Как я переплюнул Тарзана...

 
       Я не хожу в кино уже лет двадцать. Нет несколько раз я всё таки был, но

это в Доме Кино на просмотре фильмов,звукооператором которых был мой родственник.

Кстати, я как нибудь вам расскажу кое что об этих просмотрах. Любопытные знаете

ли бывали встречи и знакомства, как например с Михаилом Ульяновым в комнате

мужского туалета.

      А так, я в кино не хожу. По многим причинам. И главное то, что меня не

тянет в эти новые кинотеатры или в старые, но переоборудованные под новые. С

новыми экранами, с мощным объёмным звучанием, с замечательным техническим

обеспечением фильма. Ан нет. Мне этого не надо.

      А когда то и в детстве и в юности кино было неотъемлемой частью моей жизни.

В кино я ходил с мамой, один, с приятелями и друзьями, с девочками, а потом и с

девушками. Экран притягивал, заставлял переживать, думать. Какие споры

разражались после просмотров. Но это ,конечно было уже позже, когда я кончал

школу. А сейчас я хочу вернуться в детство и вспомнить несколько фильмов, с

которыми связаны различные истории.

       Самое раннее воспоминание - это просмотр фильма "Богдан Хмельницкий" с

Мордвиновым в главной роли. По каким то причинам мне неведомым, этот фильм исчез

с экранов кинотеатров ещё в 60-тых годах прошлого века. По телевизору его вообще

не показывали. Значит что то там было. Но я не об этом хочу вспомнить. Я смотрел

этот фильм в шестилетнем возрасте вместе с однолеткой и моим соседом по дому

Юркой. Но самое то интересное, что смотрели мы кино в будке киномеханика в каком

то клубе близ Северянки(платформа Северянин Московско-Ярославской железной

дороги). Дело в том, что отец Юрки и был тем самым киномехаником. Он брал нас

раза три с собой на работу в кино. То ли нас не с кем было оставить, то ли он

хотел нас приобщить к миру кино-я не знаю. Но впечатление от просмотра из будки

такое, что я до сих пор, пусть не в деталях, но помню, а ведь прошло почти 60

лет, и шум от работы киноаппарата, и паузы при смене отдельных частей ленты, и

свист зрителей в зале-при нарушении просмотра. А главное я прекрасно помню

Мордвинова в роли Богдана Хмельницкого. Чёрт. А может это был не Мордвинов?.

        Но впервые я познакомился с кино наверное чуть раньше. И это был

"Тарзан". Это были несколько трофейных, как тогда называли, лент о Тарзане с

Джонни Вейсмюллером-олимпийским чемпионом -в главной роли. Конечно я не знал

тогда эту фамилию. Я её просто и выговорить то бы не сумел. А уж что Джонни был

олимпийским чемпионом по плаванию, я узнал лет через восемь после просмотра

"Тарзана". Из всего, что я тогда видел ,в памяти осталось несколько кадров и

,конечно, призывный крик Тарзана. Я ходил на Тарзана раза два. И оба моих

посещения проходили, благодаря нашей соседке Лерке, которой тогда было лет 16-17,

и которая почему то с удовольствием меня брала с собой. Так вот. На втором

просмотре фильма я попытался издать что то похожее на крик Тарзана. На меня

зашикали со всех сторон. И Лерка больше меня с собой на Тарзана не брала. А мне

это было всё равно. Я носился со своими приятелями по двору и истошно орал так,

что лаяли все окрестные собаки и в испуге вздрагивали старушки. Тарзана я

переплюнул!

          "Тарзан" мне конечно запомнился, но не произвёл такого впечатления, как

фильм "Багдадский вор". Шёл 1953 год. Я ещё не учился в школе, но

мама(учительница) иногда брала меня с собой на работу, оставляя в семье директора

школы, живущей рядом. Однажды, мама предложила мне пойти с 4-ым классом на

просмотр "Багдадского вора", и я конечно с радостью согласился. Надо вам сказать,

что в Лосинке(ст. Лосиноостровская Московско-Ярославской железной дороги или г.

Бабушкин) было всего два кинотеатра: один-летний, а другой-зимний. Они, конечно

имели какие то специальные названия, но все так их и называли. Мы пошли в Зимний.

Я смотрел этот фильм, как зачарованный, и позднее, я много раз вспоминал

отдельные кадры. Фильм поражал яркостью красок, какими то необыкновенными

съёмками и волшебными приключениями мальчика. Позднее, я много лет не мог ,хотя

очень хотел, посмотреть этот фильм снова. Я уже знал к тому времени, что

"Багдадский вор" снят знаменитым венгерским кинорежиссёром Александром Корда.

Снят в Англии, куда Корда был вынужден эмигрировать во время Второй мировой

войны. Корда подарил копию этого фильма Советскому Союзу в честь Победы над

фашистской Германией. И тем более мне было не ясно, почему этот фильм не

показывают по телевизору. А после 1985 года, когда началась "перестройка",

Багдадский вор появился и на экранах телевизоров и на видеокассетах. И началась

его новая жизнь. И знаете-он ничуть не устарел, так же как другой детский фильм

но уже наш-"Садко". И сегодня я иногда пересматриваю видеокассету "Багдадского

вора" и вспоминаю тот коллективный просмотр фильма в 1953 году и с детской(ну

надо же) непосредственностью сопереживаю весёлому и не унывающему "Багдадскому

вору"- герою моего социалистического детства!

        Любовь к истории, к историческим героям и событиям пришла ко мне году в

1955-56-ом, после просмотра советско-албанского фильма "Великий воин Албании

Георгий Скандерберг". Фильм меня поразил всем чем может поразить десятилетнего

мальчика из интеллигентной семьи: сражения и любовь, отвага и предательство,

патриотизм и коварство. Всё было в этом фильме. Но главное, всё было великолепно

снято. Больше я этот фильм никогда не видел. После 20-ого съезда партии и речи

Н.С. Хрущёва о последствиях культа личности Сталина, отношения между СССР и

Албанией стали ухудшаться, достигнув кризисной точки в 60-70-ые годы прошлого

века. Сразу же после начала "перестройки" наблюдалось некоторое потепление этих

отношений. Благо и Энвер Ходжа и Мехмет Шеху(руководители Албании в те годы) ушли

в мир иной. И однажды я обнаружил в газете, в программе телевидения на неделю,

сообщение о показе этого фильма в рабочий день в 3 часа дня. Отпроситься с работы

у меня не было никакой возможности, и я, надеясь, что фильм покажут ещё не раз,

не очень то и переживал. А зря. Больше этот фильм не показывали. А у меня перед

глазами до сих пор стоят отдельные кадры и сражений и предательства. Стоят? А

может мне это кажется?

            Как любой нормальный ребёнок, я любил мультики. Некоторые из них я

люблю смотреть и теперь- один или с внучкой. Сейчас такое количество

мультфильмов, что диву даёшься. А тогда, в начале пятидесятых годов прошлого

века, мультипликационных фильмов было мало. Время сериалов типа "Ну погоди",

"Приключения капитана Врунгеля" или "Кота Леопольда" ещё не наступило. Мы

смотрели преимущественно русские сказки или мультики про животных. И были очень

довольны. Но однажды, я не помню уже как, я попал в кинотеатр на Диснеевскую

"Белоснежку и семь гномов". И с тех пор все остальные мультики просто меркли

перед этим фильмом. Я был просто влюблён и в гномов, особенно в самого

младшенького, и в Белоснежку, и в музыку, и в песни, которые я распевал на

тарабарском языке. А какая мимика нарисованных кукол, а какие краски. А затем

этот мультик исчез с экранов кинозалов. Не показывали его и по телевизору. И тоже

до "перестройки". Где то с 1987 года на нас обрушилась лавина видеофильмов, и в

первую очередь детских мультиков, производства непосредственно Уолта Диснея или

его компании. Я вервые увидал "Бэмби", "Золушку" и др. Но лучше "Белоснежки"

ничего не было. Может быть потому что она из детства? Кто знает.

       А теперь пришёл черёд заканчивать воспоминания о кино моего детства. И

кончить я хочу тем фильмом, который мы все смотрим с удовольствием под Новый Год

уже более 50 лет. И слава богу, что и режиссёр фильма жив и главная актриса тоже

нас ещё радует своей игрой. Фильм этот "Карнавальная ночь"; режиссёр Эльдар

Рязанов и главная актриса-Людмила Гурченко.


       Фильм вышел на экраны кинотеатров в январе 1957 года, после 20-ого съезда

партии. И если эпоха "оттепели",по Илье Эренбургу, началась в нашем обществе с

1954 года, то эпоха "оттепели" в нашем кино началась именно с этого, в общем то

совсем незатейливого фильма; фильма - ревю. Всё совпало одновременно: время

ожидания чего то нового; музыка и песни; молодая и задорная Гурченко;

сумасбродный Игорь Ильинский в роли директора клуба. Всё совпало. И мы 

послевоенные дети- дети победителей наконец то почувствовали глоток свободы,

прозвучавший в этом фильме. Маленький такой глоток. Но я теперь думаю, что без

"Карнавальной ночи" не было бы "О бедном гусаре замолвите слово".

       А я посмотрев фильм тогда же в январе 1957-ого года, бросился искать

пластинку с записью песен из фильма. И только в марте сумел я купить. А к тому

времени уже вся страна распевала:"Если вы нахмурясь, выйдете из дома. Если вам не

в радость солнечный денёк, пусть вам улыбнётся...". Вот с этой улыбкой мы и

заканчивали наше детство, и начиналась юность, в которой новому кино всегда было

место.


Рецензии