Психология - это наука
Очень хорошее пространственное решение( точность) этой техники, в порядке миллиметра. Наконец,в дополнение к получению временного максимального решения ( в миллисекундах), используем электроэнцефалографию ( EEG ),более классическая техника церебральной регистрации, но в проявлении высокой плотности. Новые инструменты подключаются к традиционной коробке использованной психологами, которая уже функционировала в 1980 году , благодаря первым компьютерам( после классических хронометров), тончайшие измерения поведения, в миллисекундах, времена ответов," хронология мышления". Эти психологические эксперименты с помощью компьютера программированные специальными логическими программами, общими для всех психологических лабораторий мира и, наконец, что хорошо контролируют, будучи синхронизированными, показатели параметров изучения: на экране представленные стимулы и условия, типы ответов, время ответов и церебральных сигналов гемодинамики( TEP, IRMf) или электрических сигналов(EEG).
С этого времени с технологическим арсеналом мы изучаем классические вопросы, заданные наукой о душе или наукой о разуме: в диапазоне от восприятия к сознанию. И эти технические достижения, без сомнения невероятные, не имеют интереса как только быть в целях тестирования хорошо определенной одной из мыслительных архитектуры или же в целях изучения новой модели, или же вновь позволяют вернуться к изучению теории более старой. И так называемая застывшая, закаменелая наука станет пластичной, подвижной," твердая" станет" мягкой" согласно термина философа Мишеля Серра.
Именно эта ставка на теоретическую перспективу отшлифовывает психологию. Фактически теория есть сердце профессии "психолога -изыскателя" или практика, который озадачен смыслом применения новых открытий. В обозначении Жанна Пиаже это требование становится эпистемологическим. (эпистемология есть критическое учение наук различных в определении их логического происхождения, их ценности и их содержания, так сказать это Философия наук. Речь идет об общей теории знания: что такое знание, как оно конструируется, как оно строится?(Как формируется знание от простого к сложному?) Это требование, как последствие, историческое. И следует рассматривать вопросы современной психологии ( например, понятие врожденное или приобретенное) со времени их происхождения, их корней, которые находятся в Античности.
Для студентов психологии и для большой публики , которая желает понять оригинальность, силу и современный рельеф этой науки, история есть самый лучший способ ее изучения. Касаясь сегодняшних молодых ученых и технарей, может быть именно им и не хватает более всего этого исторического знания, и они получат удовольствие его открыть здесь.
История психологии переплетается, само собой разумеется, с историей Франции, и истории других стран. Сам Бог часто будет обнаруживаться через эту историю. Потому что с древности,официально психология была рождена в XIX и XX веках, она всегда сопровождала свое время или реагировала в нем на аспекты социально- политические и религиозные ,также философские и научные.
Но может ли быть психология без ее актеров? Персональный, психологический гений, человеческий и интеллектуальный импульс каждого делал прогресс дисциплины, очень часто в манере динамичной( волнообразной), а не в линейной. Поэтому мы сконцентрировали внимание этой книги на авторах : психолог Платон, психолог Аристотель. психолог Сан-Огюстан, психолог Монтенье,психолог Паскаль, психолог Дарвин... до основателей "официальной психологии", до конца XIX века: Вильям Вундт в Германии, Теодюль Рибо во Франции, Уильям Джемс в Соединенных штатах Америки, и следующие Фрейд, Пиаже и другие.
В "Ментальной психологии" , Марк Джеоннерод (1935-2011), член Академии наук отмечал, что в рождении психологии, в XIX веке, две феи, биология и философия склонились над ее люлькой.1( М. Джеоннерод, Из Ментальной психологии. История отношений между биологией и психологией, Париж, Одиль Жакоб, 1996, стр.9.)1 Одна и другая примирились в благодарениях за новую приведенную:"Она на меня похожа",- сказала биология; " Это мой портрет",- ответила философия!
И как всегда ошибка, к неудовольствию философов. Это не была новорожденная,( далеко от этого), скорее это подросток, потому что через ее острые вопросы о душе, о разуме, о мозге, психология вторглась сразу же в историю биологии: высших функций ( от Герофила и Галилея до Гала и Дарвина)и смогла философию увидеть из теологию. Вот почему наиболее актуален в научном изыскании актер,который будет оценен в будущем, я покажу на страницах в последовательном их следовании от античной Греции рассмотрения вопроса о душе. В ней ( в Древней Греции)сокрыты настоящие исторические и культурные корни психологии.
П Р О Д О Л Ж Е Н И Е 2.
От Психеи к Логосу
Античность
Всем известно, Античность пробудила к жизни греческую мифологию, зафиксированную до рождения Иисуса Христа поэтом Гомером в «Илиаде» и «Одиссеи», и Гесиодом в»Трудах и днях», затем продолженную Римлянами Виржилем и Овайдом. Она описала создание космоса ( Хаос,Гайя, Земля которые рождают горы, море и небо), богов Олимпа- и всегда, пересказывая множество историй , показывала, что Олимпийцы, Титаны, Гиганты и сами люди борются друг с другом. Именно среди них появляется прекрасная Психея, то есть» душа» : психология уже рождена!
Часто говорят , что мифы потеряли свою власть в объяснении мира с рождением логоса Аристотеля, «разум», «смысловое слово», принцип в основании философии и науки в античной Греции. Но фактически, миф, рассмотренный как бесспорная правда, приводит к рациональной мысли. Это мы увидим с Платоном, Аристотелем, Герофилом и Галилеем , которые обозначат уже рациональную науку о душе (разуме) и о мозге, но в то же самое время мифологический аспект присутствует у Платона. Как факт, две формы мысли соединяются у греков.
1.- Мифология:
Психея, психопомп, Эдип
Хотя они по-прежнему продолжали в течение веков вдохновлять искусства , но античные мифы понемногу стали рассматриваться как» примитивная» часть науки.
Начиная с XIX века, мифы становятся слишком излишними и несовместимыми с наукой. В XX веке их статус немного изменен: мифы вновь возвращаются в мысль о мире, в частности в психологии Фрейда, в комплексе Эдипа, а также у Юнга в комплексе Электры ( симметрично Эдипу). Сегодня вновь они продолжают транслироваться с вариациями и стимулируют воображение. Почти все имеют психологическое значение : мы возвращаемся более часто к тому же Эдипу. И начинаем через Психею и психопомпом обслуживаться ими, как нашими гидами.
Психея, спиритуальная и материальная.- В мифологии, Психея , или Душа, есть смертельная молодость, дочь короля, несравненной красоты
и в нее влюбляется Эрос,Бог любви и великой силы творчества. Но Афродита , мать Эроса, постоянно завидует Психее. И чтобы освободиться от нее, она ее принуждает пройти через страшные испытания, которые Психея преодолевает мужественно и упорно. Именно Эрос ее ведет на гору Олимпа, где он получает разрешение Зевса взять ее в жены . Психея также обожествлена. Латинский роман Апулея (123-170), «Метаморфозы», также известный под названием «Золотой осел», содержит полную римскую версию этой истории. В начале 2000-х годов был опубликован богатый альбом иллюстраций, картин и скульптур на тему Эроса и Психеи , выполненные самыми знаменитыми творцами, Средневековья и Возрождения вплоть до XIX века. На обложке этой книги под эпиграфом » Что знаю я?»- представлена репродукция одной из более красивых картин , выполненная в 1817 году Эдуар Пико и экспонированная в музее Лувра. Она иллюстрирует, как во все века западная культура была очарованна этой вдохновляющей историей.
Второе значение греческого слова Психея «душа» , объект изучения психологии, имеется в этом мифе принципиальный взгляд , ясный, переданный в названии статьи Жанна-Франсуа Дортье в 1997 году в » В поисках Психеи…», статья специально написанная для номера журнала » Гуманитарные науки», посвященный проблемам сегодняшней психологии . Отметим, что в очень старых историях наиболее интересно, что Психея представляется спиритуальной и эфемерной , когда она возводится в ранг богини, но она также и прежде всего сделана из плоти и крови, она смертная: спиритуальная и материальная , как и психология.
В этом , фактически, естьсамо сердце психологии, но равновесие деликатное , которое она стремилась достигнуть всей своей историей, от Идей Платона до нейро- науки (церебральное изображение):с одной стороны рядом разум и душа; с другой стороны материя, тело и мозг. Сегодня находим оригинальность еще и в эпистемологическом позиционирование и институциональной психологии, в одном случае это гуманитарная и социальная наука(SHS), а в другом случае наука жизни (SDV).
2. Психопомп: гид и измерение душ.- Психопомп , другая мифологическая фигура, также интересная, как и Психея, проливает свет на психологию. Термин » психопомп» происходит из греческого psykhopompos, что обозначает » гид душ». В греческой мифологии речь идет о том, кто ведет в загробную жизнь недавно умершие души. Этому мы находим несколько примеров : Харон, Гермес, Геката и Морфей .1 В 1524 году Иоахан Патинир из мифа о Харону берет сюжет для очень красивой картины маслом по дереву,» Пересечения Стикса» , экспонированной в музее Прадо в Мадриде.
Психопомпы вновь появятся также у верующих христиан: например, архангел святой Михаил, более известный из христианских психопомпов, сопровождает мертвых и взвешивает их души в день последнего Суда. Вот почему часто представлены чаши весов. Два ключевых элемента также выделены из мифа психопомпа, предостерегающие для психологии: направляющий и измеряющий души.
3. Эдип : семейные оракулы и решение когнитивной загадки.- Миф об Эдипе вновь зазвучал благодаря Фрейду в начале XX века для наименования психологического комплекса: согласно психоаналитику это есть семейная универсальная фиксация. Со слов Фрейда, комплекс Эдипа есть фантазия, рожденная из детских желаний , испытанных к родителю противоположного секса, но вытесненных : мальчик, притянутый матерью, воспринимает своего отца как соперника. Фрейд делает свои заключения из клинических наблюдений и своего знания трагедии Софокла " Король Эдип"( 495-406 раньше рождения Иисуса Христа).
Король Лай Тебая (Фив-М.Т. ) узнает от оракула, что если его жена Иокаста родит мальчика, последний его убьет. Он избавляется от младенца, связав ему ноги , оставляет его на природе, чтобы он умер или потерялся навсегда. Но пастухи его находят, и по причине повязок , он из-за них имеет "опухшие ноги "( по- гречески oidipous), они называют его Эдипом. Ребенок ьудет усыновлен королевской четой Корифами. Став взрослым, Эдип сомневающийся в своем происхождении , решается проконсультироваться по этому вопросу у оракула Дельфы. Вместо того, чтобы его успокоить оракул напротив ему говорит, что он убьет своего отца и женится на своей матери! Охваченный ужасом, Эдип решает не возвращаться к Корифам, в итоге обыграть предсказания оракула. Он сбегает, но на дороге, инцидент с путешественником вызывает в нем такую злость, что он его убивает. Но этот путешественник не был никем другим, как его биологическим отцом, королем Тебая. Продолжая свою дорогу , на входе в Тебай, Эдип встречает Сфинкса, монстра, который задает смертельную загадку для всех, кто входит и выходит из города. Никого нет,кто смог бы найти решение отгадки,- все пожираются им. Приходит очередь Эдипа, Сфинкс его спрашивает: "Кто это есть, наделенный голосом, имеет сначала четыре ноги, затем две ноги и наконец три?" Без сомнения Эдип отвечает: "Человек", потому что в начале своего детства он ходит на всех ногах и руках, во взрослом возрасте он встает на свои ноги и,в старости , он помогает себе ходить с помощью палочки. Интеллект Эдипа привел Сфинкса в такую ярость, что он себя убил. После этого подвига жители Тебая предлагают Эдипу вакантный трон города: согласно всей логике это ведет к женитьбе на вдове короля Иокасте, речь идет о его биологической матери. Предсказание оракула Дельфы полностью реализовано. Эдип познает правду несколькими годами позже.
Фрейд превосходно постиг судьбу Эдипа , сделав ее краеугольным камнем в развитии человеческой психики : психосексуальная стадия ребенка. В письме своему ученику и другу Флису , он объясняет свое открытие , в котором уверен окончательно. Для Фрейда ужас ,что пробуждается со времен Античности историей Эдипа, может быть объясненным через факт , что каждый , эмбриональный, переживает в своем воображении данный сценарий со своими собственными родителями. Со времен Софокла , каждый также переносит свою персональную реальность в истории и в театре.
Без сомнения пример веры греческой мифологии, наиболее известный в ХХ-ом веке, вновь использованный гуманитарными и социальными науками : Эдип стал объектом "науки ", в значении термина психоаналитики, который, через неожиданную петлю, вновь и окончательно приведет к вере или более точно к религии.
Наконец согласно Фрейду, обобщенное прохождение через "эдипа", в человеческом развитии, приводит к гетеросексуальной позиции, к формированию сверх я( контролирующая инстанция психики) , в которой он видит источник морали и религии. Также мифы не переставали стимулировать научное воображение, отсюда клинические наблюдения.
Наконец, миф Эдипа может также пролить свет на когнитивную психологию, потому что нахождение разгадки Сфинкса пример размышления и скорости мысли. В этом значении Эдип есть церебральный герой. Это уже объяснял Гегель, для которого Эдип напротив Сфинкса есть инкарнация мощности человеческого интеллекта. Немного позже Ницше предложил похожую интерпретацию : очевидно, победитель Сфинкса есть основатель греческого духа, уверенный в мощности своего интеллекта, способного решить проблемы , которые он преодолевает прежде всего через усилия. Здесь имеем идеальный переход быть адресованными к Платону и Аристотелю, философы, и они же уже психологи, друзья мудрости , в новом амбициозном стремлении конструирования видение мира более рационального и научного. Все это зачатки "науки о душе", и - это мы увидим в продолжении- о науке мозга с медиками Герофилом и Галианом.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №217072200978