6 глава. Жанры лирики

                Иллюстрация из интернета 

                Глава из книги «ОТ ДУШИ К ДУШЕ»
             Начало на  http://proza.ru/2017/07/19/1591

                ГЛАВА  6

   Рассматриваемые понятия: альба, баллада, басня, бурлеск, былина, гимн, дума, духовные стихи, инвектива, кантата, канцона, жанры комического (ирония, каламбур, сатира, сарказм, гротеск), легенда, мадригал, марш, медитативная лирика, миниатюра, надпись, обрядовая поэзия, ода, пародия, песня, бард, послание, посвящение, романс, рэп, сатира, серенада, стансы, стихотворения в прозе, «тихая поэзия»,  триолет, урбанистическая поэзия, частушка, экспромт, элегия, эпиграмма, эпистола, эпиталама, эпитафия, юмореска,  лиро-эпические жанры.

                ЖАНРЫ  ЛИРИКИ

                Все жанры хороши, кроме  скучного!               
                Вольтер

        Вы уже знаете, что ЛИРИКА (от греч. «lyra» – древнегреческий струнный инструмент) –  это особое, в словесных образах, отражение жизни и чувств.  Лаконичное, но точное определение дал современный поэт Дмитрий Мизгулин: «Поэзия – это впечатление». Мир  лирики –  душа человека, его переживания, хотя он сам может и не присутствовать в сюжете.  А изображение лиры стало символом поэтического творчества, вдохновения.
 
 Слово  ЖАНР  имеет французский корень («genre» - вид). Это тип  произведения в единстве композиции, содержания, образности, характерных стилистических  особенностей языка. В ранние эпохи существовала чёткая система жанров, вне которой поэтическое произведение  не воспринималось как явление литературы.

  С течением времени появлялись новые жанры; до сих пор о некоторых из них нет общепринятого мнения, отсюда в разных исследованиях  - отличающиеся друг от друга определения.   
   
     Стихи могут быть написаны в форме монолога или диалога, размышлений, воспоминаний, описаний...
        Это может быть стихотворная новелла (рассказ в стихах, как у Н.Некрасова: «В дороге», «Огородник», «Вино»),
 психологическая новелла, объединяющая сюжетность и описание  душевных переживаний,
 обращение  к кому- или чему-либо,
послание  (философское, дружеское, любовное…),
пейзажная зарисовка,
лирические раздумья.

     В 30-х годах Х1Х века берёт начало «рефлективная поэзия», возникает жанр «отрывка» - лирической медитации, похожей на дневник, где в центре  не описание события, а связанный с ним самоанализ (пример – многие стихи М.Лермонтова того периода).
 
   С течением времени некоторые жанры умирали, потом возрождались или, навсегда канув в Лету, остались лишь как свидетельства изменчивости жизни и искусства. Но многие, пережив века, по-прежнему служат поэтам. Чтобы вы смогли увидеть и оценить своеобразие каждого жанра, я постаралась выбрать достойные образцы для примеров. Не упоминаю здесь   жанры восточной поэзии, так как им посвящена отдельная глава. 

   Основа основ лирики – ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ, написанное  или от лица автора («Я вас любил» Пушкина) или от лица вымышленного лирического героя («Я убит подо Ржевом…» Твардовского). Большая часть поэтических произведений объединяются именно этим понятием. Далее – по алфавиту.    
               
     АЛЬБА (от прованс. «alba» - рассвет) –  «утренняя песня при  расставании с любимой», жанр  был распространён в средневековой  поэзии трубадуров. В западноевропейской культуре «альба» стала приветственной песнью в честь возлюбленной. Исполняли её обычно на открытом воздухе. В канцонах и романсах вы увидите многие черты этого жанра.
         
    БАЛЛАДА (от  итал. «вallare» -  плясать) -  в Средние века так называлась хоровая песня, под мотив которой начинались пляски. В XIV-XV вв. во Франции она стала лирическим жанром  - это  сюжетное стихотворение, в основе его необычайный случай, историческое событие или предание.
     Со второй половины XVIII века на всю европейскую литературу оказали влияние англо-шотландские народные баллады, в них описывались кровавая месть, несчастная любовь, исторические или легендарные личности (например, Робин Гуд).
     Русская романтическая баллада тоже основана на легендарно-историческом или фольклорном материале: «Песнь о вещем Олеге» А.Пушкина, цикл баллад В.Жуковского, «Воздушный корабль» М.Лермонтова.
   
     К  жанру баллады обращаются поэты и сегодня, наполняя её современным содержанием: А.Вознесенский («Параболическая баллада», «Лобная баллада»), Е.Евтушенко («Баллада спасения») и другие.
               
    БАСНЯ – короткое стихотворение поучительного характера, в аллегорической  форме  высмеивающее общественные или человеческие пороки. Родоначальником басен называют древнегреческого раба Эзопа. Согласно преданию, он, не желая прямо излагать свои мысли, прибегал к иронической  аллегории. Такую речь стали называть эзоповым языком.   
         В XVIII-XIX веках  было  популярно творчество французского баснописца Лафонтена. В России басни писали В.Тредиаковский, А.Кантемир, М.Ломоносов, И.Дмитриев. Наиболее известными и любимыми в российской литературе по-прежнему остаются басни  «дедушки Крылова». В советский период баснями радовал читателей Сергей Михалков, а также поэты-сатирики, особенно в знаменитом журнале «Крокодил».

    БУРЛЕСК (БУРЛЕСКА)( от итал. «вurla» – шутка) – жанр комической пародийной поэзии, в которой возвышенная тема изложена в нарочито юмористической форме  или, наоборот, «низкая» тема  воплощается высоким стилем, то есть видно несоответствие между темой и стилем изложения. 
      Пример – пародийная поэма И.Котляревского «Энеида, на малороссийский язык переложенная». Сюжет заимствован из поэмы римского поэта Вергилия, но герои и даже боги говорят на жаргоне украинских семинаристов XIX века.  Начало, например, звучит так:

Эней был парубок бедовый
И хлопец хоть куда казак,
На шашни прыткий, непутёвый,
Затмил он записных гуляк.
Когда же Трою в битве грозной
Сровняли с кучею навозной,
Котомку сгрёб и тягу дал;
С собою прихватил троянцев,
Бритоголовых голодранцев,
И грекам пятки показал.    (Перевод  с укр. Веры Пановой)
      В России бурлеск пользовался популярностью в конце XVIII века: поэма В.Майкова «Елисей, или Раздражённый Вакх» была широко известна и любима поклонниками поэзии.

    БЫЛИНА (или СТАРИНА) –  поэтический жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для поэтики былин характерны особые стилистические формулы, напевность, величавость.  Образы связаны с древнейшими мифами: богатыри  воплотили народные идеалы, веру в силу добра, мужества и справедливости,  идеи любви к родной земле и служения Отечеству.
   
    ГИМН  (от греч. «hуmnos») - 1) в Древней  Греции хвалебная песнь в честь богов и героев; 2)  в странах Западной Европы до XIX века  духовная песня; 3) позднее гимн  стал торжественной песней, принятой как символ государственного или классового единства («Интернационал» - международный пролетарский гимн); есть  гимны военные, религиозные;
    4) и вообще  гимном вы можете назвать любую хвалебную песню  торжественного характера. Поэты начала XX века внесли в этот жанр элементы  сатиры: В.Маяковский создал «Гимн судье», «Гимн здоровью», «Гимн критике», даже «Гимн обеду» и «Гимн взятке».

    ДУМА  возникла как украинская  народная историческая песня. В русской поэзии «думой» называли стихотворение философско-исторического содержания, размышление на исторические, философские, нравственные темы. Пример:  «Думы» К.Рылеева, «Дума» М.Лермонтова. 

    ДУХОВНЫЕ  СТИХИ – произведения христианско-религиозного содержания. Известны они из древнерусских рукописей как «Стихи покаянные». Во время церковных праздников бродячие сказители, калики перехожие исполняли «Стихи о двух Лазарях», «Вознесение Христово», «О Страшном суде».
      К духовным стихам я отнесла бы и пушкинское -  «Отцы пустынники и жёны непорочны…», созданное  в самый трагический для него – 1836  год. Это поэтическое переложение молитвы святого Сирина.

     ИНВЕКТИВА (от лат. «invective oratio» - бранная речь) – один из видов сатиры, резкое обличение. Пример – концовка  стихотворения М.Лермонтова «Смерть поэта», начинающаяся словами: "А вы, надменные потомки..."
 Наиболее распространённая форма инвективы – эпиграмма.

       КАНЦОНА (от итал. «сanzone», фр. «chanson» - песня) – в средневековой поэзии песня о рыцарской любви. Возникла в Провансе и в XIV веке достигла расцвета в Италии под пером Петрарки. Позже  элементы канцоны остались преимущественно в стилизациях, например, у Н.Гумилёва, создавшего несколько канцон.
 
    КОМИЧЕСКОЕ (от греч. – « весёлый») – смешное в жизни и искусстве. Разновидности комического: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск.  Жанры комического  (в разных видах искусства): комедия, интермедия, водевиль, сатира, фарс, пародия, памфлет, фельетон, басня, юмореска, комиксы, каламбур, эпиграмма, карикатура, шарж.
 
  Улыбнитесь, прочитав  стихотворение современного автора А. Вячкилева:

Час «пик». Автобус. Я пришпилен к стенке
Гвоздями полных и худых локтей.
И миросозерцаю  микросценки
Взрывных людских эмоций и страстей:
- Эй, бакенбарды, что вы в спину прёте?!
- Продвинься, шляпа! Как куда? Туда!..
- Авоська, вы мне хлястик оторвёте!..
- Ой, на мозоль любимый, борода!!!
- Как не бросал пятак? Вы, джинсы, бросьте!..
- Портфель, вы весь шиньон помяли мне!..
- Эй, зонтик!.. Уступите место трости…
- С ней и пенсне усядется вполне…
- Дублёнка, я водителя не слышу –
Трещите, как щипковый инструмент,
Потише малость.
 - Сам интеллигент!
 - От интеллектуала слышу!

      Произведения этого жанра используют такое явление, как

      КАКОГРАФИЯ  - это умышленное, с определённой целью  искажение слова. Другой синонимический термин - эрратИв. Об этом рассказ Светланы Данилиной "Вредная привычка, или Пагубная страсть к эрративам"
      http://proza.ru/2020/05/06/1680

     ЭРРАТИВ - слово или выражение, подвергнутое умышленному искажению носителем языка, владеющим литературной нормой, для придания особого эффекта./Википедия/
Примеры: раболатория, очепятки...

    ИРОНИЯ (от греч. «eironeia» - притворство) –  скрытая насмешка, употребление слова или выражения, противоположных по смыслу буквальному, что маскирует истинную – осуждающую – авторскую оценку. Этим  достигается комический эффект,  обнажающий  нелепость происходящего:
         «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?» - спрашивают Осла в басне Крылова.

     Один из гостей Лариных на именинах Татьяны охарактеризован так: «Гвоздин, хозяин превосходный,/ Владелец нищих мужиков»
     Иронией пронизаны пушкинские поэмы «Граф Нулин» и «Домик в Коломне», знаменитая поэма А.К.Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева».

  Современные поэты-иронисты  тоже берут на вооружение этот приём. Например, Игорь Губерман издал  сборник – «Гарики», и каждый «гарик» – это  ироническое  осмысление прожитой  не только им, но и всем нашим обществом жизни:

                Есть люди с тайным геном комиссарства,
                Их мучит справедливости мираж,
                Они запойно строят божье царство.
                И кровь сопровождает их кураж.
                ***
                Я изучил по сотням судеб
                И по бесчисленным калекам:
                Насколько трудно выйти в люди
                И сохраниться человеком.

    Правда, в последних своих сборниках автор злоупотребляет ненормативной лексикой, и это удручает...
   
   КАЛАМБУР (от франц. «calembour» - игра слов) – фигура речи, состоящая в юмористическом использовании  омонимии, многозначности или звукового сходства различных слов. О происхождении его рассказывает  И.Уразов в книге «Почему мы так говорим». Когда-то немецкий  барон Калемберг в поисках лёгкой жизни  оказался при французском королевском дворе. Плохо зная язык, он  нередко путал слова, ошибался в произношении. Скоро над ошибками и обмолвками барона стал смеяться не только двор, но и весь Париж.
     А потом такого рода шутки стали весьма популярными, и их назвали в его  «честь».
 
    CАРКАЗМ (от греч. буквально «рву мясо»)  - злая, издевательская, жестокая насмешка с откровенным язвительно обличительным смыслом,  построенная на  контрасте внешнего смысла и подтекста.

    САТИРА (от лат. «satira»- смесь) –  резкое осмеяние  пороков и отрицательных явлений действительности. Как сатирики прославились  в  Древнем  Риме поэты Гораций и Ювенал, в Англии — Дж.Свифт, во Франции — Ж.Мольер, Ф.Вольтер, в России родоначальником сатирической поэзии был в XVIII веке Антиох Кантемир. Лирической сатирой назвала М.Цветаева свою поэму «Крысолов».

    Кроме сатирического и саркастического смеха, выделяют смех сардонический –  язвительно жестокий. А если вспомнить олимпийских богов, можно услышать названный в их честь гомерический хохот.    

    ГРОТЕСК (от франц. «grotesque» - необычный,  смешной) – намеренное искажение пропорций изображаемого, причудливо карикатурное сочетание правдоподобия и фантастики. Черты гротескного образа – алогичность, парадоксальность, условность. Сон Татьяны Лариной (в пятой главе «Евгения Онегина») наполнен гротескными образами чудовищ:
  Часто соединяя комическое и трагическое, гротеск вызывает одновременно и смех, и ужас. Вспомните стихотворение В.Маяковского «Прозаседавшиеся», поэму А.Твардовского «Тёркин на том свете».

   ЛЕГЕНДА (от лат. «legenda» - «то, что следует прочесть») – один из самых  распространённых жанров  литературы Средневековья: так называли произведения, в основе которых было что-то чудесное. В отличие от предания, легенда всегда фантастична по содержанию, повествуя о прошлом, настоящем и даже о будущем. Пример - «Легенда о Марко» Максима Горького.

    МАДРИГАЛ  (от итал. «Мadrigale» - песня на родном языке) – стихотворный комплимент, обращенный обычно к женщине. В России  мадригал известен с XVIII века, для него предназначались  специальные альбомы,  бережно хранимые и предлагаемые гостям  для записей, – получалась своеобразная «Книга отзывов и комплиментов».   В романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкин шутливо-иронически, но с душевной теплотой описывает  увлечение «уездных барышень»:

Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,
Что все подружки измарали
С конца, с начала и кругом.
Сюда, назло правописанью,
Стихи без меры, по преданью
В знак дружбы верной внесены…
               *****
Тут непременно вы найдёте
Два сердца, факел и цветки;
Тут верно клятвы вы прочтёте
В любви до гробовой доски;
Какой-нибудь пиит армейский
Тут подмахнул стишок злодейский.
В такой альбом, мои друзья,
Признаться, рад писать и я…

      Поэт  подарил нам образцы мадригалов, создав в них прелестные портреты  современниц. Он написал  «В альбом Сосницкой»:

             Вы съединить могли с холодностью сердечной
             Чудесный жар пленительных очей.
             Кто любит вас, тот очень глуп, конечно;
             Но кто не любит вас, тот во сто крат глупей.
          
            «Бакуниной»:
Напрасно воспевать мне ваши именины
При всём усердии послушности моей;
Вы не милее в день святой Екатерины
Затем, что никогда нельзя быть вас милей.               
               
        Мадригалы М.Лермонтова не столько хвалебны, сколько проникнуты  грустными нотами, как, например, известные строки, обращённые к  А.О.Смирновой:

Без вас хочу сказать вам много,
При вас я слушать вас хочу;
Но молча вы глядите строго,
И я в смущении молчу.
Что ж делать?.. Речью неискусной
Занять ваш ум мне не дано…
Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно…

   МАРШ ( от франц. «marche» - шествие) – агитационно-ораторский  жанр гражданской поэзии, возникший в  России в  начале ХХ века. Родоначальником его  считается В.Маяковский («Левый марш», «Наш марш»).  Его последователи – Н.Асеев, С.Кирсанов. Рабочий марш «Варшавянка» создал Г.Кржижановский, «Смело, товарищи, в ногу» - Л.Радин. А спортивные марши и сегодня часто звучат на стадионах.

   МЕДИТАТИВНАЯ ЛИРИКА (от лат. «meditatio» - размышление) – жанрово-тематическая разновидность поэзии, родственная философской, но не сливающаяся с ней. («Что в имени тебе моём?» А.Пушкина,  «Есть в светлости осенних вечеров…» Ф.Тютчева

   МИНИАТЮРА (от итал. «miniature») – небольшое произведение строго законченной формы. Стихотворные миниатюры встречаются у многих русских поэтов, хотя этот жанр – сложнейшая форма лирики, он требует глубокого содержания при безукоризненном мастерстве.
     К миниатюрам также относят  рубайят Омара Хайяма, японские танка и хокку, русские частушки, эпиграммы. Как пример приведу лирическую миниатюру автора иллюстраций к этой книге – Светланы Петровской:

В предвосхищенье весенней заботы
Ветер мелодию ловит с листа,
А воробьи – говорливые ноты –
Трелью готовы сорваться с куста.            («Весна»)

   А вот остроумная сатирическая миниатюра А.Б.Раскина:

            И так...
            И сяк...
            Иссяк!       
   
     НАДПИСЬ – малый стихотворный жанр, лирическое пояснение. Возник в литературе Древнего Востока: надписи высекались на стенах храмов, на плитах дворцов.  Ломоносовым созданы «Надпись к статуе Петра Великого», «Надпись на иллуминацию…», Пушкиным - «К портрету Жуковского», «На статую играющего в бабки». Приведу как пример  удивительного сочетания в этом жанре тонкой иронии и отточенного мастерства - надпись  А.Пушкина «К портрету Вяземского»:

                Судьба свои дары явить желала в нём,
                В счастливом баловне соединив ошибкой
                Богатство, знатный род – с возвышенным умом
                И простодушие с язвительной улыбкой.

 Жанр этот не забыт и в веке ХХ.  Вот «Надпись на винном роге»  из книги дагестанского поэта  Расула Гамзатова:
                Пить можно всем,
                Необходимо только
                Знать, где и с кем,
                За что, когда и сколько.


    ОБРЯДОВАЯ  ПОЭЗИЯ – поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (колядки, «веснянки», купальские, масленичные, свадебные, родильные, крестильные песни, причитания, приговоры, величальные песни и др.). Русский фольклор оставил прекрасные образцы обрядовой поэзии, проникнутые то безысходной  печалью, то неуёмной радостью, то надеждами и мечтами.
               
    ОДА (от греч. «oide» - песнь) – стихотворение торжественного характера в честь какого-либо лица или значительного события. Для неё характерен высокий стиль речи. Собственно литературным жанром она стала благодаря Горацию, который разлучил стихотворный  текст и музыку. В России это был один из распространённых жанров в поэзии XVIII века, ода  создавалась по строгим нормам: «высокий стиль» речи включал церковнославянизмы, восклицания и риторические фигуры.
   Известны патриотические и философские  оды М.Ломоносова и  Г.Державина.
 
     Высокая и благородная цель оды отражена в творчестве молодого Пушкина. Его знаменитая  «Вольность»  при жизни поэта не была опубликована, распространялась в списках, послужив главным поводом к высылке Пушкина на юг.

   В ХХ веке  понятие «ода» употребляется, в основном, в переносном смысле  или   в сатирическом, как у А.Вознесенского:
                Я славлю скважины замочные.
                Клевещущему –
                исполать.
                Все репутации подмочены.
                Трещи,
                трёхспальная кровать!
               
                У, сплетники! У, их рассказы!
                Люблю их царственные рты,
                их уши,
                точно унитазы,
                непогрешимы и чисты.

                И версии урчат отчаянно
                в лабораториях ушей,
                что кот на даче у Ошанина
                сожрал соседских голубей,
                что гражданина А. в редиске
                накрыли с балериной Б..      («Ода сплетникам»)
               
    ПАРОДИЯ (от греч. «parodia» - пение наизнанку) – произведение, подражающее другому с целью его осмеяния. По мнению Пушкина, «сей род шуток требует редкой гибкости слога; хороший пародист обладает всеми слогами…». 
 
    Самым известным пародийным образом  середины и конца XIX века был  Козьма Прутков, плод совместного творчества А.К.Толстого и братьев А.М. и В.М. Жемчужниковых. Самодовольная пошлость, реакционная благонамеренность, тупость, мнимое величие  «поэта-чиновника» - всё высмеивалось в комическом образе, в созданиях его пера.
   
    Любителям, наверняка, известен сборник великолепных литературных пародий  «Парнас  дыбом». Авторы – Э.Паперная, А.Розенберг, А.Финкель – рассказывают шуточные истории о попе и собаке, о сереньком козлике и Веверлее от имени знаменитых поэтов. Вот как  мог бы, по их мнению, запечатлеть сюжет о сереньком козлике  С.Маршак:

Жила-была бабушка,
А сколько ей было лет?
Сколько зим, столько лет –
Ста ещё нет.
А было её девяносто четыре года.
А кто у неё был?
Серый, двурогий, четвероногий.
Козлёнок…

      Или: Сразу узнаются  знакомые интонации Агнии Барто:

Наша бабка горько плачет:
- Где мой козлик? Где он скачет? -
- Полно, бабка, плачь не плачь –
В лес умчался твой рогач.
А живут в лесном посёлке
Живодёры, злые волки,
И напали на него
Ни с того и ни с сего…

      Искусно авторское подражание вычурному стилю Андрея Вознесенского:

Старушка в чепце из оборок гофре
(Такой бы писал её Рембрандт ван Рейн)
Ласкала козлёнка, тая под фуфайкой
Не сердце – любовью пылающий факел.
А серенький козлик, двойник сюрреальный
Трагической козочки у Эсмеральды,
Томился от скуки в домашнем кругу
И дал стрекача, описавши дугу,
В тот бор густорослый, где в поисках пищи
Похабная морда, матёрый волчище,
Кошмаром из Гойиной фантасмагории
Шнырял втихаря  по лесной территории…
 
   Да, не зря пародистов  некоторые авторы не любили и не любят, ну а умные  относятся к ним с уважением, вчитываясь внимательно  в то, как звучат в пародиях их произведения. И, как говорится, мотают на ус…

   ПЕСНЯ  - небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения.Народная песня – один из древнейших поэтических жанров, она обычно рождается вместе с мелодией. А вот литературная  вначале создаётся как стихотворение. Песни можно с полным правом назвать документом времени. На памятнике около белокаменного Кремля в Казани высечены слова поэта Мусы Джалиля, погибшего в застенках фашистского лагеря:
                Песня меня научила свободе,
                Песня борцом умереть мне велит.
                Жизнь моя песней звенела в народе,
                Смерть моя песней борьбы прозвучит.

   Особое место занимает  бардовская песня.

 БАРД (в переводе с древнекельтского – поэт-певец) –  в средневековой Западной Европе это был бродячий актёр, в одном лице поэт, музыкант и исполнитель собственных песен.
   С XVIII века синонимом слову «бард» становится слово «поэт». Вот как обращается к Пушкину декабрист и его друг В.Кюхельбекер:
                Ты был мне всё, о бард чудесный,
                В мучительный, тяжёлый час…   

    Среди российских поэтов-бардов такие замечательные мастера, как Булат Окуджава, Александр Галич, Владимир Высоцкий.
     История бардовской песни в России – это целая эпопея. В «годы застоя» стихи, уйдя с официальной эстрады, зазвучали под аккомпанемент гитары за пределами городов: в лесу, в горах, среди геологов, у костра, где «наполняли музыкой» сердца и души. Я напомню вам «Песенку» Б.Окуджавы, которую можно назвать гимном бардов-шестидесятников:

Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрёшь как человек.          

   ПОСЛАНИЕ  -  лирическое произведение в форме письма или обращения. По характеру и содержанию они очень разнообразны: дружеские, сатирические, лирические.  А.С.Пушкин способствовал избавлению посланий от чрезмерной «красивости» и многословия, приблизил язык  к разговорному. Нельзя без волнения читать его послания друзьям.

   ПОСВЯЩЕНИЕ – традиционный элемент романтической поэмы, романа в стихах,  предпосланная произведению авторская рифмованная запись обычно с указанием  лица, которому посвящается  или дарится произведение. Прекрасные образцы поэтических посвящений оставил А.Пушкин: поэму «Кавказский пленник» предваряет «Посвящение Н.Н.Раевскому», роман в стихах «Евгений Онегин» -  издателю и другу поэта П.А.Плетнёву:

Не мысля гордый свет забавить,
Вниманье дружбы возлюбя,
Хотел бы я тебе представить
Залог достойнее тебя,
Достойнее души прекрасной,
Святой исполненной мечты,
Поэзии живой и ясной,
Высоких дум и простоты;
Но так и быть — рукой пристрастной
Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессониц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
 
   ПРИТЧА – по В.Далю, «поучение в примере»,  небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. Притча близка к басне, но смысл её глубже, она касается проблем не только морали, но и общечеловеческих законов.

   РИМЕЙК (англ. «remake» -переделать) – новая версия или интерпретация ранее изданного произведения. Можно ли считать пушкинский «Памятник» римейком державинского? Поразмышляйте об этом.

   РОМАНС (испанское  «romance» - буквально: «по-романски») –  жанр  вокально-поэтического искусства, камерное стихотворно-музыкальное произведение. Родиной романса считается Испания. Песни певцов-трубадуров исполнялись на романском языке, отсюда и название.

   В Западной Европе славились  менестрели – профессиональные певцы и музыканты, состоявшие на службе сеньора и воспевавшие подвиги рыцарей, красоту их дам, походы, турниры. Были известны немецкие  миннезингеры. Французский романс – это, в основном, любовная песня, он появился в России на рубеже XVII-XVIII веков и стал особенно любимым в XIX.
 
   РЭП – (от англ. «Rap» – стук, удар) – ритмичный речитатив, обычно исполняется под музыку с тяжёлым битом, один из элементов музыкального стиля  хип-хоп. Появился в его современном виде в 1970 г. среди афроамериканцев района Бронкса, его «завезли» ямайские ди-джеи, исполняя незамысловатые рифмованные куплеты. Исполнителя называют рэпером, и первым из них прославился радиоведущий Джек Гибсон по прозвищу Джек-Рэпер. В негритянских кварталах до сих пор устраиваются «баттлы» - словесные поединки рэперов.

   СЕРЕНАДА – в отличие от  «альбы», это «вечерняя песня» о любви, обращённая к  возлюбленной

   СТАНСЫ  (от итал. «stanza» - остановка) – стихотворение, в котором каждая строфа (катрен) содержит законченную мысль, но все объединены общей темой. Конец строфы  обязательно служит концом предложения. Размер - четырёхстопный ямб с перекрёстными рифмами. Стансы А.С.Пушкина - «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «В надежде славы и добра…».

   СТИЛИЗАЦИЯ - нет, это не подражание в прямом его смысле, цель которого высмеять автора. Это намеренное воспроизведение существенных черт какого-либо стиля, эпохи,  национальной культуры или особенностей авторской речи. Блестящий пример стилизации в стихотворении Пушкина "Труд", посвящённое окончанию работы над "Евгением Онегиным". Мы увидим стиль и жанр античной эпохи (торжественный гекзаметр), но главное - взгляд на мир, свойственный античным авторам.

Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.
    Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?
Или, свой подвиг свершив, я стою, как поденщик ненужный,
    Плату приявший свою, чуждый работе другой?
Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи,
    Друга Авроры златой, друга пенатов святых?

   СТИХОТВОРЕНИЕ  В  ПРОЗЕ – небольшое произведение, поэтическое по содержанию, но графически оформленное как проза.. В западной литературе это «Стихотворения в прозе» Эдгара По, «Поэмы в прозе» Бодлера.  Жанр введён в русскую литературу И.С.Тургеневым. Эмоциональная окраска, своеобразная ритмичность, яркие художественные средства  сближают прозу и поэзию. Близки стихотворениям в прозе многие миниатюры М.Пришвина, например: «Сосны стояли у вечности и поднимались туда, и там, у неба, шумели. А маленькие ёлки, каждая, обнимая сосну, слушали».

    «ТИХАЯ ПОЭЗИЯ» - этот термин возник в «годы застоя», когда приумолк «поэтический бум» громкоголосых шестидесятников и взошла  «Звезда полей» Николая Рубцова. Обращаясь к стилю классиков, поэты (А.Прасолов, А.Тарковский, Ю.Мориц, О.Чухонцев, Б.Слуцкий и другие) вернули понимание поэзии как  «самодостаточной ценности». «Тихая моя родина» - название стихотворения Н.Рубцова объясняет и возникновение термина, и устремлённость, объединившую этих поэтов.
              Е.Евтушенко обрушил на их головы саркастические строки:

В поэзии сегодня как-то рыхло.
Бубенчиков полно – набата нет.
Трибунная поэзия притихла,
а «тихая» криклива: «С нами – Фет!»

Без спросу превращая Фета в фетиш,
бубенчики бренчат с прогнивших дуг:
«Эстрада, ты за всё ещё ответишь,
ты горлопанством унижаешь дух».

Дух, значит, шёпот, робкое дыханье,
и всё? А где набат – народный глас?
За смирными чистюлями-стихами
не трусость ли скрывается подчас?
    Время  расставило всё на свои места: поэзия должна быть разной.

    ТРИОЛЕТ (от фр.«triolet» - тройной) – восьмистишие  на две рифмы с  тройным повтором строк: первая строка повторяется как четвёртая и как седьмая. Кроме того, вторая строка повторяется как восьмая, заключительная. Пример – триолет Игоря Северянина:

Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит,
Что поправимы страшные потери, -
Ещё весной благоухает сад…
О, нежная сестра и милый брат!
Мой дом не спит, для вас раскрыты двери…
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит…
      
    УРБАНИСТИЧЕСКАЯ  ПОЭЗИЯ  отражает  жизнь крупных городов с их  напряжённой динамикой жизни. Она ярко представлена в творчестве  американского поэта Уолта Уитмена («Листья травы», 1855), итальянца Ф.Маринетти, бельгийца Э.Верхарна («Города-спруты», 1896). В России эта тема есть в поэзии В.Брюсова («Конь блед»), В.Маяковского, А.Блока (цикл «Страшный мир»):

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь – начнёшь опять сначала,
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

   ЧАСТУШКА -  короткое  четверостишие ( иронического или сатирического характера), исполняемое в более быстром темпе, чем песня. Отсюда и название. Как правило, частушки возникают  как импровизации, как отклик на конкретное событие.
Частушки любимы народом, этим иногда пользуются периодические издания, чтобы поднять тираж: вот и «Комсомольская правда» объявляет конкурс частушек, и народ откликается.  Прочитайте частушку, присланную Г.Вороновой из Перми, в ней - узнаваемые приметы нашего времени:

По Малахову лечиться
В этот кризис каждый рад,
Чистотел, моча, горчица…
Экономней во сто крат!
 
     Нередко частушки образуют циклы.  Различные местности нашей страны наделили их оригинальными названиями: саратовские страдания, рязанские ихохошки, сибирская подгорная, новгородское разливное…
      Знает частушка и пародию на саму себя – это нескладухи и перевёртыши, вместе со смыслом они зачастую могут отбросить даже рифму:


                Я с высокого забора
                Прямо в воду упаду.
                И кому какое дело,
                Куда брызги полетят.

    Частушка оказала влияние  на серьёзную литературу: А.Блок и В.Маяковский ввели её в большую поэзию. По их пути пошли А.Твардовский, М.Исаковский, А.Прокофьев.

    ЭКСПРОМТ (от лат. «expromtus» - готовый) –  импровизация, небольшое стихотворение, написанное или сказанное  под впечатлением нахлынувшего чувства.
Главное его качество – быстрота создания. Вот экспромт лицеиста Пушкина, строки которого обнаружил на стене над своей койкой в лицейском лазарете Иван Пущин:

Вот здесь лежит больной студент –
Его судьба неумолима!
Несите прочь медикамент:
   Болезнь любви неизлечима!

 ЭЛЕГИЯ ( от греч. «elegos» - жалоба)  возникла в Древней Греции в IV веке до н.э. Фольклорная её основа  – плач над умершим.  В  европейской литературе элегия стала  выражением грустных раздумий.
     Как жанр элегия продолжает жить, вы встретите её в «Мартовской элегии» А.Ахматовой,  «Элегическом стихотворении» Я.Смелякова, «Элегии» Д.Самойлова, у многих других поэтов.
 
   ЭПИГРАММА (от греч. «epigramma» - надпись) –  небольшое стихотворение, зло и остроумно высмеивающее какое-либо лицо или явление. В Древней Греции эпиграмма вначале была краткой надписью гекзаметром  на каком-либо предмете: на статуях, алтарях, сосудах. В Риме  получила сатирический и политический характер. Первые русские эпиграммы написали А.Кантемир, В.Тредиаковский, М.Ломоносов. Вот  ядовитая эпиграмма В.Тредиаковского на А.Сумарокова:

                Кто рыж, плешив, мигун, заика и картав,
                Не может быти в том никак хороший нрав.

   Эпиграммы настолько популярны, что даже люди, далёкие от поэзии, обращаются к ним. Известна эпиграмма  полководца Суворова на князя Потёмкина:

Одной рукой он в шахматы играет,
Другой рукою он народы покоряет,
Одной ногой разит он друга и врага,
Другою топчет  он вселены берега.

   А смысл эпиграммы Василия Пушкина, дяди Александра Сергеевича, думаю, злободневен и сейчас:
                «На что мне жизнь? Лишился я друзей,
                Которые меня всегда любить хотели».
                «Что ж, умерли они, к злой горести твоей?»
                «Нет, живы, но разбогатели».

     Часто в эпиграммах используется аллюзия  или строка из известного произведения, что придаёт ей особый шарм, как это видно в блестящей эпиграмме А.Б.Раскина: 
   
        Сначала утверждал одно,
        Теперь другое врёт искусно.
        Всё это было бы смешно,      /Строка заимствована у Лермонтова/
        Когда бы не было так... ГНУСНО.  /Последнее слово заменено, но по
                звучанию близко к оригиналу/
 
   ЭПИСТОЛА (от лат «epistola» - письмо) – эпистолярный жанр, стихотворение в форме письма, в котором автор высказывает свои суждения. Известными произведениями этого жанра можно назвать «Письмо о пользе стекла» М.Ломоносова, «Письмо матери» С.Есенина.

   ЭПИТАЛАМА (от греч. «epitalamus» - свадебный) – в античной лирике (Анакреонт, Сапфо) это была свадебная песня-приветствие новобрачным. В русской поэзии жанр  использовался  редко. Можно встретить его у И.Северянина:

Пою в помпезной эпиталаме
- О, Златолира, воспламеней!
Пою безумье твоё и пламя,
Бог новобрачных, бог Гименей.

   ЭПИТАФИЯ ( от греч. «epitaphios» - надгробный)  -  надгробная стихотворная надпись или короткое стихотворение, посвящённое умершему. Эпитафия может быть условной, то есть изображать ироническую надпись на несуществующем памятнике мнимому покойнику, например «Надпись на могиле скряги» С.Я.Маршака  (перевод из английской поэзии):

Он умер оттого, что был он скуп:
Не полечился – денег было жалко,
Но если б знал он цену катафалка, -
Он ожил бы, чтобы нести свой труп.    

Шуточную эпитафию, посвящённую самому себе, оставил в лицейские годы А.Пушкин:

Здесь Пушкин погребён; он с музой молодою,
С любовью, леностью провёл весёлый век,
Не делал доброго, однако ж был душою,
                Ей-Богу, добрый человек.     (1815г.)

   ЮМОР (от англ. «humour») – добродушно-насмешливое отношение к чему-либо, шутка, умение подмечать и высмеивать что-нибудь забавное, беззлобная, весёлая насмешка. Если сатира беспощадна, то юмор допускает хорошее отношение и даже  сочувствие.
   Юмор использует и такое явление, как эрратИв, то есть намеренное искажение слова. Об этом см. выше - КАКОГРАФИЯ.

   ЮМОРЕСКА – небольшое произведение, содержащее добродушную насмешку:

Как банку с водой – серебристая рыбка,
Так наше лицо украшает улыбка.
Чтоб наши улыбки росли вместе с нами,
Кормите их чаще смешными стихами!
                (Марк Шварц)


                ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
 занимают особое место в литературе: объединяя лирическое и эпическое изображение жизни, рассказывают и о поступках героев,  их переживаниях, и одновременно  о чувствах автора-повествователя. Малая лиро-эпическая форма – баллада: это  «Песнь о вещем Олеге» А.Пушкина, «Лесной царь» Гёте, «Кубок», «Перчатка» Шиллера, знаменитые баллады В. Жуковского,  «Воздушный корабль» М.Лермонтова.
       Свою поэму «Медный всадник» Пушкин назвал «петербургской повестью». «Евгений Онегин» - «роман в стихах», где наряду с широкими картинами жизни, показан внутренний мир героев и духовный мир автора. Романы в стихах: «Дон Жуан» Байрона, «Спекторский» Б.Пастернака, «Арктика» И.Сельвинского, «Добровольцы» Е.Долматовского.

        Самый распространённый  лиро-эпический жанр – поэма.

   В следующей главе вы познакомитесь с самым изысканным жанром поэзии - СОНЕТОМ.

            Продолжение на:  http://www.proza.ru/2018/09/25/594


Рецензии
Вечера доброго Вам, Элла Евгеньевна!

Эта часть воспринимается намного легче и, если так можно выразиться, живее. Со многими жанрами лирики я уже был знаком, неплохо представлял, чем большинство из них друг от друга отличаются...
С некоторыми жанрами сталкивался в своей жизни, общаясь с друзьями, обладающими поэтическим даром. В какой-то степени завидовал немного этим людям, ибо и в моей душе порой рождались позывы к поэтическим формам, но выглядели они столь убого, что я не посчитал возможным открыть им дорогу в свет... А вот кое-кто из друзей писал очень неплохо, и теперь, с Вашей помощью, я лучше представляю, в каком жанре они творили...

С глубочайшим уважением,

Сергей Макаров Юс   22.07.2023 18:04     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей!
Жанры - интересная тема.
Как вам понравилась пушкинская гениальная самоэпитафия?
А ведь ему было всего 16...
С улыбкой,

Элла Лякишева   23.07.2023 21:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.