О сакральности литературы

   И - вот интересно: марионетка-Конёк-Горбунок Лебедевой, из которого уже вылезает преображённый Иван-Пушкин, - как раз "вздёрнут на кол"!

  На наш взгляд, автор идеи этой марионеточной группы воспринимал Пушкина именно как Христа Литературы. 
   Мы сознательно не сказали - "Русской", -  потому что это явление - мирового значения.

  Об этом и говорит этот эскиз, выполненный ещё в 1936 году, фотография которого напечатана в ещё довоенной книжке. (И никто до сих пор этого не осознал, не понял...).

  Родоначальник Западноевропейской литературы - слепой Гомер - стоит с левого края этой группы, - как будто приглашая посмотреть на то, что здесь произошло.

  А произошло вот что:  поэт и писатель - светский, - не монах, не религиозный деятель, - вписал национальную литературу в сферу религиозного - исконного - народного сознания; христианского, - православного, - сознания.

  То есть, впервые светская литература стала литературой  - одновременно - религиозной.


   И это свойство именно Русской литературы: ей присуща сакральность, - которой нет у Западноевропейской литературы.
 
  Некоторые читателя считают А.С.Пушкина менее "интересным", чем, - допустим, - Ф.М. Достоевский, - поскольку у последнего - более утончённая п с и х о л о г и я  персонажей.

  Однако, психология - это н а у к а  о душе; это - инструментарий для изучения человека, у которого происходят те или иные трения с социумом, со средой.

  В мире Пушкина эти т р е н и я не берутся в расчёт. То есть, - вернее, - они как раз берутся в расчёт как сами собой разумеющиеся, - как те неприятности, - к которым был готов жених-Пушкин. Но всякая радость при этом воспринимается как неожиданный подарок.

  Мир Пушкина - мужественен. Может быть, поэтому он так и не освоен нами - ни литераторами, ни читателями, - толком... Мир Пушкина - "неразделим и вечен", - как Душа.

  Пушкин не занимался психологией потому, что он занимался непосредственно Душой (Психеей). Между ним и Ею не было интеллектуального зазора.

  Контрреволюция 1850-х годов в Русском языке, - которую выявил Алексей Николаевия Толстой,  - свидетельствовала о том, что русские писатели и поэты не удержались в сфере найденного Пушкиным языка; языка сакрального, божественного, и - одновременно, - по-народному откровенного.

  Пушкин так и остался в одиночестве. Царём настоящего Русского царства. Заповедного царства. Золотого Русского века.

  Литература пошла по тупиковому - демоническому - пути М.Ю. Лермонтова. Так нам было и н т е р е с н е й...*


 Дьявол умеет завлекать. У него для этого много приёмов и фокусов.

 У Бога же есть одна Любовь.


Как писал Андрей Вознесенский:


 Но жизнь   идет   наоборот.
 Мигает   с   плахи   Емельян.
 И всё Россия не поймет:
 С нами любовь - Вобюлиманс.




Продолжение: http://www.proza.ru/2017/07/23/887



*Это хорошо понимал и показал своим "Евгением Онегиным"
Д.А. Пригов.



 


Рецензии