Вагоны технически исправны, но не работает - 2017

«Умная техника всегда опускается до умственного уровня управляющего ею человека»

      10 июня этого года я направил президенту Владимиру Путину на прямой эфир, состоявшийся 15 июня, письмо следующего содержания:
      «В РЖД совершенно безобразные с точки зрения проветривания плацкартные вагоны. Кондиционеры (проветривание) отключаются на всех стоянках, которые иногда затягиваются. Проветривание вагонов отключается по просьбам некоторых пассажиров, а иногда и по инициативе самих проводников, которые не понимают, что лучше одеться теплее, но не оставаться без воздуха. Кроме того, случаются аварийные ситуации с кондиционерами. Отсутствие проветривания приводит к недостатку свежего воздуха в вагоне и ухудшению состояния здоровья пассажиров, особенно страдающих сердечнососудистыми заболеваниями. Окна в современных вагонах РЖД открыть невозможно. Особенно плохо становится во время жары. В прошлом году по пути на юг на станциях был свидетелем множественных вызовов врачей к поезду. Еще в прошлом году я писал об этой проблеме руководству РЖД, тогда же написал на эту тему статью, которую опубликовал, но ситуация спустя более полугода никак не меняется. Наступило лето. Что же опять ехать на юг в этих "душегубках" РЖД?»
      Данное письмо на прямой эфир не попало, но 15 июня из Управления Президента РФ я получил письмо, в котором сообщалось:
«В вашем обращении на имя Президента РФ…(тут следуют регистрационные данные) поставлен вопрос, который разрешает Министерство транспорта РФ. В связи с этим, для обеспечения получения Вами ответа по существу поставленного Вами вопроса, обращение направлено в Министерство транспорта РФ с просьбой проинформировать Вас…»

     27 июня 2017 года я получил ответ Уральского филиала АО «Федеральная пассажирская компания», который привожу дословно:
«Благодарю Вас от лица АО «Федеральная пассажирская компания» и от себя лично за Ваше обращение, поскольку направляемые в адрес Компании вопросы пассажиров очень важны для нас.
Ваше обращение по вопросу технических характеристик пассажирских вагонов открытого типа рассмотрено.
Прежде всего, позвольте обратить Ваше внимание на то, что железнодорожные пассажирские перевозки – сложный технологический процесс, в ходе которого очень важно обеспечить безопасные и комфортные для пассажиров условия проезда. Для повышения комфортности проезда пассажиров в поездах АО «Федеральная пассажирская компания» проводит планомерную замену парка вагонов.
В июне 2017 года в Уральский филиал АО «ФПК» поступило 35 современных вагонов открытого типа, производства Тверского вагоностроительного завода. Данные вагоны оборудованы установками кондиционирования воздуха, экологически чистыми туалетными комплексами, системами обеззараживания воздуха, фильтрации воды, пожарной сигнализацией и системой пожаротушения. В отделке интерьера использованы гипоаллергенные материалы, в салонах установлены электрические и USB-розетки.
На современном подвижном составе установлены более мощные источники энергоснабжения, что позволит эксплуатировать системы жизнеобеспечения пассажирского вагона не только в пути следования, но и на стоянках поезда.
Вагоны, из которых формируются составы пассажирских поездов, технически исправны, соответствуют требованиям конструкторской и нормативно-технической документации, проходят необходимые плановые виды ремонта и техническое обслуживание.
От лица АО «Федеральная пассажирская компания» и от себя лично благодарю Вас за оставленное сообщение. Желаю Вам приятных и комфортных путешествий!»
      Подпись: начальник филиала А.В. Балашков.
      Ответ вежливый и подробный в тех частях, которые проверить не представляется возможным, поэтому доверимся начальнику Уральского филиала АО «Федеральная пассажирская компания» А.В. Балашкову.
      Это хорошо, что, как написано в письме, появляются усовершенствованные новые вагоны. Это хорошо, что вагоны, из которых формируются составы пассажирских поездов, технически исправны, что, правда, никак не влияет на то, что оборудование выходит из строя в пути следования.
      Плохо другое, что ответ А.В. Балашкова ограничен техническими характеристиками пассажирских вагонов, в то время, когда вопрос мой касался и действий проводников, которые наносят иногда ущерб не меньшей, чем недостаточные технические характеристики вагонов.
      6 июня 2017 года я выехал поездом №125-126 по маршруту Омск-Ноябрьск. Ехал я в плацкартном вагоне №2, где проводником была Елена Ивановна Юдина. Вагон оборудован и системой кондиционирования, и системой вентиляции, однако, система вентиляции не работала первые минут пятьдесят поездки до самой станции Любинская.
      Как я заметил, что не работает система вентиляции? По легкой испарине, которая при нормальной температуре в вагоне, выступает на теле от недостатка кислорода, а температура в вагоне была нормальной. Чтобы удостоверится в точности субъективных ощущений, я поднялся к потолку вагона, прислонил ладонь к расположенному на потолке выходу системы вентиляции и кондиционирования. Ощутил полный штиль, то есть: никакого движения воздуха в вагон.
      Я тут же направился к Елене Юдиной, с которой у нас состоялся разговор, который меня и удивил.
      - Почему нет проветривания? – спросил я.
      - Хотите вентиляцию? Я могу включить, - ответила Елена.
      Это первое, что меня удивило. Оказывается, вентиляция включается по просьбе!!!
      - Конечно, ее и надо включать. По нормам санитарных правил железнодорожных перевозок вентиляция должна быть непрерывной, - напомнил я, правда, без ссылок на соответствующие пункты, которые читатель может найти в моей предыдущей статье: «Угара нет, температура нормальная».
      - Ниже 20 градусов температура не должна быть, - ответила Елена, непонятно к чему.
      Это второе, что меня удивило. Забегая вперед, поясню непонятное. Оказывается, проводники в прохладные летние дни обогревают вагоны, перекрывая пассажирам кислород, то есть подачу воздуха в вагоны. Это, видимо, наше ноу-хау. Пассажиры греются собственными выдохами и теплом своих тел, а также потеют от недостатка кислорода. Просто «блестяще»!!!
      - Температура это один параметр, но люди дышат воздухом, -  высказал я банальность, которая, вроде бы, должна быть понятна всем.
      - У нас температурный режим, - твердо сказала Елена.
      Тут я даже опешил. У меня возникло ощущение разговора с иностранцем.
      - А воздушного нет? Да дышать нечем, чувствуется…, - теперь уже возмутился я.
      - Вот смотрите, у нас табло информации, там температурный режим, - твердо стояла на своей позиции Елена.
      Действительно. На табло информации, расположенном в вагоне, отражаются данные о температуре воздуха в вагоне, о том свободен или занят туалет, а подается воздух в вагон или нет – об этом информации нет.
      Тут я понял третье. С проводников спрашивают за соблюдение видимых параметров поездки. Температура ощутима, и она присутствует на табло информации.
      Отсутствие вентиляции в вагоне сразу не ощутимо, не показано на табло информации, а некоторыми пассажирами вентиляция воспринимается как угроза здоровью. Сквозняк! Прохлада! А то, что воздух в вагон не подается – все терпят. Как у Михаила Жванецкого:
      «- Маня, иди к нам работать! У нас за вредность доплачивают!
      - А что за вредность?
      - У нас ее никто не замечает… У нас ее никто не замечает… У нас ее никто не замечает…»
      Как человечество с желаниями, представляющими угрозу здоровью, дожило до сегодняшнего дня, прямо непонятно.
      - Да температурный режим – это малая беда, беда - если воздух не идет в вагон. Все окна закрыты и вентиляции нет, кислородная недостаточность, - еще раз обратился я к разуму.
      Елена нехотя включила вентиляцию, нажав на панели управления соответствующую крупную кнопку, которая тут же засветилась изнутри.
      - Сейчас будет вентиляция, и вагон будет охлаждаться, - укорила меня Елена, - а там дети, мы должны соблюдать температурный режим.
      Тут я понял четвертое. У проводников нет иной возможности соблюдать температурный режим в прохладные летние дни и ночи, как выключать проветривание.
      Дело в том, что пассажирские вагоны оборудованы кондиционерами, а не системами климат-контроля, которые могут воздух, подаваемый в вагон, не только охлаждать, но и нагревать. Это, безусловная, недоработка конструкции, которая, согласно ответу А.В. Балашкова, продолжает множиться.
      Следующее. У пассажиров нет возможности регулировать подачу вентиляции в отсеках плацкартного вагона, как это было в старых советских вагонах, как это есть в любом автомобиле, как это есть над каждым креслом пассажирского самолета.
      - А воздушный режим? – без прежней уверенности вернулся я к режимам, которые должны соблюдаться в вагоне пассажирского поезда.
      - Воздушного - такого у нас нет параметра, - отсекла Елена.
      Мы разговаривали еще некоторое время.
      Чтобы вентиляция работала постоянно, мне пришлось усилить свою позицию рассказом о направлении письма Президенту РФ, которое опубликовано выше.
      Повествование об общении с проводницей Еленой Ивановной Юдиной было бы неполным, если не завершить его коротким диалогом следующего утра где-то в районе Сургута, о котором я просто расскажу.
      Елена Ивановна зашла в отсек плацкартного вагона, где ехал я, и намеренно поинтересовалась у пассажиров, насколько комфортно проходит их поездка.
      - Я замерз сильно, - сказал похожий на студента молодой человек, который ехал на нижней полке № 3. – Пришлось спать, с головой укрывшись под одеяло.
      Елена Ивановна победно взглянула на меня, мол, вот к чему приводит вентиляция в вагоне, и удалилась. Я не стал спорить, но предался раздумьям о сусликах, которые становятся агрономами, о пользе, которая кажется вредом, и о вреде, который кажется пользой. Череда вопросов окружила меня, как бурелом непроходимого леса.
      Вот наше оружие испытывают на иноземцах, так почему наши плацкартные вагоны надо испытывать на собственных гражданах?
      Почему нельзя сразу создать пассажирский вагон с соблюдением всех норм и правил?
      Почему нельзя сделать так, чтобы вентиляция включалась не по желанию проводника, а автоматически, коль вентиляция вагона должна производиться непрерывно?
      Почему у проводников нет четких всеобъемлющих инструкции, независящих от частных мнений, инструкций, которые были бы направлены не только на комфорт, но и на сохранение здоровья пассажиров?
      Почему проводники не знают санитарных норм вентиляции пассажирских вагонов?..      
      Ответ на эти вопросы у меня пока только один: те, кто эти вагоны сконструировал, утвердил, продал и купил – они в этих вагонах не ездят. Потому эта переписка может идти вечно, на шаг приближая решение проблемы, но так приближая, что проблема останется вечно живой.


Рецензии