4 глава. Рифмы

                Иллюстрация из интернета

      Начало на  http://proza.ru/2017/07/19/1591
 
                ГЛАВА  4

    Рассматриваемые понятия: великое разнообразие видов рифм, а также проклитика, энклитика, монорим, ассонанс, диссонанс, консонанс, холостой стих.

                «РИФМЫ, ДРУЖНЫЕ, КАК  ВОЛНЫ…»
               
                И рифмы, дружные, как волны,
                Журча, одна вослед другой
                Несутся вольной чередой.

                М.Лермонтов «Журналист, читатель и писатель»
               
    «Позвоночным столбом» стихотворения назвал рифмы Давид Самойлов. Да, действительно, их роль в стихе велика, многозначна. Во-первых, они скрепляют отдельные строки в единое целое. Не зря Анна Ахматова образно назвала их «сигнальными звоночками»:

И вот уже послышались слова
И лёгких рифм сигнальные звоночки…

   Читатель интуитивно настраивается на появление  рифмующихся слов.
 Каждая  рифма выделяет наиболее важные для автора слова: ведь он чаще всего помещает их в самый конец строк. Скрепляя строки, рифмы создают отдельную часть стихотворения - строфу, становясь важнейшим элементом композиции. Ну и, наконец, каждая рифма даёт особый – звучащий! – фон, превращаясь в звукопись, без которой немыслима настоящая поэзия.

     РИФМА (от греч. «rhythmos») по значению того же происхождения, что и  ритм – это созвучие последних (и не только, строго говоря, последних) слогов или слов в строчках стихотворения.   Имейте в виду, что речь идёт не о написании слов, но именно о  СОЗВУЧИЯХ, обязательно  включающих ударную гласную. Иначе у вас получится, как у Незнайки, рифмовавшем «палка – селёдка»: окончания-то одинаковые, а вот  рифмы   нет.

    Звуковые особенности и место рифм в стихе зависят от  конкретного языка и литературных традиций. Например, в монгольском  распространена начальная рифма, а в старовьетнамской  поэзии рифмы были причудливо вплетены внутри и в конце строк.   
   
  Когда и где  рифма появилась впервые – есть разные предположения. В своей книге «Игры в рифмы» В.Волина рассказывает: «Персидское сказание повествует о любви некоего Байрама и его рабыни Диларам, которая так обожала своего повелителя, что на каждую его фразу отвечала словами, созвучными его словам, и таким образом оба стали говорить рифмованными стихами. Вот отсюда и пошло стихосложение».

     Греческие мифы поведали нам о рождении Рифмы - дочери  нимфы Эхо и бога Аполлона (Феба) - покровителя искусств. Легенду поэтически переложил Пушкин, сохранив любимый размер античных поэтов – гекзаметр:
                Эхо, бессонная нимфа, скиталась по брегу Пенея.
                Феб, увидев её, страстию к ней воспылал.
                Нимфа плод понесла восторгов влюблённого бога;
                Меж говорливых наяд, мучась, она родила
                Милую дочь. Её приняла сама Мнемозина.
                Резвая дева росла в хоре богинь-аонид,
                Матери чуткой подобна, послушна Памяти строгой,
                Музам мила; на земле Рифмой зовётся она.
               
В другом стихотворении поэт дал ещё один вариант древнего мифа о  «божественной её родословной». В нём отцом Рифмы остаётся Феб, «бог лиры и свирели, бог света и стихов», а  матерью названа сама богиня памяти Мнемозина.  У Пушкина «милый лепет» Рифмы усмиряет волненье сердца, уводит  «в очарованную даль»; она может быть то послушной, то «свободной и ревнивой», то «своенравной и ленивой», то бежать за мечтой, то спорить с нею шутя.  А может и «умолкнуть, онеметь», изменить поэту.
 
 Ещё не раз  Пушкин вспоминает Рифму:
                О  чём, прозаик, ты хлопочешь?
                Давай мне мысль, какую хочешь:
                Её с конца я завострю,
                Летучей рифмой оперю,
                Вложу на тетиву тугую,
                Послушный лук согну в дугу,
                А там пошлю наудалую,
                И горе нашему врагу!       («Прозаик и поэт»)

     Поэзия здесь предстаёт как власть над звуками. Обратите внимание на  третью строку.  «Её  с конца  я  завострю», - говорит поэт, он знает: в поэзии очень важно, чем заканчиваются строки стихотворения.
   Не зря  в старину рифму называли «краесогласием». С её помощью мысли автора приводятся в согласие. Разве не так у настоящих поэтов?

       По слоговому объёму и месту ударения различают следующие  рифмы:

1.МУЖСКАЯ – с ударением на последнем слоге в строке. Такие стихи звучат особенно энергично, резко:
                Я и молод, и свеж, и влюблён,
                Я в тревоге, в тоске и в мольбе,
                Зеленею, таинственный клён,
                Неизменно склонённый к тебе.            (А.Блок)

2.ЖЕНСКАЯ – с ударением на предпоследнем слоге  в строке. Стихи звучат мягче, сердечнее:
                Верно, так уж устроено сердце людское.
                Мне казалось, я очень нуждаюсь в покое,
                а сейчас вот, когда это время далёко,
                мне не горестно, нет, но чуть-чуть одиноко.      
                (В.Тушнова)
3.ДАКТИЛИЧЕСКАЯ – с ударением на третьем слоге от конца строки. Стихи  задумчивы, протяжны:
                Вкрадчивым шёпотом вы заглушаете
                Звуки дневные, несносные, шумные,
                В тихую ночь вы мой сон отгоняете,
                Ночи бессонные, ночи безумные!               
                (А.Апухтин)
4.ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ – с ударением на четвёртом слоге от конца строки:
                Плыла над морем даль опаловая,
                Вечерний воздух полон ласки.
                К моей груди цветок прикалывая,
                Ты улыбалась, словно в сказке.          (В.Брюсов)
      
Говоря о рифмах,  желательно знать  такие явления, как проклитика и энклитика.

      ПРОКЛИТИКА (от греч. «procliticon» - наклоняющийся вперёд) – безударное слово,  примыкающее к следующему за ним ударному, составляя с ним одну стопу. Чаще всего проклитику в русском языке образуют служебные части речи (частицы, предлоги, союзы). Однако  иногда в стихе   знаменательные части речи  тоже теряют полнозвучное ударение, представляя проклитику. Пример - строки Пушкина:

Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное явленье,
Как гений чистой красоты.

   Стихи написаны ямбом. Местоимение «я», предлог «передо»,  союз «как»  безударны, образуя проклитику  и тем самым сохраняя размер.

      ЭНКЛИТИКА  (от греч. «encliticos» - отклоняющийся назад) -  это, напротив, перенос ударения на предыдущее слово. Некоторые предлоги (по, про,  на, под, из) в сочетании с косвенным падежом имени существительного перетягивают ударение на себя. Например, произнесите в соответствии с нормами русской орфоэпии: по лесу, под гору, на гору, из лесу…Ударными оказываются предлоги, а не существительные. Энклитику образуют и другие служебные части речи. Вот начало стихотворения В.Брюсова, написанного четырёхстопным ямбом:
 
                Я не был на твоей могиле;
                Я не принёс декабрьских роз
                На свежий холм под тканью белой;
                Глаза других не осудили
                Моих, от них сокрытых слёз.

   В первой строке мы видим энклитику: её образует частица «не», а глагол «был» безударный. Во второй и четвёртой строках эта же частица безударна и образует  уже проклитику. Остаются безударными  предлоги «на», «под», «от», а также местоимение «я» в первой и второй строчках - это тоже проклитика.

                ВИДЫ  РИФМ  ПО  СПОСОБУ  РИФМОВКИ
1.СМЕЖНЫЕ (парные), когда рифмуются рядом стоящие строки. В буквенной схеме рифмовки их можно показать так: ААББ.
                Умело замешана кем-то и споро, и круто,
                Мятежно над Русью вздымается грозная смута.
                Опять зашептались о Боге, о  чёрте, о воле,      
                Опять не засеяно вовремя  долгое поле.
                Но брошено семя  обиды, вины и  позора,
                И души наполнит  мятежное  пламя раздора.   
                (Д.Мизгулин «Смута»)
  Смежная рифма обладает большей динамикой, чем другие, да и запоминаются такие стихи легче. Недаром многие детские стихи используют именно такую рифмовку.

2.ТРОЙНЫЕ: ААА. Рифмуются три строки подряд.
                Ведь были ж схватки боевые,
                Да, говорят, ещё какие!
                Недаром помнит вся Россия…             
                (М.Ю.Лермонтов)

3.ПЕРЕКРЁСТНЫЕ: АБАБ. Рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки. Эти рифмы более гибки в ритмическом плане и потому более любимы поэтами.
                Умом Россию не понять,
                Аршином общим не измерить;
                У ней особенная стать –
                В Россию можно только верить.           (Ф.Тютчев)

4.ОПОЯСЫВАЮЩИЕ (опоясанные, охватные, кольцевые): АББА. В них созвучны первая и четвёртая, вторая и третья строки.
               
Горит в ночи моя свеча.
Казалось бы –  читай, внимая,
Но, вещих слов не понимая,
Бросаю книгу сгоряча.
                (Д.Мизгулин «Молюсь исправно Богу. Но…»)

5.СМЕШАННЫЕ  встретим  в знаменитом пушкинском «Зимнем утре»:

                Скользя по утреннему снегу,
                Друг милый, предадимся бегу
                Нетерпеливого коня
                И навестим поля пустые,
                Леса, недавно столь густые,
                И берег, милый для меня.
6. ВНУТРЕННИЕ РИФМЫ, когда в стихах рифмуются слова, стоящие не в конце строк, а в середине или  начале:

Стелется, пенится, пляшет метелица
В райском саду,
Прелести шелеста ласковой осени
В нём не найду.
Слёзными, звёздными ливнями поздними,
Запахом трав
Вспомнится, томностью к сердцу притронется
Осени нрав.
        (А.Клименко «Смелая, белая»)

    НАЧАЛЬНАЯ  РИФМА подчёркивает ритмическую мелодию стиха:
Хлебом клянусь и водой,
Небом клянусь и звездой…
        …….
Кровью клянусь и бедой,
Любовью клянусь и враждой…     (Елена Благинина)

7. МОНОРИМ – так называется стихотворение, в котором на всём протяжении употребляется только одна рифма. Пример – часть стихотворения Юнны Мориц «Случай с Афродитой»:
                Эта женщина вышла из пены морской,
                Наготу на свету заслонила рукой
                И в толпе затерялась людской.
                Потный пекарь дышал над мешками с мукой,
                Потный плотник сколачивал доску с доской,
                Два цирюльника в окна смотрели с тоской.
                Эта женщина вышла из пены морской
                И в толпе затерялась людской.

      Самый известный  классический пример монорима –  авторская версия шуточной студенческой песни в обработке А.Апухтина «Когда будете, дети, студентами…»:  19 строк на одну рифму – и ни одна из них не повторяется. Привожу в небольшом сокращении:

Когда будете, дети, студентами,
Не  ломайте голов над моментами,
Над Гамлетами, Лирами, Кентами,
Над царями и президентами,
Над морями и континентами…
Не якшайтеся вы с оппонентами,
Поступайте хитро с конкурентами,
А как кончите курс эминентами
И на службу пойдёте с патентами,-
Не глядите на службе доцентами
И не брезгайте, дети, презентами!..

Есть и на Прозе мастера подобной виртуозной рифмовки. Например стихотворение Валентина Бакланова "Государственная граница". Вы можете познакомиться с ним по адресу: http://proza.ru/2020/05/27/1095   

                ВИДЫ РИФМ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ               
               
     Было время, когда отечественные поэты предпочитали зрительную рифму, в которой созвучия имели одинаковое написание. Г.Державин утвердил рифму слуховую, то есть по слуху (или, как он говорил, «по звону»). Сегодня при всём разнобое в терминологии можно выделить следующие виды рифм по характеру звучания.
 
        Если все послеударные звуки одинаковы, рифму называют
1.ТОЧНОЙ, как у Пушкина:
                Если жизнь тебя обманет,
                Не печалься, не сердись!
                В день уныния смирись:
                День веселья, верь, настанет.
 Такая рифма ещё называется  опорной, или богатой. Если к тому же перед последними ударными звуками в рифмующихся строчках созвучны и предыдущие слоги или звуки, то  перед нами глубокая  рифма. Очень  важны согласные перед ударным слогом (важнее, чем те, что стоят после него). Самая красивая рифма – предударная:
                В поисках счастья, работы, гражданства
                странный обычай в России возник:
                детям у нас надоело рождаться, -
                верят, что мы проживём и без них.             
                (Р.Рождественский) 
   
  Однако же использование  точных рифм может  стать  ловушкой для новичка: увлекаясь одинаковым  звучанием, он невольно скатывается в шаблон  примелькавшихся слов. Поэтому  обратите внимание и на другие виды рифм.

   2.НЕТОЧНАЯ  (приблизительная)  рифма  образуется, если не совпадают безударные гласные, идущие после ударного («мороза – розу»),  или согласные в последней стопе строки («сани – сами»), а также если заударные звуки не совпадают по количеству («волны – полный»)  или по порядку расположения. В неточных рифмах созвучие лишь частичное: на письме нет совпадения в буквах, но на слух  это почти незаметно. Виртуозом оригинальных неточных рифм был Б.Пастернак:
                Ты о ветре, веткой пробующем,
                Не время ль птицам петь,
                Намокшая воробышком
                Сиреневая ветвь!
 
    В поэзии ХХ века часто встречаются неточные, но всё же богатые рифмы. Пример  -  в известном стихотворении Ин.Анненского:
                Среди миров, в мерцании светил
                Одной Звезды я повторяю имя…
                Не потому, что я Её любил,
                А потому, что я томлюсь с другими.

                И если мне сомненье тяжело,
                Я у Неё одной молю ответа,
                Не потому, что от неё светло,
                А потому, что с Ней не надо света.

     Литературоведы выделяют несколько типичных разновидностей.

        а) БЕДНАЯ  (слабая)  рифма содержит совпадение только заударных звуков («играть – бежать»). И всё же такие рифмы могут быть  выразительны и оригинальны, как, например, у  А.Вознесенского с его  умением объединять неблизкие понятия и созвучия. По этому поводу Б.Ахмадулина укоряла поэта:
                За ним я знаю недостаток злой
                Кощунственно венчать «гараж» с  «геранью»…

         б)   В  АССОНАНСНОЙ рифме  созвучны ударные гласные звуки при несовпадении согласных:

Подолгу наблюдали мы закат,
Соседей наших клавиши сердили,
К старинному роялю музыкант
Склонял свои печальные седины.        (Б.Ахмадулина)

        в)  При  ДИССОНАНСЕ (диссонансной рифме)  или, что одно и то же, КОНСОНАНСЕ  созвучны согласные звуки при несовпадении ударных гласных.
    Вы встретите подобные рифмы в стихах В.Аксёнова, которые он приводит в своём романе «Редкие земли» (Москва «ЭКСМО», 2007):

                Гремящий мир гульбы и риска
                Всё жаждет склоны простирнуть,
                Где над уродством тамариска
                Цветёт зелёный пастернак.
                ***
                Я знал почтенного майора,
                Он был искусник, а не лох.
                Считал себя слугой Минервы,
                Имел художественный нюх.
Наверное, такие рифмы имеют право на существование, но лично у меня они вызывают лишь непонимание и отторжение.
       
       г) НЕРАВНОСЛОЖНАЯ  рифма с разным количеством послеударных слогов  тоже  оригинальна, но более привычна и понятна.  Пример даёт  Б.Пастернак:
                Земля, земля волнуется,
                И катятся, как волны,
                Чернеющие улицы –
                Им, ветреницам, холодно.
 
 Интересно использует неравносложную рифму А.Блок, у него недостающий слог восполняется в начале следующей строки, и таким образом возникает своеобразная составная рифма:
                ………….Темноокая
                И, колеблемый вьюгами Рока,
                Я…
                («Нет исхода», из цикла «Снежная маска»)
Создаётся ощущение непрерывного вихревого движения, а это и есть лейтмотив  цикла.
 
       д) УСЕЧЁННАЯ   рифма образуется, если  в конце одного из рифмующихся слов отсутствует звук или сочетание звуков, имеющихся в конце другого:
                Но князь желал испить шеломом Дону.
                На красный стяг, на белую хоругвь
                Взглянул и стремя золотое тронул
                Ещё на русском, на степном ветру.        (С.Щипачёв)         

         Когда в конце рифмующихся строк стоит одно и то  же слово,  то это рифма
     3) ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ, например:
                Воротился ночью мельник…
                - Жёнка! Что за сапоги?
                - Ах, ты, пьяница, бездельник!
                Где ты видишь сапоги?                (А.Пушкин)

4) ОМОНИМИЧЕСКАЯ  рифма встречается у Пушкина в «Евгении Онегине»:
                …И не заботился о том,
                Какой у дочки тайный том
                Дремал до утра под подушкой.
 
 Семён Кирсанов рифмует многозначные слова:

Шторы опускаются.
Руки опускаются.
Я шепчу: «Товарищи…»
Но мои товарищи
По домам расходятся,
Потому что, может быть,
В мнениях расходятся
В том, что чудо может быть.
  Зачастую такая рифма плодотворно  используется в каламбурах. 
          
     5) ОТКРЫТАЯ рифма  оканчивается на гласный звук:
                Кавказ подо мною. Один в вышине
                Стою над снегами у края стремнины;
                Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,
                Парит неподвижно со мной наравне.
                Отселе я вижу потоков рожденье
                И первое грозных обвалов движенье. (А.Пушкин  «Кавказ»)

6) ЗАКРЫТАЯ рифма оканчивается на согласный:
                Его стихов пленительная сладость
                Пройдёт веков завистливую даль,
                И, внемля им, вздохнёт о славе младость,
                Утешится безмолвная печаль
                И резвая задумается радость.(А.Пушкин «К портрету Жуковского»)

 7) «КОНТУРНАЯ» (АКУСТИЧЕСКАЯ)  рифма строится на близости общего звукового «контура» слов, а не их окончаний, то есть использовано звуковое сходство частей, расположенных перед последним ударным слогом.
                Сад застлан, пропал за её беспорядком,
                За бьющей в глаза кутерьмой.
                Родная, громадная, с сад, а с характером –
                Сестра! Второе трюмо!          (Б.Пастернак)
        Здесь ударный рифмующийся слог «мо», но одновременно совпадают предударные звуки «у-т-р», что ещё больше сближает строки.

     8) СОСТАВНЫЕ  рифмы – это те, в которых  с одним словом рифмуются два и более слов. Непревзойдённым мастером составных рифм был В.Маяковский:
               Добьёмся урожая мы, -
               Втройне,
                земля,
                рожай!
                Пожалте,
                уважаемый
                товарищ урожай!
   В поэме Маяковского «Облако в штанах» встречаем такие составные рифмы: «бронзовый» - «звон его»,  «тихо» - «ты хоть»,  «могли бы» - «глыбе»  и другие.
    
     9) КАЛАМБУРНАЯ  рифма – когда сочетание рифмующихся слов неожиданно, даже парадоксально. Каламбур строится на омонимах, омографах, полисемии, шуточной этимологизации слов. Мастером каламбуров был  поэт-сатирик XIX века  Дмитрий Минаев:
                Область рифм – моя стихия,
                И легко пишу стихи я,
                Без раздумья, без отсрочки
                Я бегу к строке от строчки,
                Даже к финским  скалам бурым
                Обращаюсь с каламбуром.               

    10) Некоторые литературоведы  выделяют также рифмы
 РАЗОРВАННЫЕ, СПРЯТАННЫЕ, РАЗНЕСЁННЫЕ, ПЕРЕКИДНЫЕ (рифмы-переносы), например:

За девками доглядывать, не скис
Ли в жбане квас, оладьи не остыли ль,
Да перстни пересчитывать, анис
Ссыпая в узкогорлые бутыли…             (М.Цветаева)

              У  Николая Брауна:
И когда, зарёй подбитый
Из-за гор,
Задохнётся под копыта-
ми костёр,

11)А.Квятковский называет рифмы-ЭХО, в которых окончания строк полностью повторяют последний или два последних слога первого, но в то же время образуют самостоятельные слова, как у А.Безыменского:

                Бахают бомбы у бухты.
                …Ух, ты!
                Крепок удар днепростроевской вахты.
                …Ах, ты!
                Запад, услышь! Неужели оглох ты?
                …Ох, ты!
                Эхо звенит переливами флейты…
                …Эй, ты!
                Ну-ка держись, мировые Детройты!
                …Ой, ты!   

    12)Если рифмуются все слова в строках, как у В.Высоцкого, - это ПАНТОРИМ:
 
                Сорвано, уложено, сколото –
                Чёрное, надёжное золото.
 
     Поэт может одну строку в строфе оставить нерифмованной, её называют  холостой.  ХОЛОСТОЙ  СТИХ  пришёл в Россию в середине XIX века из немецкой поэзии вместе  с переводами Г.Гейне. Д.Минаев, утрируя, мастерски пародировал такие переводы:
                Пусть рифмует через строчку
                Современный русский Гейне,
                А в воде подобных песен
                Можно плавать, как в бассейне.
 
   Однако у мастера  холостой стих  звучит очень выразительно, например,  у М.Лермонтова:
                Сидел рыбак весёлый
                На берегу реки,
                А перед ним по ветру
                Качались тростники.
                («Тростник»)
Обязателен холостой стих в некоторых жанрах восточной поэзии - газели,  рубаи:

Хорошо, если платье твоё без прорех.
И о хлебе насущном подумать не грех.
А всего остального и даром не надо –
Жизнь дороже богатства и почестей всех
                (Омар Хайям, перевод Г.Плисецкого).
      
    В заключение надо  сказать о таком явлении, как рифмы  БАНАЛЬНЫЕ -  примелькавшиеся, часто повторяемые, избитые, потому ожидаемые, типа: «кровь – любовь», «розы – морозы», «даль – печаль» и т.п. Они  стали словесным штампом, утратили свежесть, необходимую в стихе. К банальным рифмам относят глаголы, прилагательные  с окончанием «ой», существительные  c cуффиксами     «-ани», «-ени» и другие. По этому поводу ещё Пушкин    иронизировал в романе «Евгений Онегин»:

И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
(Читатель ждёт  уж рифмы розы;
На, вот возьми её скорей!)

  Конечно, хотелось бы чаще встречать в стихах рифмы новые, оригинальные, свежие.

          Продолжение на:  http://www.proza.ru/2017/07/23/374


Рецензии
Большую работу вы проделали!
Это надо же сколько рифм!
А я, как у Пушкина: "Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить."

Прочитала с интересом. Спасибо!

Галина Санорова   21.07.2023 04:43     Заявить о нарушении
Рада вашему интересу!
Спасибо, дорогая Галина!

Элла Лякишева   21.07.2023 18:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.