Если зоопарк, то именно такой!
Фото автора
Каждый раз, приезжая на свою малую родину в город Новосибирск, спешу в зоолого-ботанический сад, в котором живут более 700 видов животных. Казалось бы, уже со всеми местными обитателями знакома, и тем сильнее желание их навестить. Ну, а зверушки не остаются в долгу, и всегда удивляют чем-то новеньким.
Герда меняет профессию
В конце позапрошлого года у полярных медведей Кая и Герды родился второй детёныш. А назвали его Ростик - в честь директора зоопарка Ростислава Шило. За полтора года малыш заметно подрос, и теперь его отселили в отдельный вольер. Но ещё прошлым летом мать и дитя были неразлучны и наблюдать за ними было сплошное удовольствие.
К моему удивлению уровень воды в бассейне с Ростиком не снижали, как это делали с первенцем белых медведей – крошкой Шилкой (она теперь является любимицей японского зоопарка города Осака). И Ростик с удовольствием рассекал водные просторы своих владений, нырял, кувыркался в бассейне, играл с Гердой. Она, как опытная мать, не выпускала его из поля зрения, однако весьма мудро и не ограничивала его свободу. А попутно, выныривая из воды, Герда садилась на ступеньки в бассейне и артистично просила нас угостить её лососем, который, кстати, можно было купить неподалёку и с разрешения смотрителя подбросить кормящей мамочке. Артистично, это значит, она всегда принимает такие позы, смотря на которые невозможно отказать этой кокетке в угощении. Все приёмы влияния на человеческую совесть Герда отработала до мелочей. Один этот чего стоит – медведица склоняет голову, а под подбородок поджимает лапы и трогательно сверлит своими чёрными глазками посетителей: «Ну, разве я не лапочка, такая вся белая и пушистая!»
А после она с превеликим удовольствием вылавливала подброшенный лосось и отправлялась с сыночком в очередной заплыв, попутно совершая замысловатые трюки, которым бы позавидовали чемпионки по синхронному плаванию.
Толпы посетителей около вольера с полярными медведями – дело привычное в Новосибирском зоопарке, потому что душа за этих животных не болит, собственно, как и за других обитателей этого просторного зелёного оазиса. Величественные сосны и роскошные берёзы, цветущие акации и розы, фонтаны, среди которых на тихих аллеях расставлены деревянные беседки, где гости зоолого-ботанического сада могут отдохнуть и подкрепить силы из корзинок, прихваченных из дому. Именно так и должен выглядеть приют для диких животных. Чтобы не шокировать людей грязными и тесными клетками, где ютятся прекрасные и вольные от природы создания – такое жуткое зрелище к сожалению уже стало привычным для жителей Оренбурга.
За этими раздумьями, вдруг услышала оглушительный медвежий рёв. Это отец семейства по кличке Кай окликнул свою преданную подругу Герду и услышал в ответ её голос. На время подрастания Ростика самца переселили в отдельный вольер – копию того, где живёт его маленький отпрыск, с глубоким и длинным бассейном, лестницами, пещерами, имитирующими ледяные лабиринты. Наблюдать за Каем не менее приятно. Только у него другие способы удивлять гостей – он это делает по-мужски, плывёт под водой, а потом резко выныривает с шумным фырканьем, как заправский пловец и наблюдает на нашей реакцией. Посетители не перестают ему аплодировать и получив водопад оваций, Кай обычно выбирается из воды, тяжело хлопая по камням гигантскими лапами, чем окончательно завоёвывает определённое место в сердцах зрителей.
Захар, он же – Обама
Но настала пора навестить и других. С бананами спешу к Обаме. Это так наш острый на словцо народ прозвал в зоологическом саду сообразительного орангутанга.
Вообще-то официальная его кличка Захар и прибыл он на постоянное жительство в Новосибирск из стольного града Москвы. У Обамы в вольере прохлада, а на случай непогоды он поднимается по валунам в свою пещеру. Но стоит выглянуть солнышку и подсохнуть траве, он по-хозяйски выглядывает из своего убежища. Как только видит гостей, тут же совершает прыжок, цепляясь за толстый канат, и по нему спускается вниз.
Обращаю внимание: на песке в вольере Обамы почему-то лежит рубашка, видимо специально оставленная смотрителем за приматами. Интересно, с какой целью? Орангутанг небрежно подхватывает её и просит у нас банан. Но между нами бронированное стекло, только на самом верху, метров в семи от земли начинается решётка. Орангутанг по-человечески так трогательно смотрит в мои глаза (хотя на столике в его вольере чего только нет – и манго, и сухофрукты, и яблоки, и те же самые бананы), что становится совестно перед приматом. Я прислоняю к стеклу ладонь, и он делает тоже самое, но с другой стороны. А потом берёт рубашку, отворачивается и начинает её рвать на части.
«Ну, вот, - думаю: обидела Обаму. Как же вину загладить?» А он вовсе и не рассердился. Зато связал из лоскутов нечто вроде верёвки, поднялся по канату и просунул её через решётку.
«Ну, теперь-то давайте уже вкусняшку», - словно говорит он нам. И мы послушно привязали фрукт, а Обама ловко потянул за верёвку и получил угощение. Такая комбинация.
Смотрители, конечно, делают замечание посетителям. Но, если попросить разрешения покормить, то позволяют это сделать. Только никаких сладостей обезьянкам давать нельзя – ни шоколада, ни карамелек. Это – табу джунглей!
Сурикаты, кругом сурикаты
Казалось бы, эти зверьки такие маленькие, что их можно и не заметить. Только внимания к себе они привлекают не меньше других обитателей зоопарка. Всё дело в их организованности.
В стайке сурикатов всегда дежурит один из сородичей. Он похож на новобранца, впервые заступившего в караул. Забравшись на возвышенность и вытянувшись по струнке, он осматривает округу, пока другие сурикаты с аппетитом уплетают завтрак. Даже залетевшая милолётом в вольер ворона получила от него «на пряники». Он яростно прогнал её и молниеносно вернулся на прежнее место, откуда всё-всё видно.
Семейство насытило свои животики и, перебравшись в тенистое место, улеглось на отдых, распластав лапки в стороны, отчего зверьки стали похожи на серые коврики. Но дежурный не смыкая глаз, продолжает стоять на посту, поминутно поворачиваясь вокруг своей оси. Ни палящее солнце, ни оставшийся в кормушке провиант не отвлекают его от поставленной цели – максимальная безопасность для всей семьи.
Однако через полчаса он издал короткий звук, похожий на тонкий свист и на его голос откликнулся сменщик. Пост сдал – пост принял. А добросовестный зверёк с чувством исполненного долго подкрепился и мирно уснул.
Гуляя мимо вольеров с африканскими львами, бурыми медведями и мишками-барибалами, посидев у лебединого озера, а потом, поднявшись на мостик, с которого можно наблюдать за оленями и косулями, прошёл целый день. Он вовсе не напрасный, а один из самых радостных и запоминающихся и не только для меня.
Свидетельство о публикации №217072200512