Старики

Отрывок из повести


По утрам за березняком яростно сражались косачи. Голосисто распевали, прославляя весну, вернувшиеся из дальних стран пичуги. Красавица-Весна уверенно шагнула в урымские  дебри. Но если бы весна и забыла заглянуть в Урым, от этого ничего бы не случилось: кому нужна заброшенная деревенька? Разве что археологам лет через триста, когда избы завалятся, зарастут бурьяном и превратятся в крошечные курганчики, каких и сейчас немало по берегам сибирских рек.
Правда, раз в году, по весне (другого пути в Урым не было, заезжал сюда налоговый агент для сбора хронических недоимок. Это был рыжий, угреватый, ещё сравнительно молодой человек, имевший профессиональное неслабое пристрастие к крепким напиткам.
Обласок* агента жители Урыма увидели с яра ещё издалека. Когда он, с лёгким стоном, выбрался из обласка и занемевшими ногами неуверенно вступил на урымскую землю, сердобольные патриархи бережно подхватили его под руки и повели в самый лучший дом, где был накрыт стол.
- Товарищи, давайте сначала рассчитаемся с недоимками, а потом… - пытался оказывать сопротивление налоговый агент.
- Успеется, - загудели патриархи, - по русскому-то обычаю, с дороги, с устатку, для прояснения мысли…
- По махонькой…
Патриархи знали человеческую натуру – пропустить бы первую, а там пойдёт.
После серии «махоньких» буйная голова агента плавно спустилась в распластанный рыбный пирог.
Совершив акт вероломства, урымцы  посмеивались в благообразные бороды. А когда незадачливый финансист с присвистом захрапел, его аккуратно перенесли в обласок, и одними ими изведанными прямиками к утру доставили его в родные пенаты.
Утром налоговый инспектор проснулся на скамье у ворот собственного дома. Он с изумлением осмотрелся. Сознание раздваивалось. Вроде бы уезжал в Урым… Впрочем, так с ним уже бывало и раньше.
- Товарищ! Как нам добраться до Урыма?
Агент поднял глаза и увидел стоящих перед собой двух молодых людей. С вёсел, которые они держали в руках, стекали капли воды.
- До Урыма?.. Чёрт бы его побрал, этот Урым! – простонал налоговый агент. – А вам кого там надо?
- Мы к Листрату Митрофановичу.
- … Он давно уже не живёт там, уехал на Старицу. Значит, езжайте прямо по Анге, да держитесь всё время яром. Километров тридцать проедите, тут и будет жильё деда Листрата, мимо его «дворца» никак не проедешь.
- Спасибо!
- Да держитесь всё время яра, а то в лугах-то – море, не заблудитесь.
Незнакомцы направились к своему обласку. Налоговый агент ещё покряхтел, повздыхал на скамейке: «Ох и будет мне от председателя на орехи – второй год не могу получить с урымских недоимки. Слегка пошатываясь, он зашагал к магазину, поправлять здоровье.
- Ну и народец! – на ходу выругался он. – Ну и народец!

*Обласок – долблёная лодка из ствола ветлы.


Рецензии