Пляж. 90-е

               
               
                (Непьеса)
    Место действия – маленький островок среди выжженной травы. На нем жмутся две Дамы в купальниках.

   ДАМА 1. Так, начинаем постепенно оголяться. Вот этот сарафан я шила ровно 20 лет назад.
   ДАМА 2. Жертва, одни усилия, напрасно…никогда…
   ДАМА 1. Напрасно в магазине целый день проторчала, так и не досталось ничего.
   ДАМА 2. Святой Себастьян, скажи, зачем же так мучиться? Зачем, не умереть сразу?
   ДАМА 1. Я умираю от желания.  Во мне горит,  не затухая одно только желание.
   ДАМА 2. Время остановилось, затихло, и медленно, перед зеркалом выщипывает из бровей волосок за волоском.
   ДАМА 1. У меня есть один знакомый, но я его совсем не чувствую. Ну, как себя не уговариваю, ничего не получается. Не чувствую. Он добрый… Посмотри, вон там трава горит.
   ДАМА 2. Трава горит. Душа горит. От одного не отстану, к другому не пристану. Наконец-то, я избавилась от своей любви. Это как будто заноза вышла из сердца. И вначале только лились слезы.   А теперь мне так стало легко на душе, я воскресла, какая-то пелена спала, я готова к новой любви. Какая тишина и покой…
   ДАМА 1. Как долго ее не могут погасить, и прыгают и скачут, вот, из ведра заливают и бегают как проворно, а она все горит.
   ДАМА 2. Пустыня. Знаешь ты, что такое пустыня?
   ДАМА 1. Представь, жара, песок раскаленный, идет какая-то процессия. Впереди несут крест, а в середине ведут женщину, которая должна взойти на этот крест.
   ДАМА 2. Откуда это?
   ДАМА 1. Это из кино. Слушай, она такая же женщина, грешница, я хочу сказать, как и мы.
   ДАМА 2. Но почему именно ее ведут на этот крест, чтобы мучить?
   ДАМА 1. Кажется, она отказалась от своей любви, или он ушел, она не выдержала, а сына, незаконного, кажется, она ходила навещать в приют.
   ДАМА 2. Боже мой, как же это вынести, ну почему надо так страдать.
   ДАМА 1. А дальше было так, она спокойно взошла на крест, все ушли, она осталась одна в пустыне.
   ДАМА 2. Это, как про меня.
   ДАМА 1. Некоторое сходство? Возможно…
   ДАМА 2. Что было дальше?
   ДАМА 1. Не помню, кажется, все.
   ДАМА 2. Что-то должно случиться, что-то должно случиться!
   ДАМА 1. Опыт и мистика!  А я уже ничего не жду. Пытаюсь, но не жду.
   ДАМА 2. Так не бывает…
   ДАМА 1. Бывает, бывает… Ждешь, ждешь, потом бац – стенка , потом еще одна и еще и они тебя отталкивают как пружины. Мой первый муж умер три дня назад.
   ДАМА 2. Боже…
   ДАМА 1. Он всегда пил, я опасалась за судьбу ребенка, а когда разошлась с ним, он стал так пить, что однажды поджег себя.
   ДАМА 2. Как так? Специально?
   ДАМА 1. Да нет, не специально. Вечером перепил, закурил сигарету, включил газ, чайник поставить, забыл и уснул. Утром спичку поднес – только глаза уцелели в очках. Сразу полыхнуло, весь обгорел.
   ДАМА 2. Как страшно, может, не стоило оставлять его одного.
   ДАМА 1. Потом он женился лет через 13 так… после этого, у него ребенок только школу заканчивает.
   ДАМА 2. Отказалась от любви. Я умираю, я вымираю.
   ДАМА 1. Это невозможно.
   ДАМА 2.Я думаю,  постепенно, от меня  осталась одна только оболочка, и голос, кажется, совсем другой, не тот, что прежде, и слова не мои, они насквозь фальшивые какие-то. Я куда-то ушла, постепенно, раз за разом все меньше и меньше остается. Как можно целиком поменять кожу, так можно целиком поменять душу. Я боюсь себя и своей неправды, фальши. Он уже не сможет понять. О, Себастьян, если бы он мог простить.
   ДАМА 1. Надо что-то делать. Давай, сфотографируй меня.
   ДАМА 2. Все кончено. ..Последние французские духи, последний лак, квартиры нет, дачи тоже, последняя любовь предала, я тоже, надежды нет ни от кого, надежды все рухнули, я заперта в своей собственной тюрьме и жажду выхода, долго я не протяну, к счастью не способна.
   ДАМА 1, Я создана для обложки «Плейбоя? Ну почему меня там не печатают.
   ДАМА 2. Чья-то чужая жизнь опять врывается в мою, я растекаюсь от звуков чужик голосов, от лиц, от сравнений.
   ДАМА 1. Бредни.
   ДАМА 2. Боже, ну зачем такая жара? Господи, дай мне шанс, ну зачем я тут в такую жару. Бессмысленно, никому не нужная стою и сделать ничего не могу. Господи, если сейчас небо упадет, и мы все расплавимся, ну что от нас останется. А от меня что? Ничего не могу изменить. Если бы даже кто-нибудь забросал меня камнями, я бы была благодарна этому человеку. Но ведь его нет. Что ты делаешь?
   ДАМА 1. Я забрасываю стрелами любви вот этого молодого человека.
   ДАМА 2. Себастьян…
   ЮНОША. Почти.
   ДАМА 2. Вы меня помните? И не сердитесь на меня?
   ЮНОША. Как-то не задумывался. А что, есть за что?
   ДАМА 2. Я думала, вы тогда плакали, ну, помните, когда я прогнала вас? Я опасалась за вашу жизнь.
    ЮНОША. Нет, не помню.
   ДАМА 1. Ну, ты идешь или остаешься?
   ЮНОША. Я не помню. Пошли.
                Певица поет.
   ДАМА 2. Надо что-то такое говорить дальше, только не останавливаться. Все нервы горят, как горит земля, как горит трава. Он уже не вернется, он уже не вернется, никогда, никогда. Бой курантов, зима, одна. Он уже не вернется, никогда, никогда.
   ПРИШЕЛЕЦ. Эй, дама, это ваша собака бросается на всех? Дама, вы что, глухая? Я спрашиваю, это ваша собака, так держите ее на поводке, это пока что не частный пляж.
   ДАМА 2. Я зашла так далеко…
   ПРИШЕЛЕЦ. И подальше могли бы зайти, держите злую собаку, так купите ей намордник. Где ваш намордник?
   ДАМА 2. А что, если это не он? И я ошиблась.
   ПРИШЕЛЕЦ. Как это не он? А чей же еще? Один кобель, понимаешь, тут бегает, зубы скалит. А она еще «может, не он»? Накупают от жиру, потом не смотрят.
   ДАМА 2. А что, если он вернется, что тогда?
   ПРИШЕЛЕЦ.  Ну, наконец-то, очнулась. Я думал, совсем от жары с катушек долой. Идите и заберите своего бульдога. А то он еще разорвет кого-нибудь.
   ПЕВИЦА (с деревянным ребенком). Ай, люди добрые! Мы погорельцы. Идем издалека. Ничего не осталось. Мужа схоронила. Ребенку нужна операция. У нас такую не делают. Помогите, люди добрые, ради Христа, кто сколько может.
                Поет.
   ДАМА 2. Вы ошиблись, его там нет.
   ПРИШЕЛЕЦ. Ходят тут, ходят, источник заразы. Везде проходу от них нет, от попрошаек.
   ДАМА 2. Святой Себастьян, из меня вытряхнули, как через сито, мужество, у меня уничтожили веру, из меня вытянули любовь и выбросили, как сломанную куклу. Святой Себастьян…
   ПРИШЕЛЕЦ. Ну, что вы расселись, кто заплатит мне за порванную штанину, может ваш святой Себастьян?
   ДАМА 2. Горькое лето, печальное лето, безумное лето. Как собственные поминки.
   ПРИШЕЛЕЦ. Господи, навязалась на мою голову безумная какая-то. Вы ничего не смыслите в политике,  а если бы и смыслили, не могли бы понять. Мы даровали вам свободу.
   ДАМА 2. Убыль лета, убыль чувства. Неоконченные дела, несбывшиеся возможности. Просто небытие. Стон кругом стоит от выжженной травы.
   ПРИШЕЛЕЦ. Да уйдите вы отсюда. Вас послушать, такая тоска.
                Певица уходит.
А интересно, есть тут рыба?
   ДАМА 1. Не думала, что проведу так прекрасно свой уик-энд. Рыбы тут когда-то было навалом.
   ЮНОША. Когда я был маленький…Ну, не смейся.
   ДАМА 2. Когда я была маленькой… У меня были длинные, длинные белые волосы.
   ЮНОША. Мне подарили грузовик красного цвета. Не смейся.
   ДАМА 1. Я не смеюсь.
   ЮНОША. Это ошибка, я всегда любил тебя. Там вдалеке. Наверно, тебя.
   ДАМА 1. Это ошибка. Я тебя никогда не любила.
   ДАМА 2. Ну, как хочешь, это ничего не меняет.
   ДАМА 2. Никакой надежды.
   ПРИШЕЛЕЦ. Дама, позвольте поинтересоваться, откуда такие сведения? У меня клюет большая рыба.
   ДАМА 1. Мои сведения всегда верны. Примите это к сведению.
   ПРИШЕЛЕЦ. Принимаю. Однако, уик-энд со свежей рыбой будет выглядеть более смачно.
   ДАМА 1. В интерьере выжженной травы, вы хотели сказать.
   ПРИШЕЛЕЦ. Мадам, это ничего не меняет, пока мы живы.
   ДАМА 1. Держитесь крепче за землю, кто-то вас уже сильно помял.
   ПРИШЕЛЕЦ. Блудливый пес вот этой дамы разодрал мне штанину, вы правильно заметили.
   ДАМА 1. Ну, во-первых, вы не по адресу, эта дама не блудлива, а, во-вторых, пса вовсе нет.
   ПРИШЕЛЕЦ. Крайне извиняюсь. Нет, так нет. Пусть будет так. Мое дело сторона. Однако, кто же возместит за убытки?
   ДАМА 1, Ну, вот, пристал теперь как банный лист. Какие убытки? Штаны зашить, убытки?
   ПРИШЕЛЕЦ. Как-никак, а сумма-то в условных единицах набегает.
   ДАМА 1. Черт с ней, с этой единицей. Снимай штаны.
   ПРИШЕЛЕЦ. Не ожидал столь быстрого поворота.
   ДАМА 1. Господи, нужен ты мне очень. Зашью, чтоб успокоился.
   ПРИШЕЛЕЦ. При народе не буду снимать. Пошли отойдем в…
   ДАМА 1. Ну, пошли.
   ДАМА 2. Мне больно. Мне больно.
   ЮНОША. Можешь сказать мне одну вещь?
   ДАМА 2. Что-нибудь неприличное?
   ЮНОША. Я не могу понять…
   ДАМА 2.  Кажется, все еще горит, нет, дым только стелется.
   ЮНОША. Нет, ты не можешь понять.
   ДАМА 2. И это все?
   ЮНОША. Как я не умер тогда.
   ДАМА 2. Как я не умерла тогда.
   ЮНОША. Сними эту маску!
   ДАМА 2. Я не могу, она вросла в меня. А, может быть, я не хочу, все равно, той ты уже не увидишь. Она действительно умерла. «Вот бы время вернулось, чтобы сердце проснулось».  Никогда, никогда, никогда. Я не могу выйти на улицу без этой маски, а вдруг люди заметят в моем лице что-то страшное, чего я не замечаю сама. Маска смерти.
   ЮНОША. А если я очень попрошу.
   ДАМА 2. Даже и тогда.
   ЮНОША. У тебя прощенья.
   ДАМА 2. Мне кажется, я этого не стою.
   ЮНОША. Сейчас ты будешь этого стоить. Сейчас я положу свою левую руку в зажженную траву.
   ДАМА 2. Почему не правую?
   ЮНОША. Правая - мне нужна, чтобы тебя обнять.
   ДАМА 2. Итак, Сцевола, левша.
   ЮНОША. Может быть, конечно, это совсем не ты, но я это сделаю. Я левша. Чтобы остановить твою гордость. Как поток пламени.
   ДАМА 2. Ты никогда не говорил так красиво. Мне страшно.
   ЮНОША. Не бойся. Совсем не больно.
   ДАМА 2. Без имени, без лица.
   ЮНОША. Без цвета, без запаха.
   ДАМА 2. Отвернись, не смотри на меня, у меня лицо совсем голое, мне стыдно. Боже мой, если бы кто-нибудь меня сейчас видел.
   ЮНОША. Мне кажется, я начинаю понимать, почему вы прогнали меня тогда.
   ДАМА 2. А если понимаете, подайте мне маску. Он вернулся.
   ДАМА 1. Мы вернулись.
   ЮНОША. «Мы», - так быстро?
   ДАМА 1. Все происходит быстро, молниеносно, ты, кажется, ревнуешь?
   ПРИШЕЛЕЦ. Болезнь века диктует свои права, как можно болеть старомодной болезнью. Ты, что друг, совсем зачах? Как дела?
   ДАМА 1. Все нормально?
  ДАМА 2. Неописуемо.
  ПРИШЕЛЕЦ. Хозяйки, делом займитесь, сварганьте что-нибудь, чтобы было в кайф. А я ухой займусь. Парень, ты костром займись. Что с рукой?
   ЮНОША. Так, обжегся.
   ПРИШЕЛЕЦ. Упал, обжегся. Бывает. Не смертельно. На, спиртом протри.
   ДАМА 1. Давай, я протру
   ЮНОША. Полегче.
   ДАМА 1. Что, больно? Потерпи.
   ДАМА 2. Что, если мы сейчас только слышим свой голос, а нас давно уже нет, настоящих?
   ПРИШЕЛЕЦ. Дама с фантазией.
   ДАМА 1. Быстро мы все-таки подружились.
   ПРИШЕЛЕЦ. Я бы приватизировал этот пляж со всем, что здесь находится.
   ЮНОША. Старик, у соседей неплохо бы спросить.
   ПРИШЕЛЕЦ. Мы не соседи с тобой, старик, мы, кажется, напарники. Если хочешь, могу взять тебя в долю.
   ЮНОША. Благодарю, не стоит. От сомнительных сделок предпочитаю отказываться.
   ДАМА 1. Какие мы гордые, с некоторых пор, я и не знала.
   ПРИШЕЛЕЦ. Так в чем же дело? Пикник на выжженной траве, на обочине, на необитаемом острове не его ума дело. Мальчик метит куда-то выше.
   ДАМА 1. А как же!
   ДАМА 2. Он заберет меня отсюда.
   ДАМА 1. Нет, вы слышали, а?
   ПРИШЕЛЕЦ. Я бы взял с собой только эротическое щоу.
   ДАМА 1. Ну, это приедается довольно быстро. Она в чем-то права. Нет, мне хотелось бы взять с собой вечную молодость. И отливать каждый день по капле, чтобы хватило надолго, надолго.
   ЮНОША. Грузовик, помню, мне подарила мама. Во дворе он был самым огромным. И я был счастлив. Теперь мне хватило бы клочка голубого неба, вот, смотри кусочек зеленой травы, не выжженной травы. Думаю, что и реку бы эту взял, если она совсем не высохнет. Что еще?
   ДАМА 2. А меня?
   ЮНОША. Дай подумать, не так сразу. А нужно отвечать?
   ДАМА 2. Да, пожалуйста, забери меня с собой,  и я люблю тебя.
Я полюбила тебя с первой минуты. Я не могла вынести твоего отсутствия.
   ЮНОША. Не знаю. Пожалуй.
   ДАМА 2. Вы слышите, все, он говорит, что заберет меня отсюда. Поцелуй меня. Знаешь, чего бы я еще очень хотела, перед тем, как ты меня заберешь?
   ЮНОША. Не знаю.
   ДАМА 2. Не просто уйти отсюда, а твоей женой.
   ЮНОША. Нет проблем.
   ДАМА 2. А где же гости, а как же свидетели?
   ЮНОША. Свидетели наши, вот они все.
   ДАМА 2. Вы слышите, вы свидетели.
   ДАМА 1. Ну как же так, а платье от Диора я дома оставила, не могу же я так. А тут только сарафан 20-й давности.
   ПРИШЕЛЕЦ. Тут все возможно.
   ДАМА 1. Фантасмагория-маскарад.
   ДАМА 2. Прости, прости, ты не сердишься?
   ЮНОША. Разве можно, глупая, сердится.
   ДАМА 2. Пусть он вначале, для порядка, сделает тебе предложение. А то, какие же мы свидетели.
   ЮНОША. Но мне еще не приходилось делать предложений.
   ДАМА 1. А ты напрягись, попробуй.
   ЮНОША. Милая, на фоне выжженной травы ты так прекрасна. Когда я был маленький…
   ДАМА 1. Опять…
   ЮНОША. Я видел тебя во сне. Именно такой как сейчас. Такой беззащитной и хрупкой.
   ДАМА 2. У меня нет подвенечного платья.
   ЮНОША. Что, я не слышу, так тихо?
   ДАМА 2. У меня нет свадебного платья.
   ЮНОША. Это не беда.
   ДАМА 1. О богине красоты и любви, ты что-нибудь слышала? Она выходила из воды совершенно без ничего, только эта вот, пена свисает.
   ПРИШЕЛЕЦ. Да, дамы и господа, сегодня мы поговорим о любви! Хотя, если позволите, наша фирма может вам предоставить, ради такого вот случая, самое божественное платье от кого захотите, хоть от черта, хоть от дьявола. Все расходы за наш счет. Выбирайте любое.
   ЮНОША. Ну, как, хочешь?
   ДАМА 1. Ну, соглашайся быстрее, есть хочется.
   ЮНОША.  Ну, как, ты хочешь быть моей женой?   
   ДАМА 2. Дай подумать, не так сразу. А нужно отвечать?
   ПРИШЕЛЕЦ. Непременно, уха стынет.
   ДАМА 2. Да, я пошла бы за тобой…
   ДАМА 1. Господи, что же ты медлишь?
   ДАМА 2. Но ведь ты не вернешься?
   ДАМА 1. Как же тут можно раздумывать, когда это решается на небесах, браки, я имею в виду.
   ДАМА 2. Ты еще вернешься?
   ЮНОША. Да, я вернусь.
   ДАМА 2. ДОЛГО ли надо ждать?
   ЮНОША. Я не знаю.
   ДАМА 2. А кольца, наши кольца, где ты возьмешь?
   ПРИШЕЛЕЦ. Ваши кольца, мадам.
   ДАМА 2. Нас сковали одной цепью.
   ПРИШЕЛЕЦ. Все должно быть по правилам. Даже в иллюзии.
   ДАМА 2. И пошли они, связанные одной цепью, добывая хлеб свой насущный, проливая пот свой. Аминь. Какая печальная, печальная сказка.
                Певица с ребенком проходит.
О, Себастьян, я устала, до чего я устала.
   ПРИШЕЛЕЦ. Рано, рано, мадам. Все только начинается. Возьмите крест свой и несите.
   ДАМА 2. Я не могу, нет сил.
   ПРИШЕЛЕЦ. Акции повысились. Доллар поднялся. На коммерческом фронте без перемен. Все лучше и лучше. Все сексуальнее и сексуальнее. Все рыночнее  и рыночнее. А впереди все будущее! Вперед, господа! Что стоим, господа? Подняли, взяли, взяли. Понесли. Менеджеры, пейджеры, вояджеры, подтягивайтесь сюда. Не звените, не зудите. Всем места хватит.
   ДАМА 2. Он вернется, он вернется, вы слышите? (Остается лежать на песке).
                Певица поет.
  ДАМА 1. Я даже заснула, такая жара. Даже в снах бывает свой смак. Какой хорошенький мальчик мне приснился. Ты тоже спала? Ты что-нибудь видела во сне?
   ДАМА 2. Лягушку. Больше ничего.
   ДАМА 1. Больше ничего. Почему именно лягушку в такой жаре? Откуда они тут возьмутся?
   ДАМА 2. Мерзкую такую большую лягушку.
   ДАМА 1. А может,  это было не во сне?
   ДАМА 2. Она упала мне на грудь, мне сразу захватило дыхание. Она становилась все больше , больше, из пасти ее вырывался огонь, а сама стала вся черной. Я хотела скинуть ее, это было ужасно. Я вся извивалась, кричала, но голоса не было слышно. У меня не было сил, я ничего не помню.
Потом появился тот другой,  светлый, хотел спасти, протягивал руку, но тоже исчез в огне.
   ДАМА 1. Насмотрелась ты ужастиков, прямо страх. Ад какой-то!
   ДАМА 2. Он пытался меня вытянуть. И крест нести.
   ДАМА 1. Не пора ли одеваться, дома, наверно, ждут. Куда же наши шмотки подевались? Ой, что-то капнуло, неужели дождь.
   ДАМА 2. Дождь, дождь, господин дождь, мы вас очень ждали.
   ДАМА 1. Вот к чему тебе лягушка снилась. Она всегда к дождю. Быстрей, давай, одевайся, намокнем.
   ДАМА 2. Господин дождь, позвольте вас попросить, немного обождать, нам бы только вовремя добежать. Мы вас очень любим, господин дождь, вы смоете все наши ненужные сновиденья. Вы, как бы это выразится получше, подарите нам новую зеленую траву, молодое чистое небо, вы проложите дорогу из дождей в наше будущее, и мы вас обязательно возьмем с собой, господин дождь, заходите почаще, господин дождь.
   ДАМА 1. Ну, ты, балерина под дождем, кончай балет, побежали быстрей.
   ДАМА 2. Побежали.

                1996.


Рецензии