C 22:00 до 01:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Советы молодым композиторам 6

Феликс Мендельсон-Бартольди

«Я считаю невозможным сочинять музыку, которая не прочувствована мною вполне; это кажется мне ложью, ибо ноты имеют такой же определённый смысл, как и слова – быть может, ещё более определённый».
Ф. Мендельсон-Бартольди.

Путешествуя по странам Европы, Феликс Мендельсон-Бартольди выносит яркие впечатления, которые становятся основой Шотландской и Итальянской симфоний. Они настолько образны, что, кажется, сам видишь горные хребты, пещеры, водопады, цветущие долины.


Фредерик Шопен

«Музыка не имеет отечества; Отечество для неё – вся вселенная».
Ф. Шопен.

Полонезы, мазурки и польки Фредерика Шопена – безусловно, польские. Если музыка Шопена поднимается до вершин драматизма, она имеет общечеловеческий смысл! Таковы фортепианные сонаты и концерты композитора. При этом не надо забывать, что Шопен по матери – поляк, по отцу – француз. Следовательно, он – польско-французский, точнее говоря, европейский гений!

«Простота является высшей целью, достижимой, когда вы преодолели все трудности».
Ф. Шопен.

Шопен непринуждённо сочиняет в простых и сложных музыкальных формах. Он свободно чувствует себя в миниатюрах, в развёрнутых пьесах, в сонатах и концертах. В Балладе №1 соль минор контраст между главным простым мотивом и сложной разработкой даёт потрясающий результат.


Роберт Шуман

«Да вьётся всегда вокруг цепи правил серебряная нить фантазии!».
Р. Шуман.

«Цепь фантазии» - это интеллект, «нить Фантазии» - пылкое воображение. Поэтому можно говорить, что Роберт Шуман частично классик, а частично – романтик. В творчестве Шумана есть произведения более-менее классические (концерт для фортепиано с оркестром) и совершенно романтические (фортепианный цикл «Крейслериана»).

«Только постигнув форму, можно постигнуть дух».
Р. Шуман.

Бетховенский дух в музыке Шумана отражается в строгой классической форме, дух самого Шумана – в свободной романтической. Делая акцент на форме, Шуман выступает в роли наследника Бетховена. Классическая тенденция выражается также в интеллектуальности творческого процесса. Показательный пример: Симфония №3 («Рейнская»). Шуман пишет её за один месяц и воплощает в ней радостное восприятие мира.
Нет, Роберт Шуман – не пылкий романтик, а интеллектуальный романтик. Поэтому имеют смысл следующие ассоциации: у истоков музыки Франца Шуберта стоит Моцарт, Феликса Мендельсона-Бартольди – Сальери, Роберта Шумана – Бетховен; «Неоконченной симфонии» Шуберта предшествует симфония №40 Моцарта, «Итальянской симфонии» Мендельсона-Бартольди – «Венецианская симфония» Сальери, «Рейнской симфонии» Шумана - «Пасторальная симфония» Бетховена.

«В музыке, как в шахматах, ферзь (мелодия) обладает наибольшей силой, но решающее значение имеет король (гармония)».
Р. Шуман.

Очаровательны мелодии в вокальных циклах Шумана «Мирты», «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины»... Они отличаются психологической тонкостью и высоким строем чувств. Однако, не следует забывать, что пленительные мелодии Шумана опираются на классическую гармонию.

«Мелким было бы искусство, которое давало бы только звучание, не имея средств для выражения душевных состояний».
Р. Шуман.

Каждая более чем из 200 песен Шумана раскрывает новое «душевное состояние», новые оттенки чувств. Роберт Шуман – композитор-психолог. Присмотритесь к душевному миру героини вокального цикла «Любовь и жизнь женщины».

«Прекрасная вещь – законченная виртуозность, когда она – средство для передачи подлинных произведений искусства».
Р. Шуман.

Шуман имеет в виду как технически виртуозные пьесы, так и виртуозное владение композиторской техникой письма. В фортепианном цикле «Карнавал» есть блестящие пьесы, среди которых «Арлекин», «Бабочки», «Флорестан», финал (калейдоскопический вихрь масок). Помимо этого, сам «Карнавал» - редкий по мастерству шедевр!

«Талант работает, гений творит».
Р. Шуман.

Бывает так, что в композиторе сосуществуют гений и талант одновременно. В период создания фортепианных циклов «Карнавал», «Крейслериана» Шуман – вдохновенный гений, во время сочинения Концерта и Фантазии для скрипки с оркестром – добросовестный талант. Когда угасают творческие силы гения, он невольно превращается в рядового музыканта!


Ференц Лист

«Гений редко торжествует без борьбы, он прокладывает себе путь, преодолевая тысячи препятствий, его подолгу не признают, на него яростно нападают, наконец, половина его современников часто просто отрицает его существование».
Ф. Лист.

Ференц Лист задумывается о положении художника в обществе, вынужденного перемещаться из города в город. Более, чем характерен для Листа фортепианный цикл «Годы странствий», в котором встречаются портреты великих изгнанников Данте (Соната-фантазия «По прочтении Данте») и Петрарки (Три сонета Петрарки). Одна из симфонических картин Листа воплощает образ мятежного Мазепу. Да и сам Ференц Лист живёт в разных городах: Вене, Париже, Берне, Лейпциге, Риме, Будапеште, Байрете. Композитор-скиталец является, по существу, гражданином мира!

«Без фантазии нет искусства, как нет и науки».
Ф. Лист.

Часто листовская фантазия опирается на выдающиеся литературные произведения. Ференц Лист исповедует принцип программности в симфонической и фортепианной музыке. Он создаёт Симфонию «Фауст», симфонические поэмы «Прометей», «Мазепа». Для фортепиано он пишет Сонату-фантазию «По прочтении Данте», «Мефисто-вальс».

«Высшее спокойствие всё ещё остаётся идеалом большого искусства».
Ф. Лист.

После бурных страстей первого раздела «Мефисто-вальса» наступает эпизод блаженного покоя и воспоминания о былом счастье. Там, где-то в Небесах обитает прекрасная дама, несущая любовь, верность и красоту. Это идеал Ференца Листа.


Рецензии