Новороссия в моем сердце. Начштаба Эльдар Хасанов

50 ТАНКОВ под Донецком.

     27 июля с Игорем «Градом»  были в гарнизоне  Стрелкова,  в  бывшем СБУ,  ул. Щорса.
Весь день  ездили на синей славянской четверке по  Донецку и  окраинам.
 Днем приехали в ОГА.
Раздались несколько взрывов между СБУ и ОГА –артналет. Таких сильных и близких звуков разрывов снарядов и бомб до этого никогда не слышали.
Последовала команда бойцов охраны ОГА:
–  «В бомбоубежище!»
     В бомбоубежище идти не было желания,  сели в «четверку» и поехали к месту попадания снарядов. Далее поехали в СБУ обедать. Около входа,  у шлагбаума –группа ополченцев. Рядом толпа  плачущих женщин в платках,  хотели узнать о своих мужчинах: в бывшем СБУ располагалась  тюрьма.  Гражданских не пускали. Ополченцы проходили свободно в гарнизон, показывая удостоверение. Внутри двора  – оживленно,  старики и необстреленная молодежь в камуфляже с АК,   оживленно что- то обсуждали. Внутри на лестнице в углах – белые мешки с аманалом с шахт.   
Мы поднялись на третий этаж в штаб.
         

  На двери –  вывеска на белом листе бумаги, отпечатанная на принтере,  «Штаб». Вошли в большую просторную комнату, справа висела карта с расположением всех гарнизонов ДНР и ЛНР и нарисованной фломастером линией фронта. Слева  буквой «Т» стояли столы.


Нач штаба бригады, позывной Михайло

 За столом в серо- зеленой камуфляжной форме в десантном тельнике сидел начштаба бригады Стрелкова, позывной «Михайло». Рядом стоял его заместитель с седенькой бородкой  в зеленоватой форме Скурат. Михайло –  высокий, сухощавый, русский хорошо образованный боевой офицер. Что- то в его восточном облике было от Колчака, нет, скорее похож на молодого Джугашвили.
      Скурат –  приземистый мужчина в годах с бородкой, подернутой сединой. По виду и осанке –  бывший полковник. Скурат сказал фразу насчет долгожданных военных поставок ополченцам:
– «Ну, лед тронулся, гайки закручиваются!»
       Узнав, что  я разбираюсь в радиосистемах, Начштаба заинтересовался и попросил через мою родную газету раздобыть  спец. радиостанции.  Михайло, показывая на свой желтый мобильник в резиновой противоударной  резиновой оболочке, жаловался:
– «Вот этим связываемся!»
     Он начал показывать спецификацию –  что надо. Михайло ткнул в карту, висевшую на стене:
–  Нам  для наших гарнизонов надо устроить  высококлассную связь.


В этот момент  его  желтый мобильный телефон зазвонил протяжным гудком.
Михайло после разговора по мобильнику сообщил  ровным голосом:
–  50  танков противника двигаются на Авдеевку!
Авдеевка – это рядом с Донецком,  30 километрах от нашего Штаба ополчения, расположенного в здании бывшего СБУ.
Михайло подошел к своему компьютеру, набрал что– то. Короткое сообщение в интернете, запрограммированное на всеобщую рассылку, заменяло обзвон по телефону: «Але! Але! Танки!!»
И, собственно, заменяло рации.

 Перешли к разговору о рациях.  Позвали Нач связи.

Позывной Михайло – это Эльдар Хасанов, русский– азербайджанец офицер, подполковник ГРУ в отставке, в 2014-м - в ДНР начальник  штаба славянской бригады Стрелкова. В Славянск приехал в первых числах июня. Списался через сайт Антиквариат. Добрался до Славянска. Занялся не только строгим учетом личного состава, но и боевыми действиями. С Карачуна Славянск обстреливали  гаубицы и минометы. Батареи нагло стояли на самой вершине кургана. Михайло посетил НП в 9-этажном  панельном доме. Взглянул в трубу на батарею противника на Карачуне. Оценил обстановку. Далее последовал обстрел кургана ополченской ноной. После этого укропы ушли с площадки и разместили батареи ниже, за курганом. В Донецке, в 2014-м являлся командующим юго-западного направления.
Хасанов вспоминал, что  всегда находился на острее истории. В 1991 г.  был в танке около Белого дома. После распада СССР боролся в Айзербайджане с алиевщиной.
Его сын занимался доставкой гуманитарной помощи ополченцам в Славянск и попал в  плен в мае 2014– го.

Михаил Полынков, участник обороны Славянска, написал в 2016г. о Михайло: «Эльдар  о себе никогда не скажет, скажу я. Несмотря на то, что его сын был в плену (возможно мертвый) он беспокоился за других пленных. О сыне его ничего не было известно (в 2014г., и в 2015г.), недавно ему отправили груз 200, сын мертв. Эльдар самый настоящий герой. В ДНР (Славянске) Эльдар был со Стрелковым, затем в самом ДНР. Сын попал в плен, когда вез гуманитарку (гуманитарный груз для  ополчения и мирных жителей Славянска), он был  ранен, потом бежал из плена, схвачен и был замучен, убит.

Хасанов, несмотря на это, переживал за всех пленных (ещё было неизвестно, что сын мертв),  его слова на тот момент  "А чем мой сын отличается от других."
Эльдар Хасанов – ближайший помощник Стрелкова, занимается в  Общественном движении «Новороссия» вызволением пленных Новороссии из плена Украины».
 Из Славянска, когда выходили 4 - 5 июля 2014г., Начсвязи  вывез старенький трофейный грузовик фургон с военной полевой  радиостанцией Р– 142 на базе ГАЗ– 66,образца 1966г.,  и очень гордился этим. Хотя радиостанция не была исправна, но он хотел ее починить.  Я, Барков, и Град  эту станцию Р– 142 или командно– штабную машину (КМШ) осмотрели  на плацу в Донецком институте в конце июля. КМШ была захвачена ополченцами  15 июня и находилась в не рабочем состоянии.


Начальник связи

Вошел в штаб Начальник связи Дима, и поздоровался.
   Лихой молодой парень 30 лет. Худой, невысокого роста, дончанин с карими быстрыми живыми глазами. В  зеленой форме с АК– 74, петлицы связиста, черный берет морской пехоты с  красной металлической звездой, подтянутый. Начсвязи воевал в Славянске вместе со Стрелковым. Прокладывали линии коммуникации между батальонами и ротами  полевыми проводами.  Более 30 км провода. Использовали в боевых условиях для связи между ротами телефонные подстанции города. Начсвязи в кабинетах не сидел. Был на передовой. Из Славянска, когда выходили 4– 5 июля 2014г., он  вывез старенький трофейный грузовик фургон с военной полевой  радиостанцией Р– 142 на базе ГАЗ– 66, и гордился. Хотя радиостанция не была исправна, но он хотел ее починить.  Я эту станцию Р– 142 или командно– штабную машину (КМШ) видел в Донецке на плацу в  технологическом институте.
       Начсвязи сел за стол, широко улыбаясь и обращаясь к Михайло:
– Когда зарплату платить будут? Денег нет ни копейки!

Михайло:
– Сейчас главный вопрос обсуждаем –  связь!
Я снова изложил разные варианты электронной борьбы, использование разных глушилок, магнетронов СВЧ, беспилотников и антибеспилотников.
       Михайло выслушал, не перебивая. Затем сказал:
– «Всё это очень интересно, но  сейчас  нужны «дальнобойные скрытные» современные радиостанции».
И обращаясь ко мне:
–  «А товарищи из  «Завтра» с Прохановым нам помогут!  Ну и может быть  Жириновский с Зюгановым.»
Я  продолжил  излагать методы противоэлектронной борьбы, рассказывал, какие нужны приборы.

 Нач.связи Дима оживился, глаза у него загорелись, он хотел все это иметь в своем хозяйстве. Он высказал идею:
–  «Хорошо бы проехать по учебным заведениям, раздобыть аппаратуру для разворачивания таких систем.»
 В конце разговора пришли к выводу, что нам надо срочно посетить завод «Топаз», который располагался на окраине Донецка в зоне гаубичного обстрела.
«Если  танковое наступление укров на город не остановят ополченцы, то враг может  захватить оборудование на заводе!» 
        Кто– то снова позвонил Михайло по мобильному:
– Идут еще  30 танков противников.   На Авдеевку!
 
        Разговор продолжался о радиосистемах как ни в чем не бывало.
         Вошел ополченец из командного состава и попросил  срочно размножить телефон комендатуры, чтобы раздавать его гражданским жителям города. Телефон был напечатан на бумаге. Начштаба, видимо сосредотачиваясь на своих мыслях о  рациях, взял ножницы  и спокойно начал  резать листы, отделяя телефоны комендатуры.
К появлению танков на ближних направлениях в штабе стрелковцев относились спокойно, это была обычная информация. В Славянске танки шли каждый день, и  техника выбивания их была отточена.

       На окраины Донецка  надвигались   80 танков противника...

Поздно вечером на пресс конференции в бывшем здании СБУ Стрелков говорил, что в этот день под Донецком насчитали  две сотни атакующих укроповских танков.


Рецензии