Габриэль и гора. Впечатления о фильме

"Габриэль и гора" - фильм международной конкурсной программы 8-го Одесского международного кинофестиваля. Бразилия, Франция, 2017, режиссер - Филиппе Барбоза.

Все фильмы на фестивале посмотреть, конечно, - нереально. Но фильмы конкурсной программы - вполне можно. Если, конечно, ты только этим и занимаешься... завидую молодым ребятам, не обремененным бытом и обязательствами, которые могут себе это позволить... я, по мере возможности, тоже к этому стремлюсь, но посмотрела не все конкурсные фильмы, и поэтому делать какие-то обобщения будет некорректно.
А зрительскими впечатлениями поделиться - самое то. Я вообще не понимаю, как кинокритики смотрят кино... вот буквально недавно прочла статью о главе жюри международной конкурсной программы Кристиане Петцольде - критик, да - разбирается в кино: так и сыплет терминами, заковыристыми формулировками, именами, и если ты как зритель, мягко говоря, не в теме этой кинематографической кухни, то фиг что поймешь. В общем, я поняла, что кинокритики пишут для кинокритиков.

Я же - зритель. Поэтому, вот - фильм из тех, что я посмотрела, который мне очень понравился. Хотя, как говорится, "тема не моя": совершенно равнодушна к Африке, к внедрению в жизнь загадочных малых народов, и даже - да простит меня Господь - к культуре африканских негров... А вот главный герой фильма был этим увлечен.
...И я больше двух часов на одном дыхании следила за тем, как Габриэль - реальный парень, памяти которого этот фильм посвятил его друг, бразильский кинорежиссер Филиппе Барбоза - как Габриэль со страстью шел к своей гибели на горе Муланже в Малави.

Оказывается, в 2009 году известие о том, что Габриэль Бухман пропал, не вернулся с этой горы, потрясло всех, кто его знал - а он объездил и обошел практически весь мир. Но мы, зрители, вообще ничего не знали об этой истории. Но интрига, заданная режиссером в самом начале, увлекает сразу: под камнем на девственной земле два местных жителя находят тело "белого человека", которого 19 дней пешком и на вертолетах искала экспедиция из Бразилии и США - и в фильме мы вместе с героем проходим его путь к этому месту...
Сюжет бесхитростный и почти полностью построен на реальных фактах, которыми делился сам Габриэль - в Фейсбуке и в своем "бумажном" дневнике... и в фильме участвуют практически все те люди, с которым он общался в последние 70 дней своей жизни...

...и постепенно - может быть, из-за того, что действие проходит на фоне величественных (извините за банальность, но не подберу другого более точного слова) пейзажей - ты начинаешь по-другому ощущать ценность любой конкретной жизни...

... и я для себя сделала вывод, что любая конкретная жизнь имеет ценность только тогда, когда человек, эту жизнь проживающий, - внутренне свободен! И неважно, кто ты - very important person или студент-неудачник: герой фильма "Габриэль и гора" это доказал... И не верьте аннотации, которая начинается с утверждения, что он отправился в путешествие "перед поступлением в Гарвард": в фильме ясно показано, что по сути ему в поступлении в престижный университет отказано - "меня внесли в список ожидания" - говорит Габриэль своей девушке, как бы уговаривая самого себя, что еще есть надежда. И на другие их диалоги об образовании и науке стоит обратить внимание: мне кажется, они могут быть ключом к понимаю того. что и почему на самом деле произошло с героем этой истории.
Но не думаю, что режиссер ставил перед собой какую-то особую экзистенциальную задачу: по словам Филиппе Барбоза, который приехал в Одессу на кинофестиваль представлять свой фильм, он хотел найти ответ на вопрос, который мучил всех, знавших Габриэля, - почему так случилось, что его друг, взошедший на не одну вершину мира, погиб именно здесь, на этой горе - о которой ходит дурная слава?
...мне - как зрителю - кажется, потому, что он полностью реализовал возможности своей свободы..

- В фильме нет однозначной версии, - сказал режиссер, - потому что мы можем только догадываться, что произошло на самом деле... я же хотел восстановить ту глубинную связь, которая была у меня с Габриэлем с самого детства...
Фильм датирован 2017 годом, и был показал на Одесском международном кинофестивале 17 июля - в годовщину того дня, когда в Африке, в Малави на горе Муланже пропал Габриэль Бухман...

..помимо всего прочего, фильм очень красивый, ты растворяешься в нем, ты сам ненадолго становишься его героем... и в конце понимаешь: какой прекрасный памятник своему другу оставил в этом мире кинорежиссер...
...и да - это пока единственный фильм конкурсной программы (но, повторюсь, я видела не все), которому я поставила - отлично...

опубликовано здесь: фото с сайта: http://en.unifrance.org/movie/43767/gabriel-and-the-mountain


Рецензии