Даниил Кравченко Критический разбор молитвы
Народное творчество времен СССР предписывало: «Не думай! А если подумал — не говори. Если сказал, то не пиши. А если написал — то не печатай. А если напечатал — то кайся!»! Однако не внял я многократно апробированным народным советам - обнародовал молитву свою. Теперь - пришло время "исповедоваться" ...
Поскольку письменных отзывов о моей "молитве" (http://www.proza.ru/2016/12/18/430) было высказано, и в этом я совершенно убежден, недостаточно, возникло неудержимое, хотя и противоречивое, протестное желание самостоятельно написать как бы «критический разбор» данной молитвы», в котором излагается беспристрастный, нелицеприятный её анализ.
В рецензируемой работе рассматривается извечный, для многих, далеко не самоочевидный, вопрос о силе одновременной молитвы, исполняемой многими молящимися в определенное, заранее ими "согласованное", в том числе, и с помощью всемирной системы объединенных компьютерных сетей, время, на каждом индивидуально им доступном месте, например, в уединенных тихих комнатах с надежно затворенной дверью (Матф.6:6), либо для активных верующих, - во время церковных богослужений (Матф.18:20) с тем, чтобы "Отец твой, видящий тайное, воздал тебе явно"!
Автор допускает, что такая молитва "страждущих", сотворенных по образу и подобию Божьему (Быт. 1:27), может обладать как бы интегральным, резонансно кумулятивным свойством. Коллективно молящиеся верят, что если среди тысячи взывающих к Богу найдется хотя бы один искренне верующий, имеющий, как написано, веру Божию (Мар.11:23), то вероятность достижения ушей Господа такой молитвы значительно возрастает! При этом немаловажен и факт того, что молящиеся, чуть ли не дословно понимают, а в ряде случаев и исполняют новозаветное указание: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам..."
Вопросы о степени "подобия" человека Богу (Быт. 1:1-3); о критериях подобия; о "гносеологических" философских аспектах познания "творческих" способностей человека и Бога; о том, что, как многие считают, Бог "элементарно" создал мульти вселенную и все что наполняет её, создал "словом"; создал из "ничего" (Быт.2:4 ; Пс.32:6 ; 2 Пет.3:5 ; Иоан.1:1), а все "сотворенное" им человечество, имея в своем ресурсе как бы бесконечное множество миров, пока не достижимых, ценой невероятных усилий, построив, в частности, большой адронный коллайдер, сподвигло себя только на открытие элементарной "частицы Бога" (бозон Хиггса), свойства которой предрекают катастрофу, т.е. кончину всего мироздания со всеми его законами. В целом это не противоречит словам: "Тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, Земля, и все дела на ней сгорят (2 Пет.3:10).
Мыслящий род людской выполнил множество серьезных исследований, но так и не смог до настоящего времени синтезировать даже простейшую живую клетку; изначально не "создал" ни одного атома вещества (речь не идет о трансурановых элементах, получаемых на ядерных реакторах с большой плотностью потока нейтронов путем последовательного их захвата), не познал и скорее всего никогда не познает самого себя, - эти и бездна других вопросов интересуют, допускаю, не только автора. Но, как говорил ветхозаветный Давид: "На все да будет воля Господа Бога нашего...". При этом автор, конечно же отдает себе отчет в том, что даже сама попытка "рассмотреть" вопросы, несколько сумбурно перечисленные выше, уже может иметь для него, непредсказуемые, "предвещающие беду" последствия.
Именно в силу "этого" как бы аксиоматизированного эволюционного "сходства" человека и Бога, можно сделать предположение, что сама тема о молитве, когда молящийся человек может внятно, искренне и проникновенно в молитвах своих "просить", "искать" и "стучать", главным образом и наипаче, когда верующие, уговаривают, умасливают, побуждают, настаивают, канючат и пристают к Богу, умоляя Его о помощи, многократно усиливаются в процессе одновременной упорядоченной (по абсолютному вселенскому времени "исполнения") молитве многих молящихся, является актуальной, хотя в ряде случаев она ими и воспринимается, в некотором роде, на уровне мироощущений, и конечно же, на степени дарованной им (к глубочайшему сожалению дарованной далеко не всем!) вере, элементах коллективного гипноза, закритического по силе самовнушении и пр.
Мысленно возвращаясь к анализу "молитвы" отмечу, что при первом "прочтении" она удивляет, напрягает и озадачивает. Очевидно, что автор знаком с историческими первоосновами христианского учения, в том числе и о силе молитвы и жизни первых новозаветных христиан (Деян.11:26). Как следствие, в качестве "самопомощи" он искренне стремился своим будущим читателям если не дать, то хотя бы напомнить о некотором подобии "удочки", а не уже о пойманной и со вкусом приготовленной, фигурально выражаясь, "рыбе". (проанализируйте хотя бы ссылки: Пс.85:1; 2 Пар.30:27; 2 Пар.36:24; Ис.7:13; Пс.16:1; Пс.34:13; Пс.85:1; Пс.87:3 ; Пс.101, да и многих других).
Напоминая возможным читателям о тысячелетиями апробированном молитвенном пути "выхода" из затруднительных форс-мажорных ситуаций, читателям, которые в тяжелой борьбе с житейскими повседневными и повсеместными трудностями, временами испытывают свое гневное бессилие перед "внешними", уже - общеевропейского масштаба, силами, перед теми, кто ежечасно продолжает терять свою надежду на возможное эффективное решение комплекса сложнейших военных, социально значимых и бездны других вопросов, неожиданно свалившихся на головы множества приведенных в движение, людей (от беженцев и переселенцев, до проживающих на оккупированных территориях будущей «Малороссии», автор по существу не предлагая ничего нового, считает необходимым лишний раз напомнить, что путь "коллективного" одномоментного усиленного молитвенного обращения к Богу со своими нуждами, может при наличии веры Божией, заметно облегчить психофизическое, материальное и душевное состояние страждущих. Повторяю: при наличии отчаянно искренней, пусть даже на уровне детской, ВЕРЫ (Матф. 18:3)!
В то же время складывается впечатление, что можно только догадываться об истинных, как бы умышленно сокрытых, причинах личностного характера автора, которые, по-видимому, этот вариант "молитвы" и сделали именно таким откровенно олицетворенной, максимально персонифицированной.
Так как большая группа людей (социум), состоит из множества отдельных граждан, "личностный" характер "рассказа-молитвы" о коллективном одновременном обращении к Богу, скорее следует признать достоинством, а не её недостатком.
К недочетам миниатюры допустимо отнести некоторую трудность восприятия отдельных его абзацев и их осмысление, хотя, с другой стороны, эта лингвистическая "сложность" вынуждает читателя в процессе прочтения, а еще лучше, - вдумчивого многократного повторения и заучивания НАИЗУСТЬ, быть более сосредоточенным, побуждает его погрузиться в раздумья над целой чередой вопросов, в том числе и над поиском возможных активных протестных "земных", энергичных путей выхода из сложных житейских ситуаций.
То, что у автора, имеющего множество печатных работ и изобретений в различных областях науки и техники, на "религиозную" тему до последнего времени еще не было опубликовано ни одной, как мне кажется, делает, высокопарно и доверительно выражаясь, честь такому исключительно демократичному изданию, как "ПРОЗА.РУ»!
Как уже отмечалось, автор предоставляет читателю возможность лишь догадываться об истинных причинах "переключения" его внимания с научно-технической тематики на религиозную. Независимо от этого, считаю уместным поддержать автора в его начинаниях с тем, чтобы этот первый "рассказ", не стал единственным и последним! Дабы этого не случилось, хочу надеяться, что критически мыслящие посетители сайта не станут излишне сурово, а тем более, не совсем справедливо, оценивать эти первые его «литературные» пробы «пера».
Это пожелание автора в первую очередь относится к ныне живущим ортодоксально настроенным "фарисеям и книжникам", не видящим "бревна в глазе своем...", коих не счесть и в наше суетное время, призывающих церковь и близких к молитве за них и их родственников, особенно проникновенно взывающих к Богу, когда их настигает беда, не доверяя Ему и не надеясь на Него в должной мере, когда жизнь "налаживается" и протекает относительно благополучно, действуя, как им видеться, по более надежному, многократно раннее ими апробированному даже в условиях домашнего очага, житейскому принципу: аминемъ квашни не замесишь: молитву твори, но муку клади!!!
Такое поведение - близоруко, не мудро, скверно, да еще и опасно, поскольку может привести не к удовлетворению просьб Всевышним, а к нежелательному гневному, яростному наказанию за уклонение от путей праведных, за бесконечные никчемные, пустяковые, суматошно тленные обращения к Нему с такими просьбами, беспрестанно пытаясь ими, как написано в Ис. 7:13, лишь "затруднять Бога". Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему", априори обязан заботится о себе и хотя бы некий минимум повседневных вопросов в своей далеко не каждый миг радостной жизни, все же решать самостоятельно! Ведь недаром одна из заповедей гласит: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно". Пусть имя Господне непрестанно живет в душах молящихся, в их сердцах и мыслях, но не касается "языка" просителей, за исключением серьезных, имеющих принципиальное, жизненно важное значение, случаев.
И в заключение... Еще в прошлом столетии пролетарский поэт, описывая ситуацию подобную моей с написанием этих воззрений, сказал: "Ну ни в цвет, ну ни в такт, ни в струю"! И все же считаю, что применить к автору и его рассказу эту строку в полном объеме будет не совсем справедливо, поэтому данную "работу" оцениваю положительно, а его публикацию на проза.ру - оправданной. Те из читателей, которые сочтут возможным и смогут критический анализ "рассказа" выполнить более качественно, - пусть делают! Любые, особенно критические, их замечания будут восприняты доброжелательно и с благодарностью!
Даниил
Одесса
2015 - 2017.
Свидетельство о публикации №217072201049
Размышления над Св. Писанием обычно свидетельствуют о благочестии.
С добрыми пожеланиями,
Александр Чатур 24.02.2022 15:17 Заявить о нарушении