Воспитание

                ВОСПИТАНИЕ.
       Самое главное у человека закладывается в детстве. С высоты прожитых лет можно вспомнить, как школьное воспитание повлияло на последующую жизнь. Поздний звонок из Витебска старческий надтреснутый голос представился моим одноклассником, о котором уже более 50 лет не было ничего  известно.
      Сын директора школы, поэтому к нему было благосклонное отношение учителей, был круглым отличником, обладал каллиграфическим почерком, у меня же первая оценка в школе была единица за чистописание, да и до сих пор он не поддаётся прочтению. В начальных классах на уроке рисования нам дали домашнее задание: нарисовать кленовый лист. Как я ни старался, в моём рисунке его ничто не напоминало. По совету матери сорвал в парке кленовый лист, положил на лист бумаги, обвёл его контур и выполнил задание.  Директор школы, одноногий инвалид войны, кроме многих наград имел орден Славы. Жили они в небольшой бревенчатой избе без удобств, на школьной территории, да, впрочем, и мы все не знали никаких удобств. Вскоре им пришлось потесниться, одну из 2 комнат заняла семья учителя истории, Кавалера 3 орденов Славы. Воспитывал он своего сына жёстко. Как- то по математике нам задали сложную задачу, решить которую я не смог. Мать мне дала совет  попросить помощи у  уже неработающей учительницы математики, с её помощью задача была решена. Начался урок с вопроса учительницы:
-Ну, кто решил задачу?
-Я поднял руку.
-Ты решил? Покажи. Да, ответ правильный.
-Но мне помогли, самостоятельно это я не смог сделать.
       Я оказался единственным в классе, решившим задачу и впервые почувствовал, как это сладко для самолюбия сделать то, что не смогли сделать другие.  Директор добивался, что бы его сын был лучшим, спросил у него, почему он это не сделал, ударил его, когда в своё оправдание он сказал, что мне задачу помогли решить. Со временем я понял, что сына он ударил не за то, что он не решил, а за то, что трудности нужно преодолевать, любым способом, в том числе и с посторонней помощью. С тех пор в меня вселился дух состязания, стремление быть первым. Так в коллективе появляются лидеры. Этот дух присущ всем, но у других он гаснет, если подавляется более сильным лидером. Так у нас возникла негласная борьба за первенство в учёбе.
      Его я превзошёл в спорте, к которому он был равнодушен. Школьные соревнования в лыжной гонке на 5 километров. Здесь были лидеры, специально занимающиеся этим видом спорта, выступающие в лыжных ботинках, у остальных лыжи надевались на валенки. На середине трассы мне надоел неторопливый размеренный ритм и, сойдя с накатанной лыжни, обогнал всех и пришел первый, оставив позади признанных лидеров, правда, на финише долго не мог отдышаться, были позывы на рвоту. Волейбол и футбол: обладая отменным прыжком и хорошей реакцией, в этих видах на школьном уровне добился заметных успехов. И в учёбе и в спорте появились черты лидерства, стремление быть лучше остальных, сделать то, что до тебя это не смог сделать никто. Это мне очень помогло в будущей жизни. Одни люди  довольствуются тем, что есть, плывут по течению, не стремятся что- то улучшить, усовершенствовать, другие, обладая пытливым умом, не согласны с рутинным течением жизни, пытаются её обустроить на новый лад.  Теперь это называется креативностью.
      В классе был хулиганистый подросток Петя, не поддающийся воспитанию. Одним из его развлечений была игра с электрическими лампочками. Он их раскачивал до удара в потолок, она ярко вспыхивала и гасла. Учителя поняли, почему лампочки часто выходят со строя, но не знали виновника. Классный руководитель начал следствие. Он по одному вызывал в кабинет и учинял допрос. Мы все знали, что если Петю сдадим, то его исключат из школы. Дошла очередь до меня.
-Ты, Юра, хороший ученик, пионер, скажи, кто портит школьное имущество?
-Не знаю
-Родители у тебя уважаемые люди, они тебя похвалят, если ты назовёшь имя хулигана.
-Не знаю.
-Настоящие пионеры всегда помогали выявлять вредителей и становились героями.
---
     Я так и не выдал Петю, из кабинета вышел с чувством гордости. Но Петя вскоре был исключён  из школы, направлен в колонию для несовершеннолетних преступников и судьба его была сломана окончательно.
   Воспитывали нас в духе патриотизма и любви к Родине: вы, строители коммунизма, живёте в самой лучшей стране мира, перед вами открыты все дороги. После школы вы должны честно и добросовестно трудиться, страна воздаст вам по заслугам, а награда сама найдёт своего героя. Это елейное воспитание, далёкое от реальности сослужило всем нам плохую службу. Жизнь оказалась намного жёстче и её познание стоило многих и физических и душевных травм, пока с глаз не слетели розовые очки, навязанные нам в школе. У нас на курсе был студент с тяжёлым немигающим взглядом исподлобья. Он никогда не вставал при появлении преподавателя в классе. Я спросил:
-Почему ты не встаёшь, как это принято?
-Там, откуда я пришёл, при появлении надзирателя я это никогда не делал и до сих пор не могу себя преломить. Я не понаслышке знаю о порядках, царящих в этом  институте. Моя мать доцент института, отец – заведует кадрами. Порядки здесь ничем не отличаются от тюремных. А в тюрьму я попал из-за того, что решил воспитать одного мерзавца из этого «храма науки» под угрозой оружия.
     Я, мальчишка из провинции, смотрел во все глаза на сокурсника. Позже мы разговорились и он начал мне задавать вопросы:
-Ты действительно веришь в коммунизм - светлое будущее?
-Да, верю.
-Но всё это блеф, в газетах сплошная ложь, наши успехи являются выдумкой. Ленин вовсе не был таким добрым дедушкой, каким его изображают. Он породил массовый террор, развязал братоубийственную Гражданскую войну.
-Мой отец всю жизнь был партийным работником, свято верил в идеи Октября, в этом духе воспитал меня, поэтому не могу поверить во всё то, что ты мне сказал.
       На каникулах я решил поговорить на эту тему с директором школы, который для всех нас являлся авторитетом.
-Да, учителя нам говорили, что после школы нам будет трудно, очень трудно, не расшифровывая, в чём трудности будут заключаться. Мы вынуждены были столкнуться с тем, что реальная жизнь оказалась совсем иной, чем она нам казалась. Почему нас не готовили к этому?
-Задачами нас, учителей, являлись: дать вам знания и воспитать патриотов. Да, не всё в истории было так гладко, как мы вам преподавали, да и настоящее выглядит неприглядно. Но, если бы мы вам всё это говорили, то это бы закончилось печально для нас и вы все могли потерять любовь к родине.
-Лучше знать правду, чем потом она бы внезапно ударила по голове.
-Я надеюсь, мы вас научили главному: уметь думать и выдерживать любые удары.
      Повторный звонок одноклассника из Витебска:
-Я после окончания института работал литейщиком в «горячем цеху», уже много лет не работаю, нахожусь на пенсии. Здоровье плохое, без таблеток не могу сносно существовать. Жизнь прожита. Как ты думаешь, если всё сначала, поменял ли ты что -  либо в своей жизни?
-Поменял бы, и многое. Мы жили ради идеи, такие слова, как карьеризм, мещанство, жажда обогащения и накопительство считались вредными для нашего поколения, а люди, исповедующее это, отторгались коллективом.
-Да, теперь приоритеты поменялись, идеи прошлого, ради которых жили многие поколения, оказались несостоятельными, целью жизни стали деньги, каждый стал сам по себе, перестало существовать такое понятие, как коллективизм. Да и я бы не гробил здоровье в литейном цеху.
-Так что, жизнь прожита зря?
-Да нет, остались потомки, и, хотя их приоритетами стали меркантильные интересы: вкусно питаться, модно одеваться, иметь престижный автомобиль и красивую женщину, но они продолжатели рода. Другая жизнь, другие интересы и порицать их за это не стоит, иначе жить они не могут.
-Зато они в отличие от нас знают, что само по себе ничего не приходит, за всё надо бороться, занимать свою нишу в жизни и продвигать карьеру.
-Да, за всё время существования человечества ничего не поменялось, вся та же борьба за существование, где все методы хороши, а попытки создать процветающее общество, подобное «городу солнца», о чём грезили мыслители прошлого, провалились.
- А что касается воспитания, надо прививать у ребёнка способность думать, анализировать, ничего не принимать слепо на веру, выслушивать альтернативные мнения, вырабатывать свою точку зрения.
-Ребёнка невозможно научить прожить жизнь без неприятностей, которые мы пережили. Он всё равно будет её постигать методом проб и ошибок, уберечь от которых его невозможно. Научить же человечности, противостоянию злу вполне реально, как реально и воспитание черт лидера.
-Ну, а нам дай Бог дожить до того времени, когда можно увидеть, какими людьми стали наши внуки.
 
      
    


Рецензии