Снимите шляпу, господа!..

Лишь сумма преодолённых препятствий является действительно правильным мерилом подвига и человека, совершившего этот подвиг. Стефан Цвейг. // Храбрый человек – это тот, кто делает то, что следует. Лев Толстой. // 1961 год – издан роман Валентина Пикуля «Баязет». 1962 – роман «Париж на три часа». 1964 – первый том романа «На задворках великой империи». 1966 – второй том романа. 1968 – роман «Из тупика». 1970 – роман «Реквием каравану PQ-17». 1972 – роман «Пером и шпагой». 1973 – роман «Моонзунд». 1974 – повесть «Мальчики с бантиками» и первый том романа «Слово и дело». 1975 – второй том романа «Слово и дело». 1976 – книга миниатюр «Из старой шкатулки». 1977 – роман «Битва железных канцлеров». 1978 – роман «Богатство». 1979 – роман «Нечистая сила». (Изуродованный цензурой, он вышел в журнале «Наш современник» под названием «У последней черты»). 1981 – роман «Три возраста Окини-сан». 1983 – книга «Над бездной». 1984 – два тома романа «Фаворит». 1985 –романы «Каждому своё» и «Крейсера». 1986 – роман «Честь имею». 1987 –роман «Каторга» и книга размышлений «Живая связь времён». Величественно уже одно перечисление. Мощный размах труда! За сорок лет работы Валентин Пикуль создал 30 романов и больших повестей, объём которых составил свыше 600 авторских листов. Многочисленны исторические миниатюры в 10-12 страниц, созданные на материале, оставшемся на периферии основных работ. В архиве большое рукописное наследие, свидетель широты неосуществлённых замыслов. Интересен замысел «романа-информации» под названием «Жирная, грязная и продажная», героем которой должна была стать нефть. Пикуль предлагает взглянуть на историю через «нефтяную скважину». Какая несокрушимая поступь! Какой бездной таланта и творческой энергии обладал писатель, создавший столько книг, каждая из которых меняла представление миллионов читателей об отечественной истории. Снимите шляпу, господа! Перед вами – великий подвижник. Человек, написавший библиотеку. Николай Коняев. // Попиши-ка за меня. Владимир Даль. // Высшая доблесть состоит в том, чтобы совершать в одиночестве то, на что люди обычно отваживаются лишь в присутствии многих свидетелей. Франсуа Ларошфуко. // Мужество – не единственная, но обязательная составная часть таланта любого художника. Василий Белов.


Рецензии