Автопортрет. Рембрандт

 
      Почти каждый художник, когда учится писать портрет, то начинает с себя... Писать себя, чтобы не мучить других, тренироваться, копаться в себе, рассматривая себя в зеркале - это не всем нравится. Что только там не увидишь! Сам ты всё вытерпишь, ведь от себя не убежишь, даже если что - то и не нравится тебе в себе, что бывает чаще всего, освоишь и познаешь секреты внутреннего мира, войдёшь в диалог с собой...   
Это не влюблённость в себя, не нарциссизм - это желание познать себя, как советовали греки. Всё нужно начинать с себя, это верный путь. Чем больше претензий к себе, тем больше своих портретов. Тебе всё не нравится, и ты ищешь самого себя бесконечно... Кто из художников не испытал такой муки? Да почти нет таких. Вот и Рембрандт ищет самого себя в своих полотнах, автопортретах, чтобы отразить достоверно, убедить, что это я сам, и ,наконец,- получилось! И тогда уже можно браться и за других.
     Его автопортреты принадлежат к разным периодам жизни, это и понятно, ведь мы всегда остаёмся учениками   и учителями  на протяжении всей жизни, поэтому портреты о многом, и разном говорят, освещая разные этапы жизни. Я считаю,что в живописи- самое интересное ,это портрет... Как он о многом говорит и о человеке, и об эпохе,в которую он живёт.
  Он создал около ста автопортретов, которые начал писать в юности, и на себе изучал все изменения, которые жизнь вносила в его облик, внешний вид, характер, душу, энергетику. Эта беседа один на один с самим собой поражает искренностью и правдивостью, которая через мельчайшие детали доносит до зрителя и раскрывает глубинные изменения души, деформации своего Я, внутренние перерождения, метаморфозы в характере и лице художника, он не стесняется открыться для мира. Это мы видим в его портретах, особенно в зрелые годы портреты становятся наиболее "говорящими". Портрет - это история жизни человека. По нему можно многое рассказать.  На одних он совсем мальчик, ещё неуверенный, восторженный, со смешной чёлкой, кожа лица нежная и волосы отливают золотом, глаза живые, челюсть немного тяжеловата, губы припухшие... Видно, что всё впереди у этого юноши.Талант и пытливый ум ведут его по жизни. На других он - рыцарь, держится с достоинством, а в другом портрете - уже молодой модник в дорогих бархатных одеждах,- результаты признания его мастерства и желание нравится любимой...Одежды отделанных мехом,он в красивых шляпах с удивительными перьями, цепи и украшения из серебра дополняют дорогой костюм - он радуется жизни и счастлив, он готов бросить вызов даже своим обожаемым любимцам Тициану и Дюреру, копируя в какой-то степени их осанку, одежду, достоинство. И материальное его волнует пока больше, чем духовное. Он держится с достоинством, ведь это уже период его признания,весь мир у его ног, высшая точка благополучия его и семьи, они с женой покупают новый и очень престижный дом, достигнуто многое, и ещё многое впереди, такое впечатление, что счастье так и ходит за ним по пятам. Он в зените славы. Лицо уже излучает уверенность и спокойствие, он уже признанный художник - маэстро светотени! Он трудолюбив. Его работы покупают самые богатые голландцы и влиятельные особы Европы, и даже короли, король Англии Карл I приобретает его работы.
Самый счастливый момент жизни запечатлён в автопортрете с Саскией - это гимн любви, светлая радость от переполнявшего его чувства так и гуляет на полотне, он не только её, а весь мир готов носить на руках. Как же он счастлив! Он любит и любим!Такая полнота чувств поддерживает талант и дарит уверенность на будущее. Сколько планов впереди! Эта жемчужина находится в Дрезденской галерее. О любви не нужно слов, всё видно и так. Об этом пусть говорят её и его сияющие, счастливые глаза, улыбка. Они красноречивее всяких слов. В этот период доминанта его творчества- любовь!Она так и брызжет с полотна.
     Всякая любовь хочет быть вечной, но именно в этом и состоит её вечная мука... Особенно это чувствуешь, когда теряешь любимую. Как всё сразу меняется вокруг. Все краски жизни становятся приглушённее и его палитра тоже.Когда смотришь на такого человека, то кажется, что его окунули в одну краску, все краски как-то микшируются и превращаются в землянисто-серую, окрашивая лицо, руки, тело в цвет тяжело больного человека.Чаще всего он использует интересный приём- делит изображение лица пополам, одну часть оставляя в тени, здесь тайна, недосказанность, то секретное местечко,где герой скрывает своё самое-самое, принадлежащее только ему и никому другому, тут он словно опускает занавес, предлагая нам самим думать над тем,что сокрыто в тени... Изменяется всё со временем- меняется энергетика портрета. Это заметно по взгляду, осанке, выражению лица, заметным гречишным пятнам на лице, руках, шее.Приближается старость... В нём появляется что - то другое - бесконечная боль, страдание, обречённость, осознание невосполнимой утраты самого главного в жизни двигателя - любви. Всё начинается с любви и всё заканчивается ею. Счастье быстро проходит, и слава разворачивается спиной...
Умирает его любимая жена, и его лицо превращается в бесконечный истошный крик, стон, он потерян во вселенной, растерзан от потери любимой, и уже не любит это время, забравшее у него самое дорогое.Он очень переживает потерю возлюбленной. Беда не приходит одна, и после потери жены, смерть сына Титуса, разочарования, неуспех с "Ночным дозором", он теряет сразу всё... и пропасть отчаяния раскрывается перед ним, а это не вносит красоты и радости в жизнь.  Портрет - зеркало, в которое смотрится художник и рассказывает о жизни, о себе, видно ,что Радость сменилась на горе. Краски становятся гуще и темнее... Только говорящие акценты остаются на руках, лице... 
В своей мастерской он пишет два своих портрета, где в привычной обстановке за привычной работой с красками и кистями, он позирует без помпезности, а в великой простоте, и в философских раздумьях о том, что он пишет... Что он хочет оставить миру, какое послание? Работа - это святое! А он, как Бог... Творя шедевр, он становится на одну ступень с ним... Вот то великое искусство, которым он зарабатывает себе на жизнь. Язык телодвижений, выражение глаз, поворот лица - всё говорит об утрате и разочаровании. Мир померк для него после всех потерь и несчастий, которые свалились на его голову, и собой он тоже недоволен, и краски сразу становятся тусклыми и тяжёлыми. С годами всё больше заметны на лице не самые приятные приметы старости: глубокие морщинки, тень усталости от переживаний и неудач ложится на лицо, растерянность во взгляде... - ведь столько было планов! "Я ещё не всё успел сделать! Так и читается вопрос: - За что это мне?" Молодость быстро проходит.  Мне очень нравится его портрет в более молодом возрасте, исполненный в монохромных, коричневых тонах. В нём столько будущего заложено, такое присутствие духа! Такой взгляд много говорящий...- я в восторге просто от него ,и могу часами созерцать эту неповторимую красоту. У Рембрандта действительно очень много интересных автопортретов -открытий.
 Судя по последним автопортретам, он оценивал себя весьма трезвым взглядом. Он никогда не льстил натуре, и был скорее беспощадным, особенно к себе. Даже любимую Саскию он писал с большим животом, который появился у неё после многочисленных родов,  но считал её красавицей... и продолжал любить- в этом самое главное. Ведь самая красивая женщина для любого мужчины на земле, это самая любимая, а он её любил всегда. Совсем исчезает всякая комплиментарность в изображении, и недостатки становятся достоинствами, оценки меняются, как и жизнь...  А что делать пустой внешней красоте, когда есть красота души и она куда интереснее?  Заметными становятся одутловатость и дряблость в лице, появляется оттенок синевы, волосы уже начали седеть и не так красивы и густы, как раньше, они неухоженные и спутаны, да и глаза не горят огнём молодости, желанием жить и творить, они тоже уже немного потухшие,... но он предлагает глядеть глубже, в суть, в итог...Он напоминает уже потухающий вулкан, но и он может проснуться...Но болезнь подступает всё ближе ,и одиночество становится его постоянным и неизменным спутником. Старость предлагает свои варианты, и не самые лучшие и привлекательные, как всегда. Он разорён, картины уходят за бесценок за долги, нет дома, нет возлюбленной - главной пружины творчества, нет любимых и друзей,а раньше были толпы, когда он был богат, знаменит, "на коне"... Нет ничего, что могло бы его радовать и удерживать на этой земле. Он всё предвидит. Он умирает в нищете и одиночестве через год после смерти сына. Могила его затерялась...
И всё равно... в каждом своём портрете, как и в портретах стариков, которых он пишет с любовью, всегда загадка, духовное горение, обаяние мудрости, послание доброты и любви людям ... и порода, которая выше всякой красоты. Его наследие - бесценно! Второго Рембрандта нет! Он имеет своё неповторимое и узнаваемое лицо, и останется таким в веках.
     Автопортреты находятся в различных музеях мира -в Лондоне, Париже, Вашингтоне, Берлине, в Дрездене -  мой любимый "Автопортрет с Саскией"- жемчужина галереи в Амстердаме. Ими любуются миллионы людей. Перед ними всегда толпа посетителей. Каждый ищет в них ответы на свои вопросы. Эти картины - вечные ценности и будут жить вечно. Они заставляют думать не только о художнике и его времени, а приглашают к разговору о себе и о времени, к познанию самого себя. Они живые... и требуют обратной связи.
Перед ними хочется снять шляпу и начать разговор с великим художником всех времён и народов.
 Когда мы любуемся автопортретами Рембрандта, то кажется, что сам Бог разговаривает с нами.

22.07.2017. 
      
       
 


Рецензии
Спасибо за то, что познакомили именно с автопортретами великого художника. Очень хорошо написано. Всего вам хорошего.

Валентина Забайкальская   09.04.2022 10:32     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Валентина. Люблю его работы очень, особенно автопортреты. Всех благ! С теплом-Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   10.04.2022 19:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.