У нас великая история

Что можно рассказать о моём народе? Это удивительный, геройский народ! По малолетству не очень верилось, что в моём маленьком селе могли быть настоящие герои. Настоящие – они в кино, например, в «Повести о настоящем человеке». А какие герои наши старики? – думала я в детстве, неверяще глядя на хроменьких, порой нелепо подпрыгивающих старичков ... Ума хватило заняться поисками своих корней и своей истории. Здесь – несколько моих недавних исследовательских находок. Когда читаю свои записи родным погибших, плачут они, будто письма с фронта читаю. И от этого в груди комок. От сопричастности к тем событиям, от того, что подарила им ещё одну весточку о воевавшем дедушке или отце. Хочу, чтобы каждый, кто читает эти строчки, ещё и ещё раз гордился тем, что принадлежит к народу, имеющему ВЕЛИКУЮ ИСТОРИЮ.

В кабинете директора школы с. Дешулан А.А. Худяковой есть стандартная папочка с файлами. Под плёнкой, среди других документов, бережно хранятся два охранных обязательства на братские могилы в с. Дешулан и Старые Ключи. Обязательство подписано директором Дешуланской школы Борисом Александровичем Смышляевым в далёком 1958 году. Директор школы, согласно поручения отдела культуры Улётовского райисполкома принял обязательство осуществлять уход за памятниками борцам за Советскую власть.
Минуло с тех пор почти 60 лет. Выросла ученица этой школы Тоня Ковалёва, в директора школы, Антонину Афанасьевну, уже 40 лет преподающую историю в родной школе. И все эти годы на уроках истории, на занятиях кружка рассказывала детям о людях, что погибли в страшном 1919 году.
Внучка погибших в Ключах Волошиных Вера Тимофеевна Волошина (Акимова) пишет: «Я хорошо помню и никогда не забуду рассказ моей мамы Волошиной Татьяны Пахомовны. Она плакала и рассказывала о своём детстве. Родилась она в 1903 году в селе Старые Ключи Улётовского района Читинской области в семье крестьянина – середняка Волошина Пахома. В 1919 году моей маме исполнилось 14 лет. Во время гражданской войны отец и семь маминых братьев участвовали в партизанском движении. Когда в дом Пахома пришли белогвардейцы-семёновцы, Таня с двумя племянниками, трёхлетним Демидом и пятилетним Никитой спрятались в подполье, где просидели три дня и три ночи. Чудом спаслись эти дети от смерти. Когда Таня с племянниками вылезла из подполья, то увидела страшную картину – расстрелянные тела висели на заборе их огорода. Из всей семьи остались Таня, Демид и Никита. Об этом же рассказывает и Александра Никитична Тарасова (Волошина), чей отец – Никита, тоже прятался в подполье. «Просидели три дня. Не издавая ни звука. Когда вылезли. Увидели страшную картину. Истерзанные люди, их останки на заборах, даже головы были на кольях, тела расчленены... В шестидесятых годах мой отец Никита Трофимович сварил железный памятник членам своей семьи» – рассказывает она.
Односельчане похоронили партизан в братской могиле. В 1959 году в Старых Ключах был поставлен металлический памятник борцам революции, где покоятся участники партизанского движения Волошины – 8 человек, Максим Сергеевич Ларионов, Константин Злобин и один неизвестный партизан» (газета «Ветеран Забайкалья»№ 7 (24) ноябрь 2014 г.).
А помимо того – целая семья (помимо Пахома и 4 его сыновей) перечислены и мать четырёх сыновей Елена Васильевна, Устинья Семёновна и дочь её, Мария (вероятно, невестка и внучка Пахома Волошина). Кстати, это письмо Вера Тимофеевна принесла в редакцию газеты, возмутившись тем, что казаки Забайкалья провели панихиду по Семёнову. Попытка сделать из Семёнова героя заставила её провести параллель с ситуацией на Украине, где Бандера стал народным героем.
Возле памятника в Старых Ключах (уже давно исчезнувшее село) чисто и убрано, памятник ухожен. Пионеры из дешуланской школы подготовили стихи, и рассказали их приехавшим из Читы и Улёт внучкам Волошиных. И возле памятника состоялся самый настоящий митинг, как когда-то в старину.
Гости осмотрели и документы школьного музея, посвящённые событиям гражданской войны, а потом посетили второе братское захоронение в с. Дешулан, где тоже – родственники Волошиных (со стороны матери).
Надпись на постаменте: Сазонов Артамон Никифирович, сыновья – Илларион, Василий и Николай Артамоновичи, Филатов Самсон Антипович, Богданов Иван Григорьевич, погибшим в 1919 году от рук семёновских бандитов.
Старожил села Антон Яковлевич Нагаев вспоминает: (Отец его служил в конной разведке, имел два георгиевских креста, один за спасение командира полка, а второй – взяли в плен целый батальон австрийцев.) «Не сохранились батькины награды, – сожалеет Антон Яковлевич. – По воспоминаниям старших знаю, что семёновцы были в Дешулане. Сотня тут ихняя стояла, пиратничали, не дай бог! Реквизировали георгиевские кресты. А дед Иван Левич геройский был мужик. Пьяный семёновский сотник пытался его приструнить, но тот отматерил вояку. Дали приказ арестовать всю семью (там только детей было 12 душ), но тот увёл всю семью в утёсы и спас. А вообще семёновцы в Дешулане были расквартированы целой сотней. В тепляке Тимофея Капустина была временная каталажка. Там запирали пойманных со всей округи партизан. Двух молоденьких чикойских парней расстреляли у поскотины, где сейчас лежат два огромных камня – валуна. И под яблочками Машиной горы тоже расстреливали тех, кто противился семёновцам». Расстрелянных и порубленных партизан перезахоронили на сельском кладбище и поставили им памятник.
А в песне, которую сочинила сельская поэт и сельский же музыкант, ставшей визитной карточкой села, есть и такие строки, посвящённые своим дедам:
 
Крыл могилы бойцов яблонь розовый цвет,
Но спешил на крыльцо тот июньский рассвет.
В Катаржанку вели на расстрел партизан
Стыли залпы вдали, в скорби стих Дешулан...
 


Рецензии