовать только в качестве «заповедника» под охраной самой цивилизации. Это представляется очевидным, а потому не рассматривается. Интереснее другая ситуация, в настоящее время гипотетическая, но не лишённая перспективы: колонизация других планет. На длительном начальном этапе колонистам пришлось бы бороться только с природными условиями, враждебных сил в виде злобных и завистливых соседей там не будет, а потому и войн не предвидится. Соответственно, не будет нужды в обеспечении безопасности от нападений. В таких условиях неизмеримо большее значение приобретают взаимоотношения внутри поселенцев, а значит, их человеческие качества. Если спустя много времени произойдёт значительное увеличение численности колонистов, это может привести к обострению некоторых проблем, но, скорее всего, их можно будет предотвращать профилактическими мерами. Другое дело, если случится серьёзная природная или техногенная катастрофа. Не исключено, что на определённом этапе включится отбор, и эта эволюция пойдёт уже иначе, не так, как на Земле.

     Несколько слов «о разном», по мелочам. Вначале по поводу возможности «издания в СССР научно-популярной литературы с непроверенными, а тем более – ИСКАЖЁННЫМИ научными данными». Допустить такое совсем нетрудно. И у нас, и особенно «за бугром» нередко вбрасывались псевдонаучные сенсации с целью направить усилия «вероятного противника» и конкурентов по ложному следу, вынудив впустую тратить ресурсы и время. Самые известные примеры: металлический водород и программа «звёздных войн» (СОИ). Однако из этих слов вовсе не вытекает, что и с работами о магнитных полюсах Земли обязательно происходило нечто подобное. (Впрочем, не стоит исключать и того, что Англией правят рептилоиды, но будем считать это шуткой). Если ещё чуть-чуть о магнитосфере: некоторые утверждают, что уже вообще некорректно говорить о двух полюсах — привычных нам северном и южном, всё явственнее проявляются и новые, пока только в виде магнитных аномалий. И правда: почему Солнцу можно иметь несколько магнитных полюсов, а нам нет?
     Теперь немного околонаучных фантазий об «эффекте Джанибекова». Можно к нему как угодно относиться, но отрицать сам факт вряд ли стоит. Вопрос, есть ли основания связывать его с возможным изменением в пространстве оси вращения Земли, но и тут от однозначного отрицания лучше поостеречься. В тексте сказано, что этот эффект проявляется лишь в невесомости. Но, во-первых, наша планета в космосе и летит в условиях невесомости, а во-вторых, может, дело не в невесомости, а в характере движения объекта вокруг Земли? Гироскоп стремится сохранить направление оси вращения относительно «космических координат», а станция, обращаясь вокруг планеты, меняет своё положение. Тем самым положение оси станции относительно оси гироскопа (вращающегося внутри неё тела) рассогласовывается, и при достижении некоторого критического значения гироскоп как бы переворачивается (только относительно станции!). Однако не зря упомянуто слово «фантазии»: такое объяснение могло бы подойти при допущении, что эффект связан с воздействием на гироскоп квантованного гравитационного поля Земли, когда переворачивание происходит при пересечении его силовых линий. Пока что официальная наука не сильно предрасположена к понятиям эфира, квантованности пространства и прочим, присущим, скорее, эзотерике или, по официальной терминологии, «лженауке». Это при том, что природа гравитации до сих пор не получила общепризнанного внятного объяснения.
     Впечатляет авторская картина планетарного «конца света», хотя ещё в советские времена, когда пугали ядерной войной, встречались подобные описания. Можно обсуждать особенности различных апокалипсических сценариев в зависимости от основного «поражающего фактора» (в данном случае — инверсия магнитного поля), но они имеют третьестепенное значение. Не всё ли равно: сгореть, утонуть или задохнуться? Или спустя совсем немного времени умереть от болезней или голода? Однако при всех описанных ужасах есть и надежда: всё-таки нарисованная картина носит гипотетический характер и создана при определённых «начальных условиях» и предположениях. Реальность может сильно отличаться от созданной воображением. В качестве иллюстрации этих слов может подойти знаменитый фильм «Секс–миссия» («Новые амазонки»). Хотя, конечно же, хотелось бы избежать подобных катаклизмов. Но что можно спрогнозировать практически со стопроцентной вероятностью: никто никакой массовой эвакуации проводить не будет. Если бы дату катаклизма можно было достоверно предсказать с точностью хотя бы до месяца, кто-нибудь, может, и почесался, а так... Тем более речь не о представителях «золотого миллиарда». Мексиканцев и индийцев наши планетарные «элиты» вряд ли считают за людей, о чьих жизнях стоит волноваться. Меньше ртов, в полном соответствии со стремлением сократить население Земли. Зато потом у «неподкупных и беспристрастных» СМИ появится возможность долго смаковать подробности.
     Ситуация весьма напоминает Йеллоустоунскую кальдеру: все знают, что грохнет, но никто не знает когда. И что, кто-то организовывает эвакуацию или хотя бы закрывает местный национальный парк? Да вы с ума сошли, там же столько денег зарабатывается!
     Но предположим невероятное: мировые лидеры договорились скинуться на эвакуацию, а что дальше? Начнётся подбор более–менее пригодных территорий для переселения, а так ли много найдётся желающих разместить у себя миллионы, а то и десятки миллионов представителей совершенно чуждой культуры? А ведь эти многие миллионы ещё надо уговорить на переезд. Продолжим фантазировать. Переселенцы кое-как обустроились в непривычных природных условиях, живут год, другой — и ничего катастрофического не происходит! Начинаются волнения: какого лешего нас сюда перетащили с родины? А их, на минуточку, миллионы! И кому нужны такие проблемы? При всей очевидной гуманитарной направленности подобных предложений на ум сразу приходит известное напоминание, куда ведут благие намерения. Это не говоря о том, что катастрофический прогноз может не сбыться в географическом плане. Тогда выяснится, что спасать надо было совсем других.
     В полной мере это касается и экономических обоснований переселения. Приведённый пример США, изрядно обогатившихся на двух мировых войнах, по целому ряду причин вряд ли уместен. Да и вообще, в условиях очередной кардинальной смены технологического уклада об экономике лучше помалкивать. «Не до грибов», понимаете ли. И представленные автором соображения относительно перепроизводства, использования роботов, занятости населения это только подтверждают. Чем и когда закончится общемировой переход к новому технологическому укладу, можно только гадать. Так же рискованно предсказывать неизбежное доминирование Китая, США или какой-либо другой страны. Пример СССР слишком показателен: кому бы в голову пришло всерьёз обсуждать его полный распад даже в восьмидесятых годах прошлого века? О до сих пор идущих на этой территории войнах и говорить нечего. А предпосылок для распада тех же США и Евросоюза куда больше.
     Ну а что касается строительства дорог через Гималаи для эвакуации... Переброска вод наших северных рек в южные регионы, затеянная было на излёте советской власти, выглядит в сравнении с таким проектом бледной тенью. (Вообще, с учётом дальней перспективы, может, сразу на Марс? И повод колонизировать космического соседа появляется: типа, людей спасаем). Ещё немного насчёт дорог: ну, построим (?) их для эвакуации, а потом что с ними делать, когда всех вывезут? Обратного же потока не предвидится! И вообще обратно везти нечего: выжженную территорию никто восстанавливать не будет. Или будет? По новому «плану Маршалла». Только не за деньги, ведь они же, по мнению автора, отомрут за ненадобностью! В общем, и впрямь «Остапа понесло», а точнее, унесло могучим ураганом. Прямо в магнитную линзу...
     Отдельный вопрос по поводу опасений автора, что Китай или Австралия могут «оттяпать индусов». Так и подмывает спросить: а ему приходилось длительное время жить в Индии или хотя бы общаться в быту с выходцами оттуда? Могу порекомендовать на «Прозе.ру» одного автора, сам же из соображений политкорректности не хотел бы далее развивать здесь эту тему.

     В качестве заключения. Могу лишь выразить благодарность автору за интересную книгу, получил несомненное удовольствие от прочтения. С сожалением вынужден повторить, что такого рода публикации в обозримом будущем вряд ли станут литературой для широкого распространения.
     Быть может, несколько не в тему, ориентируюсь исключительно на собственное восприятие: на мой взгляд, для значительной прослойки потенциальных читателей препятствием может оказаться и выбранный авторский псевдоним. Уже не впервые сталкиваюсь на «Прозе.ру» с интересными публикациями мировоззренческого характера, авторы которых скрываются за экзотическими никами. Представляется, что «человекообразные» имена более способствовали бы росту интереса к таким текстам. Разумеется, на всё авторская воля.
     В самом начале этого отзыва уже говорилось о совпадениях с некоторыми собственными текстами, иногда почти дословных. Нарушая правило воздерживаться от самоцитирования, приведу небольшой фрагмент из «Аллюзиона...»:
     «...— Знаете, как говорят: "Если ты такой умный, то почему бедный?" < . . . >
    — А вам, простите, не приходит в голову, что именно поэтому?
    — То есть?
    — Да то, что хватает ума не ставить меркантильные интересы на первое место. Начнём с того, что есть в мире вещи и поинтереснее, чем добывание денег. Хотя кому как... »
     А вот авторский ответ на тот же вопрос: «Да потому что честный!» Можно, конечно, придраться к формальным отличиям слов «умный» и «честный», но, на непредвзятый взгляд, в контексте фразы, да и у автора, речь об одном и том же. Пока остаётся утешаться, что такое положение дел наблюдалось на протяжении всей человеческой истории, иначе народы не сочинили бы столько сказок о том, как умному бедняку удаётся в конце концов разбогатеть. К сожалению, не разделяю точку зрения автора в отношении перспектив: в сколько-нибудь обозримом будущем не вижу предпосылок для существенных перемен в массовом сознании. О причинах такого взгляда распространяться не буду, тем более что в его основании можно обнаружить элементы эзотерики.
     Заканчивая, позволю себе привести ещё одну небольшую собственную выдержку из того же источника:
     «...— Умных, да и просто интересных книг за столько веков уже горы понаписаны, да только кто их читает? Так, отдельные книжные гурманы, да и те вымирают как вид прямо на глазах...»
     А жаль. Но, быть может, всё в соответствии с «приговором»? К высшей мере эволюции...


     21.VII.2017


Рецензии
Здравствуйте, Андрей!

Прочитал с интересом. Спасибо.
Написание рецензий - это особый вид искусства, которым мало кто владеет. На мой взгляд, именно искусства. У меня сложилось впечатление о книге. Значит, у Вас все получилось.
Обычно в подобных книгах присутствует стандартный набор тем: первичность сознания, «конец света», слияние человечества в единую расу, «индиго» и далее по списку. Отмечу доброжелательность рецензента к автору книги, что тоже становится редкостью.

«К сожалению, не разделяю точку зрения автора в отношении перспектив: в сколько-нибудь обозримом будущем не вижу предпосылок для существенных перемен в массовом сознании».

На мой взгляд, речь даже идет о деградации. Все хуже обстоит дело с системным мышлением. Простой пример. Каждый день на нашем сайте появляется большое количество статей на всевозможные политические темы. Вокруг них часто возникает даже полемика. Но авторы всегда пишут свои эмоциональные отклики только о следствиях. Системные вопросы им неинтересны. Я еще не встретил ни одной серьезной статьи о Бреттон-Вудской системе. Это забавно, потому что если человека интересует политика, то при системном подходе всегда имеет смысл ознакомиться с правилами игры.

С уважением, Александр

Александр Галяткин Юлия Фадеева   14.01.2020 12:02     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр!

Благодарю Вас за интерес к моему разделу "Рецензии". Нечасто комментирую столь развёрнуто, и причины Вы указали в своём отзыве: многие материалы грешат поверхностностью, а авторы — излишним самомнением.
И против слов о деградации возражать не стану — это было бы по меньшей мере странно из уст автора "Аллюзиона...", где этот тезис проходит красной линией.
Конечно, искать серьёзные статьи на Прозе.ру — занятие не слишком перспективное, есть другие источники, но тем не менее встречаются и здесь. К сожалению, обычно всё тонет в эмоциональной шумихе и такие материалы редко попадают на верхние строчки рейтинга, получив таким образом больше внимания со стороны читателей. Тем ценнее каждый из них, за что ещё раз отдельное спасибо.
При этом отмечу, что даже если рецензия помогла составить представление о книге, она не заменит знакомства с первоисточником. При прочтении у другого читателя может сложиться и иное мнение.

С уважением,

Андрей Девин   14.01.2020 12:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.