За державу обидно, или стыдно!

Кажется, совсем недавно  я написал статейку «За державу обидно» и опубликовал ее в интернете, на своей странице. Ан уже опять руки тянутся к перу. Опять пришли указания сверху, от которых напрашивается вопрос (ну прям по Марии Лондон). Что они там курят?

           Нет пророка в своем отечестве, но зато предсказателей – прорва. Да о чем это я? В чем отличие? Все очень просто, если пророчества не сбылись, пророка на дыбу, если сбылись, тем более. А с предсказателя, какой спрос. Ну, брякнул человек не подумав. Не сбылось и ладно. Сбылось – угадал сукин сын. В общем так. За базар ответил – пророк, нет – предсказатель. Ну, вроде того. Окончил жизнь трагически – поэт, сам помер – графоман. Это я так думаю, а как на самом деле – кто ж его знает. Только сдается мне, дамы и господа, не нужно быть пророком или предсказателем, дабы понять, что дело швах. Это я про отечественное здравоохранение.
• И не только потому, что зарплаты медицинских чиновников сравнялись с депутатскими, а зарплаты многих врачей едва перекрывают прожиточный минимум.
• Не будем обращать внимание на то, что лекарства рекламируют в «полный рост», даже те, которые без назначения врача отпускать не следует.
• Дело вовсе не в том, что разница между аптекой и продуктовой лавкой навсегда стерлась, более того, лекарства улучшают по средствам вкусовых добавок и красивых упаковок.
• Забудем, что реформы в образовании убивают саму идею образования уже на этапе школьной скамьи. И что там приходится на «высшую» медицинскую школу будет известно пару – тройку десятков лет спустя.
• И уж точно отложим в сторону вычурное соблюдение прав человека. По которому, медицинские ВУЗы не в состоянии обеспечить студентов материалами, для изучения анатомии.
• Смиримся и с тем, что свои медицинские познания в массы несет Геннадий Малахов и прочие сподвижники кикимор, домовых, водяных и леших. А СМИ всячески им в этом помогают.
• А что обеспеченные люди давно лечатся и рожают в Израиле, Германии и других странах  с развитой цивилизацией, так они не дураки что бы подставляться.
И вот на этом фоне  департамент здоровья населения выпустил памятку за № 2452 от 23.05.1917г и рекомендовал утвердить приказом местного значения (местного не местного, приказ есть приказ и попробуйте не выполнить) И называется сей опус «Памятка взаимодействия пациента и медицинского работника» и ссылается на закон РФ от 21.11.11 № 323-ФЗ. Документ очень интересный и поучительный, в котором все, в общем-то прописано и называется он «Об охране здоровья граждан Российской Федерации». Но вернемся к нашей памятке. Похоже, в Федеральном Законе многое упустили и памятку можно рассматривать, как дополнение к основному закону или я что-то путаю и памятка это отдельный документ, дающий бесценные рекомендации взаимодействующим пациенту и доктору. Предлагаю  документ изучить, проанализировать и заценить, как шедевр административного творчества.
Итак:
      При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
• Уважительное и гуманное отношение со стороны медицинских работников и других лиц, участвующих в оказании медпомощи. Об этом не лишне напомнить рассеянным медработникам, но интересно узнать у авторов документа какие лица участвуют непосредственно в медпомощи, кроме медперсонала и стоит ли неуважительно и негуманно продавать колбасу в мясной лавке или делать стрижку в парикмахерской;
• Обследование, лечение и нахождение в учреждении здравоохранения в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. Так это вопрос не к медперсоналу, а к чиновникам и правительству, это вообще из ряда вон, вести прием в свинарниках и конюшнях;
• Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами. Пунктик явно с черным  юморком, сколько позволяет лекарственное обеспечение, так и обезболиваем. Интересно, а кто ответственный за лекарственное обеспечение? А вообще, разве не прописано в мед.букварях, как и чем  нужно обезболивать, при том или ином состоянии или принцип – чем больше, тем лучше никто не отменял и он действителен в анестезиологии;
• Добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство в соответствии с законодательными актами. Как же не упомянуть об этом, это явление правового цинизма я  подробней осветил в опусе «За державу обидно»;
• Информированный отказ от оказания (прекращение) медицинской помощи, от госпитализации, за исключением  случаев, предусмотренных законодательными актами. Это да, случаи бывают разные и отказ от лечения, может быть продиктован обстоятельствами, которые выше нас;
• Сохранение медицинскими работниками в тайне информации о факте его обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании и лечении, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Может, я чего не знаю, за разглашение врачебной тайны, давно прописана уголовная статья;
• Получение необходимого лечения без промедления, в течении установленных законодательством РФ сроков, определенного на  основе клинических рекомендаций (протокол лечения), а также стандартов и порядка оказания медицинской помощи в зависимости от неотложности клинического случая. Не пункт, а праздник. Лечение без промедления! А вот получение жилья, мест в детском садике, работы по специальности и прочее на законном основании допускается вечная волокита. Ох, и мудрены чиновники, эк, замесили круто. Хрен тебе в дышло, хотя и положено по закону. Только с медициной не прокатило;
• На подачу жалобы и получение ответа или иной обратной связи в случае получения вреда. Ну, тут Бог им судья и страховая компания;
• Запрашивать копию амбулаторной карты пациента по месту постоянного наблюдения в случаях посещения других учреждений здравоохранения с целью получения медицинской помощи. Других вариантов не может и быть.

Но как водится, пациент имеет не только права, но и обязанности, а это уже другой раздел и не менее занимательный. Давайте ознакомимся.
      Обязанности пациента
• Заботится о сохранении собственного здоровья. Это шутка юмора такая. Ну не будет пациент, заботится о здоровье. Поскольку фрукты и овощи поддельные, мясо – рыба фальсифицированы. Сверхприбыли заставляют продавцов и производителей идти на обман. Проверяющие организации погрязли в коррупции. Экология дрянь, вода дрянь, воздух дрянь, еда дрянь. Социальная неустроенность и низкие доходы культивируют тотальную гиподинамию. За все нужно платить. За спорт, за увлечения, за здоровье. А платить нечем. К слову сказать, на диване лежа  перед телевизором, рассуждать о пользе бега трусцой, вполне выполнимая вещь. Соя, пальмовое масло, модифицированный крахмал, загустители, стабилизаторы, ароматизаторы – вот далеко  неполный список атрибутов питания предлагаемых населению «вместо еды». Все эти вещества, в той или иной степени, вызывают расстройства здоровья. Призыв заботится об оном, выглядит кощунством;
• Уважительно относится к медицинским работникам и другим лицам, участвующим в оказании медицинской помощи. Я догадался, наконец, кто такие другие лица. Это парикмахеры, продавцы, повара, кондукторы, водители такси. Вот ведь чиновники и слово в простоте не скажут. Догадайся, что уважительного отношения желают все люди;
• Уважительно относиться к другим пациентам, соблюдать очередность, пропускать лиц, имеющих право на внеочередное обслуживание. Ничего нового сказать не могу;
• Предоставлять лицу, оказывающему медицинскую помощь, достоверную информацию о состоянии своего здоровья, в том числе и о противопоказаниях к применению лекарственных средств, ранее перенесенных и наследственных заболеваниях. При этом можно рассказать нравоучительную историю, как один дяденька пациент, не рассказал тетеньке врачу, что у него непереносимость к пенициллину. Тетенька врач впендюрила ему пенициллин по саму сурепицу, а у него возьми да и развейся анафилактический шок. На  похоронах все плакали;
• Выполнять медицинские предписания. Дальше вы прочтете, что врач должен иметь настойчивую позицию в выполнению оных, он должен тащить пациента как корову на баню, настойчиво и планомерно;
• Сотрудничать с врачом на всех этапах оказания медицинской помощи. Пункт совершенно для меня непонятный. Может вместе разбирать аннотации к назначенным лекарствам?;
• Соблюдать санитарно-гигиенические нормы. Опять мыть руки перед едой? Ну, сколько можно то;
• Сохранять копии медицинских заключений и других документов, подтверждающих прохождение медицинского обследования. Все!
Вот мы и добрались до кульминации, до интриги в сюжете данного послания,  сыромяжной правде жизни. А именно:
          Обязанности врача в отношении к пациенту:
• Заботится одинаково обо всех пациентах, не дискриминируя их, по материальному состоянию, социальному или моральному статусу, личному отношению врача к пациенту, религиозным убеждениям. Ой, батюшки и половины не указали. А в огонь и воду, не смотря, друг или враг…, а в чей бы дом я не вошел. Как Гиппократа оскопили. На святое посягнули…на клятву. Похоже, шапка не загорелась, а взорвалась на прохвостах. Совести у вас нет авторы памятки. Ну ничего святого. И как можно одинаково относится к чиновнику и к работяге, уж не скажете, что их в одну палату поместить, а VIP- обслуживание закрыть, как не демократичное?;
• Назначать только необходимые пациенту обследования и избегать назначения обследований, не  относящихся к его заболеванию. Правильно, пришел с алкогольной зависимостью или наркотической, а мы ему кровь на  ВИЧ, РВ, флюорографию. А самые тупые – кал на яйца глистов назначают. Все прошли те убогие времена, когда терапевты, по приказу, всем обратившимся женщинам титьки мяли, на предмет раннего обнаружения онкологии. А подозрительный тревожный врач удовлетворял свое любопытство и реализовал свою тревогу в куче ненужных обследований. Ох и мудры наши руководители! Прозорливы! Пациент сам должен знать, на что обследоваться;
• Прежде чем проставить диагноз и начать лечение, врач должен записать в карточку состояние больного. Не обращайте внимание, этот пункт вообще вписан случайно, он в основном касается скорой помощи и реанимации;
• Письменно и четко записать рецепты, указывая  дозировку и способ приема.  Это вообще о чем? Пациент имеет право взять копию карточки и лечить себя сам, в случае внезапной смерти врача? Ах,  как мудро и логично, а на первый взгляд дурь – дурью;
• Рассказать пациенту или его представителю о типе, причинах и осложнениях его заболевания, о пользе и возможных осложнениях диагностических и терапевтических процедур. Этот пункт, просто апогей лечебного – диагностического администрирования. Воображение сразу рисует картинку в духе средневековых пасторалей. Сидят пациент с врачом и доктор, с увлечением рассказывает этиологию и патогенез страдания пациента. Уделяя особое внимание прогнозу и возможным осложнениям. А закончить свою речь, доктор может шаблонной фразой: - «Жаль братан, что ты все равно окочуришься не от этой, так от другой болезни или просто от старости» Ну, исключительно для того, чтобы больной был готов к любому развитию событий;
• Перед приемом пациента обеспечить наличие медицинской карты в кабинете. С какого перепугу, этот пункт навесили на врача. Этим должны заниматься специально обученные люди (сестры, медрегистраторы), а организовать их должны организаторы от медицины. Что - то вроде мелких клерков, которые и доводят до врачей всю мудрость руководства.
• Обеспечить регулирование очереди и соблюдения записи приема медицинской сестрой. Этот пункт выше моего понимания. Особенно про медицинскую сестру;
• Соблюдение приема  в соответствии с записью. Это что про частную медицину? При чем тут врач?;
• Информировать пациента об отмене приема с возможностью переноса даты приема по согласию с пациентом.  Очень хочется сказать: - « А ху-ху не хо-хо!» Врач самостоятельно прием не отменяет, если он в здравом рассудке. Либо его отправляют в командировку, либо он умирает, либо его увольняют. Господа админы оторвите пятые точки от кресел и проявите заботу об обездоленных пациентах или поручите это своим помощникам, сами отвечайте за свои проделки;
• Разъяснять пациенту рекомендации по дальнейшему лечению в доступной форме. Очень интересно, это как? Просто сказать, что если не будешь лечиться, то прокатишься в ПАЗике ногами вперед? Или все дело в контроле, пациент должен следить за доктором, а вдруг двоечник, что напутает. За этими медиками глаз да глаз. Вот в этом месте легче всех психиатрам. Идиоты, дебилы и имбицилы все с полуслова понимают, а шизофреники, может, и подскажут чего гениального;
• Ознакомить и проинформировать пациента о стандарте лечения или обследования в соответствии с его заболеванием. Ну как не вспомнить Михаила Задорного с его страшно должна порадовать информация о том, как его стандартно будут лечить, кстати, сообщить при этом, что результат будет – как выйдет! А вот наши Учителя, «старой школы», наши светочи, гордость отечественного здравоохранения - Боткин, Бехтерев, Ухтомский (всех трудно перечислить), учили что нужно лечить не болезнь, а больного. То есть нужен индивидуальный подход! Господа хорошие, улучшители дебильные! Стандартизировать нужно не Процесс лечения, а Результат! И гнать поганой метлой врачей, в большинстве случаев его не достигающий. Я не оговорился, есть статистическая погрешность и тогда все встанет на свои места. Из неумелых клиницистов могут выйти прекрасные  мед.статисты, главврачи и другие медицинские чиновники. И те врачи, которые достигают необходимый результат, должны получать зарплату такую, что б все те которые не смогли стать врачом «от Бога» (главврачи включительно) им позавидовали. Вот тогда все встанет с головы на ноги;
• В ходе приема пациента давать полную, актуальную и в доступной форме информацию относительно его здоровья, алгоритма дальнейшего лечения, профилактики и риска возникновения других заболеваний. Такое впечатление, что данный  пункт писали инопланетяне или люди ни разу не сталкивающиеся с пациентами. Какую информацию «полную» или «актуальную» давать. Вы вообще о чем? Могу представить: - У Вас батенька сидячий образ жизни, склеры с желта, похоже, холестерин зашкаливает, живот большой, это абдоминальный тип ожирения, по статистике синдром внезапной коронарной смерти, очень даже вероятен, ЭКГ давно делали, (жаль по стандартам дополнительно назначить не могу). С такими данными ваш диагноз – смертный приговор. Или, ах, Мари Ивановна, вам уже сорок пять, вы блондинка, значит конкременты в желчном пузыре должны быть и избыточный вес, жалко мне ваши суставы. Бедный ваш позвоночник, да не переживайте…остеохондроз он у всех, проявляется сразу не у всех…да и онкология вещь коварная, с ходу не распознаешь, а ваш возраст близок к критическому;
• Держать настойчивую позицию в отношении соблюдения пациентом ранее сделанных рекомендаций по его дальнейшему лечению. Спрашивается – чего ради? А может просто сказать: - братан, чо я тебе раньше говорил, забудь. Это так, на меня нашло. Я щас тебе, что другое звездану, дай поближе к фонарю встану;
Как видно из выше написанного обязанности врача суровы, справедливы и предполагают эмоциональный компонент (как у танцевальной пары бальных танцев или у фигуристов) Жаль, не прописано, обязателен ли интим с пациентом, у танцовщиков желателен, по косвенным и объективным  причинам. Но перейдем к правам врачей. Их совсем немного и высосаны они ну почти из пальца.  Итак:
Права врача
Врач имеет право:
• Отказаться от пациента в случае, если при этом отказе не  последует угроза жизни пациента и здоровью окружающих. Наверное, имеется в виду тот случай, когда врач и пациент находятся в безлюдной пустыне. Нет, там еще про окружающих прописано. Если врач при отказе от пациента не будет кидать гранату в толпу, то каким боком окружающие могут пострадать;
В этом случае врач должен:
• Предоставить себе замену, то есть другого врача, так как нельзя отказать в предоставлении медицинской помощи нуждающемуся в ней человеку;
• Согласовать свой отказ со своим руководством. Что-то здесь составители рамсы попутали, речь идет о правах или обязанностях. И с каких это пор лечащий врач сам должен организовывать лечебный процесс, а на высоком Олимпе что, могут только говорить : -« Дасс» и раздувать щеки? А не пошлет ли его коллега в сексуально-эротическое путешествие, состоящее из трех или пяти букв, на предложение его заменить. Оказывается нельзя отказывать диабетикам в инсулинах, льготникам в бесплатном обеспечении лекарствами. И нельзя медицину финансировать по остаточному принципу. А в верхах то не знают… пиво пьют! А лечащий врач обязан это знать, это у него в правах прописано;
• Врач имеет право на защиту своей чести и достоинства. Либо этот пункт внесли для количества, либо признали, что врач  таки приравнен ко всем гражданам РФ .И допускается, что у него может быть и честь и достоинство. Чудны дела твои Господи!;
• Врач имеет право на создание комфортных условий для осуществления качественного трудового процесса. Поскольку этот пункт можно комментировать только матом. Я предлагаю читателю самому поразмыслить над оным;
Заметил пытливый читатель, как мало пунктов по правам врача. А те немногие пункты, частично можно отнести к обязанностям, частично написаны формально, так … для количества. Я думаю, что когда мы говорим о «комфортных условиях», мы говорим - ни о чем. Что под этим словоблудством понимает врач, что чиновник, а что олигарх. Полная иллюзия, что речь идет об одном и том же. Не повернулся язык у создателей данного документа, что врач имеет право на:
• достойную зарплату,
• снижение нагрузке по чистописанию,
• льготное жилье,
• бесплатный проезд к морю в период отпуска,
• юридическую защиту от Врачебной Ассоциации, в случае судебного преследования.
• защиту от беспредела чиновников
• социальную рекламу повышающую престиж мед. работников, а не тявканье малокомпетентных журналюг, падких на дешевые сенсации.
• полный запрет «малаховщины» колдовства, нечистой силы и иного мракобесия.

Это я так, навскидку, сильно не думая. А теперь попробуйте составителей памятки назвать одним словом, кто они? Ну, об этом ладно. А мы двинемся к следующему разделу.
Порядок разрешения конфликтных ситуаций между медицинским работником (организацией) и пациентом.
Зачем этот пункт внесли в сей документ непонятно, поскольку цитирую – «Порядок рассмотрения жалоб и обращений определен в соответствии с Законом Российской Федерации \О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации от 02.05. 2006г № 59-ФЗ /» Я предполагаю, что было необходимо немного плагиата добавить. Так, для чертовинки. По сему перепечатывать отрывок из закона не буду, что бы, не утомлять тебя читатель излишними подробностями. Но вот самый финал документа очень даже любопытен и называется он:

Несколько советов о том, как на практике избежать конфликта с пациентом:

• Соблюдать культуру оказания медицинской помощи. Заметим, что совет дан врачам, которые всегда считались элитой интеллигенции. Так и охота задать авторам документа:- Ша, парни, таки за кого вы нас имеете?;
• Следить за качеством ведения медицинской документации. Позвольте, это кто должен следить? А зачем мы содержим всяких зав отделениями, зав службами, начмедов и прочих замов. Так, для дармоедского количества?;
• Обязательно информировать пациента о сущности предлагаемого лечения, характера и возможных осложнениях.  И сразу давать направление на стац.лечение в отделение кризисных состояний, или психосоматики. Особенно этот пункт нужен для мнительных пациентов.
• Согласовывать план лечения с пациентом и оформлять его документально.  Такой пункт можно написать только в бреду, прости  меня Господи! Главный упор нужно поставить на пациентов с пресинильным психозом и болезнью Альцгеймера.
• Придерживаться порядков и стандартов оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций принятых на федеральном и региональном уровне или в конкретном медицинском учреждении. Это сказ о том, как развалили и убили отечественное здравоохранение, подменив его суррогатами из американо -европейских ценностей замешанных на толерантности.
• Помнить о необходимости «конфликтной настороженности»  и проводить экспресс-диагностику психологического типа личности пациента. Вот это правильно, обследовать всех пациентов у психолога и если встретится истероид, выдавать доктору молоко за вредность.
• Стараться разрешать конфликт на месте «здесь и сейчас». Разумно, хотя, при встречи двух баранов, это сделать трудно. А конфликт возникает тогда, когда есть противоречия в законах, правилах, инструкциях и т.д.;
• Обязательно проводить разбор конфликтной ситуации в трудовом коллективе. Целесообразно иметь  в коллективе сотрудника, являющимся не только высококвалифицированным специалистом, но и обладающего определенными характерологическими данными, которого можно было бы привлекать к участию в разрешении споров между пациентом и медицинским персоналом в досудебном порядке по соглашению сторон. Опа-на! Ну, во-первых, нужно проводить не разбор (читаем – разборки), а анализ ситуации, дабы выявлять ошибки и прощеты. Во-вторых,  кто готовит таких специалистов и каковы ставки за такой труд. Может это бывшие рекетеры, с лозунгом – замнем, для ясности! Конфликты будут всегда, если законодательную базу пишут люди без «царя в голове». Смутно представляющие работу первичного звена. Что может сказать штабная крыса о передовой? Вот и я о том же!


Рецензии