Копейка

Не принимайте жизнь слишком всерьез.
Э.Г. Хаббард
Саратов – город торговый, сама матушка-Волга тому способствует, а еще стоит он на пересечении многих магистралей; целая паутина путей и маршрутов во все концы и для всех видов транспорта. Вот и тем воскресным днем горожане облепили крупный торговый центр, один из многих, устроив на прилегающей площади хлопотливый людской муравейник. А машин-то! На все спросы и вкусы, словно на автомобильной ярмарке, мощные внедорожники и элегантные малолитражки, лимузины представительского класса и трудяги повседневного пользования.

Однако внимание окружающего люда привлекала машинешка без всяких претензий на фирменную экстравагантность. То была отечественная модель, ставшая на дорогах большой редкостью. К тому же, с уникальным экземпляром советского автопрома случились неполадки в системе зажигания, и каждая попытка завести двигатель завершалась надрывным прокручиванием стартера. Скучающий народ с интересом присматривался к чуду прошлого века – заведется ли? Впрочем, в любопытстве зевак сквозила добрая снисходительность – ведь перед ними находилась «Копейка», первая модель Волжского автомобильного завода, в обиходе получившая наименование от двух последних цифр серии ВАЗ-2101. По документации значилась как «Лада». Автомобилю без малого полвека, раритет!

Внешний вид «Копейки» тоже привлекал внимание. Побитая и помятая со всех сторон, машина неопределенного цвета стояла без переднего бампера, выставив напоказ пучки беспорядочно висящих и обляпанных спекшейся грязью проводов. Проржавевшие крылья держались каким-то чудом, вероятно, на честном слове. Боковых зеркал не было и в помине. На крыше прикреплен багажник с грудой старых досок разных размеров. С первого взгляда было ясно, что владелец автомобиля руководствовался метким выражением классиков сатиры и юмора, по которому техника на колесах является не предметом роскоши, а средством передвижения.

Но вот водительская дверь открылась, и из машины вышел владелец, одетый под стать, однако в брюках военного образца, еще и с полковничьими лампасами. Скользнув острым взглядом по скопившемуся народу, полковник запаса прошел к багажнику и извлек оттуда сучковатый кол метровой длины. Зрители, что поближе, опасливо насторожились, а ну как шуганет их полковник, но оказалось, что подручное орудие предназначалось для обслуживания автомобиля. Открыв капот, водитель привычным движением вставил кол в определенную точку опоры, закрепив откидную крышку моторного отсека в открытом положении, и с головой погрузился в устранение неисправности.

Ремонт на ходу дал положительные результаты. Машина завелась и оглушительно затарахтела, наполнив гулким рокотом мирную саратовскую тишину. Танк, да и только! Крылья колес затрепетали, готовые отвалиться, и под одобрительные взгляды многочисленной аудитории раритет медленно тронулся в известном ему направлении. Бывалые автомобилисты понимали, что выехать из гаража на подобном тарантасе еще как-то возможно, но вернуться – это уже подвиг.

В машине находились две пассажирки, миловидные и со вкусом одетые женщины бальзаковского возраста, которым могла бы приличествовать более престижная автомодель, нежели та, которую давно поджидали пункты приема металлолома. Они и старались лишний раз не выходить из  архаичной машины, скромно отсиживаясь в глубине салона. Одна из них, Дарья, на правах супруги восседала рядом с водителем, а Зина, ее закадычная подруга и сама опытный водитель, разместилась на заднем сидении. Зина приехала с северных широт, откуда-то из Ханты-Манси, навестить подругу и подкрепить организм  волжскими фруктами. На этот раз гостья придерживала при себе арбуз громадных размеров.

- Мить, - завела Зина разговор на щепетильную тему, - А заварить выхлопную трубу, чтобы она не грохотала, тебе слабо?
- Зачем? – ответил Митя, отличавшийся абсолютной невозмутимостью характера, - Пусть гудит, ты посмотри, меня на дороге за версту объезжают, а это безаварийность, никто даже не царапнет. Ты, кстати, дверь придерживай, чтобы на ходу не открылась.
- А это что за фокус? – воскликнула гостья, - Может, ее перехлопнуть?
- Не поможет, в ней замок вывалился.
- Как мне держать дверь, если я держу арбуз? Ты бы хоть деревенский крючок на нее нацепил.
- Как знаешь, я предупредил.
На одном из поворотов то и случилось. Дверь широко распахнулась, и саратовский арбуз с уютных колен пассажирки выкатился на мостовую. Пассажирка усидела на месте. Машина резко затормозила.
- Далеко укатился? – спросил Митя.
- Не укатился, а раскололся, - ответила Зина, раздосадованная утратой сладкого полосатого плода.
- Куски подберешь?

Тут-то благовоспитанная женщина, позабыв правила приличия, матюгнулась, причем крепко, видать, по ханты-мансийски. Впрочем, полковник прекрасно понял смысл ответа и дал машине оглушительного газа. Освободившись от арбуза, Зина переключилась на задачу удержания двери в закрытом положении. До дому добрались благополучно, подруги высадились, а рачительный хозяин поехал на садовый участок для разгрузки досок и посещения пасеки, находившейся там же.

Уже в поздний час обеспокоенная Дарья позвонила супругу.
- Митя, ты где застрял?
- Колесо сорвалось и укатилось в болото, еле нашел его в темноте. Накидные гайки тоже рассыпались, одну нашел, ее и наживляю. Не беспокойся, скоро приеду.
Вскоре раздался грохот приближающейся "Копейки". Добралась раритетная конструкция до места назначения. Утром осмотрели агрегат на четырех колесах, одно из которых держалось на одной закрепленной шпильке из пяти. Зина профессионально качнула ногой круглое приспособление на резиновом ходу, издавшее жалобный скрежет.
Водитель уже собрался на монтажку, когда Зина подала ему очередной дельный совет.
- Митя, ты пока переставь сюда еще одну гайку с другого колеса, а то и до монтажки не доедешь.
- Точно! – воскликнул воодушевившийся водитель. – Как я сам-то не догадался? Я даже две гайки поставлю, тогда и монтажка не нужна.
 Женщины переглянулись. Не к месту пришлась подсказка, лучше бы он как-нибудь доковылял до монтажа, а сейчас ездить им на колесе, привинченном тремя гайками из пяти требуемых.
- Мить, а скажи, как ты проходишь техосмотр? – опять заинтересовалась неугомонная Зина. Все-то ей надо было знать.
- Это проще всего, - охотно поделился Митя эксклюзивным опытом с гостьей из тундры, - Беру такси и трехлитровую банку меда. Везу банку на пункт осмотра, и никаких проблем с оформлением. Мед у меня очень хороший.
- А почему ты на осмотр ездишь не на машине, а на такси?
- Зин, они почему-то не хотят, чтобы там кто-то видел мою «Ладушку». Странные люди…


Рецензии
И всё же Советская копейка престижная машина,хотя Запорожец всё же более проходимая машина.

С уважением.

Юрий Симоненков   30.06.2020 21:29     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.