Шпокен зи гаген, или...

ИРОНИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
сценарий многосерийного телевизионного фильма

1-я серия

1986 год.
ИНТ. КАБИНЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ ГОРКОМА КОМСОМОЛА - ДЕНЬ.
За столом СЕКРЕТАРЬ (около 30 лет, красив) работает с документами. Напротив него стоит молодой человек, ЗАВОРГ (22-25 лет). Оба молчат. ЗАВОРГ нетерпеливо смотрит на наручные часы в ожидании, что шеф обратит на него внимание. СЕКРЕТАРЬ не поднимает головы. ЗАВОРГ опять смотрит на часы и, наконец, решается нарушить молчание.

ЗАВОРГ
Ладно. Кончай. Я всё понял.

 
СЕКРЕТАРЬ
(взрывается)

Что ты понял?! Ты время видел сколько?

ЗАВОРГ
Без четверти…

СЕКРЕТАРЬ
Тебя два часа на месте не было. В «Бригантину» бегал, козлина?

ЗАВОРГ
Какая «Бригантина»? Нужно было по-быстрому отскочить.

ЗАВОРГ видит, что СЕКРЕТАРЬ смотрит на него с недоверием, начинает себя выгораживать.

Ну гадом буду! Не хотелось тебя отвлекать. Думал, мухой сгоняю.

СЕКРЕТАРЬ
Что ты мне лепишь! Глаза вон блестят… Видно же. Портвешком разминался?
 
ЗАВОРГ
С чего это?

СЕКРЕТАРЬ
С того! Радуйся, что я тебе пистон вставляю, а не наверху. Ты у нас герой? С пьянством и алкоголизмом в одиночку борешься?

ЗАВОРГ
Кончай базар. Обидно слушать.

СЕКРЕТАРЬ
Харе на работе бухать! Куча дел, а ты с утра на кочерге. Думаешь, мне не стучат на тебя? Ещё как стучат!

ЗАВОРГ
Кто?

СЕКРЕТАРЬ
Ктока кривой.


ЗАВОРГ
Чего-о?


СЕКРЕТАРЬ
Что слышал… (делает небольшую паузу).
Кто у нас на конференции Павку Карчагина играл? Простая такая у парня фамилия.


ЗАВОРГ
Маркин. Из шестой школы. Там кружок театральный. Иногда нам с концертами помогают.

ЗАВОРГ вдруг спохватывается, будто о чем-то догадавшись.

Да ладно! Ты на Маркина намекаешь? Он меня заложил?

СЕКРЕТАРЬ
Совсем уже? (крутит рукой у виска). Короче, слушай, а, лучше, - запиши, алконавт. Из обкома звонили. Собирают предложения по делегатам.

ЗАВОРГ
К съезду? Не рановато?


СЕКРЕТАРЬ
У тебя забыли спросить. От нас - две кандидатуры: парень из учащихся и девушка с фабрики.

ЗАВОРГ
Ну, с фабрикой всё легко и просто – Олечка наша. А про Маркина я тогда не понял. У нас от школ получше есть предложения. Причём здесь он?

СЕКРЕТАРЬ
А при том, что на концерте его видел Сыромятов. Парень этот отрывок читал из «Как закалялась сталь». Теперь въехал?

ЗАВОРГ
Нет. Там и девки танцевали. Очень классные тёлки. Давай, мы и их делегируем.


СЕКРЕТАРЬ
Не борзей. Сыромятов хочет, чтобы этого Павку в списки внесли. Он олицетворяет нашу героическую молодёжь. Такая вот херня.

ЗАВОРГ
Так что, и в анкете его Карчагиным писать?

СЕКРЕТАРЬ
Дурак, что ли? Пусть едет под своей, под девичьей, фамилией. Надо только его к награде представить.

ЗАВОРГ
«За активную работу в комсомоле» пойдёт?

СЕКРЕТАРЬ
А чего сразу не к Герою Советского Союза, к званию лётчика-космонавта? А? «За активную работу» даже у меня нет. Что-то попроще… «За отличную учебу». Он как учится?

ЗАВОРГ
А я знаю?

СЕКРЕТАРЬ
Так узнай.

 
ИНТ. ШКОЛА. УРОК В КЛАССЕ - ДЕНЬ.
Молодая учительница химии, ХИМИЧКА, (25 лет, рыжая, некрасивая) объясняет учебный материал.

ХИМИЧКА
Из предыдущих уроков вы должны помнить, что атомы углерода могут соединяться друг с другом. Давайте вместе с вами вспомним кристаллические структуры атома углерода.

ХИМИЧКА берёт указку со стола, подходит к доске, где висит таблица «Кристаллические структуры модификаций углерода».
Графит. А вот так, если кто-то узнаёт, выглядит структура алмаза.

Ученица СОПКИНА, сидит на первой парте, не даёт ХИМИЧКЕ продолжить.


СОПКИНА
А это же из него бриллианты делают?

Сидящий за СОПКИНОЙ ученик вырывает из тетради листки. Это – Иосиф (Богданович) Маркин, МАРКИН, главный герой.

ХИМИЧКА
Угадала, СОПКИНА. Из него.

Продолжить урок ХИМИЧКА не может. В классе возникает весёлый шум. МАРКИН мнёт бумагу, поднимает руку, в которой зажат бумажный комок. У МАРКИНА на лице нетерпение. В классе кто-то сдавленно смеётся.


МАРКИН
А можно выйти?

Шум и веселье разгораются. В разных концах класса ученики реагируют на действия МАРКИНА.

УЧЕНИК 1
Сиди, Ёся, всё равно не
успеешь добежать.

УЧЕНИЦА
Дурак. Дебил конченый.

УЧЕНИК 2
Фу-у-у…

ХИМИЧКА
Маркин. Ты бы хоть девочек постеснялся. Иди и можешь уже на урок не возвращаться.


МАРКИН
А что? Я виноват, что ли? Естественная потребность. А что естественно – то не безобразно. Девочки тоже, между прочим, в туалет ходят.

ХИМИЧКА
Болтай меньше. Артист… из погорелого театра. Иди. Не мешай классу.

МАРКИН поднимается из-за парты и идёт на выход. В дверном проёме он останавливается, поворачивается к ХИМИЧКЕ и близко к оригиналу произносит фразу Хоботова из фильма «Покровские ворота».

МАРКИН
Благодарю вас. О, благодарю!

ХИМИЧКА
Ты исчезнешь, наконец?

ИНТ. УЧИТЕЛЬСКАЯ - ДЕНЬ.
В учительском кабинете – никого, кроме УЧИТЕЛЯ (55-60 лет, невысокий, сухощавый, картавит). Слышно, как открывается входная дверь. УЧИТЕЛЬ поворачивает голову. В двери появляется ХИМИЧКА. ХИМИЧКА проходит мимо висящего на стене портрета Горбачева и садится за стол.

УЧИТЕЛЬ
Что-то огонька в глазах не вижу. Где чувство исполненного долга?   

ХИМИЧКА
О чем вы говорите… Огонёк… С этими мерзавцами потухнешь раньше времени. Я, кажется, не дождусь, когда от них избавлюсь.

УЧИТЕЛЬ
Да что вы такое говорите! Эти уйдут – придут другие. И ещё не известно, кто будет лучше. …Маркин или его дружок канючил? Могу отомстить, так сказать, из чувства солидарности. У меня сейчас там урок.

ХИМИЧКА
Очень хорошо. Зарежьте их, Исаак Лазаревич.

УЧИТЕЛЬ
Вы думаете я в школу с ножиком хожу?

ХИМИЧКА
Значит, не отомстите… Ладно, тогда уж как-нибудь сама. Всё-таки мерзавцы… мерзавцы… Но, знаете, мне их почему-то жалко.

УЧИТЕЛЬ
Понятное дело. Дети. Их всегда жалко. Да и вокруг непойми-чего происходит. Вы не слышали, что этот (кивает на портрет Горбачева) вчера по телевизору вещал?

КРП. ХИМИЧКА смотрит в сторону УЧИТЕЛЯ а затем на портрет.

ХИМИЧКА
Нет. Когда мне этот телевизор смотреть?


НАТ. ПРИМОРСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ - ДЕНЬ
Идут МАРКИН и его друг Лёшка Грот, ГРОТ, (17 лет). Друзья что-то оживлённо обсуждают, жестикулируют, смеются, толкают друг друга. Панорама города, море, горы, пляжи. В это время звучит голос за кадром.
Действия друзей, виды города, природы сопровождаются голосом за кадром.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Если в обычных городах люди мечтают о сказочном богатстве тайно, то каждый житель этого городка, откуда были родом закадычные друзья Иосиф Маркин и Лёшка Грот, грезил о нем открыто и вслух. А о чем еще можно искренне мечтать среди вечно зелёного великолепия: между морем и дивными горами, где на узкой полоске обустроенной суши становишься невольным свидетелем нескончаемого праздника? Город этот искушал каждого, кто презирал лопату и не прочь был плюхнуться в него, как в томно раскачивающийся гамак, чтобы пополнить собой армию мечтателей о выигрышном лотерейном билете, фантастическом кладе или богатом наследстве, оставленном всеми забытым дядюшкой, своевременно почившем в каком-нибудь глухом кокаиновом раю.

МАРКИН и ГРОТ подходят к киоску и покупают мороженое, идут к парапету набережной и становятся лицом к морю. Оба серьёзны.

МАРКИН
Дурак ты, Лёха, что не едешь со мной. Пойми, сейчас в центр нужно валить. Там возможностей — море. Люди с талантом всплывают на раз. А талант, братишка, это серьёзный капитал.

ГРОТ
Думаешь, ты один такой гениальный, что все только тебя и ждут? О, сам Маркин к нам приехал! Ура!

МАРКИН
Да и пусть - не один. Может, есть другие и они в сто раз лучше. А как я, по-твоему, это узнаю? Ко мне ж никто не придёт и не скажет. Я должен попробовать…  сам. Понимаешь?

ГРОТ
Что я, дурак, что ли? Только стрёмно всё это. Даром только время можно потерять. Осенью в армию загребут. И всё. Я уж лучше в наш пойду – на исторический.

МАРКИН
Не смеши, историк. Какой ты учитель?


ГРОТ
Ничего… Зато корочка будет.

МАРКИН
Кому она нужна? Я тебе о чём… Сейчас нужно успеть удачно встрять, а там уж… Ты смотри: свобода. Все, кому не лень, голосом Брежнева заговорили. Горбача пародируют. А у меня-то круче ихнего получается: «Уважаемый товарищ Герек, уважаемая Индира Ганди…» А? «Нужно углубить процесс, достичь всеобщего консенсуса».

ГРОТ
Да задолбал уже!

МАРКИН
Ну, клёво ведь? Хазанов с Винокуром отдыхают. Вдвоём с тобой мы бы там шороху навели.

ГРОТ
Ага! А если политику пришьют и — в козлодёрку?

МАРКИН
Лёсик, баран ты. Зубов бояться — в рот не глядеть.

ГРОТ
Причем здесь это? Я о чём тру: запросто можно загреметь. Батя говорит: «Контора не дремлет». Загребут за милую душу, не посмотрят, что ты — охеренный «Прожектор перестройки».

МАРКИН
Ну и хорошо! Можешь гнить здесь. Только потом не просись.

ГРОТ
Нужен ты мне. Ещё неизвестно кто к кому первый прибежит.

МАРКИН
Это тебе, дураку, неизвестно, а я
наперёд знаю.

МАРКИН хлопает ГРОТА по плечу. Мороженое падает из руки ГРОТА. От досады он замахивается на МАРКИНА и пытается ударить, но тот уворачивается и со смехом убегает. ГРОТ устремляется за ним.
На ходу МАРКИН поворачивается, бежит задом, ему весело.

МАРКИН
Ну, что? Кто за кем бежит?


ИНТ. ЧАСТНЫЙ ДОМ - ДЕНЬ.

МАРКИН и ГРОТ с шумом врываются в прихожую дома, где живёт МАРКИН. На шум выходит МАТЬ МАРКИНА, Сесилия Францевна (полная женщина около 45 лет.)

МАТЬ
(недовольно)
Что, спокойно уже нельзя в дом зайти? (Видит ГРОТА) Ну, всё ясно. Здравствуй, Лёшенька.

ГРОТ
(очень приветливо)

Здрасьте, тётя Селя. О, у вас новый халат. Очень красивый.
 
МАТЬ
Болтушка яишная. Халат ему красивый. Тыщу раз видел. Не надоело шутить?

МАРКИН

Не надоело. Ма, мы ненадолго. Через час у нас репетиция. Дай чего-нибудь поесть, s'il vous pla;t, maman. (Целует мать)

МАТЬ и ГРОТ проходят на кухню. МАРКИН идёт в ванную комнату, моет руки, вытирает их и прислушивается к разговору МАТЕРИ и ГРОТА.

МАТЬ
(Гроту)

Мне так, Лёшенька, нравится, что Ёсик говорит по-французски. Я всю жизнь сама хотела…

МАРКИН
(кричит из ванной комнаты)

Кончай, ма. Ты меня перед другом позоришь.

МАТЬ
(Гроту)

Ну, а что такого страшного я сказала? Мне кажется у него типично парижское произношение. Монпарнас…

ГРОТ
Монпарнас – кладбище в Париже, тётя Селя.


МАТЬ
Правда? А я, когда девчонкой была, фильм «Монпарнас, 19» смотрела. Какой красавчик там был Жерар Филип… Мы с подружкой тогда раз десять в клуб бегали. Сейчас такие фильмы уж и не показывают.

МАРКИН входит в кухню-столовую.

МАРКИН
Прононс, мамуль, к аттестату не пришьёшь.
МАРКИН жестами гонит ГРОТА в ванную комнату.
Знаешь, что мне француз сказал? (Копирует голос УЧИТЕЛЯ) Ты ж понимаешь, Маркин, тройку я тебе авансом поставил, чтобы не подумали, что ты — дебил. Мне крайне больно бросать тень на твой талант. Чем черт не шутит, может, ещё всенародным клоуном станешь?

МАТЬ
Какие гадости ты про себя говоришь. Невозможно такое слушать.

ГРОТ заходит на кухню с полотенцем. Продолжает вытирать руки.
 
ГРОТ
Чего ты гонишь. Врёт он всё, тётя Селя. Исаак Лазаревич сказал, что мы все ещё будем гордиться Маркиным, что он, типа, прославит нашу школу.




МАТЬ
Спасибо, Лёшенька. А то от этого оболтуса разве правды добьёшься? Кушайте, мальчики. Я вам потом чаю налью.

МАТЬ подходит к окну.
 
НАТ. За окном светит солнце, буйная зелень, на столе под окном спит рыжий кот.

МАТЬ
Известно уже, когда у вас последний звонок?
 
НАТ. ШКОЛЬНЫЙ ДВОР - ДЕНЬ.
Торжественная линейка в школе. Нарядные дети с цветами. Из динамиков звучит громкая музыка. Последний звонок. ГРОТ улыбается. На плече у него девочка-первоклашка с огромными белыми бантами. ГРОТ начинает двигаться от центральной части, где стоят учителя и гости, вдоль рядов учеников. Первоклашка колотит в колокольчик.

ТИТРЫ НА ЭКРАНЕ: ПРОШЛО 30 ЛЕТ

НАТ. ЗДАНИЕ ОФИСНОГО ЦЕНТРА - ДЕНЬ.
Стильный интерьер офисного центра. По коридору идёт ГРОТ. Внешне он мало изменился. Появились бородка, длинные волосы. Подходит к двери с табличкой: «Артистическое агентство Маркина». Заходит вовнутрь. В просторном офисе сотрудники говорят по телефону.

ГРОТ
Всем привет.

Три работника офиса реагируют на приход ГРОТА по-разному: приветствуют рукой, кивают головой, приветливо улыбаются.
ГРОТ снимает пальто. На столе звонит телефон. ГРОТ садится в кресло, поднимает трубку, слушает, потом начинает говорить.

ГРОТ
Нет, Иосиф Богданович не сможет ни двадцать пятого, ни двадцать шестого. Ни одного «окна» на ближайшие два месяца. Я смотрю… Нет. Сожалею. Ничего нет.

Рядом по телефону разговаривает СОТРУДНИЦА 1, слегка кокетничает с абонентом.

СОТРУДНИЦА 1
Какая? Северо-западная таможня? Я записываю. А когда у вас юбилей? Я поняла… вы хотите сольник Маркина на пятнадцатое марта. Расценки вы знаете.

ГРОТ продолжает говорить по телефону с тем же самым абонентом. Заметно, что старается сдерживать себя.

ГРОТ
Я уже вам в какой раз говорю… Два концерта в Казани, а оттуда он летит в Читу. Да. Я очень сожалею, но – никак.

КРП. СОТРУДНИЦА 2 говорит по телефону полушепотом.

СОТРУДНИЦА 2
Сегодня тоже, наверное, допоздна. Всё, не могу больше говорить. Ты меня встретишь?

К прекратившему разговор ГРОТУ подходит СОТРУДНИК, у него в руках листок бумаги. ГРОТ выглядит утомлённым, проводит с напряжением ладонью по лицу после чего замечает СОТРУДНИКА.

ГРОТ
Что у тебя?

СОТРУДНИК
Тут вчера без вас звонили из… (читает по бумажке) секретариат головной штаб-квартиры объединённого политсовета партии реверсивного движения. Во, блин.

СОТРУДНИК кладёт листок на стол. ГРОТ берёт листок, бегло просматривает.

ГРОТ
Об этом звонке вчера и нужно было сообщить. Кто от них звонил?

СОТРУДНИК
В смысле?

ГРОТ старается говорить спокойно, разделяет слова.

ГРОТ
Голос у звонившего был мужской или женский?

СОТРУДНИК
Девушка звонила.

ГРОТ
Хорошо. Я понял.

ГРОТ тянется к телефонной трубке и набирает номер. Ждёт ответа.

ГРОТ
Оксаночка? Агентство Маркина. Звонили вчера?
В трубке звучит голос ОКСАНЫ. Говорит с малоросским акцентом, тараторит.

ОКСАНА
Да, да, Алексей, звонила. Гарик Леонтьевич просит маэстро заехать к нам завтра.
 
(Голос продолжает звучать, но на экране меняется картинка).

ИНТ. ШТАБ-КВАРТИРА РЕВЕРСИВНОЙ ПАРТИИ - ДЕНЬ.
Приёмная руководства партии. На стенах висят плакаты с фотографиями основателя партии Гарика Леонтьевича Уссацкого (УССАЦКИЙ). На некоторых из плакатов слоган: «Свободное волеизъявление народа — главное достижение демократии». Телефон держит ОКСАНА (пухленькая, симпатичная блондинка, 20 лет, избыточно украшена бижутерией). Голос ОКСАНЫ звучит всё громче и громче.

Лучше бы - до одиннадцати. У нас потом политсовет. Все будут заняты. Вы ж понимаете - государственные дела…
Скажите, Алексей, он сможет? Ваш - кто он там у вас? - мне вчера не мог ответить. А это – важно.

В трубке, которую держит ОКСАНА, звучит голос ГРОТА.

ГРОТ
Оксаночка, вы же знаете, как мы все любим вашу партию. Что б мы, вообще, без вас, без нашего Гарика Леонтьевича делали? Я лично завтра привезу к вам Иосифа живым или мёртвым.


ОКСАНА
Мёртвым? Ой, вы шутите. Когда, к какому часу вы будете у нас? Вы пропадаете… Не слышу. Когда?

На громкий разговор ОКСАНЫ из своего кабинета выходит БРУНЕТ, Митрофан Дадашевич Брунет (около 60 лет, маленький, толстый, с копной черных крашеных волос на голове), идеолог партии, заместитель УССАЦКОГО. Он раздражен.

БРУНЕТ
Девочка моя, вы когда-нибудь научитесь тому, что здесь не нужно кричать? Вы не на базаре. Почему я должен вам это постоянно вдалбливать? Кстати, политсовет у нас, дорогуша, не завтра, а сейчас идёт! И вы ему мешаете своей болтовнёй.

ОКСАНА испуганно смотрит на БРУНЕТА. От страха она начинает говорить ещё быстрее. Кладёт трубку, не дослушав ГРОТА, и встаёт.

ОКСАНА
Я поняла. Я хотела тихо, а связь плохая. Я стала сразу громко говорить. Мне Гарик Леонтьевич просил, чтобы я, это… Маркина, чтобы из-под земли достала.

БРУНЕТ возвращается в свой кабинет. На ходу недовольно бубнит.
 
БРУНЕТ
(себе под нос)

Маркин. Маркин. Помешались все на этом засранце.

Кабинет БРУНЕТА. За большим столом заседаний сидят пожилые активисты реверсивной партии. Шесть мужчин. Среди них - СЕДОЙ, ЛЫСЫЙ, ХУДОЙ. БРУНЕТ занимает место в центре стола. Начинает говорить с того, что передразнивает ОКСАНУ.


БРУНЕТ
«Мне просил…». Я извиняюсь, коллеги. Наберут с улицы кого ни попадя. А ты ходи и воспитывай их.

СЕДОЙ
Ты по ипостаси своей, Митрофан, должен этим заниматься. Не ропщи на молодёжь. Кто ж им ещё слово-то правильное скажет, если не ты?   

БРУНЕТ
Что-то слишком много я в этой жизни должен. Ладно. Как будем решать? Я продолжаю настаивать на своей позиции и хочу, чтобы вы её поддержали. Маркин не может быть лицом партии. Он – не тот персонаж, кто сплотит вокруг нас электорат.

ЛЫСЫЙ, с бородкой, как у Ленина, слушает БРУНЕТА, нетерпеливо стучит пальцами по столу, и, как только БРУНЕТ заканчивает фразу, вступает в разговор. Говорит бегло.

ЛЫСЫЙ
Да? Но ты первым назвал Маркина отечественным Энди Уорхолом. Уверял нас в революционной основе его творчества. Не так? Ты всё это время, товарищ Брунет, сознательно дурачил нас?


БРУНЕТ
На тот период Маркин, действительно, олицетворял суть глобальных преобразований, отражал искренность наших намерений. Но сейчас ситуация качественно поменялась.

ЛЫСЫЙ
Действительно так? Я что-то не заметил кардинальных перемен. А вот на тебя я удивляюсь: креститься стал по любому поводу, боженьку поминать. Вообще, поповщину какую-то в последнее время разводишь.

БРУНЕТ
О метаморфозах со мной поговорим отдельно. У нас сейчас стоит несколько иной, более конкретный, вопрос: о лице партии. Не будем уходить от повестки дня.

В обсуждение вступает ХУДОЙ. Говорит, тихо примирительно, неторопливо.

ХУДОЙ
Ты поясни нам. Мы, твои товарищи, поймём. Что стряслось в природе? Почему вдруг Маркин стал тебе неугоден? Какая кошка меж вами пробежала? Мы видим, что Гарик Леонтьевич ему благоволит - на все съезды приглашает. Нам трения внутри партии не нужны. Однозначно. Я правильно говорю, товарищи?

Все шесть участников заседания кивают головами и смотрят вопросительно на БРУНЕТА.


БРУНЕТ
Извольте, скажу другими словами. Человек, торгующий своей плотью, пусть даже и на сцене, и как бы в завуалированной форме, не может являться лицом всей партии. Это богохульство какое-то. Нас неправильно поймёт избиратель.

За столом сморкается СЕДОЙ, кладёт платок в карман и вступает в разговор.

СЕДОЙ
Брось ты наводить тень, Митрофан! Маркин уже чуть ли не в телевизоре своим прибором вертит. И, между прочим, рейтинги передач с его участием ого-го какие. Оно, конечно, тьфу, срамота. Но люди смотрят, наслаждаются. Мы этот факт игнорировать не можем.

ХУДОЙ
Маркин партийную кассу пополняет. Не отказывается выступать перед активом в регионах. Нас-то туда, если быть до конца честными, калачом не заманишь… Нет, польза от него есть. А вред – минимальный. 

БРУНЕТ мрачен. Слушает соратников молча, играет желваками. Наконец, не выдерживает.

БРУНЕТ
Вы слепцы! Уорхол уже в могиле. Пройдет время, там же окажется и ваш Маркин. Он устарел! Нам надо искать новые образы, новые имена, а не тащить за собой старый хлам.

Члены политсовета недовольно переглядываются после упоминания о «старом хламе» и с неодобрением смотрят на БРУНЕТА.

ЛЫСЫЙ
А ведь ты сейчас на преемственность покушаешься, режешь по живому!


БРУНЕТ
Не считаю нужным дискутировать дальше. Ставлю вопрос на голосование. Кто не согласен со мной… (делает паузу) и считает возможным утвердить кандидатуру Маркина Иосифа Богдановича лицом реверсивной партии на период выборной кампании, прошу голосовать.

Сидящие за столом пожилые активисты один за другим поднимают руку. БРУНЕТ разочарован.

БРУНЕТ
Не убедил. Слепцы вы. Не видать нам кресел в Думе. Я ещё не проголосовал. Так вот: я голосую против. И это будет отражено в протоколе нашего заседания.

ИНТ. ДОРОГОЙ РЕСТОРАН - ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.
За столом сидят ГРОТ и МАРКИН.

ГРОТ
Тебе вчера из приёмной Уссацкого звонили.

МАРКИН
Знаю. Мы разговаривали с Гариком.


ГРОТ
Чего хочет? Опять благотворительный сольник?

МАРКИН
Митинг проводят. Хотят, чтобы я зажёг там.

ГРОТ
И что? Есть на этот счет идеи?

МАРКИН
Представь себе, есть! Ты думал – заржавел Маркин, уже ни на что не способен? Помнишь, я на стадионе перед шахтёрами выступал?

ГРОТ
Так это сто лет назад было.

МАРКИН
Я хочу развить номер с отбойным молотком. С мужиками обговорил, они не видят технических проблем.

ГРОТ
Так ты просвети, скажи, что придумал.

МАРКИН
Многослойный номер. Надуваю «кабачок» постепенно. Вначале он маленький, как это обычно и бывает, - невзрачный. На нём заметно только небольшое пятнышко, как родинка. Затем – обычная моя пантомима. «Кабачок» увеличивается и постепенно пятнышко превращается в эмблему реверсивной партии. Добавлю ягодицы-глаза в конце, проход с партийным флагом. Вот, в общих чертах…

ГРОТ с восхищением смотрит на МАРКИНА.   

ГРОТ
Ты, конечно, монстр. Но, если честно, то стрёмно это.



МАРКИН
Достал своими страхами. То на пару со своим батей КГБ шугался, теперь от новых веяний готов шарахаться. Не бойся, Лёсик. Никогда ничего не бойся. Да, и Лизке ничего не говори. Ей не надо знать про этот номер. Не поймёт она. Всё, что с Уссацким связано, ей не нравится. Смотри, не ляпни.   

МАРКИН поднимает бокал вина, жестом приглашает ГРОТА сделать то же самое и застывает в этой позе. Глаза его смотрят мимо ГРОТА - в сторону витринного окна, за которым мелькает огнями, спешит, движется большой город.

ИНТ. ПРИЁМНАЯ РЕВЕРСИВНОЙ ПАРТИИ - УТРО

МАРКИН стоит рядом с ОКСАНОЙ. Иногда нагибается к ней и шепчет что-то на ухо. ОКСАНА с интересом слушает, улыбается всё шире и шире, затем прыскает и громко смеётся. В руке у неё папка. При каждом взрыве смеха она прикрывает ею рот. Успокаиваясь, ОКСАНА повторяет одну и ту же фразу: «Ну вас, Иосиф Богданович…»

На звуки из кабинета решительно выходит БРУНЕТ, но видит МАРКИНА. Меняет выражение лица на более приветливое.


БРУНЕТ
Опять бардак на рабочем месте развели. Всё веселитесь.

ОКСАНА
Да нет, товарищ Брунет. Товарищ Маркин рассказывает о случаях на концертах. Люди, оказывается, такие странные бывают… я валяюсь. (прыскает, смеётся)

БРУНЕТ
Ну-ну. Я же и говорю — веселитесь.

ОКСАНА
Извините, Митрофан Дадашевич. Вырвалось. Я вот вам материалы распечатала.

БРУНЕТ берёт бумаги, заглядывает в них. Не поворачивая головы, говорит МАРКИНУ.

БРУНЕТ
Вы бы лучше, Иосиф, рассказали нашим сотрудницам, что в мире происходит. За партийными делами они у нас света белого не видят. Карелию за заграницу считают, а про Адыгею-то я уже вообще, как говорится, молчу: не слыхали о такой. Прямо беда.

МАРКИН
Что рассказать? Ну вот, например, по основным новостям передали. Житель африканской саванны поперхнулся косточкой редкого плода и умер, не приходя в сознание. Но самое интересное, говорят, что растение это — культовое и занесено в какие-то там анналы. Мужик хотел подправить свою — я извиняюсь, Оксаночка, — потенцию, но вместо этого и сам погиб, и, как оказалось, варварски истребил растение. Сейчас в стране ждут волнений племён, что поклоняются духу плода. Жаль, забыл, как называется этот фрукт.

ОКСАНА впечатлена рассказом МАРКИНА. С тревогой смотрит на БРУНЕТА.

ОКСАНА
Жуть какая. Вот сволочь! Да, Митрофан Дадашевич?

БРУНЕТ
У них там, в африках, порядка никогда не было. Бузят по каждому поводу. Только наша партия способна защитить сегодня и флору, и фауну одновременно, системно решая возникающие проблемы. Мы как раз сейчас, товарищ Маркин, разворачиваем необходимую работу в регионах…

МАРКИН
О! Кстати, о регионах… в тех же новостях передали: где-то в регионе дом престарелых сгорел со всем содержимым и, вроде бы, утонули в бане паломники. Жизнь нас проверяет на прочность. Не даёт расслабиться.

ОКСАНА
А как вы думаете, Митрофан Дадашевич, волнения африканские могут докатиться до нас?

Звучит голос УССАЦКОГО по внутренней связи.
Голос УССАЦКОГО
Оксаночка, Маркин там рядышком?

ОКСАНА
Тут он, Гарик Леонтьевич.

Голос УССАЦКОГО
Скажите, чтобы заходил. И напомни Митрофану Дадашевичу, чтобы попозже статистику занёс.

ОКСАНА
Хорошо, Гарик Леонтьевич. (напутствует МАРКИНА) Ни пуха, ни пера, Иосиф Богданович. У шефа сегодня хорошее настроение.

ИНТ. РАБОЧИЙ КАБИНЕТ - ДЕНЬ.
МАРКИН входит в кабинет Гарика Леонтьевича Уссацкого, УССАЦКИЙ (55 лет, высокий, плотный), улыбается. МАРКИН становится в третью позицию, вскидывает руку, декламирует.

МАРКИН
Если женщина в постели
хороша и горяча,
в этом личная заслуга
Гарика Леонтича.

УССАЦКИЙ делает вид, что смущается. Встаёт из-за стола и направляется к МАРКИНУ.

УССАЦКИЙ
Вы, как всегда, в своём репертуаре, товарищ Маркин. Только учтите: где-то я уже это слышал.

МАРКИН
Не мудрено. Леонида-то Ильича помним ещё.
 
УССАЦКИЙ подходит к МАРКИНУ, приобнимает его за плечи и сопровождает к журнальному столику, по обе стороны которого стоят два кожаных кресла. Держит МАРКИНА за локоть. На ходу говорит.

УССАЦКИЙ
К сожалению, не могу поддержать ваш фривольный настрой. Слишком важный вопрос нам с вами предстоит обсудить. Приступлю сразу, без экивоков, так сказать. Есть мнение, Иосиф, рекомендовать вас…

КРП. УССАЦКИЙ прищуривается и смотрит в упор на МАРКИНА.
КРП. МАРКИН вежливо улыбается. Смотрит на УССАЦКОГО. 
Пауза затягивается. Первым её прерывает УССАЦКИЙ. На лице его удивление и обида.

УССАЦКИЙ
Я говорю, есть мнение рекомендовать вас. Вам, Иосиф Богданович, не интересно куда?

МАРКИН
(с энтузиазмом)

Мне интересно всё, что связано с вашей партией, Гарик Леонтьевич.

Лицо УССАЦКОГО светлеет, появляется улыбка.

УССАЦКИЙ
(оживлённо)

Нашей, нашей с вами до мозга костей партии, дорогой мой.

Небольшая пауза и УССАЦКИЙ снова говорит, но уже торжественно.
Хотим вас видеть «лицом» нашей партии, Иосиф. Правда… с учетом специфики вашего жанра, трудно говорить именно о лице… …но именно ваш феномен, безусловно, выделяет вас на фоне традиционного искусства, которое вступило в противоречие с нашей повседневной жизнью.  Мы — партия, которая не боится нового и решительно поддерживает новаторство во всех его проявлениях. Товарищ Брунет как-то сравнил ваше искусство с творчеством американца Ворхала. Да-да! Тот отражал в своих произведениях культовые предметы. Вы пошли в своём творчестве значительно дальше, взяли на себя смелость противостоять махровому ханжеству. Хотите или нет, но вы для нас теперь фигура знаковая.
 
УССАЦКИЙ делает паузу и окидывает МАРКИНА ласковым взглядом.

Как, батенька? Даёте согласие?

МАРКИН оживляется.

МАРКИН
Так это же теперь и ваш банк можно будет рекламировать? Я уже вижу, как всё можно устроить. Сижу я этак в белом кожаном кресле, много света, цветов…

УССАЦКИЙ морщится. Упоминание банка ему неприятно. Мягко перебивает МАРКИНА.

УССАЦКИЙ
Об этом - потом, Иосиф. Потом, дорогой мой.

МАРКИН не реагирует на замечание УССАЦКОГО.

МАРКИН
Нет, ну потряска же! Я всё, всё придумал! На наезжающую камеру я говорю: «Честный банк — для хороших людей». Затем меня показывают крупным планом. Я улыбаюсь, подмигиваю и… А теперь внимание! Говорю: «Положи на счет». А? Солидно? И в моём духе. Понятно. Да?

УССАЦКИЙ
Так вы даёте своё принципиальное согласие?

МАРКИН
Почту за честь.

МАРКИН встаёт с кресла, тянется через журнальный столик, чтобы обнять УССАЦКОГО.

ИНТ. БОЛЬШОЙ ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ - УТРО.
ЛИЗОНЬКА, Елизавета Фёдоровна, (миловидная особа, старше 40 лет, одета по-домашнему) собирает с пола разбросанные вещи и возвращает их в шкаф. Выходит из комнаты и направляется в гардеробную, где около раскрытого комода стоит МАРКИН и примеряет на себя муляж женских грудей.

МАРКИН
Лизок, помнишь, я их первый раз напялил на съезд реверсистов? Шикарный был номер.

ЛИЗОНЬКА закатывает глаза и вырывает «сиськи» из рук МАРКИНА. Бросает реквизит в открытый ящик комода. МАРКИН тут же примеряет рубашку со стразами и перьями.

ЛИЗОНЬКА
Не смеши людей, Ёжик. Если ты у нас теперь революционер, то учти: они в таком не ходят.

МАРКИН
Много ты понимаешь. В стране наступает новое время… Такие дела разворачиваются… Где мои брюки?.. Эти… Я в них у промышленников выступал. Здесь же где-то были.

ЛИЗОНЬКА
В дурное дело ты ввязываешься, Иосиф. Чего тебе не хватает? Тебя народ обожает. Залы - битком. Нашёл кому поверить! Уссацкому. Тот, таких как ты, сотню через себя пропустил и ни разу не поперхнулся. Нужен ты ему…

МАРКИН
Нужен! И прекрати эти разговоры. Всё! Вопрос закрыт.

В комнату входит ГРОТ.

МАРКИН
(не выражая удивления)

А-а и ты здесь?

ГРОТ
Не ждали?

МАРКИН
(говорит Лизоньке)

Подсуетилась? Подкрепление вызвала. Ничего у вас, милые мои, не получится.

МАРКИН убегает. Слышно, как он поёт: «Кипит и гремит, и грохочет кругом. Гром пушек, пом-пом, пом, пом, пом, по… Что завтра умрё-ом под волнами».

ЛИЗОНЬКА
Спасибо, что приехал, Лёша. Он как с цепи сорвался. Скажи, вот откуда взялась эта блажь? Революционер, твою мать. На демонстрацию ему приспичило идти. Убила бы этого гада, Уссацкого.

ГРОТ
Ну, что ты ему сейчас скажешь? Видишь, как его прёт? Не послушает же. Только хуже можем сделать. Ты не переживай. Я там за ним присмотрю.
 
ЛИЗОНЬКА
Присмотри, присмотри, Лёсик. У меня уже сил почти нет. Ну, вот скажи, откуда он взял, что нужен протестному движению? Этот гад, Уссацкий, заморочил ему голову. Предложил Ёжику должность в своём правительстве. Теперь этот дурачок бегает и кричит, что будет реформировать нашу многострадальную культуру. Что это? Лёсик, я не могу… мне уже… (плачет).

ГРОТ пытается успокоить её. Подходит, обнимает, но ЛИЗОНЬКА уворачивается и садится на диван.

ГРОТ
Ну, что ты, что ты, Лизок. Успокойся.

ЛИЗОНЬКА
(хлюпает носом)
Ты же знаешь - терплю любые его выкрутасы. Я первая за шум, за скандал, если нужно для дела. Всегда помогу, поддержу. Но здесь-то совсем другое. Здесь я понять ничего не могу. Разве ты не видишь, что всё это может закончиться для нас очень печально?

ГРОТ
Не накаркай. Что, он враг сам себе?

В комнату вбегает МАРКИН. В руках у него несколько сценических костюмов.

МАРКИН
Ну, что скажете? В презерватив облачиться или взять вот этот вариант? Холодновато будет, чёрт. Чего молчишь, Лёха, подсказывай.

ЛИЗОНЬКА
Для кровавого воскресенья лучше было бы в морячка нарядиться. Ленту красную на бескозырку нацепи и беги брать Зимний. Самое то. 

МАРКИН
Вот зачем ты говоришь эти глупости? Ты не видишь, что я компоную? Не хочешь помочь, так и не мешай. Лёся, скажи ты ей хоть что-нибудь. Что ты всё время молчишь?

ГРОТ
Я не молчу. Я говорю. А Лизоньку можно понять. Она переживает за тебя, за наше дело. Ты сейчас слишком много ставишь на кон.



МАРКИН
А меня никто не собирается понимать. Так вот, мои дорогие, наступает мой звёздный час. Меня, может, впервые в жизни сразу увидят миллионы людей. Мы к этому долго шли. Это наш последний и решительный… шанс. Лёся, я не могу, не имею права предстать перед народом вахлаком. Я подбираю костюм. Ты же должен это понимать! Или ты с нею заодно?

ЛИЗОНЬКА
Отвинтят вам бошки. Ей богу, отвинтят.

НАТ. ПАНОРАМА ЗАГОРОДНОГО ДОМА - УТРО.
Из дома выходят одетые МАРКИН и ГРОТ, следом за ними выходит ЛИЗОНЬКА. Все идут к машине, двери которой пультом разблокировал ГРОТ. Останавливаются у машины.

МАРКИН
Всё-таки, хороший у нас здесь воздух! А? В раю живём, ей богу.

ЛИЗОНЬКА
Ну и оставался бы дома. Ну что за радость переться на эту жуткую забастовку? Костюм этот твой… ладно бы ещё летом… Ёжик…

МАРКИН
(Лизоньке)

Не скули. Всё, помчали! Нас ждут великие дела.

ИНТ. Салон автомобиля. ГРОТ за рулём. МАРКИН сидит рядом на пассажирском сидении.

МАРКИН
Костюм и реквизит взял?

ГРОТ
В багажнике.

НАТ. ГОРОДСКАЯ ПЛОЩАДЬ. ВИД СВЕРХУ - УТРО.
К городской площади подходят люди. У многих в руках транспаранты. Некоторые идут с флагами. Стоят полицейские машины, кареты скорой помощи. В центре площади - сцена.
В людском потоке движется СЕМЁН (мужчина, лет 50, неряшливо одетый, ведёт себя своеобразно, проблемы с дикцией).   

ГОЛОС ЗА КАДРОМ
В кутерьме митинга не сыскать существа, безобидней городского сумасшедшего. Да, его куцый, одетый не по погоде, плащ может быть застёгнут не на ту пуговицу, а гневные и слишком громкие слова против избиркома или госдепа раздражать… Но всё же это слишком ничтожный повод, чтобы смотреть косо на человека, не умеющего по-другому выразить своё отношение к несправедливому мироустройству.
Тот, кто добровольно и, заметим, бесплатно посещает манифестации, в высшей степени подозрителен. Самый именитый последователь Зигмунда Фрейда не скажет точно — какой из скрытых тумблерков включится в голове у внешне спокойного и невозмутимого индивида, открывшего для себя, что в тяжелых и нескончаемых исканиях справедливости и правды он не одинок. В череп такому не заглянешь, не определишь — пустит в ход в пылу противостояния припасённую на всякий случай заточку скромный молчун или затаится до следующего случая? 
За городского же сумасшедшего поручиться можно. Он ярок и светел, как лампочка накаливания в ночи.

СЕМЁН
Ввасть выставьяет себя в ице миовой общественности повными кьетинами…  Мыази! Пойитические пыаститутки. Они хуже хашистов! Но ничео! На тех нашёвся пыаведный суд и до этих очеедь дойдёт. Даой пыотекционистские экономические еховмы.

ГОЛОСА ИЗ ТОЛПЫ
Во даёт!
Наш человек.
Долой!

Мимо СЕМЁНА проходят мужчина (с желтым шарфом) и женщина.

ЖЕНЩИНА
Что? Что он сказал?

МУЖЧИНА
Какая тебе разница, лапа?

ДЕВУШКА (до 20 лет) в вязаной шапочке и лёгкой куртке держит карикатурный портрет «узурпатора», вписанный в дорожный знак «Остановка запрещена». На лице её восторг от действий СЕМЁНА. Рядом с ней ПАРЕНЬ (старше 30 лет), очень высокий.

ДЕВУШКА
Совершенно замечательно. Браво! Посмотри-посмотри. Каким замечательно смелым нужно быть!

ПАРЕНЬ
Это Семён. Не пропускает ни один митинг. Его среди нас Лениным кличут. Всех костерит и обзывает политическими проститутками. Придурковатый малость, но беззлобный.
ПАРЕНЬ выпрямляется, вскидывает руку и гулким голосом кричит.

ПАРЕНЬ
Даёшь демократию!

КРП. В глазах ДЕВУШКИ восторг. Она вскидывает свою ручонку, пытается что-то прокричать в поддержку, но теряется и опускает руку.

ДЕВУШКА
(еле слышно)

Оба-алде-ть.

НАТ. МИТИНГ - ДЕНЬ.
Цепь из полицейских. Некоторые переминаются с ноги на ногу, поглаживают дубинки. Диалог двух полицейских.

1-й ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Народу-то сколько.

2-й ПОЛИЦЕЙСКИЙ
И всё подваливают, подваливают хорьки.

Бородатый, в очках, ИНТЕЛЛИГЕНТ проходит мимо полицейских. Старается быть отважным.

ИНТЕЛЛИГЕНТ
Дорогу лирикам!

Почти сразу в толпе громыхает слоган.

ГРУППА ГОЛОСОВ
Пи-да-расы не пройдут! Пи-да-расы не пройдут!

НАТ. В толпе разрываются петарды.
КРП. Испуганное лицо ребёнка (2-3 года). Ребёнок плачет.

РЕБЁНОК
Ма-а-ма!  Ма-а-ма!


НАТ. ГОРОДСКАЯ УЛИЦА - ДЕНЬ.
ГРОТ паркует машину.

ГРОТ
Всё. Дальше — пешком.

МАРКИН
Не мог пропуск получить, работничек? Разгоню вас всех к чертовой матери. Возьму молодых и рьяных.

ГРОТ
Давай. Убирай.

МАРКИН
Разуй глаза. Смотри. Вот она, новая Россия идёт. Силища!

НАТ. ГОРОДСКАЯ УЛИЦА - ДЕНЬ.
МАРКИН и ГРОТ выходят из машины.
По разным сторонам улицы в одном направлении идут люди. На многих из них жёлтые шарфы. МАРКИН присоединяется к потоку, ГРОТ возится у багажника машины, достаёт свёрток.
Молодые люди обгоняют МАРКИНА. Девчушка-ШКОЛЬНИЦА узнаёт МАРКИНА.

ШКОЛЬНИЦА
Вы тоже против тирании? Вы с нами?

МАРКИН удовлетворённо улыбается. Кивает, поднимает зажатые в кулак руки.

ШКОЛЬНИЦА
Ура! Маркин форева!

ГРОТ догоняет МАРКИНА и видит происходящее. Идут рядом.

ГРОТ
(весело)

Молодняк реагирует на тебя.

МАРКИН
А вы с Лизкой хотели меня этого лишить.

НАТ. ПЛОЩАДЬ. СЦЕНА - ДЕНЬ.
Возле сцены стоит группа организаторов митинга в жёлтых шарфах. Среди них УССАЦКИЙ. Он разговаривает с БРУНЕТОМ.
БРУНЕТ вдруг разворачивается и бежит в другой конец сцены. Там стоят: ОКСАНА, ХУДОЙ, ЛЫСЫЙ, СЕДОЙ и высокий толстяк, УВАЛЕНЬ. БРУНЕТ подскакивает к УВАЛЬНЮ.

БРУНЕТ
Где списки выступающих?! Я тебя спрашиваю! Где списки?

БРУНЕТ хватает УВАЛЬНЯ за грудки и трясёт. УВАЛЕНЬ молча смотрит себе под ноги.
ГРОТ замечает группу и направляется к ней. На подходе ГРОТ воспринимает возню двух человек за шутливую борьбу двух замёрзших соратников, хлопает в ладоши.

ГРОТ
Держись, Митрофан! Свободное искусство за тебя!

БРУНЕТ поворачивает голову, отстаёт от УВАЛЬНЯ. Внимание БРУНЕТА переключается на ГРОТА. УВАЛЕНЬ продолжает стоять в покаянной позе.

БРУНЕТ
(Гроту)

Вы все хотите меня сегодня угробить. Где, где Маркин? Он знает, что ему уже скоро выступать?

ГРОТ
Привёз. Привёз ваше лицо. Вон, около шефа стоит.

ГРОТ показывает в сторону, где он оставил МАРКИНА и где в окружении журналистов стоит УССАЦКИЙ.
БРУНЕТ направляется к МАРКИНУ и УССАЦКОМУ.

НАТ. ПЛОЩАДЬ. ОКОЛО СЦЕНЫ - ДЕНЬ.
УССАЦКИЙ в окружении журналистов. Около десяти человек. Среди них: ЖУРНАЛИСТ 1, ЖУРНАЛИСТКА, ЖУРНАЛИСТ 2. УССАЦКИЙ вскидывает голову и жестом указывает в противоположную от сцены сторону, где колышется толпа.

УССАЦКИЙ
They say we want a revolution. We all want to change the world.

ЖУРНАЛИСТ 1
Вау!
ЖУРНАЛИСТ 2
О, «Битлз»?

УССАЦКИЙ
Our movement will grow and grow. It shows that there are already several hot points, which are formed, which either needs to continue the discussion with power, or it is necessary to take razvilochnoe decision.
(Титры: Наше движение будет расти и увеличиваться. Оно показывает, что есть уже несколько горячих точек, которые сформировались, по которым либо надо продолжить дискуссию, либо надо принять какое-то развилочное решение.)

ЖУРНАЛИСТКА
Вы что-то про вилы там сказали. Не боитесь, что вас могут привлечь за экстремизм?

УССАЦКИЙ
Мы за конструктивный диалог со всеми, и требуем, чтобы с нами считались. В наших рядах миллионы. (Замечает Маркина, улыбается). С нами - цвет нации!

БРУНЕТ
(с раздражением, тихо)
Гарик Леонтьевич, дорогой мой, что вы делаете?! Мы же с вами условились пока ничего не говорить про развилочные решения. Выносили этот вопрос на политсовет. Преждевременно это и чревато. Как вы не понимаете?


УССАЦКИЙ

Ну, не удержался. Прости. Ты же видишь, какая заруба пошла. Клокочет всё внутри. Мощь-то за нами - смотри какая. Да мы всю эту гниль в два счета…

БРУНЕТ
(жестко)
Преждевременно и опасно для партии.

УССАЦКИЙ
(извиняясь)

Прав ты, прав. Всё. Больше не поддамся. Не сердись.

НАТ. ПАНОРАМА ПЛОЩАДИ - ДЕНЬ.
Украшенная шарами сцена. На ней - организаторы митинга (два десятка человек с желтыми шарфиками). Среди них: ТРОЕЛОБОВ, депутат-оппозиционер Тимофей Меркурьевич Троелобов (за 60 лет, брюхо и зычный голос), ПОГОРЕЛЕЦ, лидер державников-почвенников Геннадий Погорелец (до 50-ти лет, с окладистой бородой, что-то среднее между сельским интеллигентом и охотником-браконьером, окает), ЛИЦО 1 (молодой, невысокий, в пальто), КРУГЛОЛИЦАЯ – в пуховике (30 лет, маленькая, круглое злое лицо), ГРУША, Груша Прутецки, в экстравагантной шубе (40 лет сухощавая, в очках, лицо злое), ОРАТОР 1 и ОРАТОР 2 (близнецы, среднего возраста).
Выступают оппозиционеры один за одним.

ЛИЦО 1
…лучше умереть, чем терпеть…

КРУГЛОЛИЦАЯ
…навсегда покончить с этим режимом…

У микрофона сразу два оратора. Говорят одновременно.

ОРАТОР 1
…только тогда мы сможем возродиться, как птица Феникс…

ОРАТОР 2
… чтоб они все сдохли. Мы, демократы…

ГРУША
…существенная помощь международного валютного фонда…

НАТ. ЗАДНЯЯ ЧАСТЬ СЦЕНЫ - ДЕНЬ.
Чуть впереди группы оппозиционеров стоят ТРОЕЛОБОВ и ПОГОРЕЛЕЦ.

ТРОЕЛОБОВ
Интересно, надолго вся эта бодяга?

ПОГОРЕЛЕЦ
Никак спешишь, босяк?


ТРОЕЛОБОВ
Надо. Председатель комитета сына женит.

ПОГОРЕЛЕЦ
Григорий Палыч, что ли?

ТРОЕЛОБОВ
Да обещал ему, понимаешь, что приеду, поздравлю молодых. Подарок ещё нужно заехать забрать.   
 
ПОГОРЕЛЕЦ
Кланяйся ему от Погорельца. Небось, не забыл он посиделки-то наши.

ТРОЕЛОБОВ
А ты с ним каким боком?

ПОГОРЕЛЕЦ
Рыбалили в Астрахани, горькую пили обильно.

ТРОЕЛОБОВ
Поехали вместе. Свадьба в «Белом солнце». Обещал плов настоящий.

ИНТ. КАБИНА СКОРОЙ ПОМОЩИ - ДЕНЬ.
В кабине два человека: ВОДИТЕЛЬ (лет сорок, толстощёкий, лысоват) и ФЕЛЬДШЕР (около сорока лет, плотная комплекция, в униформе). Оба – яркие представители республик Средней Азии. Говорят между собой по-узбекски.

ВОДИТЕЛЬ
Uzoq vaqt davomida boramizmi?
(Титры: ДОЛГО МЫ ЗДЕСЬ БУДЕМ?)

ФЕЛЬДШЕР
Bilmayman. Men biz kechgacha bo'ladi, deb qo'rqaman. Bir joyga shoshiling?
(Титры: Я НЕ ЗНАЮ. БОЮСЬ, ЧТО БУДЕМ ДО ВЕЧЕРА. СПЕШИШЬ КУДА-ТО?)

ВОДИТЕЛЬ
Taklif qildi bugun Qahramon o'g'li sunnat. Короче, Sovg'a hali sotib olish uchun vaqt bor.
(Титры: КАХРАМОН СЫНУ ОБРЕЗАНИЕ СДЕЛАЛ НА ТОЙ СЕГОДНЯ ПРИГЛАШАЛ. ПОДАРОК ЕЩЁ НАДО УСПЕТЬ КУПИТЬ.)

ФЕЛЬДШЕР
Qarshilik deb Kahramon?
(Титры: КАХРАМОН, КОТОРЫЙ ИЗ КАРШИ?)

ВОДИТЕЛЬ
Yo'q, bu, Andijon bizning bo'ldi.
(Титры: НЕТ. ОН НАШ, АНДИЖАНСКИЙ)

ФЕЛЬДШЕР
Men nomidan uni tabriklayman.
(Титры: ПОЗДРАВЬ ЕГО ОТ МОЕГО ИМЕНИ)

ВОДИТЕЛЬ
Oh, брат, biz birga boraman. Osh eb.
(Титры: Э, БРАТ, ВМЕСТЕ ПОЕДЕМ. ПЛОВ ПОКУШАЕМ.)

НАТ. РЯДОМ СО СЦЕНОЙ - ДЕНЬ
БРУНЕТ стоит внизу перед сценой.

БРУНЕТ
Господи, господи, помоги. Помоги нам встать в авангарде пробуждающегося народа.

НАТ. СЦЕНА -ДЕНЬ
К микрофону выходит УССАЦКИЙ.
БРУНЕТ незаметно крестится.


УССАЦКИЙ

Братья! Сестрички дорогие! Каждый день мы натыкаемся на ситуации, которые вопиют. Власть перестала видеть нас, не желает слышать наш гневный голос. Со всей очевидностью перед нами встаёт вопрос: доколе нам ещё терпеть? И я отвечу на него: терпенье наше на исходе. Мы готовы к бескомпромиссной борьбе. Нас не страшит жестокое противостояние. В наших рядах тысячи, сотни тысяч верных идеалам демократии сторонников. Каждый, кто встанет на нашем пути, ощутит зубодробительный удар боевой когорты реверсивной партии. Мы здесь. Мы уже идём!
Тот, кто не слышит нашей громкой поступи, будет сметён. Конечно, это будет не просто, но мы без колебаний прибегнем к развилочным решениям.
 
КРП. Лицо БРУНЕТА. Оно медленно меняет выражение. От радостно-горделивого оно становится удивлённым и растерянным.
БРУНЕТ медленно оправляется от шока.

БРУНЕТ
(себе под нос)

Предатель, оппортунист чертов. Только что клялся не говорить… Всё! Пути наши с тобой, Гарик Леонтьевич, разошлись. Окончательно!

БРУНЕТ срывает с себя жёлтый шарф, бросает его на землю и быстрым шагом удаляется от сцены. Входит в толпу, где его окликают вначале ДОБРОВОЛЕЦ, а затем интеллигентная СТАРУШКА.

ДОБРОВОЛЕЦ
Когда планируется выступать? Запишите меня.

СТАРУШКА
Скажите, сейчас лучше в долларах держать или в евро?

БРУНЕТ продолжает идти, старается никого не замечать.

БРУНЕТ
(себе под нос)

Всё, милый, пути-дорожки наши расходятся. К Погорельцу уйду. Да, к державникам-почвенникам. У них программа четкая, без уклонов…

Неожиданно перед БРУНЕТОМ возникает фигура сумасшедшего СЕМЁНА.

СЕМЁН
Пойитические пыаститутки… Давой азвивочные ишения!

БРУНЕТ отшатывается от СЕМЁНА, съёживается, прячет лицо за поднятым воротником пальто. Он ускоряет шаг и не замечает ПОГОРЕЛЬЦА. ПОГОРЕЛЕЦ окликает БРУНЕТА.

ПОГОРЕЛЕЦ
Что, Митрофан, конспирируешься? В народ-то вышел охотку потешить или заданий такой получил?

БРУНЕТ
А-а, Геннадий! Господь мне тебя послал. Тебя, тебя ищу, дорогой мой. На тебя уповаю. Важные вопросы есть. Обсудить надо.


ПОГОРЕЛЕЦ
Коли надо, обсудим. Ты только мне скажи, что там твой Всацкий про какие-то развилки нёс. Ты не обижайся, но слушать его муторно. Темнит, босяк.

БРУНЕТ
Об этом я и хотел с тобой поговорить. Вопрос архисрочный, не терпит отлагательства.

ПОГОРЕЛЕЦ
Да что за спешка? Потом покалякаем. Эвоно! Ты посмотри-ка, ещё один ваш чудик нарисовался.

НАТ. СЦЕНА УДАЛЕНА - ДЕНЬ.
На сцене - МАРКИН. Он сбрасывает с себя пуховик. На МАРКИНЕ лишь широкие «клоунские» штаны. Они держатся на шлейке. До микрофонов долетают отдельные слова артиста.
Из штанов МАРКИНА вырастает воздушный шар, напоминающий кабачок.
ПОГОРЕЛЕЦ и БРУНЕТ с удивлением смотрят на происходящее. За спиной у них стоят люди. Среди них два молодых человека (по 20 лет). Один в куртке с капюшоном, КАПЮШОН, другой в шапке с наушниками, ШАПКА.

КАПЮШОН
Прикольно.

ШАПКА
Не прикольно, а круто! Жжет, чувак, конкретно! Я тебе говорил про него. Ну, помнишь? Иосиф Маркин! Его реверсисты сейчас всюду пихают. Ты чего! Считается живой легендой, нашим Энди Уорхолом.

КАПЮШОН
А Ворхыл кто такой?

ШАПКА
Деревня. Ты ещё скажи, что и про «Пусси раэт» ничего не слыхал. Энди Уорхол это…

БРУНЕТ прислушивается к разговору и резко поворачивается к молодым людям.

БРУНЕТ
Такой же засранец, как и ты. Дебилы! Да если вы хотите знать, то этот Маркин ваш любимый — совсем не Маркин. Нейзильбер его настоящая фамилия… Нейзильбер!

БРУНЕТ нервно смеётся.

ШАПКА
Вы фашист и клеветник. Маркин глубок и символичен. Его поймёт только тот, кто сам не кривит душой. А вы, вы — злобный карлик, лузер…

БРУНЕТ с кулаками бросается на ШАПКУ, но ПОГОРЕЛЕЦ хватает БРУНЕТА за пальто и тянет его к себе.

ПОГОРЕЛЕЦ
Ну что ты на ребёнка прыгаешь, заполошный? Они же — дети. Горяч ты, Дадашевич, ей богу. Аки ялдан у необъезженного коня.

БРУНЕТ
Дебилы. Вот дебилы. Это ж я его нашим Уорхолом назвал.

ПОГОРЕЛЕЦ
Это ты про Маркина?

БРУНЕТ
А про кого ещё?

ПОГОРЕЛЕЦ
Во! Во! Во! Подивись. Вона как выкаблучивается.

НАТ. СЦЕНА – ДЕНЬ
В середине сцены МАРКИН с голым торсом. Над площадью звучит голос Маркина.

МАРКИН
Эге-ге-гей! Нас не заморозить! Нас не сломить! Мы голые, мы свободные!

НАТ. ГЛУБИНА СЦЕНЫ – ДЕНЬ
На сцене разговаривают УССАЦКИЙ и ГРУША.


УССАЦКИЙ
Наш кадр. К выборной кампании его подключаем.

ГРУША
Слыхала. Извини меня, Гарик, но я не понимаю зачем ты с ним возишься. Всё у вашего Маркина грубо, по-деревенски. Для быдла. Не Канчита Вурст, я тебе скажу. Нет. Далеко ему до неё… до него.

УССАЦКИЙ
Напрасно ты так думаешь. Народ хавает. И слава богу. Между прочим, я и сам некоторые его номера с удовольствием смотрю. Ты «писающего мальчика» видела?

ГРУША
Я тебя умоляю. Мне только этого не хватало.
ГРУША замечает, что оппозиционеры на сцене начинают проявлять нетерпение, недовольны долгим выступлением МАРКИНА.
Кстати, заигрался он что-то.

К УССАЦКОМУ подходит ТРОЕЛОБОВ.

ТРОЕЛОБОВ
Маркин твой нам всю тусовку разгонит. Погорелец умотал. Мне этот спектакль тоже до задницы.

УССАЦКИЙ
Что я могу сделать? У человека нет понятия о партийной дисциплине.

ТРОЕЛОБОВ
Влияй как-то.

УССАЦКИЙ приставляет ладони ко рту, делает из них «рупор» и пытается голосом привлечь внимание МАРКИНА.

УССАЦКИЙ
Всё, всё, Иосиф. Пора закругляться. Уходите!

МАРКИН слышит, поворачивается на зов УССАЦКОГО, улыбается и подбегает к краю сцены, где стоят микрофоны.

МАРКИН
Подлая власть только делает вид, что мы ей интересны. Что она может видеть этими зенками?

МАРКИН поворачивается к толпе спиной. Нагибается. Через прорехи в брюках на людей смотрят две круглые ягодицы с нарисованными на них глазами.
КРП. ШАПКА поворачивается к КАПЮШОНУ. Он в восторге.

ШАПКА
Символично, блин! Крутяк! Я ж тебе говорил – жжёт, жжёт чувак.

КРП. КАПЮШОН смотрит в сторону сцены, оттопыривает нижнюю губу и в сомнении пожимает плечами.
НАТ. Сцена удалена. На ней МАРКИН достаёт из штанин заранее спрятанное полотнище с эмблемой реверсивной партии. Разворачивает его, пробегает круг по сцене. Бегом возвращается к микрофонам, перед ними делает балетный прыжок и вскидывает полотнище над головой. Повторяет трюк ещё раз. У сцены разрываются петарды. МАРКИН неловко прыгает и сбивает ногами микрофоны. Над площадью треск и шум. МАРКИН падает на сцене. Звучит взрыв от лопнувшего шара.
МАРКИН лежит на сцене. К нему подбегают ГРУША, ОРАТОР 1, ОРАТОР 2, КРУГЛОЛИЦАЯ.
КРП. УССАЦКИЙ стоит в глубине сцены, смотрит в сторону, куда устремилась ГРУША. Он напуган, лицо напряжено.
КРП. ГРУША стоит на коленях перед лежащим МАРКИНЫМ.
 
ГРУША
Врача! Врача!

За ГРУШЕЙ возвышается КРУГЛОЛИЦАЯ. Она с испугом смотрит на лежащего МАРКИНА, округляет глаза и истошно кричит.


КРУГЛОЛИЦАЯ
Убили!

Брунет безумно смотрит на происходящее, крестится.


БРУНЕТ
(сам себе)

Есть, есть Бог на свете.


КОНЕЦ ПЕРВОЙ СЕРИИ
(Продолжение следует)


Рецензии
Чудесный сценарий...

Олег Михайлишин   30.09.2020 13:31     Заявить о нарушении
Ну, вот. Теперь уже есть двое, кто так думает.

Валерий Шаханов   30.09.2020 14:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.