Об Отчуждении

 
«Основным остается вопрос о возможности преодоления отчуждения. Большинство философов 20 в. скептически относятся к такой возможности или же определенно дают отрицательный ответ. При этом главную задачу философии они видят в том, чтобы помочь человеку достойно жить в отчужденном мире, постоянно рождающем страх. На решение этой задачи в особенности нацелены экзистенциализм, персонализм, философская антропология. «Пора писать оправдание человека, антроподицею», – заявил Н.А.Бердяев. В любой ситуации человек имеет возможность выбора и потому несет ответственность за свои действия (Ж.-П.Сартр). He-Я противостоит человеку как глухая, неустранимая и опасная стена, и все же человек обязан заставить себя жить рядом с ней, противостоять ей и творить самого себя (А.Камю)».
«В философии категория «отчуждение» выражает такую объективацию качеств, результатов деятельности и отношений человека, которая противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект ее воздействия. Само полагание предметности И.Г.Фихте обозначил как своего рода отчуждение. В философии Г.В.Ф.Гегеля абсолютный дух самоотчуждает себя и лишает себя свободы, чтобы познать себя в этом инобытии, тем самым преодолеть самоотчуждение, вернуться к себе и обрести абсолютную свободу, – завершающей стадией этого процесса самопознания духа служит философия. Эту общую конструкцию Гегель иллюстрировал конкретно-историческими формами отчуждения (формализмы римского права, язык как действительность отчуждения духа и др.). Л.Фейербах усматривал сущность религии в том, что индивид отчуждает от себя свою родовую сущность и переносит ее качества на высшее существо – Бога; неотчужденное состояние человека он связывал с чувственностью, противопоставляя отчужденному миру непосредственные взаимоотношения человека с человеком, мир любви.
В социальной философии и в социологии отчуждение – это общественное отношение, социокультурная связь между субъектами, которая вышла из-под их контроля и стала самостоятельной, господствующей над ними силой. Это инобытие свободы, ее противоположность. Человек стремится преодолеть существующие формы своего отчуждения и достичь более высокого уровня свободы. При этом он нередко порождает новые формы отчуждения и попадает под их влияние.
Социально-экономическую природу отчуждения раскрыл К.Маркс. В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» он сформировал концепцию отчужденного труда: в условиях господства частной собственности наемному рабочему не принадлежит не только результат как опредмеченный труд, но и сам процесс труда. Происходит также отчуждение человека от человека и от его родовой жизни, превращающейся из самоцели в средство. Более того, труд становится процессом самоотрицания человека, способом выключения его из жизни. Отчуждение совпадает с самоотчуждением. Позднее Маркс показал роль разделения труда и раскрыл природу товарного фетишизма как объективных оснований отчуждения. Его не покидало убеждение в возможности преодолеть, «снять» всякое отчуждение путем ликвидации частной собственности и замены ее общественной. На этой основе отчужденный труд превращается в свободную самореализацию сущностных сил человека, который становится универсально развитым и живущим в гармоничном единстве с др. людьми и с природой. Это и будет «завершенный гуманизм» как ядро коммунистического идеала» http://iph.ras.ru/elib/2232.html.
Но философская мысль 20 века, спекулятивно или объективно не смогла дать ответ на то как возможно преодолеть отчуждение человека, альтернативным марксизму путем.
«Духовное разнообразие взамен (на основе) экономико-техническому однообразию», вот возможная формула преодоления отчуждения. 
Современный мир поразителен в своем постоянстве в  отчуждении. Разделение истории человечества на периоды, формации, цивилизации и эпохи весьма условно по отношению к общему знаменателю начал человеческого  общества, к отчуждению к частной собственности которые с момента своего становления пребывают всегда неизменно.
Все в нашем мире отчуждение, но его возможно и необходимо преодолеть на пути сбалансированного, гармоничного развития. Человек должен наконец то обрести сам самого себя, условия для этого перерождения созрели, если этого не произойдет сегодня, то человечество деградирует до состояния неоварварства, неоязыческого фашизма, что  уже и происходит.  Кому выгодно существующее положение вещей ясно – только капиталу.  Для капитала не существует человека, по отношению к нему существуют только вещи, поэтому адепты капитализма способны рассуждать только товарными категориями.
Экспроприация экспроприаторов как способ устранения отчуждения не состоялся. Советский союз олицетворял не победу человека над частной собственностью, а лишь обретение капиталом новой формы – общественно-государственной советской отчужденной собственности.
Отчуждение труда в индустриальный период развития достигло наивысшей своей степени, степени превращения человека в придаток машины. Постиндустриальный период развития капиталистического общества характеризуется новой степенью отчуждения человека. Идеалы гуманизма сменились идеалами трансгуманизма как наивысшей стадии отчуждения человека не только от своего труда, духовной и материальной культуры, но уже и от своей природы.   
Но отчуждение имеет одну существенную слабость, оно объективно находится вне практики, вне практической деятельности всецело принадлежащей  только человеку действующему. Следовательно, практикой возможно сознательно ограничить и отчуждение и сам капитал. Здесь важно найти новую, приемлемую форму практики на ряду с трудовой.


Рецензии